В какой валюте уплачиваются таможенные платежи

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза — ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Содержание

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция — 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Таможенная стоимость Cтавка таможенной пошлины %

Пример расчета таможенного платежа:

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб.)

* — В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

Калькулятор таможенной пошлины

Таможенный калькулятор, который мы подготовили для простого и быстрого расчёта суммы таможенной пошлины, позволяет получить результат на основе исторических данных о курсах валют и введённых пользователем данных.

Калькулятор (пока) не учитывает весовой лимит, который неактуален для подавляющего большинства посылок, поскольку их вес не превышает 31 кг и укладывается в беспошлинную норму. Результат расчёта может незначительно отличаться от реально начисленной пошлины из-за разницы в алгоритмах расчёта нашей версии калькулятора и информационных систем ФТС и Почты России (например, они могут получить данные на следующий день после покупки и выполнить расчёт по другому курсу евро).

Для расчёта величины таможенной пошлины, начисляемой для посылки, следует перечислить все относящиеся к ней товары, даже если они приобретались отдельными заказами, но продавец отправил их одной посылкой. Цену товара следует указывать в валюте заказа, а не в валюте источника оплаты (банковская карта, электронный кошелёк и т.п.).

Как оплатить таможенную пошлину?

В зависимости от того, какой службой доставляется почтовое отправление, и оказывает ли эта служба услуги таможенного оформления, получателю отправления по указанным контактным данным может быть направлено таможенное уведомление с уже рассчитанной суммой таможенной пошлины и инструкцией по её оплате. Оплату необходимо произвести согласно инструкции.

Многие курьерские службы берут на себя процесс оплаты таможенной пошлины, позволяя внести необходимую сумму в личном кабинете пользователя на своём сайте. Это сильно упрощает жизнь не только пользователям, но и самим курьерским службам — если пользователю дать шанс «накосячить», он непременно им воспользуется, но винить будет, конечно же, не себя.

Почта России при использовании официального мобильного приложения не только сообщает получателю информацию о начисленной таможенной пошлине, но и позволяет её оплатить: онлайн в приложении (без комиссии) или непосредственно при получении почтового отправления (комиссия 10% от суммы таможенного платежа). Онлайн-оплата может быть выполнена с использованием банковской карты. Если вы хотя бы время от времени покупаете дорогие товары за границей, доставляемые обычной почтой, установка приложения Почты России способна избавить вас от многих проблем.

Кстати, на первом скриншоте выше величина таможенной пошлины рассчитана, исходя из реальной стоимости товара по курсу евро на момент покупки, хотя посылка ещё не поступила ни на российскую таможню, ни в сортировочный центр Почты России (это к вопросу о «сливе» данных AliExpress и надежде обойтись заниженной стоимостью в таможенной декларации).

При оплате с помощью банковского платежа важно корректно указать не только банковские реквизиты получателя платежа, но и его назначение. Известны случаи, когда при неверном указании назначения платежа сотрудники таможенной службы требовали провести платёж повторно (при этом предыдущий платёж возвращался, но спустя какое-то время).

Вопросы и ответы

— Учитывается ли стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины?

Нет, стоимость доставки при расчёте таможенной пошлины не учитывается. Например, если покупатель заплатил за посылку с товаром 205 евро, из которых стоимость доставки составила 15 евро, посылка пройдёт таможню без начисления пошлины.

— От какой суммы исчисляется размер пошлины при покупке со скидкой?

Если товар приобретён со скидкой (например, по купону или промокоду), размер таможенной пошлины будет рассчитан от реально уплаченной суммы (т.е. после применения скидки). В редких случаях может потребоваться её документарное подтверждение.

— Обязательно ли указание ИНН при оформлении пошлины?

Граждане России, помимо Ф.И.О., адреса и паспортных данных, должны предоставить таможенному представителю свой ИНН — такое требование содержатся в Приказе ФТС от 5 июля 2018 года № 1060. На граждан других стран, проживающих или пребывающих на территории РФ, это требование не распространяется.

— Как обойти таможенные лимиты при заказе дорогого товара из-зa pyбeжa?

Во-первых, можно попытаться найти вариант с отправкой из России. В этом случае посылка не проходит таможню, и пошлина не начисляется (на самом деле, такой товар таможню уже прошёл, и ввозная пошлина оплачена продавцом, пусть и по другим нормам и правилам). Как правило, товары, доставляемые с российских складов, стоят несколько дороже, но эта разница может быть меньше предполагаемой суммы таможенной пошлины.

Во-вторых, можно попытаться договориться с продавцом об указании меньшей суммы в таможенной декларации. Некоторые продавцы охотно идут на это, несмотря на прямой запрет таких действий правилами торговых площадок. Помимо прочего, занижение декларируемой суммы продавцом не спасает от «слива» реальной стоимости товара самой торговой площадкой, а также подозрений, которые могут возникнуть у сотрудников таможенной службы.

В-третьих, продавец сам может предложить один из легальных способов обхода новых таможенных норм: перенести значительную часть стоимости товара в стоимость пересылки, выслать товар как бывший в употреблении или отправить его по частям разными посылками. Очевидно, продавцы, стараясь сохранить обороты, в итоге научатся выходить победителями из игры в «кошки-мышки» с российской таможней, выступая при этом на стороне покупателей, желающих сэкономить.

— Может ли консолидация посылок AliExpress привести к превышению новых таможенных норм?

Формально — да, поскольку лимиты применяются к почтовым отправлениям, а консолидированная (т.е. объединённая) посылка представляет собой не что иное, как обычное почтовое отправление. Хочется надеяться, что AliExpress и впредь будет подходить к вопросу консолидации посылок с максимальной аккуратностью, учитывая совокупную стоимость товаров и таможенные нормы страны назначения. По крайней мере, случаев превышения ранее действовавших лимитов из-за консолидации посылок не зафиксировано.

— Можно ли отказаться от посылки с начисленной таможенной пошлиной?

Да, можно не оплачивать пошлину и не забирать посылку. По истечении времени хранения (30 суток) посылки в почтовом отделении она будет возвращена отправителю. После получения посылки отправителем (отслеживается по трек-номеру) можно вернуть оплату за товар через открытие спора. Впрочем, злоупотреблять этим не стоит: продавец и площадка несут почтовые расходы, которые ничем не компенсируются — при многократном повторении такого «подвига» аккаунт покупателя, скорее всего, будет заблокирован.

— Какие интернет-магазины передают сведения о заказах российских пользователей Почте России?

По состоянию на начало 2020 года известно только о двух торговых площадках, подключившихся к информационной системе Почты России — AliExpress и Joom. Почта России, как уполномоченный оператор почтовой связи, в свою очередь, передаёт эти сведения дальше — в ФТС.

Теги: 2020, таможня, пошлина, калькулятор, расчет, оплата.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление — размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импорте Размер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей — порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы «Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Внимание! При расчете таможенных платежей необходимо учитывать колебания валютных курсов.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Оставить заявку или заказать расчет

Единые ставки таможенных пошлин, налогов

Единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в отношении всех категорий товаров, ввозимых в физическими лицами для личного пользования в сопровождаемом, несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения.

Единые ставки приведены в Приложении 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107 и не включают таможенные сборы за хранение товаров и за таможенное оформление.

Таможенные платежи по единым ставкам применяются только в части превышения установленных норм по стоимости и(или) весу товаров!

Товары для личного пользования облагаются таможенными платежами по единой ставке в следующих случаях:

Категории товаров для личного пользования и способы их ввоза Стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза Единые ставки таможенных пошлин, налогов
1 Товары для личного пользования (кроме этилового спирта, алкогольных напитков, пива), ввозимые в сопровождаемом или несопровождаемом багаже воздушным видом транспорта стоимость превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и (или) вес превышает 50 кг 30 % от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
2 Товары для личного пользования (кроме этилового спирта, алкогольных напитков, пива), ввозимые в сопровождаемом или несопровождаемом багажевидами транспорта, отличными от воздушного, или в пешем порядке стоимость превышает сумму, эквивалентную 500 евро, и (или) вес превышает 25 кг 30 % от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
3 Товары для личного пользования (кроме этилового спирта, алкогольных напитков, пива), доставляемые перевозчиком на таможенную территорию стоимость превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес превышает 31 кг 15 % от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
4 Товары для личного пользования, пересылаемые в МПО на таможенную территорию стоимость МПО превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и (или) вес брутто МПО превышает 31 кг 15 % от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто МПО в части превышения стоимостной и (или) весовой норм
5 Этиловый спирт, ввозимый в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, а также доставляемые перевозчиком на таможенную территорию в количестве до 5 л включительно 22 евро за 1 л
6 Алкогольные напитки и пиво, ввозимые в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в количестве более 3 л, но не более 5 л 10 евро за 1 л в части превышения количественной нормы 3 л
7 Алкогольные напитки и пиво, доставляемые перевозчиком на таможенную территорию в количестве до 5 л включительно 10 евро за 1 л
8 Товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом или несопровождаемом багаже физическим лицом государства ЕАЭС, временно проживавшим в иностранном государстве не менее 12 месяцев, при подтверждении этого факта стоимость превышает сумму, эквивалентную 5 000 евро 30 % от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной нормы 5 000 евро в эквиваленте

По единым ставкам таможенных платежей также облагаются автомобили, ввозимые собственниками, либо по поручению собственников иными лицами, в зависимости от года выпуска и объема двигателя.

Порядок определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства определен Решением Коллегии ЕЭК от 30.06.2017 N 74 «Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования».

наверх

Совокупный таможенный платеж

Совокупный таможенный платеж (СТП) — это общая сумма, эквивалентная сумме таможенных пошлин, акцизов и НДС, установленных общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников ВЭД, исчисленная в отношении перемещаемых физическим лицом товаров в соответствии с кодом товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации ПТД таможенным органом.

Платежи в виде СТП взимаются в следующих случаях:

  • товары ввозятся не в целях личного пользования (коммерческие цели) согласно заявлению перемещающего их физического лица;
  • ввозимые товары ни при каких обстоятельствах не могут ввозиться для личного пользования, потому что входят в Перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования согласно Приложению 6 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107;
  • товары по своему характеру, количеству и обстоятельствам ввоза не могут быть отнесены к товарам, перемещаемым для личного пользования в соответствии с критериями, определенными ТК ЕАЭС;
  • Отдельные виды товаров по Перечню, приведенному в Таблице 2 Приложения 2 к Решению Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107:
    • Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (кроме гоночных), товарной позиции 8703 ТН ВЭД
    • Мотоциклы, мопеды, мотороллеры товарной позиции 8711 ТН ВЭД
    • Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, товарной позиции 8702 ТН ВЭД
    • Моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн включительно, субпозиций 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД
    • Прицепы к авто- и мототранспортным средств для личного пользования
    • Водные суда, воздушные суда
    • Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, содержащие в качестве ходовых исключительно электродвигатели (один или несколько), субпозиции 8703 80 000 ТН ВЭД
    • Кузова транспортных средств для личного пользования

При исчислении таможенных платежей в висде СТП в обязательом порядке определяется код ТН ВЭД товара с целью определения ставок ввозных таможенных пошлин и налогов. Пошлины и налоги при этом исчисляются в порядке, установленном для участников ВЭД, должностным лицом с применением ТПО.

наверх

Таможенные сборы за таможенные операции

Таможенными сборами за таможенные операции являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском.

В настоящее время ставки таможенных сборов за таможенное оформление установлены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» (с 1 августа 2020 года эот документ утратит силу).

Физические лица уплачиват сборы за таможенные операции в размере 250 рублей при перемещении товаров любым из способов, однако только в тех случаях, когда товары облагаются таможенными пошлинами по единым ставкам или ввиде СТП. Если товары ввозятся без уплаты таможенных платежей, то и сборы за таможенные операции не уплачиваются.

Таможенные сборы уплачваются одновременно с подачей ПТД вместе с остальными платежами.

наверх

Что случилось?

С 1 января 2020 года на территории Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация) начали действовать новые стоимостные, весовые и количественные нормы ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию Союза. Максимально допустимым беспошлинным порогом стала стоимость международного почтового отправления 200 евро при весе брутто 31 кг; превышение любого из этих двух параметров приведёт к обложению почтового отправления таможенной пошлиной. Фраза «максимально допустимым» означает, что страны ЕАЭС вправе устанавливать собственные лимиты, которые могут быть ниже, но не выше установленных для территории Союза. Таким правом уже воспользовались, в частности, в Республике Беларусь, где без уплаты пошлины можно ввозить товары стоимостью не выше 22 евро и весом не более 10 кг.

Нормы ввоза товаров установлены решением Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», а затем скорректированы решением от 1 ноября 2018 года № 91.

Несмотря на то, что в конце 2019 года в информационное пространство неоднократно вбрасывались суждения о необходимости дальнейшего снижения беспошлинного порога, с 1 января 2020 года на территории Российской Федерации действуют нормы ввоза товаров для личного пользования, определённые решением ЕАЭС — 200 евро и 31 кг.

Что изменилось?

В течение 2019 года житель России был вправе без уплаты таможенной пошлины ввезти из-за рубежа в виде почтовых отправлений за один календарный месяц товары на общую сумму не более 500 евро общим весом не более 31 кг. С начала 2020 года месячный лимит больше не действует, а новый лимит — 200 евро и 31 кг — применяется к каждой посылке.

С одной стороны, российским шопоголикам (а также пресловутым «барыгам» на онлайн-барахолках) несказанно повезло: теперь можно, в частности, десятками закупать бюджетные смартфоны, не беспокоясь о пошлине. С другой стороны, пострадали покупатели с более высокими запросами: заказ на AliExpress флагманского устройства чреват прохождением квеста по уплате пошлины и расставанием с парой тысяч рублей.

Сущность, цели, задачи и функции таможенных пошлин

внешнеэкономический пошлина таможенный

Рассмотрим экономическую сущность таможенной пошлины.

С возникновением обмена товарами между отдельными государствами возникла проблема: какие факторы предопределяют экономичную целесообразность ввоза и вывоза тех или иных товаров. Первоначально теория международной торговли исходила из того, что внешняя торговля должна осуществляться в целях накопления в стране золота. Однако теоретически оставалось неясным, почему выгодно накапливать золото.

А. Смит показал, что в торговле между странами выгоднее продавать товары, производство которых в данной стране осуществляется с более низкими затратами, чем в другой стране, а не накапливать золото. Этот теоретический подход развил Д. Рикардо. Он считал, что обмен товарами между странами осуществляется таким образом, что следует вывозить товары, которые производятся с относительно более высокой производительностью труда и ввозить товары, которые производятся в данной стране с относительно более низкой производительностью труда.

Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо получила развитие в XX в. в теории избыточных производственных факторов, из которой следует, что экономически целесообразно экспортировать товары, в производстве которых в основном используются избыточные факторы, например, вывозить капиталоемкую или трудоемкую продукцию. Однако эта теория не получила достаточного подтверждения на основе анализа внешней торговли различных стран.

Теория внешней торговли М. Портера исходит из положения, что в международной торговле участвуют не страны, а фирмы, имеющие определенные конкурентные преимущества, которые они стремятся удерживать и развивать при поддержке государства в производстве конкурентоспособной, прежде всего, высокотехнологичной продукции.

Однако из этой теории не совсем ясно, какие теоретические положения лежат в основе внешней торговли. Поскольку М. Портер пишет, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993..

Различные теории внешней торговли в определенной степени были справедливы для своего времени и в современном мире с учетом конкретных экономических ситуаций. Однако главным фактором, определяющим эффективность внешней торговли, является экспорт высокотехнологичной продукции.

Научно-технический прогресс является ведущей силой социально-экономического развития. Создание и использование новых техники и технологий обеспечивают экономическое преимущество той или иной стране. Разработка новых машин, оборудования, технологических процессов, освоение их производства требует больших затрат высококвалифицированного труда. Увеличение доли такой продукции в общем объеме производства повышает трудоемкость единицы производимой продукции, она концентрирует в себе все большее и большее количество высококвалифицированного труда. Развитые трудодефицитные страны, как показали проведенные ранее различными исследователями расчеты, экспортируют не капиталоемкую а трудоемкую продукцию, хотя являются капиталоизбыточными.

Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующей в себе высококвалифицированный труд, позволяет получать определенные социально-экономические преимущества. В обмен на такую продукцию можно немного дешевле импортировать топливно-сырьевые товары, которые будут преобразовываться в продукцию с высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырью страны для повышения эффективности своей экономики вынуждены ввозить высокотехнологичную продукцию, и становятся технологически зависимыми от стран с высоким уровнем развития. Таким образом, в современном мире страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые в максимальной степени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсы концентрируют затраты высококвалифицированного труда и ввозить топливно-сырьевые и другие товары с минимальными затратами высококвалифицированного труда. Это предполагает, что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно возрастающей долей продукции отраслей, использующих высококвалифицированный труд. В России существуют все предпосылки для восстановления и развития производства современной высокотехнологической продукции.

Мировая торговля во все большей степени трансформируется таким образом, что развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный труд, а в торговле с развивающими и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный труд, на товары, произведенные с минимальными затратами высококвалифицированного труда.

Таким образом, из теории внешней торговли вытекают определенные требования к системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только в том случае, если последние будут разрабатываться исходя из научно-обоснованных положений, что обусловливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины. Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога. Возникновение государственных образований обусловило появление их права на часть вновь созданной стоимости, необходимой для покрытия затрат по осуществлению государственных функций. Эти затраты покрывались путем изъятия части вновь созданной стоимости через налоги и взимания таможенных пошлин.

Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они оказывали более глубокое воздействие на экономические процессы внутри государства, что обусловливалось их тесной связью с ценами.

По мере возрастания объемов внешней торговли, усиления ее влияния на экономическое развитие возрастала роль таможенных пошлин как регулятора экономики. Однако экономическая сущность таможенной пошлины оставалась недостаточно изученной.

В настоящее время отсутствует четкое понимание экономической сущности таможенных пошлин, что является причиной различных подходов к определению категории «таможенная пошлина».

Большинство исследователей определяют таможенную пошлину как налог. Налоговый кодекс Российской Федерации относит таможенную пошлину к федеральным сборам и налогам. При этом в Кодексе не дается определение категории налога.

По существу, он трактуется только по своей форме — как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. По своей форме таможенная пошлина хотя и выступает как обязательный платеж, но взимается не в целях финансового обеспечения деятельности государства и, естественно, не должна подпадать под это определение.

В Законе РФ «О таможенном тарифе» в редакции 1993 г. (ст. 5) таможенная пошлина определялась как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В Федеральном законе от 08.11.2005 «О внесении изменений в Закон РФ «О таможенном тарифе» таможенная пошлина определяется как обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию РФ или при вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Некоторые авторы определяют таможенную пошлину как денежный сбор, взимаемый при ввозе и вывозе товара Таможенное дело: Словарь-справочник. СПб.: Логос-СПб., 2000. С. 156. Новиков В.. Денежный сбор по своей экономической сущности также является инструментом перераспределения вновь созданной стоимости.

Из определения следует, что таможенная пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, т.е., при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в таможенных пошлинах этой разницы.

Ввод, отмена таможенных пошлин оказывают непосредственное влияние на экономические интересы импортеров и экспортеров, хозрасчетную эффективность ввоза и вывоза определенных групп товаров. Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, что, в свою очередь, может проявляться на уровне цен ввозимой и вывозимой продукции.

Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени воздействия на уровень рыночных цен, которые, в свою очередь, оказывают влияние на объемы платежеспособного спроса и предложения конкретных товарных рынков.

Основные цели и задачи таможенные пошлины подразделяются на:

  • — фискальные;
  • — протекционистские;
  • — антидемпинговые;
  • — компенсационные;
  • — специальные;
  • — преференциальные.

Фискальные цели и задачи таможенной пошлины заключаются в получении доходов в бюджет государства.

Протекционистские направлены на защиту национального товаропроизводителя.

Антидемпинговые цели и задачи таможенной пошлины — это противодействие демпинговому импорту.

Компенсационные заключаются в нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики.

Специальные заключаются в ограничении возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации.

Преференциальные цели — это поддержка экономического развития развивающихся стран за счет расширения их экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • · фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • · протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • · балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Для того, чтобы таможенные пошлины служили эффективным инструментом государственного регулирования ВЭД, нужно правильно их сформировать.

Рассмотрим важнейшие принципы, факторы и критерии формирования таможенной пошлины.

Важнейший принцип формирования таможенных пошлин — принцип научной обоснованности. Таможенная пошлина должна определяться на основе научно обоснованных положений, что объективно отражает ее экономическую реальность и позволяет использовать для решения поставленных задач.

Принцип научной обоснованности предполагает, что при определении таможенных пошлин необходимо учитывать действие экономических законов. Это, прежде всего, закон стоимости, который предусматривает необходимость эквивалентности обмена и является регулятором производства. При нарушении действия этого закона прекращается поступательное экономическое развитие, возникают и углубляются диспропорции в обмене результатами труда между отдельными отраслями производства, в результате чего отдельные отрасли приходят в упадок.

Нарушение этого закона определило те тенденции, которые сформировались в ходе экономических процесса в 1992-2001 гг. Из принципа научной обоснованности следует, что в условиях рыночной экономики таможенные пошлины должны формироваться также с учетом закона соотношения спроса и предложения товаров. В конечном итоге система таможенных пошлин должна отвечать требованиям закона экономии общественного времени и способствовать ускорению темпов социально-экономического развития общества.

В современном мире основой ускорения социально-экономического развития является максимизация темпов научно-технического прогресса, которая определяется возможностями каждой страны в развитии научных исследований и эффективности хозяйственного механизма, позволяющего, с одной стороны, реализовать достижения этих исследований, а с другой стороны, создать экономическую заинтересованность в развитии научных исследований.

В условиях углубляющегося развития международного обмена результатами таможенные пошлины должны способствовать развитию направлений научно-технического процесса и комплекса производств, позволяющих постигнуть поставленных тактических и стратегических целей. Поэтому одним из основных принципов формирования таможенных пошлин может являться учет приоритетов развития отдельных производств и отраслей, которые должны существовать и получать дальнейшее развитие в стране, специализацию в тех или иных областях научно-технической политики.

Например, Россия, безусловно, должна иметь собственную базу производства элементных основ для создания продукции радиоэлектронной промышленности, а какие изделия радиоэлектроники производить в стране, можно решить с учетом специализации и эффективности производства в отельных странах, например, производить собственные компьютеры и ввозить телевизоры.

С этим принципом тесно связан принцип эскалации таможенных пошлин, из которого следует, что ввозные таможенные пошлины на топливно-сырьевые товары и продукты первичной обработки должны устанавливаться на более низком уровне, чем на продукцию обрабатывающей промышленности, что позволяет увеличить объемы переработки ввозимых топливно-сырьевых товаров и поставки на экспорт продукции высоких переделов с большей долей добавленной стоимости.

Однако этот принцип в полной мере может быть реализован только в условиях высокоразвитой экономики, позволяющей эффективно перерабатывать сырье и использовать топливо для производства современной, высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом на мировых рынках.

В условиях слаборазвитой страны, ориентированной на экспорт топливно-сырьевых товаров, этот принцип может быть реализован только частично, в части тех видов сырья, которые необходимы для поддержания экспортно-ориентированных производств в обрабатывающей промышленности.

Одним из важных принципов формирования ввозных таможенных пошлин является поддержание равновыгодной конкурентной среды для отечественных и зарубежных производителей на товарных рынках продуктов, производство которых является приоритетным для национальной экономики.

Если данная отрасль или производство приоритетны для развития экономики страны, то условия их конкуренции с импортными товарами должны обеспечивать реализацию потребителям торов примерно по одной и той же цене с учетом потребительских свойств и полезности товаров, а отечественным производителям — прибыль, достаточную для поддержания нормального функционирования предприятий. В то же время при формировании таможенных пошлин необходимо обеспечивать равновыгодность реализации продукции в оптово-торговом звене отечественной и импортной продукции.

При определении ставок вывозных таможенных пошлин этот принцип трансформируется следующим образом: обеспечивать равновыгодность поставки продукции на экспорт и внутренний рынок.

Нарушение принципа формирования таможенных пошлин приводит к созданию дефицита товаров на внутренних рынках и росту внутренних цен.

Одним из принципов установления таможенных пошлин является учет социально-экономических последствий введения новых ставок таможенных пошлин. Изменение ставок таможенных пошлин может привести к нерентабельности собственных производств, к закрытию предприятий и высвобождению работников, что связано с решением вопросов их трудоустройства. Особенно эти вопросы актуальны для территорий, где такие предприятия занимают ведущее место в экономике региона или являются градообразующими.

Рассматривая критерии формирования таможенных пошлин, следует исходить из общепринятого определения критерия как признака, на основании которого производится оценка определение или классификация чего-либо, мерило измерения. Для того чтобы, что-то определить, оценить, классифицировать, необходимо исходить из сущности той категории, которая отражает данное явление, данную реальность.

Важнейшим критерием формирования таможенной пошлины является степень достоверности отражения разницы в уровне национальной и мировой стоимости товаров, что предполагает использование при формировании таможенной пошлины цен, в максимально возможной степени отражающих стоимость и потребительские свойства товаров и применение методов, позволяющих определять такие цены.

Действующие цены под влиянием различных факторов отклоняются от стоимости товаров. Поэтому при обосновании пошлин их необходимо определенным образом скорректировать.

Важным критерием формирования таможенной пошлины является степень ее воздействия на экономическое поведение экспортеров, импортеров и отечественных производителей Новиков В.Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. -М.: РИО РТА, 2006.. С точки зрения ее соответствия интересам национальной экономики этот критерий тесно связан с критерием достоверности таможенной пошлины. Таможенные пошлины, в максимальной степени отражающие различия в уровне мировой и национальной стоимости, наиболее эффективно будут воздействовать на экономическое поведение импортеров, экспортеров и отечественных производителей. Если же достоверность таможенных пошлин невысока, то затруднительно определить, в какой степени она воздействует на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

При формировании таможенных пошлин необходимо учитывать критерий наличия собственного производства товара или его отсутствие. Этот критерий представляется достаточно важным, поскольку каждая страна должна иметь состав и структуру производства, вытекающие из геополитического и геоэкономического положения.

Пошлины, формируемые с учетом наличия собственного производства, можно определить термином «регулярные таможенные пошлины». При их обосновании необходимо рассчитывать цены, отражающие уровень и общественно необходимых затрат труда на производимую продукцию, и при этом существуют более жесткие рамки изменения ставок таможенных пошлин. Пошлины, формируемые при отсутствии собственного производства, можно определить термином «нерегулярные таможенные пошлины», поскольку существует возможность более свободного маневрирования такими пошлинами, хотя, естественно, существуют ограничения в таком маневрировании.

К сожалению, в условиях отсутствия достаточно разработанной структурной и промышленной политики этот критерий при формировании таможенных пошлин использовать достаточно сложно, но значимость такого подхода при формировании таможенных пошлин весьма высока.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *