Цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности

  • Госрегулирование цен в сфере оборонного заказа (до 2018 года)
  • Постановление №1465 (новое действующее)
  • Виды цен на продукцию Гособоронзаказа
  • Методы формирования цен на военную продукцию
  • Особенности ценообразования в ГОЗ (до 2018 года)
  • Сокращения в сфере ГОЗ
  • Перечень продукции Гособоронзаказа

Используемая законодательная база в сфере ГОЗ актуальна по состоянию на 3 апреля 2020 года

Госрегулирование цен в сфере Гособоронзаказа

Государственное регулирование цен в сфере Гособоронзаказа производится государственными заказчиками оборонного заказа (в том числе Госкорпорациями «Роскосмос» и «Росатом»), Минпромторгом, Минэкономразвития и ФАС.
Ранее функции госрегулирования цен осуществляли ФКА «Роскосмос» (упразднено 1 января 2016 года, функции переданы Госкорпорации «Роскосмос»), ФСТ (упразднена 21 июля 2015 года, функции переданы ФАС) и расформированный в 2014 году Рособоронзаказ.

Законодательство о регулировании цен в сфере ГОЗ до 2018 года

До марта 2017 года порядок госрегулирования цен и полномочия регуляторов определялись Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119.
Менее года (до конца 2017 года) ценообразованием в сфере ГОЗ «рулило» Положение о госрегулировании, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 17.02.2017 N 208.
Перечень продукции гособоронзаказа, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 N 976-р.
Порядок определения начальной (максимальной) цены госконтракта (НМЦК), а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок по Гособоронзаказу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 407. Данный Порядок формирования цен действовал также до конца 2017 года.
Разделом IV утратившего силу Порядка ценообразования было предусмотрено три метода формирования цен: метод предельного уровня цены (метод индексации цены), затратный метод и аналоговый метод. Кроме того, заказчики и исполнители Гозоборонзаказа были вправе применить и иные методы, предусмотренные контрактной системой в сфере госзакупок, а также комбинации методов.

Постановление Правительства №1465 о госрегулировании цен с 01.01.2018

Постановление от 02.12.2017 №1465 вступило в силу 1 января 2018 года. Оно утвердило новое Положение о государственном регулировании цен военной продукции, а также отменило целый ряд актов Правительства РФ в сфере ценообразования ГОЗ. В частности, утратили силу Постановления Правительства РФ от 28.04.2015 №407, от 17.02.2017 №208, от 03.06.1997 №660, от 25.01.2008 №29, от 04.05.2012 №441 и от 13.12.2013 №1155.
Новым Положением определено пять методов формирования цены оборонной продукции и четко установлены приоритеты их применения.
Официально определены всеми употребляемые термины «собственных» и «привнесенных» затрат. Размер предельных максимальных и минимальных процентов рентабельности при расчете цены изменен не был.

Проблема ценообразования в сфере государственного оборонного заказа (далее – гособоронзаказ) достаточно актуальна в современное время. Она касается как поставщиков, так и непосредственно заказчиков.

Формирование цен в гособоронзаказе осуществляется при проведении конкурентных процедур отбора головных исполнителей и исполнителей гособоронзаказа, а также при заключении контрактов с единственными поставщиками. В конкурентных закупках снижение издержек обеспечивается за счет правильного формирования начальной максимальной цены, равного и полного доступа всех потенциальных поставщиков к участию в закупке, а также за счет недопущения устранения конкуренции при проведении их отбора.

В случае неконкурентной закупки цены формируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1465) утверждено Положение о государственном регулировании цен военной продукции (далее – Положение).

Положением введены единые правила определения цен как на образцы вооружения, военной и специальной техники, так и на продукцию, необходимую для их производства и поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя гособоронзаказа.

Следует отметить, что действующим законодательством в сфере гособоронзаказа и антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на единственных поставщиков в случае отказа поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции.

Разделами VII и VIII Положения установлено, что государственный заказчик формирует цену государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на поставку продукции, указанной в подпунктах «а» — «г» пункта 6 Положения, в том числе на основании предложения потенциального единственного поставщика о цене продукции, в состав которого в соответствии с пунктом 37 Положения входят расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие цену продукции.

Отказ единственного поставщика от предоставления расчетно-калькуляционных материалов препятствует формированию государственным заказчиком цены государственного контракта и может быть квалифицирован как отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.2 КоАП РФ.

Соответственно, отказ исполнителей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ, Закон о государственном оборонном заказе), препятствует обоснованию головным исполнителем цены на поставку такой продукции и, как следствие, подготовке потенциальным единственным поставщиком предложения о цене государственного контракта.

Такие действия (бездействия) исполнителя препятствуют своевременному размещению и исполнению государственного оборонного заказа, а также ущемляют интересы головных исполнителей государственного оборонного заказа и могут быть квалифицированы как нарушение части 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ, либо части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 7.29.2 или частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, в случае отказа организаций от заключения государственного контракта (контракта) или от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, необходимых для обоснования цены на продукцию по государственному оборонному заказу, о данных фактах необходимо уведомлять ФАС России в возможно короткие сроки1.

Виды цен на продукцию по Гособоронзаказу

Статьей 11 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» определены три вида цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу: ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена и цена, возмещающая издержки.
До 2018 года условия и порядок применения видов цен определяло Положение о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу, утвержденное Постановлением Правительства от 13.12.2013 №1155.
В настоящее время порядок и условия применения видов цен на военную продукцию, а также процедура перевода в фиксированную цену других видов цен регулируются Разделом III. Положения, утверждённого Постановлением №1465.
Вид цены должен устанавливаться с учетом наличия исходных данных, длительности и особенностей технологического цикла, вида работ (услуг).
Наибольшая степень неопределенности возникает при формировании стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям разработки новых образцов вооружения и при осуществлении поисковых исследований в данных направлениях. Как правило, на ОКР и тем более на НИР устанавливается ориентировочный вид цены или же цена, возмещающая издержки.

Ориентировочная (уточняемая) цена (ОрЦ)

Ориентировочная цена на военную продукцию устанавливается в случае отсутствия на момент заключения договора достаточных исходных данных для определения фиксированной цены. В частности, при продолжительности работ (производства) более трех лет; при сроке поставки более трех лет; а также при выполнении ремонта и сервисного обслуживания (без наличия точных данных по объему работ).
Новое Положение допускает согласование сторонами предельного значения ориентировочной цены.
Может ли величина ориентировочной цены отличаться от предельного значения этой цены?

Цена, возмещающая издержки (ЦВИ)

В уже далеком 1997 году методическими рекомендациями Минэкономики (приказ №179 от 18.12.1997) было определено шесть разновидностей цены, возмещающей издержки поставщика по оборонной продукции. Данные методы формирования цены военной продукции являются аналогами американского военного ценообразования.
Цена, возмещающая только издержки — Cost No Fee (C).

Цена, возмещающая издержки до установленного предела — Cost Sharing (CS).
Цена, возмещающая издержки производства с фиксированным размером рентабельности — Cost Plus Award Fee (CPAF).
Цена, возмещающая издержки производства с фиксированной массой прибыли — Cost Plus Fixed Fee (CPFF).
Цена, возмещающая издержки с прибылью и поощрительными выплатами — Cost Plus Incentive Fee (CPIF).
Цена, возмещающая издержки с долевым распределением экономии и перерасхода – комбинация методов CPIF и CPFF.
Является ли Приказ Минэкономразвития России от 18.12.1997 №179 ДСП «Об утверждении Инструкции по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» действующим?
Приказ №179дсп – не отменен. Однако, его содержание не актуализировано, и Письмом Минэкономразвития от 10.06.2016 №Д28и-2936 не рекомендовано к использованию при формировании цены военной продукции.
Согласно новому Постановлению №1465 от 02.12.2017, как и ранее в Положении, утвержденном Постановлением от 13.12.2013 №1155, при согласовании ЦВИ в обязательном порядке устанавливается предел цены, включающий прибыль исполнителя ГОЗа; а также формула цены.

Фиксированная цена (ФЦ)

Во всех случаях, когда новым Положением (утв. №1465) не предусмотрено применение других видов цен, при заключении контракта (договора) применяется фиксированный вид цены.
Также фиксированная цена устанавливается на завершающем этапе выполнения оборонного контракта, в котором была установлена ориентировочная цена или цена, возмещающая издержки, (перевод в ФЦ).

Порядок (процедура) перевода в фиксированную цену

Перевод в фиксированную цену производится не позднее двух месяцев до завершения поставки продукции (окончания работы / этапа работы) или при достижении 80% технической готовности.
Порядок перевода согласуется сторонами в контракте (договоре).
Фиксированная цена должна быть сформирована с использованием уточнённых данных, отсутствовавших на момент согласования изначальной цены. В случае применения затратного метода, цена определяется на основании сложившихся фактических (по состоянию на конкретную дату) и предстоящих ожидаемых (планируемых) затрат (форма №2). Значение фиксированной цены может быть, как выше, так и ниже значения ориентировочной цены (п. 44 Положения).
Ранее использовавшийся термин «твердая фиксированная цена» (ТФЦ) есть калька с американского Firm Fixed Price (FFP).

Правила и методы определения цен в сфере Гособоронзаказа

Методики формирования цены, варианты и принципы их применения регламентируются законодательством в сфере Гособоронзаказа: Федеральным законом № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Постановлениями Правительства РФ, регуляторами оборонного заказа.

Методы ценообразования оборонной продукции до 2018 года

Методика формирования цены ранее устанавливалась Постановлениями Правительства РФ от 3 июня 1997 года № 660 ДСП, от 13 декабря 2013 года № 1155, от 25 января 2008 года № 29; Приказом Министерства экономики от 18 декабря 1997 года № 179; Протоколом ВПК от 19 декабря 2012 года № 13.

Методология ценообразования Приказа ФСТ от 18 апреля 2008 года № 118 определяла два метода формирования цены единицы военной продукции: метод калькулирования и метод индексирования. Для определения цены научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ помимо этих методов рекомендовалось применять аналоговый метод и метод экспертных оценок. При этом цена продукции (цена НИР и ОКР) рассчитывалась исходя из обоснованных затрат на ее производство (выполнение работ) и величины прибыли.
Метод калькулирования был установлен основным методом определения цены на военную продукцию и работы. Для продукции с длительным технологическим циклом производства применялся метод индексирования.

Методики определения

Порядок определения установлен постановлением правительства № 1465 от 02.12.2017. Заключая договор в рамках гособоронзаказа для определения стоимости, используются методы:

  • анализа рыночных индикаторов;
  • сравнимой цены;
  • затратный.

Затратный применяется, если невозможно использование первых двух. Если на рынке нет сопоставимой продукции, но ее расценки сформированы ранее затратным методом, при определении расценок на очередной год применяется метод индексации:

  • либо базовой цены;
  • либо по статьям затрат.

Порядок определения

Анализ рыночных индикаторов применяется, если продукция по договору гособоронзаказа является биржевым товаром либо имеются официальные статистические данные о его стоимости. В этом случае она не должна превышать (одно из двух):

  • среднебиржевой индикатор за последние 45 календарных дней;
  • стоимость, отраженную в статданных за период не более 3 месяцев до дня расчета.

Метод сравнимой цены применяется при наличии устойчивого рынка поставляемой продукции либо если на нее установлены тарифы государственными (муниципальными) органами власти.

Затратный метод предусматривает определение расценок в виде суммы затрат, включаемых в себестоимость, и прибыли. Себестоимость рассчитывается в разбивке по статьям затрат и включает:

  • материальные расходы на комплектацию и материалы;
  • оплату труда (включая обязательные взносы на соцстрахование);
  • оплату услуг соисполнителей;
  • общепроизводственные и общехозяйственные расходы в пределах согласовываемых ежегодно нормативов.

Величина расходов по каждой статье определяется одним из способов:

  • расчетным путем;
  • на основании данных прошлых лет;
  • на основании данных ранее заключенных госконтрактов.

Уровень рентабельности контракта, заключаемого в рамках исполнения государственного оборонного заказа, строго регламентирован и составляет:

  • 20% собственных затрат организации;
  • 1% привнесенных затрат.

После установления стоимости продукции затратным методом на последующие периоды допускается ее определение методом индексации. Применяются индексы-дефляторы, устанавливаемые Минэкономразвития РФ.

Как перевести в фиксированную

До окончания исполнения госконтракта необходимо зафиксировать стоимость продукции. По правилам, перевод ориентировочной цены в фиксированную по ГОЗ осуществляется не позднее двух месяцев до окончания поставки продукции по договору. Для ее установления предоставляются уточненные исходные данные, обосновывающие цену. Порядок перевода прописывается при заключении контракта. Окончательная стоимость может быть и выше, и ниже ориентировочной.

Рассматривается проект постановления правительства, который предусматривает перенос сроков окончательных расчетов по ГОЗ в случае увеличения суммы контракта при переводе ориентировочной цены в фиксированную (законопроект 98766). Планируется, что изменения вступят в силу в марте 2020 года.

Как зарегистрировать цену

Поставщики, которые являются единственными производителями продукции, не имеющей аналогов и включенной в перечень продукции по ГОЗ, обязаны регистрировать расценки. Они включаются в реестр единственных поставщиков. Регистрация осуществляется Федеральной антимонопольной службой. Вот в каком случае регистрация цены в ФАС по ГОЗ не нужна единственному поставщику:

  • не превышает прогнозную, на которую ФАС выдавал ранее заключение;
  • при переводе в фиксированную не превышает ранее установленную ориентировочную.

Во всех остальных случаях регистрация осуществляется до заключения государственного контракта. Порядок регистрации следующий:

  1. Единственный поставщик в течение 30 рабочих дней после получения запроса от государственного заказчика определяет цену и направляет предложение о ее величине.
  2. Госзаказчик 20 рабочих дней рассматривает, проверяет расчет и готовит заключение в ФАС.
  3. После получения заключения и документов единственного поставщика об обосновании стоимости продукции от госзаказчика ФАС в течение 20 рабочих дней выносит решение о регистрации или об отказе.

Методы формирования цены по Постановлению №1465

Раздел II. «Методы определения цены на продукцию» нового Постановления определяет методы формирования цены оборонной продукции, порядок и приоритетность их применения:

  1. метод анализа рыночных индикаторов
  2. метод сравнимой цены
  3. затратный метод (калькуляционный метод)
  4. метод индексации базовой цены
  5. метод индексации по статьям затрат

Цена продукции была сформирована затратным методом до вступления Постановления №1465 в силу. Может ли данная цена быть принята в качестве базовой цены в соответствии с Положением о государственном регулировании цен, утвержденным данным Постановлением Правительства?
Этот вопрос в новом Положении не разъяснен.

Норма прибыли оборонного заказа

Предельный размер плановой прибыли (рентабельности) регламентируется Разделом IV. «Порядок определения плановой рентабельности (прибыли) в цене на продукцию» Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства №1465. Плановая прибыль в цене продукции военного назначения определяется формулой «двадцать плюс один» (20%+1%). Где не более 20% прибыли «накручивается» на собственные затраты, и не более 1% на привнесенные расходы. Увеличить лимит прибыли до 25% по собственным затратам после 1 января 2018 года сможет лишь только Головной исполнитель оборонного заказа.
Размер плановой рентабельности, учитываемый в цене на оборонную продукцию, не может быть менее 5% собственных затрат. По привнесенным расходам прибыль может быть и нулевой. Формула минимума прибыли Исполнителя ГОЗа — «пять плюс ноль» (Аргентина — Ямайка):)))

Действующим Постановлением о госрегулировании цен (пункт 2) все виды командировочных расходов отнесены к собственным расходам. Соответственно, плановая прибыль по ним должна быть в пределах от 5% до 20%.
В каком случае Военные представительства вправе требовать от участников кооперации применения более низкой нормы рентабельности по собственным затратам? Например, «десять плюс один» (10%+1%).
До начала 2018 года рентабельность определялась точно такими же величинами процентов и методологией расчета, однако терминология разделения затрат на «собственные» и «привнесенные» официально не использовалась.
Принципы определения рентабельности и размер процентов прибыли были установлены пунктом 3 Правил формирования цен, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 №29; пунктом 35 Положения об определении начальной (максимальной) цены по государственному оборонному заказу, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 №407; и пунктом 7 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 05.12.2013 N 1119. Все эти три Постановления не являются действующими после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 №1465.
Уровень рентабельности производства военной продукции в прошлом определялся также Приказом ФСТ от 15 декабря 2006 года № 394дсп. Однако, согласно приказа того же ФСТ от 6 июня 2012 года приказ №394 дсп, как и приказ №395 дсп от 15 декабря 2006 года по определению общепроизводственных и общехозяйственных затрат при производстве продукции ГОЗ, утратил силу.

Используемые сокращения в области Гособоронзаказа

  • ФЗ – Федеральный закон
  • Гособоронзаказ (ГОЗ) – Государственный оборонный заказ
  • Минпромторг — Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Минэкономразвития — Министерство экономического развития Российской Федерации
  • ФСТ – Федеральная служба по тарифам
  • ФАС – Федеральная антимонопольная служба
  • Госкорпорация «Росатом» — Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
  • ФКА «Роскосмос» — Федеральное космическое агентство «Роскосмос»
  • Госкорпорация «Роскосмос» — Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»
  • Рособоронзаказ — Федеральная служба по оборонному заказу «Рособоронзаказ»
  • ВПК – Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ
  • НМЦК — начальная (максимальная) цена государственного контракта
  • ДСП (дсп) – для служебного пользования
  • НИР и ОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
  • ОрЦ – вид цены: ориентировочная (уточняемая)
  • ЦВИ – вид цены: цена, возмещающая издержки
  • ФЦ – фиксированный вид цены

Перечень Гособоронзаказа

Перечень продукции государственного оборонного заказа, на которое распространяется госрегулирование цен, определяется распоряжение Правительства РФ от 14.06.2013 N 976-р. Четвертая редакция каталога военной продукции утверждена вступившим в силу 28 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ N 1605-р. Перечень включает в себя:
самолеты, вертолеты, беспилотные и робототехнические комплексы (системы), корабли и суда, ракеты-носители и космические аппараты, ракеты и ракетные комплексы, танки, боевые бронированные машины, специальную бронетанковую и инженерную технику, военную автомобильную технику, реактивные системы залпового огня, самоходные и буксируемые орудия и минометы, малокалиберные автоматические пушки, стрелковое вооружение и средства ближнего боя, системы и комплексы управления вооружением, пусковые ракетные установки, торпедные аппараты, аппаратуру корабельного вооружения, реактивные бомбометные установки, комплексы управления взлетом и посадкой, комплексы радиолокации, радионавигации и РЭБ, морские комплексы неакустического обнаружения, системы связи, средства радиационной, химической и биологической защиты войск, системы информационного обеспечения и противодействия, системы кибербезопасности, торпеды, антиторпеды, морские мины и минные комплексы, искатели — уничтожители морских мин, управляемые авиационные бомбы, разведывательные и разведывательно-ударные комплексы, радиолокационные станции и командные пункты, зенитные комплексы и системы, главные и резервные двигатели, энергетические установки (в том числе корабельные паропроизводящие и паротурбинные установки), системы электрохимической регенерации воздуха, специальные комплектующие изделия, сырье и материалы со специальными свойствами, применяемые только для производства товаров (работ, услуг) по гособоронзаказу.

Статья о формировании цен оборонных заказов и военной продукции подготовлена с использованием правовых актов и законодательной базы в сфере гособоронзаказа по состоянию на 3 апреля 2020 года

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *