В доме хотят открыть общепит. Жильцы в ужасе. Что делать?

Организациям общественного питания, размещаемым в жилых домах, кроме общих санитарных правил и норм, предъявляемых в сфере оказания данной услуги, необходимо соблюдать специальные требования, нарушение которых грозит административной ответственностью. Рассмотрим подробнее особенности размещения организаций общественного питания в жилых домах.

СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (в ред. от 31.03.2011). Пунктом 2.2 данного документа установлено, что организации общественного питания могут размещаться:

  • в отдельно стоящем здании;
  • в зданиях, пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям;
  • в нежилых этажах жилых зданий;
  • на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работающего персонала.

При размещении организаций общественного питания в жилых зданиях:

  • не должны ухудшаться условия проживания и отдыха людей;
  • необходимо соблюдать гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест;
  • не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха;
  • входы должны быть изолированы от жилой части здания;
  • недопустимо принимать продовольственное сырье и пищевые продукты со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Загрузка должна производиться с торца жилого здания, не имеющего окон, из подземных туннелей со стороны дорог при наличии специальных загрузочных магистралей. Часто нарушение последнего требования является предметом судебного разбирательства.

Судебная практика Как следует из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2013 по делу № А43-25570/2012, на основании обращения жителя многоквартирного дома по поводу того, что загрузка продуктов и иных товаров рестораном осуществляется со стороны двора дома, была назначена внеплановая проверка, в ходе которой данный факт подтвердился. Ресторану было выдано предписание: в установленный срок устранить данное нарушение. Организация общепита предприняла попытку оспорить предписание в суде, аргументируя свою позицию тем, что СП 2.3.6.1079-01 вступили в силу 01.02.2002, а ресторан был введен в эксплуатацию 05.05.1997, когда действовали другие санитарно-эпидемиологические правила, которые не содержали запретительной нормы относительно осуществления загрузки продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома. Судьи всех трех инстанций признали оспариваемое предписание Роспотребнадзора законным и обоснованным.

  • площадка мусоросборника должна располагаться на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха (п. 2.6 СП 2.3.6.1079-01). Нарушение этой нормы также не останется без внимания контролирующего органа;

Судебная практика Так, в Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 04.02.2014 по делу № 33-1106/2014 указано, что организацию общественного питания обязали убрать с придомовой территории контейнерную площадку для сбора мусора и пищевых отходов, а также мусорные контейнеры, поскольку они располагались на расстоянии 16 м от жилого дома.

  • площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей должны размещаться только со стороны проезжей части автодорог, во дворах жилых домов их размещение запрещено (п. 2.7 СП 2.3.6.1079-01).

Сети бытовой и производственной канализации организации общественного питания не должны объединяться с хозяйственно-фекальной канализацией жилого дома, а стояки бытовой канализации из верхних этажей жилого дома допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных) (п. 3.10, 3.11 СП 2.3.6.1079-01).

Судебная практика Как следует из Апелляционного определения Нижегородского областного суда от 04.09.2012 по делу № 33-6567, в ходе проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения было установлено, что канализационные сети кафе-бара подключены во внутридомовые сети канализации. До устранения нарушений п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01 деятельность кафе-бара была запрещена на том основании, что они создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди населения города. А в соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем является основанием для запрета деятельности, создающей такую опасность.

Работа систем местной вытяжной вентиляции не должна влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения (п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция организаций общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м. Нарушение данного положения также часто является предметом спора.

Судебная практика Как указано в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.02.2012 по делу № А78-6633/2011, основанием для выдачи организации предписания территориальным органом Роспотребнадзора послужило то, что шахты вентиляционных систем кафе и магазина были выведены на крышу пристройки к жилому дому и заканчивались на уровне окон квартир первого этажа. В результате все запахи, сопровождающие функционирование кафе и магазина, проникали в квартиры жителей дома.

Однако организация посчитала, что контролирующим органом не доказано существование возможности нанесения вреда жильцам дома из-за отсутствия требуемой системы вытяжной вентиляции (не было исследований проб воздуха и т. д.), и обратилась в суд с иском. Первая инстанция доводы организации поддержала, однако апелляционная инстанция, отменяя решение суда, пришла к выводу, что осуществление организацией деятельности по эксплуатации кафе с нарушением санитарных правил несет в себе общественную опасность, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Суд кассационной инстанции с такими выводами согласился.

Несоблюдение метража выступа (не менее 1 м) шахты вентиляции над коньком крыши или поверхностью плоской кровли послужило поводом для судебного разбирательства, описанного в Постановлении ФАС Уральского округа от 31.10.2013 № Ф09-11417/13 по делу № А50-1706/2013.

Судебная практика В ходе проверки было установлено, что шахты вытяжной вентиляции, через которые осуществляется выброс воздуха из помещений кафе (санузел для персонала, производственные помещения), выступают над поверхностью плоской кровли на высоту не более 0,6 м вместо требуемого 1 м. Контролирующий орган вынес предписание: в установленный срок устранить это нарушение. Судьи, которые рассматривали заявление организации, не согласившейся с предписанием, требования Роспотребнадзора поддержали, указав, что деятельность по эксплуатации кафе, осуществляемая с нарушением санитарных правил, несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан и ее продолжение в таких условиях может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.

Не только запах, но и шум от вентиляции стали причиной для судебного разбирательства, рассмотренного в Постановлении ФАС Уральского округа от 26.04.2012 № Ф09-2591/12 по делу № А50-16221/2011.

Судебная практика Организация, не согласившись с предписанием контролирующего органа об устранении выявленных нарушений, обратилась в суд с заявлением о признании его недействительным. При этом в суде пыталась доказать, что пристройка к жилому дому, в котором она оказывает услуги общественного питания, является отдельно стоящим зданием. Однако судьи с данной позицией не согласились, отметив, что отдельно стоящие здания предполагают промежуточный разрыв между ними, отсутствие соприкасающихся элементов, чего нельзя сказать о спорном объекте. Предписание контролирующего органа было признано законным и обоснованным.

Согласно п. 4.18 СП 2.3.6.1079-01 уровни шума и вибрации на рабочих местах в производственных помещениях, обеденных залах и площадках организаций общественного питания должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума и вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий, установленным:

Несколько слов о шашлыках

Приготовление блюд на мангале разрешается только в организациях общественного питания, размещенных в отдельно стоящих зданиях, при условии использования современного оборудования (п. 4.11 СП 2.3.6.1079-01). Кроме того, п. 8.26 данного документа установлено, что готовить блюда на мангалах, жаровнях, решетках, котлах разрешается в местах отдыха и на улицах при условии изготовления полуфабрикатов в стационарных организациях и при соблюдении перечня условий, среди которых:

  • наличие павильона, подключенного к сетям водопровода и канализации, а также холодильного оборудования для хранения полуфабрикатов;
  • размещение павильона на расстоянии не ближе 50 м от жилых зданий, лечебно-профилактических организаций, спортивно-оздоровительных и образовательных учреждений.

То есть, если услуги общественного питания оказываются в помещениях жилого дома, шашлыки на мангале рядом с ним жарить нельзя, что подтверждается и арбитражной практикой, например Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 10.04.2014 № 33-3390, Решением Ленинградского областного суда от 16.08.2011 № 7-611/2011.

К сведению Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 23.06.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны в т. ч. выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Возможно ли круглосуточное функционирование организации общепита, размещенной в жилом доме?

СП 2.3.6.1079-01 прямого запрета работать ночью не содержат, хотя можно сказать, что это приводит к ухудшению условий проживания и отдыха людей. Такой запрет имеется в п. 4.10 СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», которым установлено, что в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. При этом не допускается размещать:

  • все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов (время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления);
  • предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2; все предприятия, функционирующие с музыкальным сопровождением, в т. ч. дискотеки, танцевальные студии, театры, а также казино и т. д.

Судьи при рассмотрении споров руководствуются именно п. 4.10 СП 54.13330.2011 и при доказанности фактов работы заведения после 23 часов приходят к выводу о нарушении организацией указанных требований санитарного законодательства и, как следствие, о наличии в его действиях события административного правонарушения.

Ответственность

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, грозит ответственностью, установленной ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а именно наложением штрафа:

– на граждан — в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.;

– на должностных лиц и предпринимателей — от 2 до 3 тыс. руб.;

– на юридических лиц — от 20 до 30 тыс. руб.

Альтернативой штрафу для предпринимателей и юридических лиц может стать административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Судебная практика Так, из Решения Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2012 № 12-912/12, следует, что организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного приостановления деятельности по оказанию услуг общественного питания на срок 15 суток в т. ч. за нарушение требований п. 2.2 СП 2.3.6.1079-01 (осуществление загрузки продуктов питания со стороны дворового фасада здания, где расположены окна и входы в квартиры).

Примеры привлечения организаций общественного питания к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ содержатся:

– в Решении Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2014 по делу № А82-5777/2014 (погрузочно-разгрузочные работы проводились с торца здания, под окнами жильцов, вблизи от входа в подъезд);

– в Решении Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2014 по делу № А29-2153/2014 (загрузка пищевых продуктов производилась через единственный вход, находящийся под окнами жилых помещений дома);

– в Решении Астраханского областного суда от 12.10.2012 по делу № 7-194/2012 (превышение допустимого уровня шума в квартирах граждан, источником которого было определено кафе);

– в Решении Московского городского суда от 30.08.2012 по делу № 7-1695 (нарушение рестораном санитарных норм, установленных в отношении вентиляции).

Существуют примеры, когда организации общественного питания привлекались к ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Данной статьей также установлена возможность административного приостановления деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, но размеры штрафа немного ниже:

– для граждан — в размере от 0,5 до 1 тыс. руб.;

– для должностных лиц и предпринимателей — от 1 до 2 тыс. руб.;

– для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

Судебная практика Так, в Решении Свердловского областного суда от 20.03.2014 по делу № 71-96/2014 указано, что организацией общественного питания (кафе), размещенной в жилом здании, были превышены допустимые уровни шума. На основании ст. 6.4 КоАП РФ ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. Организация предприняла попытку в суде добиться замены штрафа на приостановление деятельности, однако суд в удовлетворении иска отказал.

Другие примеры привлечения к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ содержатся в Решении Московского городского суда от 26.03.2014 по делу № 7-1585/2014 (в т. ч. за нарушение требований к вентиляции), в Решении Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.09.2014 по делу № А71-8516/2014 (за превышение предельно допустимых уровней звука).

Кроме того, встречаются случаи, когда организации общественного питания, расположенные в жилых домах, замеченные в несоблюдении санитарных норм, привлекаются к административной ответственности на основании ст. 6.3 КоАП РФ — нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В названной статье также предусмотрено административное приостановление деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток, а размер штрафов следующий:

  • для граждан — от 100 до 500 руб.;
  • для должностных лиц и предпринимателей — от 0,5 до 1 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.

Судебная практика В Решении Ленинградского областного суда от 04.04.2012 № 7-136/2012 рассматривается дело, в котором на основании ст. 6.3 КоАП РФ организацию общественного питания привлекли к ответственности за то, что в нарушение п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01 отток воздуха из банкетного зала осуществлялся через общедомовой вентиляционный канал.

Арбитражная практика свидетельствует, что случаи, когда организации общественного питания за одно административное правонарушение привлекаются по разным статьям, например ст. 6.3, 6.4 или 6.6 КоАП РФ, — распространенное явление. Такое положение вещей обусловлено тем, что КоАП РФ содержит в себе нормы и общего, и специального характера. Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 № 01/5288-9-32 «О направлении Справки о практике применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» обратил внимание, что должностные лица к применению норм КоАП РФ иногда подходят субъективно и необоснованно квалифицируют административное правонарушение по общей ст. 6.3 КоАП РФ, вместо того чтобы применить специальные статьи, например ст. 6.6 КоАП РФ.

В свою очередь, судьи отмечают, что в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. При этом в силу п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при неправильной квалификации правонарушения принимается решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Обратим внимание еще на один момент. Нарушение санитарных правил и норм организацией, оказывающей услуги общественного питания в помещениях жилого дома, грозит не только приостановлением деятельности на срок устранения нарушений и значительными штрафными санкциями (иначе говоря, финансовыми потерями), но и полным ее закрытием. Так, Роспотребнадзор, установив, что нарушения санитарного законодательства, допущенные организацией, создают реальную угрозу здоровью людей, могут привести к возникновению инфекционных заболеваний, вправе обратиться в суд с иском о запрещении осуществлять деятельность по оказанию услуг общественного питания, руководствуясь ст. 1065 ГК РФ. Пункт 2 указанной статьи гласит: если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. И судьи позицию контролирующего органа в подобных ситуациях поддерживают.

Одной из причин, по которой принимается решение обязать организацию общественного питания прекратить деятельность, может стать и тот факт, что она располагается на первом этаже дома, который является жилым (т. е. в незанятой заведением части этажа располагаются квартиры). Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что размещение организаций общественного питания возможно только в нежилых этажах жилых зданий. Судьи приходят к выводу, что данное нарушение носит неустранимый характер, поэтому принимают решение о необходимости прекратить деятельность организации.

Заключение

Оказание услуг общественного питания именно в помещениях жилого дома привлекает предпринимателей и юридических лиц возможностью расширить круг постоянных посетителей за счет жильцов дома. Однако чтобы исключить риск переквалификации «потенциальных посетителей» в «недругов заведения», необходимо неукоснительно выполнять требования СП 2.3.6.1079-01, установленные для организаций, размещенных в жилых домах.

Организации, «добровольно» не выполняющие санитарные нормы, контролирующие органы могут обязать их соблюдать. Роспотребнадзор вправе отреагировать на жалобы жильцов внеплановой проверкой заведения. При этом должностные лица данного ведомства при выявлении нарушения санитарного законодательства имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, а те, соответственно, обязаны их выполнять (п. 2 ст. 50, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ). Кроме того, невыполнение установленных правил грозит предприятию общественного питания значительными финансовыми потерями, а также полным его закрытием. Надеемся, что представленная статья поможет организациям общественного питания избежать проблем и с жильцами дома, и с контролирующим органом.

Определением ВАС РФ от 03.08.2012 № ВАС-7453/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора судебных актов.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 36.

Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 31.10.1996 № 40.

Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (в ред. от 27.12.2010).

Утвержден Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 № 778.

См. решения Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2014 по делу № А50-11237/2014, по делу № А50-11236/2014.

См. Постановление ФАС Центрального округа от 23.06.2010 по делу № А14-13051/2009485/24.

См. Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2009 № Ф09-9139/09-С1 по делу № А60-19649/2009-С9.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.05.2014 № А56-5964/2014

Общие положения и область применения

1.1. Санитарные правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
1.3. Требования настоящих санитарных правил не распространяются на условия проживания в зданиях и помещениях гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.
1.4 Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
1.5.Контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации, независимо от форм собственности, мощности, места расположения, оборудуются системами внутреннего водопровода и канализации.

Водоснабжение организаций осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода, при его отсутствии оборудуется внутренний водопровод с водозабором из артезианской скважины, колодцев, каптажей.

Источники водоснабжения вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, резервные автономные устройства горячего водоснабжения с разводкой по системе должны отвечать требованиям соответствующих санитарных правил.

Место расположения, оборудование, содержание водозаборных сооружений (шахтные, трубчатые колодцы, каптажи родников) и прилегающая к ним территория должны соответствовать санитарным правилам.

Качество воды в системах водоснабжения организации должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения (контроль должен проводиться в рамках производственного контроля)

Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. При этом следует предусматривать такие конструкции смесителей, которые исключают повторное загрязнение рук после мытья.

Горячая и холодная вода подводится ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также, при необходимости, к технологическому оборудованию.

Температура горячей воды в точке разбора должна быть не ниже 65°грод. C.

Для сетей горячего водоснабжения используются материалы, выдерживающие температуру выше 65°грод. C.

В организациях запрещается использовать привозную воду.

При отсутствии горячей или холодной воды организация приостанавливает свою работу!!!!!

Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной, с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации.

Уровень выпуска производственных стоков оборудуется выше уровня выпуска хозяйственно-фекальных стоков.

Помещения с наличием сливных трапов, моечных ванн, раковин, унитазов не размещаются ниже уровня внутриплощадочной канализации, примыкающей к пищевому объекту.

Горизонтальные отводы канализации от всех производственных помещений, вне зависимости от числа санитарно-технических устройств, имеют устройства для прочистки труб.

На концевых участках канализационных горизонтальных отводов устраиваются «дыхательные» стояки для исключения засасывающего эффекта при залповых сбросах сточных вод из оборудования.

Производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).

Сброс в открытые водоемы и на прилегающую территорию неочищенных сточных вод, а также устройство поглощающих колодцев не допускается.

Прокладка внутренних канализационных сетей с бытовыми и производственными стоками не проводится под потолком обеденных залов, производственных и складских помещений организаций. Канализационные стояки с производственными стоками разрешается прокладывать в производственных и складских помещениях в оштукатуренных коробах без ревизий.

Стояки бытовой канализации из верхних этажей жилых домов и зданий иного назначения допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных).

Канализационные стояки не прокладывают в обеденных залах, производственных и складских помещениях.

В помещениях, размещенных в жилых домах и зданиях иного назначения, сети бытовой и производственной канализации организации не объединяются с хозяйственно-фекальной канализацией этих зданий.

В санитарных узлах, душевых и ванных, расположенных над организациями, полы должны иметь гидроизоляцию.

Все производственные цеха, моечные, дефростер, загрузочную, камеру хранения пищевых отходов следует оборудовать сливными трапами с уклоном пола к ним.

В тамбуре туалета для персонала следует предусматривать отдельный кран со смесителем на уровне 0,5 м от пола для забора воды, предназначенной для мытья полов, а также сливной трап с уклоном к нему.

Все стационарные организации оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук посетителей. Совмещение туалетов для персонала и посетителей не допускается.

Временные организации быстрого обслуживания (павильоны, палатки, фургоны и др.) рекомендуется размещать в местах, оборудованных общественными туалетами.

Во всех строящихся и реконструируемых организациях унитазы и раковины для мытья рук персонала следует оборудовать устройствами, исключающими дополнительное загрязнение рук (локтевые, педальные приводы и т.п.).

П.3, СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

Депутаты Госдумы доработали ко второму чтению законопроект, который ограничивает торговлю алкоголем в барах, ресторанах и других точках общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах. Поправки вносятся в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Вопрос-ответ Как жильцам дома бороться с магазином на первом этаже?

«Ведомости» пишут, что доработанный законопроект даст право региональным властям ограничивать время продажи и распития алкоголя в общепите, расположенном в жилых домах и на прилегающих территориях, вплоть до полного запрета. Кроме того, законом будет установлена минимальная площадь зала обслуживания такого заведения в жилом доме: не менее 20 кв. м. При этом местные власти смогут увеличить этот нижний предел.

Законопроект разработан для борьбы с так называемыми «наливайками»: небольшими барами на первых этажах жилых домов, которые торгуют алкоголем по ночам. По сути, это небольшие магазины разливного пива, которые переведены в статус общепита, чтобы иметь законное право продавать алкоголь в ночное время. В России действует примерно 1,5 тысячи таких заведений. Однако ограничения коснутся не только их, но и обычных баров, ресторанов и рюмочных, которых в стране более восьми тысяч.

Какие правила должен соблюдать владелец ресторана, кафе или бара в жилом доме?

Согласно пункту 2.2 санитарных правил СП 2.3.6.1079-01, предприятия общественного питания можно размещать в пристройках к жилым зданиям и на этажах жилых зданий. В этих случаях владельцы и работники заведения должны соблюдать нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей, а также предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Также в таких барах и ресторанах обязательно должен быть оборудован отдельный вход, изолированный от жилой части здания.

Согласно п 4.10 Свода правил «Здания жилые многоквартирные», помещения общепита в жилых домах должны иметь общую площадь не более 250 кв. м, а число посадочных мест не должно превышать 50. В них нельзя организовывать заведения, функционирующие с музыкальным сопровождением, в том числе дискотеки, танцевальные студии, театры и казино. С осени 2015 года постановлением правительства РФ от 29 сентября 2015 г. N 1033 отменена норма свода правил, которая запрещала работу баров и ресторанов в жилых домах после 23 часов.

Куда можно пожаловаться на шум и другие нарушения со стороны посетителей общепита?

В регионах РФ действуют так называемые «законы о тишине» — нормы, которые определяют время, когда нельзя шуметь и мешать отдыху и сну граждан. Если посетители заведения кричат, поют песни или нецензурно ругаются по ночам, они нарушают покой жильцов. Для начала можно попробовать решить вопрос мирным путем, попросив владельца принять меры. Если это не приносит результата, можно пожаловаться в различные органы.

Во-первых, можно позвонить в полицию. Желательно снять на видео посетителей заведения, нарушающих покой жильцов, в качестве доказательства. Правоохранители, прибывшие на место, могут забрать в отделение нескольких нарушителей, пообщаться с администратором или владельцем заведения.

Вопрос-ответ Запретят ли бары и рестораны в жилых домах?

Если ситуация с шумными или нарушающими общественный порядок посетителями кафе происходит постоянно, следует продолжить обращаться в полицию и лучше делать это вместе с другими жильцами. Регулярные визиты правоохранителей могут мотивировать владельца заведения решить проблему.

Во-вторых, если шум производит само заведение, например, громко работает музыка или вентиляция, написать жалобу можно в Роспотребнадзор. Там обязаны отреагировать на жалобу и прийти с проверкой, замерив уровень шума. Поводом для жалобы может быть любое нарушение санитарных правил, например, отсутствие отдельного входа, из-за чего посетители постоянно ходят по подъезду. В случае нарушений владельца привлекут к административной ответственности.

Однако вряд ли проверяющие органы придут с визитом в ресторан ночью. Поэтому привлечь к ответственности заведение таким образом бывает довольно сложно. Между тем факт обращения в Роспотребнадзор и в полицию усилит позиции соседей, если они потом подадут заявление в прокуратуру или иск в суд.

Будет лучше, если сразу несколько соседей сообщат в прокуратуру о нарушении общепитом покоя жильцов в ночное время. Здесь же пригодятся видеозаписи. В этом случае прокуратура может обратиться в суд с иском о запрете заведению работать ночью.

Если обращения в прокуратуру не привели к нужному результату, жильцы могут подать коллективный иск в суд. Доказательствами могут служить видеозаписи, показания свидетелей, документы, свидетельствующие об обращении в полицию, в Роспотребнадзор, прокуратуру, и т. д. При этом в суд можно обращаться и сразу, минуя все остальные органы.

Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению и инсоляции

5.1. Жилые комнаты и кухни жилых домов должны иметь естественное освещение через светопроемы в наружных ограждающих конструкциях здания.
5.2. в жилых комнатах и кухнях должен быть не менее 0,5%.
5.3. При одностороннем боковом освещении в жилых зданиях нормативное значение КЕО должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и плоскости пола на расстоянии 1м от стены, наиболее удаленной от светопроемов: в одной комнате — для одно-, двух- и трехкомнатных квартир, и в двух комнатах для четырех- и пятикомнатных квартир. В остальных комнатах многокомнатных квартир и в кухне нормативное значение КЕО при боковом освещении должно обеспечиваться в расчетной точке, расположенной в центре помещения на плоскости пола.
5.4. Все помещения жилых зданий должны быть обеспечены общим и местным искусственным освещением.
5.5. Освещенность на лестничных площадках, ступенях лестниц, в лифтовых холлах, поэтажных коридорах, вестибюлях, подвалах и чердаках должна быть не ниже 20 лк на полу.
5.6. Над каждым основным входом в жилой дом должны быть установлены светильники, обеспечивающие на площадке входа освещенность не менее 6 лк, для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк, для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола. Должно быть также предусмотрено освещение пешеходной дорожки у входа в здание.
5.7. Жилые помещения и придомовая территория должны обеспечиваться инсоляцией в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий.
5.8. Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых зданий устанавливается на определенные календарные периоды дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города и географической широты местности:
— для северной зоны (севернее 58° с. ш.) – не менее 2,5 ч. в день с 22 апреля по 22 августа;
— для центральной зоны (58° с. ш. — 48° с. ш.) – не менее 2,0 ч. в день с 22 марта по 22 сентября;
— для южной зоны (южнее 48° с. ш.) – не менее 1,5 ч. в день с 22 февраля по 22 октября.
5.9. Нормативная продолжительность инсоляции должна быть обеспечена не менее, чем в одной комнате 1-3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-х и более комнатных квартир.

5.10. Допускается прерывистость продолжительности инсоляции, при которой один из периодов должен быть не менее 1часа. При этом суммарная продолжительность нормируемой инсоляции должна увеличиваться на 0,5 часа соответственно для каждой зоны.
5.12. Для жилых зданий, расположенных в северной и центральной зонах допускается снижение продолжительности инсоляции на 0,5 часа в следующих случаях:
— в двухкомнатных и трехкомнатных квартирах, где инсолируется не менее двух комнат;
— в четырех и многокомнатных квартирах, где инсолируется не менее трех комнат;
— при реконструкции жилой застройки, расположенной в центральной и исторической зонах городов, определенных их генеральными планами развития.
5.13. На детских игровых площадках и спортивных площадках, расположенных на придомовой территории, продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3-х часов на 50% площадок участка независимо от географической широты.

Гигиенические требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях жилых зданий

Допустимые уровни шума

6.1.1. Допустимые уровни шума, а также требования к их измерению в жилых помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к уровням шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
6.1.2. Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещения жилых зданий следует принимать по приложению 3 к настоящим санитарным правилам.
6.1.3. Допустимые уровни шума, создаваемого в помещениях зданий системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, установленным для жизнеобеспечения здания, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка минус (-) 5 дБА), указанных в приложении 3 к настоящим санитарным правилам.
6.1.5. Для жилых зданий, окна которых выходят на магистрали, при уровне шума выше предельно допустимого уровня, необходимо предусматривать шумозащитные меры.
6.1.6. Уровни шума при эксплуатации инженерного и технологического оборудования, установленных в помещениях общественного назначения (торговое, холодильное оборудование, звуковоспроизводящая аппаратура) не должны превышать предельно допустимые уровни шума и вибрации, установленные для жилых помещений.

Допустимые уровни вибрации

6.2.1. Допустимые уровни вибрации, а также требования к их измерению в жилых помещениях должны отвечать гигиеническим требованиям к уровням производственной вибрации, вибрации в помещениях жилых и общественных зданий.
6.2.2. При измерении непостоянных вибраций (уровни виброскорости и виброускорения у которых при измерении прибором на характеристиках «Медленно» и «Лин» или коррекции «К» за 10-минутный период меняется более чем на 6 дБ) следует определять эквивалентные корректированные значения виброскорости, виброускорения или их логарифмических уровней. При этом максимальные значения измеряемых уровней вибрации не должны превышать допустимые более чем на 10 дБ.
6.2.3. В помещениях жилых домов уровни вибрации от внутренних и внешних источников не должны превышать величин, указанных в приложении 4 к настоящим санитарным правилам.
6.2.4. В дневное время в помещениях допустимо превышение уровней вибрации на 5 дБ.
6.2.5. Для непостоянной вибрации к допустимым значениям уровней, приведенным в таблице, вводится поправка минус (-) 10 дБ, а абсолютные значения виброскорости и виброускорения умножаются на 0,32.

Допустимые уровни ультразвука и инфразвука

6.3.1. Допустимые уровни ультразвука, а также требования к их измерению в жилых помещениях регламентируются действующими гигиеническими требованиями при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения.
6.3.2. Допустимыми уровнями постоянного инфразвука являются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16 Гц.
6.3.3. Допустимые уровни инфразвука для жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 5 к настоящим санитарным правилам.

Требования к внутренней отделке жилых помещений

7.1. Выделение вредных химических веществ из строительных и отделочных материалов, а также из материалов, используемых для изготовления встроенной мебели, не должно создавать в жилых помещениях концентраций, превышающих нормативные уровни, установленные для атмосферного воздуха населенных мест.
7.2. Уровень напряженности электростатического поля на поверхности строительных и отделочных материалов не должен превышать 15 кВ/м (при относительной влажности воздуха 30-60%).
7.3. Эффективная удельная активность природных радионуклидов в строительных материалах, используемых в строящихся и реконструируемых зданиях, не должна превышать 370 Бк/кг.
7.4. Коэффициент тепловой активности полов должен быть не более 10 ккал/кв. м час град.

Требования к инженерному оборудованию

Требования к водоснабжению и канализации

8.1.1. В жилых зданиях следует предусматривать хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

В районах без централизованных инженерных сетей допускается предусматривать строительство 1 и 2-этажных жилых зданий с неканализованными уборными.
В I, II, III климатических районах, за исключением IIIБ подрайона, в 1 и 2-этажных зданиях допускаются теплые неканализованные уборные (люфт-клозеты и так далее) в пределах отапливаемой части здания.
8.1.2. Соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, не допускается. Качество водопроводной воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
8.1.3. Не допускается соединять вытяжную часть канализационных стояков с вентиляционными системами и дымоходами. На сетях бытовой канализации устройство смотровых колодцев внутри здания не допускается.

Требования к удалению бытовых отходов и мусора

8.2.1. При наличии мусоропровода в жилом здании люки мусоропроводов должны располагаться на лестничных площадках. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками. Располагать мусоропроводы в стенах, ограждающих жилые комнаты, не допускается.
8.2.2. Мусоропровод должен содержаться в исправном состоянии, быть оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции.
8.2.3. Мусороприемная камера должна быть оборудована водопроводом, канализацией и простейшими устройствами по механизации мусороудаления, а также самостоятельным вытяжным каналом, обеспечивающим вентиляцию камеры, содержаться в исправном состоянии.
Вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения. Входная дверь должна иметь уплотненный притвор.
Не допускается расположение мусороприемной камеры непосредственно под жилыми комнатами или смежно с ними.
8.2.4. Контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
8.2.5. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20м, но не более 100 м.

Приложения к СанПиН 2.1.2.2645-10

Нормы освещенности придомовых территории

Освещаемые участки территорий Средняя горизонтальная освещенность на уровне земли,
лк
Переходные аллеи и дороги,велосипедные дорожки 4
Внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары — подъезды 2
Автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках 2
Прогулочные дорожки 1
Физкультурные площадки и площадки для игр детей 10

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *