Тестовые задания по предмету логистика .Материал предназначен для обучаемых 1 курса по профессии диспетчер A.Т тест на тему

Тесты по курсу «Логистика»

Разработала преподаватель спецдисциплин Коновалова Н.И.

1. Логистика — это…

а) организация перевозок;

б) предпринимательская деятельность;

в) наука и искусство управления материальным потоком;

г) искусство коммерции.

2. Объект исследования в логистике — это…

а) процессы, выполняемые торговлей;

б) материальные и соответствующие им информационные потоки;

в) рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг;

г) экономические отношения, возникающие в процессе товародвижения.

3. Задачей микрологистики является…

а) организация доставки грузов на Крайний Север сначала речным, а затем морским транспортом;

б) обеспечение согласованности в действиях поставщика, покупателя и транспортной организации;

в) организация грузопереработки в крупном морском порту.

4. Наиболее сильное влияние на развитие логистики оказывает…

а) компьютеризация управления процессами в сферах производства и обращения;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы;

г) увеличение численности населения в регионе.

5. Логистическая функция — это…

а) множество элементов, находящихся в отношениях связи друг с другом, образующих определенную целостность, единство;

б) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте, в нужное время, с минимальными затратами;

в) укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы;

г) система мероприятий по комплексному изучению рынка.

6. Единицей измерения материального потока является…

а) рубль;

б) кубический метр;

в) количество тонн, приходящихся на квадратный метр (т/м2);

г) тонна;

д) штука;

е) количество тонн, проходящих через участок в единицу времени (т/год).

7. Материальный поток — это…

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства;

б) упорядоченная на оси времени последовательность логистических операций, направленная на обеспечение потребителя продукцией соответствующего ассортимента и качества в нужном количестве в требуемое время и место;

в) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

г) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления, или в процесс продажи

8. Логистическая операция — это…

а) самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства;

б) имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном интервале времени;

в) материальная продукция, ожидающая вступления в процесс производственного или личного потребления или в процесс продажи.

9. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, является…

а) отношение к логистической системе;

б) натурально-вещественный состав продвигающегося в потоке груза;

в) количество груза;

г) степень совместимости грузов;

д) консистенция груза.

10. Для службы логистики критерием выбора варианта организации товародвижения является…

а) оптимальный уровень обслуживания потребителей;

б) минимум издержек на закупки;

в) минимум издержек на содержание запасов;

г) минимум издержек на транспортирование.

11. Цель логистики можно выразить шестью правилами. Первые пять правил логистики формулируются так:

а) товар нужный товар

б) место в нужном месте

в) время в нужное время

г) количество в необходимом количестве

д) качество необходимого качества

Шестое правило логистики формулируется: …

а) цвет нужного цвета

б) затраты с минимальными затратами

в) транспорт правильным видом транспорта

г) тара в нужной таре

д) вес нужного веса

12. Ниже приведен ряд высказываний, из которых к производственной логистике относится следующее: …

а) рациональное размещение распределительных центров в районе минимизирует сумму складских и транспортных затрат;

6) удельные издержки на хранение товаров тем ниже, чем быстрее оборачиваются запасы;

в) торгово-посредническая фирма производит 40-процентную наценку на стоимость товаров;

г) компания перешла к выпуску только той продукции, на которую имеется заказ.

13. Наиболее существенной предпосылкой применения логистики в хозяйственной практике является…

а) усиление конкуренции на товарном рынке;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы;

г) рост численности населения.

14. Тянущей системой в логистике называется…

а) система организации производства, в которой детали полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с централизованно сформированным графиком производства;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) система управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается централизованно;

г) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов на оптовых и розничных торговых предприятиях.

15. Толкающей системой в логистике называется…

а) система управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов;

б) система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую по мере необходимости (жесткий график отсутствует);

в) стратегия сбыта, направленная на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях;

16. Непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока, а также оперативная корректировка его движения являются проявлением принципа … логистики

а) системности;

б) научности;

в) конструктивности;

г) конкретности.

17. Систему не образуют…

а) три незнакомых человека, проживающих в одном доме города;

б) три друга, проживающих в разных городах;

в) поставщик, транспортное предприятие и покупатель, связанные единым договором;

г) подразделения производственного предприятия.

18. К прямым функциям службы логистики на предприятии относят…

а) выбор транспорта;

б) рыночные исследования;

в) организацию складирования и хранения;

г) рекламу

д) определение оптимального размера поставляемой партии товаров

е) управление запасами

19. Предприятие создает запасы с целью снижения…

а) потерь от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам;

б) потерь от омертвления в запасах отвлеченных финансовых средств;

в) риска порчи товаров;

г) расходов на оплату труда персонала, занятого хранением товаров.

20. К категории «производственный запас» следует отнести товары: …

а) на складах предприятий оптовой торговли;

б) на складах сырья предприятий промышленности;

в) в пути от поставщика к потребителю;

г) на складах готовой продукции предприятий изготовителей.

21. Расположите виды транспорта в порядке убывания способности доставлять груз непосредственно к складу потребителя:

А: воздушный 3

Б: железнодорожный 2

В: водный 4

Г: автомобильный 1

22. Расположите виды транспорта в порядке убывания способности надежно соблюдать график доставки:

А: воздушный 4

Б: автомобильный 1

В: водный 3

Г: железнодорожный 2

23. Последовательность этапов выбора перевозчика

А: Ранжирование критериев выбора перевозчика 2

Б: Принятие решения о выборе перевозчика 6

В: Вычисление рейтинга перевозчика по каждому критерию 4

Г: Оценка возможных перевозчиков в разрезе намеченных критериев 3

Д: Определение критериев выбора перевозчика 1

Е: Оценка суммарного рейтинга 5

24. Расположите виды транспорта в порядке убывания способности перевозить разные грузы

А: воздушный — 4

Б: водный — 1

В: автомобильный — 3

Г: железнодорожный — 2

25. Расположите виды транспорта в порядке убывания способности быстро доставлять грузы

А: железнодорожный — 3

Б: воздушный — 1

В: водный — 4

Г: автомобильный — 2

26. Расположите виды транспорта в порядке убывания стоимости перевозки

А: воздушный 1

Б; водный 4

В: железнодорожный 3

Г: автомобильный 2

27. Недостатком железнодорожного транспорта является…

а) низкая производительность;

б) ограниченное количество перевозчиков;

в) относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния;

г) недостаточная экологическая чистота.

28. Недостатком автомобильного транспорта является…

а) малая грузоподъемность;

б) ограниченное количество перевозчиков;

в) большие капитальные вложения в производственно-техническую базу;

г) низкая скорость доставки.

29. Недостатком воздушного транспорта является…

а) низкая производительность;

б) недостаточно высокая сохранность грузов;

в) высокая себестоимость перевозок;

г) недостаточная экологическая чистота.

30. Недостатком морского транспорта является…

а) низкая производительность;

б) низкая скорость доставки;

в) относительно высокая стоимость перевозок на большие расстояния;

г) ограниченность видов транспортируемых грузов.

31. Принцип пропорциональности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

32. Принцип параллельности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса;

д) соответствие всех звеньев складского процесса по производительности, пропускной способности или скорости

33.Принцип непрерывности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех

стадиях складского процесса.

34. Принцип поточности складского процесса означает…

а) повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные промежутки времени;

б) подчинение всех операций технологического цикла единому расчетному ритму;

в) устранение или сокращение всякого рода перерывов в
технологическом процессе;

г) одновременное выполнение отдельных операций на всех
стадиях складского процесса;

35. По признаку отношения к логистической системе информационные потоки подразделяют на…

а) бумажные, электронные, смешанные;

б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные;

г) однородные, неоднородные.

36. По методу образования информационные потоки подразделяют на…

а) бумажные, электронные, смешанные;

б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные;

г) однородные, неоднородные.

37. По структуре информационные потоки подразделяют на…

а) бумажные, электронные, смешанные;

б) входные, выходные, внутренние, внешние;

в) первичные, производные;

г) однородные, неоднородные.

38. Аббревиатура ЭДИФАКТ является условным сокращением развернутого названия…

а) штрихового кода, наносимого на групповую и транспортную упаковку;

б) ассоциации автоматической идентификации, действующей на территории Российской Федерации;

в) перспективной концепции, охватывающей все задачи автоматизации предприятия на базе систем управления знаниями и нейронных сетей;

г) стандарта электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте.

39. В каналах распределения от чужого имени и за чужой счет могут вести операции…

а) дилеры;

б) агенты;

в) дистрибьюторы;

г) комиссионеры.

40. Последовательность этапов разработки логистической стратегии…

а) установление приоритетов — 3

Б) анализ возможностей — 2

В) разработка стратегического плана развития логистической системы — 4

Г) оценка — 1

41. К логистическим издержкам не относят…

а) затраты на рекламу

б) затраты транспортно-заготовительные ;

в) затраты на формирование и хранение запасов;

г) затраты на содержание административно-управленческого аппарата.

42. К переменным затратам на перевозку относят:

а) накладные расходы;

б) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава;

в) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

г) расходы на оплату труда административно-управленческого персонала.

43. К постоянным затратам на перевозку относят…

а) затраты на страхование транспортного средства;

б) затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры транспорта;

в) затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава, включая запасные части и материалы;

г) затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции.

44. Под логистикой обычно принято понимать:

а) управление материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью снижения общих затрат на продвижение товара от производителя к конечному потребителю;

б) логически обоснованные действия высших звеньев руководства по управлению предприятием и связанной с этим организацией информационного обмена и оборота финансовых средств;

в) логистически упорядоченные функции, составляющие алгоритм управления материальными потоками, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью максимального удовлетворения потребностей клиента.

45. Материальный поток составляют:

а) автотранспортные средства, железнодорожные составы, морские и речные суда, авиатранспортные средства, трубопроводы;

б) материальные ресурсы (сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие, топливо, запасные части и т.д.), незавершенное производство и готовая продукция;

в) автомобильные дороги, железнодорожные пути сообщения, порты и пристани водного транспорта, аэропорты, сеть трубопроводов с перекачивающими станциями.

46. Ключевую роль в управлении материальными потоками играют:

а) транспортные и экспедиционные предприятия общего пользования;

б) предприятия оптовой торговли;

в) магазины и другие точки розничной торговли;

г) коммерческо-посреднические организации, оказывающие услуги по организации оптового оборота;

д) предприятия — изготовители.

47. Логистическая операция — это:

а) действия логистического оператора по управлению материальным потоком, который не подлежит дальнейшему дроблению;

б) не подлежащие дальнейшему дроблению действия, связанные с управлением материальными, информационными или финансовыми потоками;

в) логистически упорядоченные операции, составляющие целостный алгоритм информационной модели управления.

48. Логистическая функция — это:

а) совокупность логистических операций, связанных решением задачи управления материальными, информационными и финансовым потоками;

б) функции, содержащиеся в должностной инструкции логистического оператора;

в) функции, предусмотренные взаимными договорами предприятий — участников логистической цепи.

49. К базисным логистическим функциям относятся:

а) снабжение;

б) хранение;

в) производство;

г) сбыт;

д) грузопереработка;

е) информационная поддержка.

50. К вспомогательным логистическим функциям относятся:

а) складирование, грузопереработка, упаковка, послепродажный сервис, информационная поддержка;

б) снабжение, складирование, распределение, транспортировка.

Оптимальный размер заказа — такое количество товара, при котором стоимость получения и хранения единицы товара является (с учетом всех факторов) минимальной. Это не значит, что цена за единицу товара должна быть самой низкой. Чтобы должным образом определить оптимальный размер заказа, необходимо рассчитать все связанные с ним затраты. Они могут быть подразделены на две группы.

Затраты на заказы или затраты на восстановление запасов связаны с приобретением запасов и возникают каждый раз, когда восполняются запасы -это расходы на закупку каждой партии, включающие затраты на контроль наличия, подготовку заказа, высылку заказа, получение товара, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламаций, постановку на учет, бухгалтерские проводки.

Затраты на содержание запасов включают проценты на средства, вложенные в запасы; налоги; страхование; потери от устаревания, износа и порчи; расходы по складированию и хранению.

Проценты на средства, вложенные в запасы, — порой наибольшая часть издержек по содержанию запасов. Если средства собственные, а не заемные, проценты не выплачивают, но все равно должна учитываться так называемая «стоимость упущенной возможности». Она означает те вероятные доходы, которые могли быть получены, если бы деньги, вложенные в запасы, были использованы для других целей или просто находились в депозите под выгодные проценты. Эти проценты по депозиту и есть «стоимость упущенной возможности».

Затраты на содержание запасов могут составлять значительную часть всех затрат по содержанию запасов. Однако в состав этих издержек включают только переменные расходы по хранению запасов.

Однако и другие факторы должны быть приняты во внимание. Обычно, чем больше размер заказа, тем ниже уровень расходов на единицу закупаемого товара (вследствие скидок на стоимость единицы в связи с величиной заказа) и более низки транспортные расходы. С другой стороны, издержки по содержанию и хранению запасов возрастают по мере увеличения запаса. Следует определить размер заказа, при котором издержки по содержанию запаса и по оформлению самого заказа будут минимальными. При любой системе пополнения запасов требуют решения два основных вопроса: когда делать заказ и сколько товара заказывать. При системе с фиксированным интервалом между заказами устанавливаются строго определенные сроки представления заказа, тем самым решается вопрос «когда?». Ответить надлежит на вопрос «сколько?». Для этого устанавливают и фиксируют в карточках учета или памяти компьютера величину «максимального» или «требуемого запаса» для каждого товара. Наличный запас плюс ожидаемый приход по предыдущему заказу должны быть достаточными для удовлетворения спроса в период до следующего пополнения запаса, т.е.:

Требуемый запас = Количество, расходуемое за период контроля + Количество, расходуемое за период поставки + Страховой запас.

Из этого следует, что:

Размер заказа = Требуемый запас — (наличный запас + ожидаемый приход).

При работе по системе пополнения запасов через фиксированные интервалы времени ничто не препятствует использованию оптимальных запасов, особенно для товаров, имеющих стабильный спрос в период между поставками. Заказчики стараются точнее рассчитывать и своевременно корректировать величины требуемых запасов товаров — это способствует точности заказов и минимизации расходов по закупкам и содержанию товаров.

Оптимальные размеры заказов определяются при сопоставлении издержек на содержание запасов и расходов на заказы. Расходы на заказы — это издержки на закупку каждой партии, включающие затраты на контроль наличия, подготовку заказа, высылку заказа, получение товара, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламаций, постановку на учет, бухгалтерские проводки. Затраты на заказы и содержание запасов всегда анализируются, и для расчетов применяются средние величины. Очевидно, что чем чаще заказывать, тем дороже это обходится.

Некоторые важные принципы, связанные с определением оптимального размера заказа:

общая сумма издержек для данного заказываемого количества минимальна тогда, когда затраты по заказу равны затратам на содержание

соответствующего запаса;

• в пределах ± 20 % объема заказов общая сумма издержек по заказам
изменяется незначительно, но вне этих пределов издержки резко растут или
снижаются;

• В большинстве случаев дороже заказывать мало, чем заказывать много; чем
чаще заказывать, тем дороже это обходится;

изменение затрат на содержание запасов больше влияет на оптимальный объем заказа, чем изменение в затратах на заказы.

В торговле товарами широкого ассортимента относительно стабильного спроса расчет объемов очередных заказов выполняют по методу «скользящего среднего». Рассчитывается среднедневная реализация за последние три-шесть месяцев (период выбирается в зависимости от сезонности спроса или от необходимости фиксации тенденции) и умножается на то количество дней, в течение которого ожидается реализация заказываемой партии. Полученное количество корректируется с учетом условий поставки (минимально поставляемое количество, грузовой модуль или скидка при определенном количестве), а также с учетом анализа тенденций колебания спроса, и окончательное количество включается в заказ.

Моменты размещения заказов.

Оптимальный размер заказа — это ответ на вопрос: сколько товара следует заказывать в каждом заказе. Для того, чтобы ответить на вопрос, когда следует заказывать, нужно определить так называемую точку заказа, т. е. момент пополнения заказа по каждой позиции. Определение таких точек базируется на сроках доставки товаров по заказам. Если срок доставки, например, составляет пять дней и сбыт — 20 единиц за день, то очередной заказ на поставку товара следует делать тогда, когда текущий запас понизится до 100 единиц. Тогда запас будет восполнен к тому времени, когда текущий запас будет использован полностью. Большинство предприятий содержит страховые запасы на случай скачков спроса в период ожидания поставок или на случай задержек поставок. Уровень страхового запаса обычно определяется по той же точке заказа для каждого наименования товара и, как правило, выражается в виде процента к количеству единиц, реализуемых в течение срока поставки. Если установлен коэффициент, равный 33 % от среднего сбыта в 100 шт. в течение срока поставки, то страховой запас составляет 33 шт.

По существу страховой запас представляет собой просто разность между средним потреблением в течение заготовительного периода и точкой заказа. Чем выше точка заказа, тем выше уровень страхового запаса. Страховой запас предотвращает дефицит, когда фактический сбыт выше расчетного. Чтобы определить точку заказа, нужно определить уровень страхового запаса, который обеспечивал бы надлежащую степень защиты против дефицита. Чем выше точка заказа, тем меньше вероятность дефицита, но тем больше издержки по содержанию дополнительного запаса.

Цель состоит в определении точки заказа так, чтобы потери от дефицита балансировались издержками на содержание сверхнормативного запаса.

Вероятность возникновения дефицита служит основой для определения точки заказа.

При этом, однако, следует определить допустимый уровень риска. Если предприятие ставит себе целью никогда не допускать дефицита запасов, оно вынуждено иметь излишние страховые запасы и при этом такие большие, что более реалистично примириться с дефицитом и попытаться ограничить лишь частоту его возникновения.

Считается, что лучше выражать степень гарантии от дефицита в виде среднего интервала между моментами дефицита, чем в виде степени вероятности таких дефицитов. В среднем один случай дефицита за два года может рассматриваться как приемлемое число. Если годовой сбыт составляет 500 шт., а оптимальный размер заказа 100, то количество заказов за год будет 5 (500/100). В течение двух лет для пополнения запаса будет дано в среднем 10 заказов. Поэтому один дефицит за два года — это то же самое, что один дефицит за 10 периодов поставки. Это значит, что вероятность дефицита в течение периода пополнения запаса равна 10 %.

Точки заказов должны устанавливаться на уровне, когда затраты на содержание и потери от дефицита являются минимальными или на уровне, при котором уменьшение потерь от дефицита, обусловленное прибавлением лишней единицы к точке заказа, равно дополнительной стоимости содержания этой единицы.

4.4 Управление скоростью товарооборота

При дефиците оборотных средств самым важным фактором для управления ими является скорость оборачиваемости товарных запасов. Некоторые менеджеры складов, опасаясь возможной нехватки товаров, систематически создают избыточные запасы в целях подстраховки. Это приводит к излишним расходам и сокращению прибыли. Товарные запасы являются наименее ликвидными краткосрочными активами, и это подвергает их опасностям, которым не подвержены другие статьи оборотных средств. Запасы — это замороженные средства, это деньги, которыми нельзя пользоваться. Большинство предприятий избегает больших запасов с низкой оборачиваемостью, так как это связано с риском. Вместо этого предпочтительно иметь больше свободных средств путем ускорения оборачиваемости запасов.

Фирмы стремятся увеличить оборачиваемость запасов, чтобы при меньшей площади складов и меньших затратах на содержание запасов получить наибольший объем продажи и, следовательно, прибыли. Разумеется, идеальной была бы продажа «с колес», без всякого хранения. Однако такая торговля многими видами товаров невозможна, поэтому оборачиваемость запасов является важным критерием, который тщательно анализируется фирмами.

Поскольку оборот товарных запасов находится в прямой зависимости от

объема реализации, коммерческий директор предприятия должен использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения оборачиваемости товарных запасов. Одним из способов ускорения оборачиваемости товарных запасов является вложение минимальных средств в товарные запасы.

На основании учета и анализа движения товарных запасов следует рассчитывать показатели оборачиваемости товарных запасов с тем, чтобы определить, какой темп оборачиваемости является наилучшим для каждого наименования товара. Применяются два показателя оборачиваемости товарных запасов: отношение чистого объёма реализации к среднему объему товарных запасов — его получают делением годового объёма реализации на стоимость товарных запасов по балансу. Если полученный коэффициент слишком велик (по сравнению с предыдущим периодом или со средними данными), это показывает недостаточность запасов. Если же коэффициент слишком мал, это может означать, что товарные запасы чрезмерны или устарели и не пользуются спросом.

Отношение объема товарных запасов к чистому объему оборотных средств получают делением стоимости товарных запасов, указанной в балансе, на чистый объем оборотных средств. Если это отношение показывает, что высокий процент краткосрочных оборотных средств вложен в товарные запасы, предприятие может столкнуться с недостатком оборотных средств, и ему будет трудно выполнять свои обязанности точно в срок. Обычно отношение стоимости товарных запасов к объёму оборотных средств не должно превышать 80 %.

Чем выше оборачиваемость запасов, тем меньше вероятность убытков из-за морального износа товаров и их порчи, тем выше ликвидность предприятия и предприятие может спокойно проводить операции с более низким коэффициентом ликвидности. Высокая оборачиваемость запасов требует более строгого контроля над запасами, обеспечивающего минимальные вложения средств в них. Достижение высокой оборачиваемости — нелёгкая задача для крупных дистрибьюторов, поскольку они вынуждены хранить на складах часть запасов номенклатуры нерегулярного спроса. Если для экономически эффективной торговли необходимо поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов, то для обеспечения спроса на любой товар, включенный в торговую номенклатуру, необходимо хранить широкий ассортимент редко продающихся товаров, что тормозит оборачиваемость запасов.

Учитываются несколько видов оборачиваемости запасов: оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении; оборачиваемость всего запаса по стоимости; оборачиваемость групп товаров разной степени спроса. К каждому виду оборачиваемости запасов предъявляются свои требования.

Одной из причин низкой оборачиваемости запасов является большой объем «мертвых» и бездействующих, или «спящих» запасов. К «мертвым» запасам относят товары, на которые вообще не было спроса в течение года, к

бездействующим — товары, спрос на которые был случайным или очень редким. Получить точную картину средней оборачиваемости можно, только выявив и те и другие. После избавления от этих запасов оборачиваемость возрастает. При увеличении оборачиваемости возрастают объем реализации и прибыль. Стоимость содержания запасов на складах растет из года в год вследствие инфляции, роста стоимости аренды помещений, расходов на заработную плату, накладных расходов и т. д., что вызывает естественное стремление снизить уровень запасов за счет более частого заказа товаров меньшими партиями. Зависимость увеличения прибыли от ускорения оборачиваемости показана в таблице. Увеличение оборачиваемости вдвое увеличивает прибыль втрое.

Однако если в результате снижения уровня хранимых запасов склад потеряет возможность удовлетворять запросы клиентов, то потерянная при этом прибыль может превысить стоимость содержания соответствующих запасов. Для регионального дистрибьютора или крупного дилера размещение у поставщика слишком большого числа срочных заказов может привести к существенному снижению получаемой им торговой скидки и, следовательно, к снижению прибыли. Эти проблемы вызвали применение современных методов управления запасами, которые обеспечивают увеличение оборачиваемости и прибыли.

Размер товарных запасов в значительной степени определяется объемом и структурой товарооборота торгового предприятия. Поддержание оптимальной пропорции между величиной товарооборота и размерами товарных запасов — одна из важных задач торговых предприятий: при недостаточной величине запасов возникают сложности с товарным обеспечением товарооборота предприятия; излишние запасы вызывают дополнительные потери, увеличение потребности в кредитах и рост расходов по выплате процентов по ним, увеличение расходов по хранению запасов, что в совокупности ухудшает общее финансовое состояние торговых предприятий. Поэтому вопрос количественного измерения величины товарных запасов торгового предприятия и определения соответствия величины потребностям товарооборота является весьма актуальным.

Чем выше оборачиваемость запасов, тем меньше вероятность убытков из-за морального износа товаров и их порчи, тем выше ликвидность предприятия и предприятие может спокойно проводить операции с более низким коэффициентом ликвидности. Высокая оборачиваемость запасов требует более строгого контроля над запасами, обеспечивающего минимальные вложения средств в них. Достижение высокой оборачиваемости — нелегкая задача для крупных дистрибьюторов, поскольку они вынуждены хранить на складах часть запасов номенклатуры нерегулярного спроса. Если для экономически эффективной торговли необходимо поддерживать высокий уровень оборачиваемости запасов, то для обеспечения спроса на любой товар, включенный в торговую номенклатуру, необходимо хранить широкий ассортимент редко продающихся товаров, что тормозит оборачиваемость запасов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *