Тарифная сетка

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Жуков Анатолий Лаврентьевич
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

В первой части статьи рассматривались элементы тарифной системы, назывались критерии установления минимальной тарифной ставки в организации. Сегодня мы продолжаем разговор о том, как на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов.

Дифференциация тарифных ставок и окладов

Установление тарифных ставок и окладов по категориям персонала, выполняющего работу различной сложности, осуществляется либо на основе единой тарифной сетки (ЕТС) для всех работников, либо с помощью тарифных сеток рабочих и схем должностных окладов руководителей, специалистов и служащих.

Кстати сказать

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что тарифная сетка широко используется для дифференциации тарифных ставок и окладов работников организаций. Дифференциация заработной платы на основе единой 17-разрядной ТС (табл. 1) осуществлялась в СССР в годы новой экономической политики (НЭП)

с 1921 г. до середины 30-х годов. Примечательно, что в 17-разрядной ТС натуральный пай дифференцировался незначительно (в 1,8 раза), а денежный – до 20 раз. Общий же диапазон ТС при суммировании натурального и денежного паев составлял 7,87 раза (354 : 45).

Таблица 1

Тарифная сетка по распределению натуральных и денежных паев в России (СССР) в годы НЭПа

Обратите внимание!

Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов и тарифных коэффициентов

Тарифная сетка (ТС) – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов (ст. 143 ТК РФ).

Тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки 1-го разряда.

Диапазон тарифной сетки определяется соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов.

Преимущество ТС заключается в том, что она позволяет обеспечить и наглядность, и обоснованность при установлении уровня и соотношений тарифных ставок и окладов по всем профессионально-квалификационным группам работников в зависимости от сложности труда, его интенсивности и ответственности, а также изменяющегося спроса и предложения на рынке труда. Использование ТС облегчает внесение изменений в тарифную систему при учете мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или при согласовании с ним.

В постсоветский период ЕТС получила распространение на многих предприятиях рыночного сектора после того, как она была введена в бюджетной сфере постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки».

В настоящее время организации внебюджетной сферы используют самые различные подходы к построению своих тарифных сеток. Некоторые организации применяют ТС с небольшим диапазоном.

Например, в одном из акционерных обществ по производству инструмента установлен диапазон 18-разрядной тарифной сетки в размере 1 : 5,8.

В другой крупной компании диапазон ТС для всех категорий персонала составляет 1 : 5,3. Но есть и примеры построения ТС с диапазоном 15–20 и более раз.

В таблице 2 приведен пример ТС одного из крупных акционерных обществ.

Таблица 2

Тарифная сетка АО

Для оплаты труда работников организаций бюджетной сферы с 1 декабря 2001 г. до 1 мая 2006 г. применялась 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1 : 4,5 (табл. 3).

При построении единой тарифной сетки в бюджетной сфере был использован регрессивный подход, при котором рост тарифных коэффициентов с 1-го по 6-й разряды составил 11 %, с 7-го по 11-й разряды – 10 % и с 12-го по 18-й разряды – 8 %.

Таблица 3

Тарифные коэффициенты единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Таблица 4

Тарифные сетки по оплате труда работников организаций (варианты)

Таблица 5

Единая тарифная сетка акционерного общества

Институт труда и социального страхования Минздравсоцразвития России рекомендует пять вариантов 17-разрядной ТС с диапазонами 1 : 3,42; 1 : 5,11; 1 : 5,35; 1 : 6,24; 1 : 6,45 (табл. 4). При этом рост тарифных коэффициентов предусмотрен в одной ТС на 8 %, в другой – на 11 %, в остальных применяется регрессивная шкала.

По-иному решили вопрос дифференциации тарифных ставок работникам, имеющим один и тот же разряд, в одной из крупных акционерных компаний, использовавшей 21-разрядную единую тарифную сетку в 2006 г. (табл. 5). В пределах вилки по каждому из разрядов устанавливается тарифная ставка (оклад) в зависимости от квалификации, напряженности труда и других факторов. Кроме того, тарифные ставки (оклады) дифференцируются на три категории (I-III) с учетом значимости того или иного производства.

Заслуживает внимания отраслевая единая ТС по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (табл. 7). Ее отличительной особенностью является установление различных тарифных коэффициентов по одним и тем же разрядам работникам, занимающим различные должности, а применительно к специалистам и руководителям коэффициенты дополнительно дифференцируются с учетом структурных подразделений.

В частности, по одному и тому же 8-му разряду установлены следующие тарифные коэффициенты: рабочим – 2,55; рабочим, связанным с движением поездов и ремонтом подвижного состава, – 3,07; служащим – 3,20; специалистам обособленных структурных подразделений – 3,33; специалистам отделений железных дорог – 3,49; специалистам управлений железных дорог – 3,67; руководителям обособленных структурных подразделений – 3,85; руководителям отделений железных дорог – 4,04; руководителям управлений железных дорог – 4,24.

Многие организации сохранили традиционные тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, в необходимых случаях их модернизировали с учетом фактических различий в сложности труда и меняющейся экономической ситуации.

Например, в управлении механизации одного из акционерных обществ для рабочих в коллективном договоре была установлена 6-разрядная тарифная сетка с увеличением темпов роста относительных тарифных коэффициентов и диапазоном 1 : 1,78 (табл. 6).

Таблица 6

Тарифная сетка рабочих управления механизации АО

Таблица 7

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог

Крупная металлургическая компания для дифференциации тарифных ставок рабочих использует 8-разрядную тарифную сетку с диапазоном 1 : 3,09 (табл. 8). Данная тарифная сетка отличается тем, что в ней предусмотрена вилка тарифных ставок по каждому разряду: по 1-му – 5 %, по 2–8-му – от 6 до 9 %.

Таблица 8

Восьмиразрядная тарифная сетка

Схема должностных окладов

Когда в организациях устанавливается тарифная сетка рабочих, то для руководителей, специалистов и служащих чаще всего на практике применяется схема должностных окладов. В дореформенное время схемами должностных окладов руководителей, специалистов и служащих предусматривались для каждой из групп должностей минимальные и максимальные оклады. В пределах этой вилки устанавливался конкретный оклад каждому служащему с учетом квалификации, навыков работы, деловых качеств. В настоящее время в одних организациях сохранили вилки окладов для руководителей, специалистов и служащих, в других устанавливают фиксированные оклады.

При дифференциации должностных окладов уровень квалификации, например, специалистов может оцениваться следующими квалификационными категориями:

    специалист (начальная ступень квалификации); специалист 3-й категории; специалист 2-й категории; специалист 1-й категории; ведущий специалист.

Начальная ступень квалификации устанавливается специалисту, выполняющему работу минимального уровня сложности. Как правило, это молодые специалисты с высшим образованием, не имеющие опыта работы, или работники со средним специальным образованием, опыт работы которых позволяет им в полном объеме выполнять обязанности по данной должности.

Работникам, выполняющим работы средней сложности и имеющим определенный стаж, устанавливается третья или вторая категория. При выполнении работ преимущественно максимальной степени сложности и стаже работы более 5 лет специалистам присваивается 1-я квалификационная категория.

Квалификационная категория «ведущий специалист» устанавливается тем работникам, которые выполняют функции руководителя и ответственного исполнителя работ по какому-нибудь направлению деятельности предприятия или структурного подразделения, а также обязанности по координации и технологическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в структурных подразделениях.

В одной из крупных компаний для руководителей, специалистов и служащих установлена схема должностных окладов. В качестве примера рассмотрим схему должностных окладов руководителей и специалистов одного из цехов (табл. 9). В пределах установленной вилки повышение окладов руководителям и специалистам осуществляется по результатам аттестации.

Таблица 9

Схема должностных окладов руководителей, специалистов и служащих цеха АО

В некоторых организациях, если не применяется единая ТС, вместо схем должностных окладов используются тарифные сетки.

Например, в одном из российских акционерных обществ система дифференциации тарифных ставок и окладов предусматривает 7-разрядную тарифную сетку для рабочих (табл. 10) и 15-разрядную для руководителей, специалистов и служащих (табл. 11). Существенным ее отличием является установление диапазона тарифных коэффициентов по разрядам для всех категорий персонала.

Таблица 10

Тарифная сетка по оплате труда рабочих АО

Таблица 11

Тарифная сетка по оплате труда руководителей, специалистов и служащих АО

В Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005–2007 годы организациям рекомендована Отраслевая единая тарифная сетка с диапазоном 1 : 10,1 (табл. 12).

Таблица 12

Отраслевая единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта

Федерация профсоюзов Свердловской области в своем бюллетене приводит единую тарифную сетку АО «Уралэлектромедь» с диапазоном 1 : 5,94 (табл. 13) и с ростом тарифных коэффициентов на 11 %.

Таблица 13

Модель единой тарифной сетки АО «Уралэлектромедь»

Гибкое регулирование ставок

В последнее время некоторые организации сокращают количество разрядов в своих ТС, ограничивая их число девятью-десятью и называя их уровнями или грейдами, но при этом резко увеличивают вилки окладов по каждой категории персонала. Между минимальным и максимальным окладами по каждому уровню структуры должностей рабочих, руководителей, специалистов и служащих разрыв в некоторых компаниях составляет три и более раз. Такая система значительно увеличивает возможности регулирования в пределах одного квалификационного уровня (грейда) размера оклада – как в сторону повышения, так и в сторону снижения – с учетом изменения сложности выполняемой работы, повышения работником своей квалификации, результатов труда и др. Благодаря этому создаются более высокие возможности для стимулирования работников. Однако такие возможности могут быть реализованы только при условии установления для всех работников четких и понятных критериев и объективности оценки.

Есть и другая причина, побуждающая организации разрабатывать более гибкие системы тарифного регулирования заработной платы. Суть ее заключается в том, что в условиях глобализации экономики, динамично меняющейся рыночной конъюнктуры обеспечивают и поддерживают конкурентоспособность только те организации, которые могут адекватно реагировать на внешние вызовы, на изменяющийся спрос потребителей, а в этих условиях меняются и возлагаемые на работников должностные обязанности. С изменением выполняемых персоналом функций и с изменением рыночной цены труда возникает необходимость в периодической корректировке тарифной системы. Если возрастает количество выполняемых работником функций или повышается сложность выполняемой работы, то ему следует устанавливать более высокий разряд, пересматривать схему должностных окладов, особенно если они являются фиксированными. Гибкая модель регулирования тарифных ставок и окладов позволяет без принципиального изменения тарифной системы регулировать их размеры.

Отражение системы оплаты труда в штатном расписании

Тарифные ставки и оклады фиксируются в организации штатным расписанием, которое составляется по структурным подразделениям. В штатном расписании по профессиям и должностям устанавливаются тарифные ставки и оклады, надбавки к ним, определяется фонд заработной платы структурных подразделений. Постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1 утверждена унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание». В нем также приведены указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, в которых применительно к штатному расписанию (форме № Т-3) говорится следующее: «Применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц…

В графе 5 «Тарифная ставка (оклад) и пр.» указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством РФ, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами организации.

В графах 6–8 «Надбавки» показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством РФ (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда).

При невозможности заполнения организацией граф 5–9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством РФ иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.).

Утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом».

Как видим, в постановлении Госкомстата России предусмотрен гибкий подход к использованию формы № Т-3, который предусматривает введение по инициативе организации дополнительных граф, отражающих применяемую систему оплаты труда. На практике на некоторых предприятиях в штатном расписании предусмотрены не оклады, а вилки окладов и утвержденный оклад, или дополнительно предусматривают проценты премий и др.

Например, в одной из крупных организаций в штатном расписании предусмотрены отдельно по категориям персонала: разряд, оклад, выпуск ЕТКС с указанием параграфа, продолжительность рабочей недели, категория работающих, доплаты в процентах, процент и вид премии, отнесение к льготному пенсионному списку, дополнительный отпуск в днях, уровень механизации, численность в смену и в сутки, подменный штат по данному рабочему месту.

В другой крупной компании в штатном расписании предусмотрены не только тарифные ставки, доплаты и надбавки, но и затраты работодателя на содержание работников по той или иной должности, включая единый социальный налог.

Гарантированный уровень cтавки

Таким образом, на практике используются различные модели построения тарифных систем для дифференциации тарифных ставок и окладов. При этом независимо от того, применяются ли единые для организации ТС или отдельно тарифные сетки рабочих и схемы должностных окладов руководителей, специалистов и служащих, основным является вопрос обеспечения достаточного для нормального воспроизводства рабочей силы уровня гарантированных тарифных ставок (окладов) с учетом рыночной цены труда и обоснованной их дифференциации по категориям персонала.

Гарантированный уровень заработка по категориям персонала в значительной степени зависит от установленного в организации минимального и максимального размера тарифной ставки (оклада). Чем больше это соотношение, тем, как правило, ниже гарантированный уровень заработка неквалифицированных работников.

Говоря о необходимости оптимизации соотношения между минимальным и максимальным окладами (тарифными ставками) в организации, нельзя не учитывать и того факта, что заработная плата устанавливается с учетом рыночной цены труда. Поскольку работодатели заинтересованы нанимать на ключевые должности высококвалифицированных специалистов, то при установлении окладов они вынуждены ориентироваться на рыночную ставку заработной платы. В связи с этим при недостаточности финансовых средств в организациях сохраняются высокие разрывы между минимальными и максимальными тарифными ставками и окладами.

В этих условиях упорядочению соотношений между минимальной и максимальной оплатой труда способствовало бы, с одной стороны, более динамичное повышение государством минимального размера оплаты труда (МРОТ) и гарантированных ставок оплаты труда в соглашениях и коллективных договорах, а с другой – повышение производительности труда.

Одним из резервов сокращения разрыва в окладах является повышение доли тарифа в общем заработке у рабочих, поскольку они в меньшей степени, чем руководители и ведущие специалисты влияют на общие результаты деятельности организации. В то же время, в среднем по кругу обследованных Росстатом видов экономической деятельности и субъектов РФ размер выплат по окладам (тарифным ставкам) в общей сумме заработной платы за отработанное время в 2005 г. составил 43,4 %.

Самая низкая доля тарифной части заработной платы по сравнению с надтарифной наблюдалась в организациях по добыче полезных ископаемых (24 %), что во многом связано со структурой заработной платы этих организаций, где более значительными по сравнению с другими видами деятельности являются выплаты, связанные с районным регулированием оплаты труда. Наиболее высокую долю тарифная часть в заработной плате составляла в организациях по производству кожи, изделий из кожи и обуви, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также в оптовой и розничной торговле (по 60 %).

В соответствии с рекомендациями Института труда и социального страхования Минздравсоцразвития России доля тарифа в общем заработке не должна быть ниже 65–70 %. При этом, как показывает опыт передовых зарубежных фирм и результаты экономического анализа, наибольшая доля тарифа вместе с гарантированными компенсационными доплатами и надбавками должна быть у рабочих, а наименьшая – у руководителей и ведущих специалистов, поскольку от их деятельности в первую очередь зависят результаты производства. Если руководители и ведущие специалисты обеспечивают высокоэффективную и рентабельную работу организации и соответственно, высокую среднюю заработную плату, то можно считать вполне обоснованной выплату им более высоких премий по сравнению с рабочими.

Таким образом, анализ вариантов регулирования тарифных ставок и окладов показывает, что организации используют самые различные подходы и по количеству разрядов, и по диапазону тарифных сеток, и по использованию единого или дифференцированного похода к их построению с учетом категорий персонала и видов производства в зависимости от политики руководства в области оплаты труда, объемов и результатов деятельности, финансовых возможностей и т. п. Главное, чтобы была обоснованная дифференциация тарифных ставок и окладов с точки зрения учета рыночной цены труда и различий в сложности выполняемой работы.

Виды тарифных сеток

Тарифная сетка основывается на сравнении сложности рабочих целей разных категорий и групп сотрудников, их обязанностей, образования и других обстоятельств. Совместно данные обстоятельства учитываются при оценке деятельности персонала и используются при дифференциации оплаты сотрудникам компании. Таким образом, тарифная сетка наглядно показывает, как зарплата работников зависит от их разрядов.

Тарифные сетки различаются в зависимости от характера возрастания коэффициентов и делятся на:

  • равномерные, с одинаковой межокладной разницей между коэффициентами;

  • регрессивные – когда разница уменьшается;

  • прогрессивные, при которой межразрядная разница равномерно увеличивается;

  • комбинированные.

Какие факторы учитываются при формировании тарифной сетки

При формировании тарифной сетки учитываются следующие факторы:

  • интенсивность трудовой нагрузки;

  • вредность и опасность производства;

  • длительность рабочего времени и стажа сотрудника на одной должности;

  • отрасль производства, так как для каждого вида производства используются свои коэффициенты;

  • квалификация сотрудника;

  • особенности климатических условий.

Тарифная ставка работника, имеющего первый разряд, должна быть выше величины минимальной зарплаты, установленной законодательством.

Тарифная сетка и стоимость часа работы сотрудника

За основу в тарифной сетке всегда берется стоимость часа работы сотрудника.

Например, может учитываться выполненный сотрудником объем работ за смену. Но при этом этот объем впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.

Преимущества использования тарифной сетки

Преимущество использования тарифной сетки заключается в том, что в первую очередь объективно оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса.

Тарифная система начисления зарплаты мотивирует работников на постоянное повышение своей квалификации, учитывает ответственность и сложность их деятельности, снабжает любое предприятие кадрами и побуждает их к профессиональному росту.

Тарифная ставка первого разряда отражает абсолютный размер оплаты труда работника за единицу времени. Ее рассматривают в качестве «отправной точки» при расчете величины ставок и окладов для всех остальных разрядов. Это позволяет гарантировать работникам достойную оплату труда (не ниже законодательно установленных норм) и соответствие оклада специфике деятельности сотрудника, его опыту и квалификации.

От чего зависит и как регулируется

Как уже упоминалось выше, данная величина регулируется законодательством Беларуси. Существует определенное значение тарифной ставки 1 разряда, на которое должны ориентироваться предприятия бюджетной сферы. Нарушение этих правил может привести к административной ответственности.

Что касается внебюджетных организаций, которые работают без привлечения государственных дотаций, на них единая тарифная сетка не распространяется. Однако многие предприниматели все равно пользуются ею. Кроме того, как на государственных, так и на внебюджетных предприятиях к данной величине применяются корректирующие коэффициенты.

Тарифная ставка сотрудников регулируется трудовым договором, а также положением об оплате труда. Это касается всех предусмотренных законодательством 27 разрядов, 19 из которых рассчитаны на специалистов, а еще 8 – на представителей рабочих профессий.

Тенденция изменения в последние годы

Инфляция национальной валюты требует регулярного перерасчета размеров зарплат работников государственной сферы. Поэтому базовая тарифная ставка периодически повышается. В последние годы ее значения были следующими:

1. В 2014 году – 26 рублей 20 копеек, а затем 27 рублей 50 копеек.
2. В 2015 году – 27 рублей 70 копеек и 29 рублей 20 копеек.
3. В 2016 году – 29 рублей 50 копеек, а затем 29 рублей 80 копеек.
4. В 2017 году – 31 рубль и 33 рубля.
5. В 2018 году – 34 рубля.

* более подробно об изменениях ставки можно почитать на финансовом портале https://creditportal.by/.

При этом размеры корректирующих коэффициентов не всегда увеличиваются в соответствии с ростом тарифной ставки 1 разряда. В частности, последнее повышение (2018 года) их не затронуло.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *