Утвержден типовой перечень мероприятий по охране труда

Работодатель обязан ежегодно обеспечивать реализацию мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков

В утвержденный Перечень включены, в частности, следующие мероприятия:

устройство новых или модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

внедрение или модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электротоком;

механизация работ при складировании и транспортировке сырья, оптовой продукции и отходов производства;

приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах в соответствии с действующими нормами;

приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

Напомним, что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.03.2012 N 23513.

Мероприятия в этом плане необходимо ранжировать:

  • По исключению опасной работы (процедуры) из технологического цикла.
  • По замене опасной работы на менее опасную.
  • По реализации инженерно-технических методов ограничения рисков воздействия на работников.
  • По ограничению времени опасного воздействия риска на работников.
  • По использованию средств индивидуальной и (или) коллективной защиты.

План нужно будет утвердить руководителем предприятия, и проводить планомерную работу по его выполнению. Если сроки, указанные в плане, не выдерживаются, необходимо выяснить причины, и, если эти причины уважительные, внести корректировки в план. Если же причины неуважительные, руководитель организации должен применить административные рычаги.

Остались вопросы? Эксперты нашего центра на них ответят по телефону +7 (499) 450-86-03. Специалисты помогут разработать и внедрить уникальную систему управления профессиональными рисками в вашей компании.

Система управления профессиональными рисками на предприятии: правовая основа

Для начала давайте разберемся, для чего нужна оценка профрисков на предприятии, по каким регламентам ее проводить, и можно ли избежать этой процедуры. Основной задачей внедрения и функционирования системы управления охраной труда является переход от реагирования на несчастные случае и профессиональные заболевания к системе оценки и управления профессиональными рисками в организации, а именно повреждения здоровья работников.

Принципами оценки риска являются следующие положения:

  1. Приоритет жизни и здоровья человека перед получением экономическими результатами.
  2. Управление профессиональными рисками учитывает опыт прошлого, управляет текущей деятельностью работодателя, и прогнозирует будущее.
  3. Все оцененные профессиональные риски подлежат учету, управлению и контролю.

Оценка профриска риска является частью системы управления охраной труда и позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Несмотря на то, что на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, прошедшего регистрацию в Минюсте России, регламентирующего процедуру оценки профрисков. В статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации содержится базовое требование по проведению этих мероприятий, без практической конкретики и руководства к действию.

Статья 20 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ

Таким образом, создался правовой вакуум, и возможно, что в ближайшие годы нормативные правовые акты по оценке рисков будут утверждены и зарегистрированы. Однако оштрафовать работодателя могут уже при ближайшей проверке! Поэтому работодатель должен внедрить порядок оценки рисков, но делать это нужно в рамках функционирования системы управления охраной труда, и не разрабатывать отдельные документы, не связанный с Положением о СУОТ. В противном случае возникает более чем явная угроза привлечения к ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность по данной статье возникает, если работодатели не выполняют требования трудового законодательства в области охраны труда.


Если Правительство и федеральные органы исполнительной власти в дальнейшем утвердят и введут в законную силу акты, прошедшие регистрацию в Минюсте, содержащие в себе требования к оценке рисков, никто не сможет наказать работодателя за то, что уже проведенная им оценка не соответствует государственным нормативным требованиям. Закон не имеет обратной силы. Ответственность за правонарушение назначается на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7 КоАП РФ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *