Учет дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств главным распорядителям средств федерального бюджета (ГРБС) одновременно с бюджетной отчетностью за 2015 г. следует представить в ОФК информацию о проведении инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета с указанием причин ее возникновения и мер по сокращению. Методические рекомендации по формированию такой информации приведены в Письме Минфина России N 02-07-07/73609, Федерального казначейства N 07-04-05/02-848 от 10.12.2015 (далее — Методические рекомендации). На что следует обратить внимание? Остановимся на основных моментах.

Порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности

Для обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии дебиторской задолженности проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений Методических указаний по инвентаризации <1> (в части норм действующего законодательства), Приказа Минфина России от 30.03.2015 N 52н (в части применения первичных документов и регистров учета), а также Методических рекомендаций.

<1> Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

В ходе проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия:

а) сопоставляет фактическое наличие дебиторской задолженности с данными бухгалтерского учета путем документальной проверки оснований для осуществления авансовых платежей;

б) анализирует остатки дебиторской задолженности по следующим критериям:

— размеру образовавшейся задолженности;

— размеру просроченной задолженности, с учетом сроков ее образования (до 1 месяца, от 1 месяца до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет);

— наличию и размеру обеспечения исполнения обязательств контрагентом по обязательствам (при наличии дебиторской задолженности);

— наличию и размеру задолженностей, не возвращенных контрагентом, по которым направлены исковые заявления в суд, из них присуждено судом (в том числе по которым исполнительные листы направлены на принудительное взыскание в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), а также наличие задолженности, по которой принудительное взыскание приостановлено, исполнительный лист возвращен);

— наличию и размеру задолженности по компенсации затрат по расторгнутым договорам, контрактам (счет 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат»).

Если по каждому принятому обязательству (государственному контракту) размер дебиторской задолженности превышает сумму 300 млн руб., то дополнительно анализируется следующая информация:

— дата возникновения обязательства по условиям контракта;

— дата возникновения задолженности (дата оплаты аванса);

— статус задолженности (просроченная/текущая);

— причина возникновения задолженности (в структуре причин, предусмотренных Методическими рекомендациями).

Результаты проведенной инвентаризации оформляются инвентаризационными описями расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Такие описи служат основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — акт (ф. 0504835)).

При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту (ф. 0504835) прилагаются:

— ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);

— расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (по форме согласно Приложению 1 к Методическим рекомендациям) — при наличии таковой;

— расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (по форме согласно Приложению 2 к Методическим рекомендациям) — при наличии таковой, если ее размер превышает сумму 300 млн руб. по каждому принятому обязательству;

— расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (по форме согласно Приложению 3 к Методическим рекомендациям) — если субсидии предоставляются в соответствии со ст. ст. 78, 78.1, 78.2 БК РФ.

Особенности формирования расшифровок

Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (Приложение 1 к Методическим рекомендациям). Формирование ее показателей осуществляется ГРБС по результатам проведенной подведомственными ПБС инвентаризации дебиторской задолженности по расходам, на основании данных бюджетного и аналитического учета, а также бюджетной и аналитической отчетности подведомственных ПБС. Форма данного документа уже знакома субъектам бюджетной отчетности, Порядок ее заполнения и представления в ОФК был ранее доведен Письмом Минфина России N 02-07-07/56629 <2> и полностью повторяет порядок, предусмотренный Методическими рекомендациями.

<2> Письмо Минфина России от 02.10.2015 N 02-07-07/56629 «О направлении Расшифровки дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам» (вместе с «Порядком формирования показателей Расшифровки дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам»).

Напомним особенности формирования расшифровки дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам. Итак, она состоит из двух разделов:

— 1 «Задолженность по выданным авансам». Формирование показателей данного раздела осуществляется по категориям объемов авансирования (менее 30%, от 30 до 50%, от 50 до 80%, свыше 80%) с детализацией по счетам аналитического учета;

— 2 «Сроки погашения дебиторской задолженности». В данном разделе дебиторская задолженность показывается по срокам ее погашения (со сроком погашения до конца текущего финансового периода, со сроком погашения с начала очередного финансового периода до трех лет включительно, от трех до пяти лет включительно, более пяти лет) с детализацией по счетам аналитического учета.

В соответствующих графах расшифровки отражаются следующие показатели:

Номер графы

Показатели

Раздел 1

Наименование показателя

Код строки

Код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000

Общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3

Общая сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3. Показатель графы 5 формируется путем суммирования показателей граф 6, 7, 8, 9

6 — 9

Сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам с детализацией по срокам неисполнения (просрочки) обязательств (до одного месяца, от одного месяца до одного года включительно, от одного года до трех лет включительно, свыше трех лет включительно)

Сумма обеспечения исполнения поставщиком обязательств, по которым образовалась просроченная дебиторская задолженность, отраженная в графах 5 — 9, предоставленного в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (денежный залог, банковская гарантия)

Сумма исков о взыскании просроченной дебиторской задолженности, направленных в суд

Сумма задолженности, по которой принято судебное решение о взыскании, направленная на взыскание в принудительном порядке

Сумма исков, по которым взыскание приостановлено в установленном законодательством порядке и (или) исполнительный лист по которым возвращен

Раздел 2

Наименование показателя

Код строки группирующего показателя

Код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000

Общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3

Формирование показателей, отраженных в соответствующих строках разд. 1 и 2 расшифровки, осуществляется следующим образом:

Номер строки

Порядок формирования

Раздел 1

Строка 020 + строка 030 + строка 040 + строка 050

Отражается сумма задолженности по расторгнутым договорам, контрактам на основании данных аналитического учета по счету 1 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат» в части компенсации затрат по расторгнутым договорам, контрактам

Раздел 2

Строка 020 + строка 030 + строка 040 + строка 050

При заполнении расшифровки должно соблюдаться равенство показателей графы 4 строки 010 разд. 1 и графы 4 строки 010 разд. 2.

Помимо этого, показатели расшифровки должны соответствовать идентичным показателям сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — сведения (ф. 0503169)), а именно:

— сумма показателей граф 4, 5 разд. 1 (за исключением показателей, отраженных по строке 060) должна быть равна показателям граф 5, 7 сведений (ф. 0503169) соответственно;

— сумма показателей графы 4 разд. 2 — показателям графы 5 сведений (ф. 0503169).

Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (Приложение 2 к Методическим рекомендациям). Как было отмечено выше, данная расшифровка формируется по государственным контрактам, остаток дебиторской задолженности по которым составляет более 300 млн руб.

В расшифровке указываются сведения о бюджетном обязательстве, дебиторской задолженности и приводится аналитическая информация. В соответствующих графах расшифровки отражаются следующие показатели:

Номер графы

Показатели

Наименование показателя

Бюджетное обязательство

Номер реестровой записи в реестре контрактов, отраженный в графе 6 разд. 4 сведений о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702) (далее — сведения (ф. 0531702))

Учетный номер обязательства, отраженный в графе 3 разд. 2.6 выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759)

Код по КОФК органа федерального казначейства по месту регистрации обязательства, указанный на основании информации, отраженной в заголовочной части сведений (ф. 0531702)

ИНН контрагента, отраженный в графе 2 разд. 2 сведений (ф. 0531702)

Общая сумма бюджетного обязательства согласно показателям, отраженным в графе 8 разд. 1 сведений (ф. 0531702)

Дебиторская задолженность

Соответствующий номер счета бюджетного учета по счетам 1 206 21 000 «Расчеты по авансам по услугам связи», 1 206 22 000 «Расчеты по авансам по транспортным услугам», 1 206 23 000 «Расчеты по авансам по коммунальным услугам», 1 206 24 000 «Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом», 1 206 25 000 «Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества», 1 206 26 000 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам», 1 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 1 206 32 000 «Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов», 1 206 33 000 «Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов», 1 206 34 000 «Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов»

Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на начало года

Остаток просроченной дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на начало года

Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода

Остаток просроченной дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода

Дата возникновения дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода

Предельная дата завершения расчетов по дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода

Аналитическая информация

Плановый объем дебиторской задолженности в разрезе государственных контрактов на конец следующего отчетного периода

15, 16 <*>

Код причины образования задолженности и пояснения причин образования задолженности соответственно

17, 18 <*>

Код принимаемых мер по сокращению задолженности и пояснения принимаемых мер по сокращению задолженности соответственно

<*> Соответствующие коды с пояснениями представлены в п. 3 Методических рекомендаций.

Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (Приложение 3 к Методическим рекомендациям). Сведения о дебиторской задолженности по субсидиям организациям в разрезе бюджетных обязательств по видам субсидий, предоставляемых организациям в соответствии со ст. ст. 78, 78.1, 78.2 БК РФ, формируются ГРБС в части остатков дебиторской задолженности:

— по субсидиям, предоставляемым федеральным бюджетным и автономным учреждениям, размер которых на отчетную дату составляет более 300 млн руб.;

— по субсидиям, предоставляемым федеральным государственным унитарным предприятиям, вне зависимости от размера задолженности;

— по субсидиям юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и государственной компании, вне зависимости от размера задолженности.

В соответствующих графах расшифровки отражаются следующие показатели:

Номер графы

Показатели

Наименование показателя

Бюджетное обязательство

Учетный номер обязательства, отраженный в графе 3 разд. 2.6 выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759)

Код по КОФК органа федерального казначейства по месту регистрации обязательства, указанный на основании информации, отраженной в заголовочной части сведений (ф. 0531702)

ИНН контрагента, отраженный в графе 2 разд. 2 сведений (ф. 0531702)

Общая сумма бюджетного обязательства согласно показателям, отраженным в графе 8 разд. 1 сведений (ф. 0531702)

Дебиторская задолженность

Соответствующий номер счета бюджетного учета по счетам 1 206 41 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям», 1 206 42 000 «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций», 1 206 73 000 «Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале»

Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на начало года

Остаток дебиторской задолженности по субсидии (договору) на начало года, подлежащей возврату в бюджет

Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода

Остаток дебиторской задолженности по субсидии (договору), по которой ГРБС, ее предоставившим, подтверждена потребность в использовании средств в следующем отчетном периоде

Остаток просроченной дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода

Остаток дебиторской задолженности по субсидии (договору), подлежащий возврату в федеральный бюджет в следующем отчетном периоде

Дата возникновения дебиторской задолженности, отраженной в графе 10

Предельная дата завершения расчетов по дебиторской задолженности, отраженной в графе 10

Аналитическая информация

Плановый объем дебиторской задолженности в разрезе бюджетных обязательств на конец следующего отчетного периода

16, 17 <*>

Код причины образования задолженности и пояснения причин образования задолженности соответственно

18, 19 <*>

Код принимаемых мер по сокращению задолженности и пояснения принимаемых мер по сокращению задолженности соответственно

<*> Соответствующие коды с пояснениями представлены в п. 4 Методических рекомендаций.

Раскрытие информации о принимаемых мерах по минимизации дебиторской задолженности

Информация о дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета подлежит раскрытию ГРБС в составе сводной пояснительной записки (ф. 0503160) в разд. 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» (далее — разд. 4 пояснительной записки (ф. 0503160)).

К сведению. Вся сводная информация о дебиторской задолженности формируется ГРБС на основании сведений, представленных им подведомственными распорядителями, получателями бюджетных средств.

В данном разделе приводится обобщенная информация о принимаемых мерах по минимизации дебиторской задолженности, сроках их реализации и ожидаемом снижении объемов дебиторской задолженности по расходам в разрезе текущих мер и мер перспективного характера, отраженных в расшифровках. Информация указывается в разрезе типов дебиторской задолженности:

— по оплате работ, услуг;

— по приобретению нефинансовых активов;

— по перечислениям федеральным бюджетным и автономным учреждениям;

— по перечислениям организациям, за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений;

— по безвозмездным перечислениям бюджетам бюджетной системы РФ;

— по иным расходам.

По каждому типу дебиторской задолженности производится расчет показателей эффективности принимаемых мер:

1) Прирост задолженности, % = Сумма дебиторской задолженности по расходам на отчетную дату / Сумма дебиторской задолженности по расходам на предшествующую отчетную дату x 100%;

2) Доля авансирования, % = Сумма авансовых платежей / Сумма кассовых расходов x 100%.

Информация представляется в разд. 4 пояснительной записки (ф. 0503160) в табличной форме с комментариями по отдельным позициям (характер и состав принимаемых мер, сроки реализации мер, плановая величина дебиторской задолженности по ее видам, фактически сложившаяся величина, причины неисполнения плана и т.п.).

Кроме того, в этом разделе приводятся:

— анализ эффективности принимаемых мер по минимизации дебиторской задолженности по расходам;

— предложения по повышению эффективности мер по минимизации дебиторской задолженности по расходам (с их обоснованием и оценкой ожидаемого эффекта);

— иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в части результатов инвентаризации дебиторской задолженности и мер по ее сокращению, не нашедшая отражения в расшифровках.

Порядок направления информации

Информация о дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, сформированная по формам в соответствии с Приложениями 1, 2, 3 к Методическим рекомендациям, с указанием причин образования названной задолженности и мер по ее сокращению направляется одновременно с ежеквартальной и годовой бюджетной отчетностью в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство, в свою очередь, на основании представляемой ГРБС информации проводит анализ эффективности принимаемых ими мер по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета и представляет результаты анализа в Минфин для последующего направления соответствующих материалов в Правительство РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1256 «Об организации работы по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета»).

Учет расчетов с дебиторами по доходам

Учет расчетов по доходам с дебиторами производится на счете «Расчеты с дебиторами по доходам» (номер 020500000). Расчеты по начисленным доходам, которые произведены органом местного самоуправления, органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом, считываются именно на данном счете.

Помимо вышеперечисленных органов расчет доходов производится следующими структурами:

  1. Центральный Банк Российской Федерации;
  2. Бюджетные учреждения, которые созданы органами государственной власти и органами местного самоуправления, что осуществляют контроль над правильностью исчисления, своевременностью уплаты долгов, а также взыскание, учет, начисление и решение о возврате излишне уплаченных платежей. Также принимаются решения о возврате переплаченных штрафов, пеней и других поступлений в государственный бюджет.

Во время проведения учета расчетов доходов с дебиторами принимается во внимание классификация операций государственного сектора управления.

Рисунок 1. Учет расчетов с дебиторами по доходам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Расчеты с дебиторами производятся на следующих бухгалтерских счетах:

  • 020500000 – по доходам;
  • 020501000 – по налоговым доходам;
  • 020502000 – по доходам от собственности;
  • 020503000 – по доходам от продаж готовой продукции или услуг на рынке;
  • 020504000 – по суммам принудительного изъятия;
  • 020505000 – по другим бюджетным поступлениям бюджетной системы Российской Федерации;
  • 020506000 – по поступлениям от иностранных государств и от наднациональных организаций;
  • 020507000 – по поступлениям от международных организаций;
  • 020508000 – по взносам и отчислениям в социальные службы;
  • 020509000 – по доходам от реализации активов;
  • 020510000 – по прочим доходам.

Рисунок 2. Классификация расчетов с дебиторами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

В карточке учета расчетов и средств, а также в журнале операций по доходам ведется аналитический расчет с дебиторами. Журнал расчетов с дебиторами по доходам используется для учета тех операций, которые содержат начисление средств, что произведены на основании первичных документов по поступлению и начислению доходов.

Графа «Наименование показателя» должна содержать наименование дебитора либо наименование организации – для юридического лица, и фамилию, имя, отчество – для физического лица. В Главную книгу записываются итоговые суммы по кредиту и дебиту в конце расчетного месяца.

Адамович Наталия, налоговый эксперт, Вороная Наталья, редактор, Чернышова Наталья, налоговый эксперт.

«Долг» — слово малоприятное. Тем не менее для предприятий и предпринимателей долги — обычное дело. При этом хозяйствующие субъекты могут выступать в роли как кредиторов, так и должников. В тонкостях «долговых» вопросов будем разбираться в этом спецвыпуске. В частности, мы расскажем, чем долг отличается от задолженности, вспомним, как создавать резерв сомнительных долгов и дисконтировать задолженность, а также поясним, как учесть списание прощенных и безнадежных долгов. Также поговорим о сроках исковой давности, налоговом долге и нюансах учета товарного кредита.

На первый взгляд, «долг» и «задолженность» — это два одинаковых понятия. Ведь и там, и там предприятие может выступать должником перед своим кредитором. Тем не менее, отсутствие у предприятия задолженности в бухгалтерском учете — далеко не гарантия того, что предприятие не является должником в правовом смысле. Давайте разберем правовые и учетные понятия долга и задолженности как со стороны должника (дебитора), так и со стороны кредитора.

1.1. Долг vs задолженность

Долг

Под долгом обычно понимают обязательство, по которому одна сторона (должник) обязуется выполнить (воздержаться от выполнения) того или иного действия. Это может быть передача определенного товара, перечисление определенной суммы денежных средств и т. д.

Долг может возникать:

1) на основании договора. Напомним: двусторонние договоры могут заключать между собой физические и юридические лица. Это могут быть кредиты, займы, договор поставки товаров или оказания услуг;

2) на основании закона (к примеру, штрафы, налоги, налоговый долг).

Таким образом, в понимании норм ГКУ долг может возникать уже тогда, когда появляется обязанность осуществить в пользу другого лица определенные действия (передать имущество, выполнить работу, предоставить услугу, уплатить средства) или воздержаться от определенного действия. Поэтому даже наличие только заключенного договора — договоренности двух или более сторон, направленной на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 626 ГКУ), — может порождать обязательства сторон, а значит, возникновение долга.

Задолженность

Задолженность — это определенная сумма денег (или прочие активы), которую следует уплатить в счет имеющегося долга. Главная причина возникновения задолженности — различные даты выполнения своих обязательств сторонами договора.

Например, поставщик уже отгрузил продукцию, а покупатель еще не перечислил деньги.

Задолженность (в отличие от долга в правовом понимании) возникает только на основании осуществления определенной хозяйственной операции, которая подлежит отражению в учете.

Проиллюстрируем сказанное на примере.

Пример 1.1. Предприятие 01.04.2020 г. заключает договор поставки товара, предусматривающий обязательство поставщика поставить до 14.04.2020 г. товары на общую сумму 64 тыс. грн. Фактически до указанной даты был поставлен товар на сумму 48 тыс. грн.

Соответственно поставщик по состоянию на 14.04.2020 г. в правовом смысле имеет долг в сумме 16 тыс. грн (64 тыс. грн — 48 тыс. грн), т. е. обязанность поставить товар на указанную сумму. А вот в бухгалтерском учете присутствует дебиторская задолженность (т. е. актив предприятия) в сумме 48 тыс. грн.

Вот и выходит, что должник в понимании ГКУ не совсем то же самое, что должник в бухучете. То есть он не обязательно имеет в бухгалтерском учете кредиторскую задолженность.

Естественно, бухгалтера больше интересует задолженность, отражаемая в бухучете, которая, как известно, делится на два вида: кредиторская и дебиторская. Рассмотрим каждую из них.

1.3. Кредиторская задолженность и ее виды

Определение

Сам термин «кредиторская задолженность» бухгалтерской нормативкой не определен. Однако, по сути, кредиторская задолженность является обязательством предприятия поставить товар (предоставить услуги, выполнить работы) или перечислить денежные средства контрагенту.

Кредиторская задолженность — не что иное, как обязательства предприятия перед другими юридическими и физическими лицами

Так, согласно п. 3 НП(С)БУ 1 обязательство — это задолженность предприятия, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, повлечет за собой уменьшение ресурсов предприятия, воплощающих в себе экономические выгоды.

Методологические принципы формирования в бухучете информации об обязательствах (кредиторской задолженности) и ее раскрытия в финансовой отчетности определяет П(С)БУ 11. Причем, кроме этого стандарта, следует учитывать также особенности оценки и раскрытия информации об обязательствах, установленные другими П(С)БУ.

В п. 5 П(С)БУ 11 прописаны следующие условия признания обязательства в учете:

— достоверность оценки;

— вероятность уменьшения экономических выгод в будущем вследствие его погашения.

Если на дату баланса ранее признанное обязательство не подлежит погашению, его сумму включают в состав доходов отчетного периода.

Кредиторскую задолженность классифицируют по определенным критериям:

— по установленному сроку погашения (связи с нормальным операционным циклом);

— по способу погашения;

— по своевременности погашения.

Поговорим об этих критериях подробнее.

Кредиторка по установленному сроку погашения

В соответствии с п. 6 П(С)БУ 11 кредиторскую задолженность (обязательства) разделяют по сроку погашенияна долгосрочную и текущую.

Текущие обязательства — те, которые будут погашены в течение операционного цикла предприятия или 12 месяцев с даты баланса.

Причем учтите! Согласно п. 10 П(С)БУ 11 к текущим обязательствам относятся и долгосрочные обязательства, подлежащие погашению в течение 12 месяцев с даты баланса.

Текущие (краткосрочные) обязательства отражаются в балансе по сумме погашения (п. 11 П(С)БУ 11). В свою очередь, сумма погашения — это недисконтированная сумма денежных средств или их эквивалентов, которая, как ожидается, будет уплачена для погашения обязательств в процессе обычной деятельности предприятия (п. 4 П(С)БУ 11).

Для учета текущих обязательств наиболее часто используют следующие субсчета счетов класса 6 «Текущие обязательства», предусмотренные Инструкцией № 291 (см. табл. 1.3):

Таблица 1.3. Субсчета, применяемые для учета текущей кредиторки

Номер субсчета

Наименование субсчета

601

Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте

602

Краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте

621

Краткосрочные векселя, выданные в национальной валюте

622

Краткосрочные векселя, выданные в иностранной валюте

631

Расчеты с отечественными поставщиками

632

Расчеты с иностранными поставщиками

681

Расчеты по авансам полученным

684

Расчеты по начисленным процентам

685

Расчеты с прочими кредиторами

611

Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам в национальной валюте

612

Текущая задолженность по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте

Долгосрочными обязательствами считаются все обязательства, которые не являются текущими. То есть те обязательства, которые не ожидаются к погашению в течение операционного цикла предприятия или 12 месяцев с даты баланса.

Отдельно следует сказать об учете долгосрочных обязательств по кредитному соглашению, которым предусмотрено погашение обязательств по требованию кредитора при нарушении определенных условий, связанных с финансовым состоянием заимодателя. В общем случае обязательства, срок погашения которых определен моментом предъявления требования, являются текущими, так как они могут ожидаться к погашению в любой момент. Однако для рассматриваемой ситуации установлены исключения. Так, в случае нарушения условий такого соглашения обязательства считаются долгосрочными, если (п. 8 П(С)БУ 11):

— заимодатель до утверждения финансовой отчетности согласился не требовать погашения обязательства вследствие нарушения;

— не ожидается возникновения последующих нарушений кредитного соглашения в течение 12 месяцев с даты баланса.

Долгосрочные обязательства отражают в балансе по их настоящей (нынешней) стоимости (п. 9 П(С)БУ 11). В свою очередь, настоящая стоимость — это дисконтированная сумма будущих платежей (за вычетом суммы ожидаемого возмещения), которая, как ожидается, потребуется для погашения обязательства в процессе обычной деятельности предприятия (п. 4 П(С)БУ 11). Определение настоящей стоимости зависит от условий и вида обязательства.

Для учета долгосрочных обязательств, как правило, используют следующие счета (субсчета) класса 5″Долгосрочные обязательства», предусмотренные Инструкцией № 291 (см. табл. 1.4):

Таблица 1.4. Счета (субсчета), применяемые для учета долгосрочной кредиторки

Номер счета (субсчета)

Наименование счета (субсчета)

501

Долгосрочные кредиты банков в национальной валюте

502

Долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте

505

Прочие долгосрочные займы в национальной валюте

506

Прочие долгосрочные займы в иностранной валюте

511

Долгосрочные векселя, выданные в национальной валюте

512

Долгосрочные векселя, выданные в иностранной валюте

53

Долгосрочные обязательства по аренде

55

Прочие долгосрочные обязательства

Кредиторка по способу погашения

По способу погашения кредиторскую задолженность (обязательство) делят на денежную и товарную.

Денежная. Это кредиторская задолженность (обязательство), которая будет погашена денежными средствами (в гривне или инвалюте) либо их эквивалентами.

По своей природе денежная кредиторская задолженность является не чем иным, как финансовым обязательством. Напомним: под финансовыми обязательствами, в частности, понимают обязательства передать денежные средства или прочие финансовые активы другому предприятию (п. 4 П(С)БУ 13).

Таким образом, денежной кредиторской задолженностью (обязательством) следует считать задолженность за полученные товары, работы, услуги с последующей оплатой денежными средствами (с отсрочкой/рассрочкой платежа); полученные займы; выданные векселя; кредиты в банках.

Товарная. Если кредиторская задолженность (обязательство) должна быть погашена товарами (работами, услугами), а не деньгами, то она именуется товарной. К ней, в частности, относится аванс, полученный предприятием-продавцом в счет последующей поставки продукции, товаров, работ или услуг (фиксируют по кредиту субсчета 681 «Расчеты по авансам полученным»).

Кредиторка по своевременности погашения

По своевременности погашения кредиторская задолженность (обязательство) в учете может быть выделена в обычную, просроченную и подлежащую списанию (назовем ее безнадежной).

Обычной считается кредиторка (обязательство), срок уплаты которой по договору еще не наступил. То есть до момента нарушения сроков выполнения договорных обязательств кредиторская задолженность считается обычной. Причем обычными могут быть как долгосрочные обязательства, так и текущие.

Просроченными считаются обязательства, которые предприятие не начало выполнять либо не выполнило в срок, установленный договором.

Обратите внимание!

Признание кредитором долга сомнительным не отражается на учете кредиторской задолженности предприятия-должника

Просроченными могут быть только текущие обязательства.

Безнадежным (подлежащим списанию) считается обязательство, если на дату баланса оно не подлежит погашению. В таком случае сумма кредиторской задолженности включается в состав дохода отчетного периода (п. 5 П(С)БУ 11). В частности, можно говорить, что кредиторка безнадежная (не подлежит погашению), если истек срок исковой давности или кредитор ликвидирован без правопреемника.

Правда, истечение срока исковой давности не всегда означает, что задолженность не будет погашена (ч. 3 ст. 267 ГКУ). Скажем, предприятие может иметь намерение погасить свой долг, несмотря на сроки. А потому списывать в таком случае кредиторку нелогично. Но если предприятие намерено вернуть контрагенту долг, то желательно данное решение задокументировать. Это поможет при проверках налоговиков пояснить невключение кредиторки по истечении срока исковой давности в доходы.

При ликвидации кредитора (прекращении юрлица) логично, что возвращать долг уже некому. А значит, нужно списать кредиторку — признать ее безнадежной.

Однако учтите: дата вынесения судом решения о признании предприятия банкротом не является датой его прекращения (ликвидации) или датой прекращения всех хозяйственных обязательств.

Что касается налогового учета безнадежной кредиторской задолженности, то при ее списании никаких разниц НКУ не предусматривает. То есть сумма списанной кредиторской задолженности увеличивает финрезультат для целей налогообложения в том отчетном периоде, в котором такую задолженность включают в состав бухгалтерских доходов. Причем независимо от того, является предприятие малодоходником или высокодоходником. Подтверждают этот подход и налоговики (см. письма ГФСУ от 03.05.2018 г. № 1982/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 30.07.2019 г. № 3563/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

выводы

  • Задолженность (в отличие от долга в правовом понимании) возникает только на основании осуществления определенной хозяйственной операции, которая подлежит отражению в учете.
  • Кредиторская задолженность в бухучете — это обязательство предприятия перед другими юридическими и физическими лицами.
  • Кредиторскую и дебиторскую задолженности для учетных целей можно разделить на виды: по установленному сроку погашения, по способу погашения, по своевременности погашения.

Другие материалы из «Налоги и бухгалтерский учет», 2020, № 23:

  • Долг и задолженность: разбираемся в понятиях
  • Дисконтирование задолженности
  • Резерв сомнительных долгов
  • Безнадежные долги
  • Прощение долгов субъектов хозяйствования
  • Списываем долги физлиц
  • Сроки исковой давности
  • Налоговый долг — особая задолженность
  • Продажа товаров в кредит: нюансы учета
  • Перечень использованных документов

Подписаться на «Налоги и бухгалтерский учет»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *