Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами

Комментарий к статье 19 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления”

Комментируемая статья определяет порядок и цели учета образования и размещения отходов производства и потребления, сдачи отчетности об их количестве и движении.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы, которые собирают отходы, обезвреживают и захоранивают их, то есть осуществляют любые действия с отходами, обязаны вести учет количества отходов от начального до конечного этапа их движения.

Цель учета – знать точное количество образовавшихся отходов и их распределение на вторичную переработку и захоронение, что в конечном итоге определяет сумму платежей за негативное воздействие отходов и позволяет осуществлять контроль в области обращения с отходами.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды РФ от 1 сентября 2011 г. N 721 (далее – Порядок): в соответствии с п. 4, 6, 7, 8 Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов; в случае невозможности произвести фактические измерения количества отходов учет отходов ведется на основании технической и технологической документации, бухгалтерской документации, актов приема-передачи, договоров.

Данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном и/или электронном виде и обобщаются сначала поквартально по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, а затем по итогам календарного года по состоянию на 1 января года, следующего за учетным.

В случае нарушения порядка учета отходов либо отсутствия данного учета вообще наступает административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Указанные данные используются для составления статистического отчета, который называется 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления” (далее – 2-ТП (отходы)).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации” официальный статистический учет – деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного Закона респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, и согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 6 сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения, которые утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета. Таковым органом является Росстат, который и определил порядок составления отчета 2-ТП (отходы) и сроки его предоставления своим Приказом от 28 января 2011 г. N 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления”.

2. Данные учета процесса движения отходов, начиная с момента их образования либо получения от сторонних организаций до конечного цикла (обезвреживания, использования либо размещения), обобщаются ежегодно в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом, то есть ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным.

На основании данных учета отходов в срок до 1 февраля после отчетного периода юридическими лицами и предпринимателями в территориальные органы Росприроднадзора сдается статистическая отчетность 2-ТП (отходы), которые, в свою очередь, до 15 марта после отчетного периода обобщают полученные сведения и направляют отчетность в федеральный орган – Росприроднадзор.

Указанные сроки установлены Приказом Росстата от 28 января 2011 г. N 17. Согласно названному нормативно-правовому акту отчетность представляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по каждому виду отходов, начиная с 1 класса опасности по 5 класс опасности включительно, за исключением радиоактивных. Иных исключений нет, отчетность сдают все респонденты, независимо от количества образованных и полученных отходов.

При этом следует иметь в виду, что статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, полученных и переданных отходов, а также на основании паспортов отходов 1 – 4 классов опасности и материалов отнесения их к классу опасности. Несмотря на то что Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. N 721 учет биологических отходов и отходов лечебно-профилактических учреждений не регламентирован, согласно Приказу Росстата от 28 января 2011 г. N 17 статистическая отчетность по видам названных отходов должна представляться в обязательном порядке, ибо исключений в их отношении не установлено.

При заполнении формы 2-ТП (отходы) все сведения об отходах отражаются отдельно по каждому виду отхода с указанием кода по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786. Количество отходов указывается по массе в тоннах. Отражаются сведения о количестве отходов, накопленных на начало отчетного периода, а также образованных собственных и полученных от других организаций отходов за отчетный период. Затем делается разбивка по количеству отходов, самостоятельно использованных, обезвреженных и размещенных на собственных объектах их размещения, и такая же разбивка в случае передачи отходов сторонним (специализированным) организациям для использования, обезвреживания и хранения, захоронения отходов. При этом справочно в обязательном порядке указывается количество эксплуатируемых собственных объектов размещения отходов, занимаемая ими площадь и сколько из них не соответствует требованиям федерального законодательства.

Для субъектов малого и среднего бизнеса исключений не установлено. Отчетность, установленная для них взамен нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не является статотчетностью и сдается в порядке, установленном ст. 18 комментируемого Закона (см. комментарий к ней).

В силу п. 5 Положения о порядке представления в обязательном порядке первичных статистических данных, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620, руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица. Таким образом, если уполномоченное лицо не назначено, ответственным за представление статистической информации является руководитель предприятия.

На практике зачастую органы контроля путают отчетность в области обращения с отходами со статистической отчетностью 2-ТП (отходы), требуя от предприятий со ссылкой на ст. 19 комментируемого Закона представления статистической отчетности, привлекают к ответственности за ее непредставление по ст. 8.1 КоАП РФ. Между тем административная ответственность за нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации наступает по ст. 13.19 КоАП РФ, что влечет отмену постановлений органов административной юрисдикции в случае вынесения их по таким фактам по ст. 8.1 КоАП РФ.

3. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц размещенных отходов согласно вышеназванному Порядку (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи) ведется в табличном варианте с ежемесячным, не позднее 15 числа, брошюрованием таблиц и составлением титульного листа к ним.

Листы таблицы данных учета нумеруются, заверяются подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.

Таблицы данных учета ведутся по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя (его филиала).

Ответственность за полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов несут хозяйствующие субъекты (индивидуальные предприниматели и юридические лица). Таблицы данных учета и учетные документы, на основании которых ведется учет, хранятся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в течение пяти лет.

Просмотров: 1463

Краткое описание

Первого сентября 2011 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации создало специальный приказ № 721 «Об утверждении Порядка учёта в области обращения с отходами». Каждый предприниматель обязан знать законы, касающиеся сферы его деятельности, поскольку их несоблюдение может привести к наложению штрафов, то есть, к возникновению административной ответственности. Компания, чья деятельность связана с возникновением отходов, должна самостоятельно осуществлять не только учёт сформированных нечистот, но и сообщать государственным службам о том, какое количество было обезврежено.

В случае непредоставления всей предписанной законодательством отчётности, по отношению к предпринимателям и юридическим лицам может быть применено первичное предупреждение или штраф в размере от 1 000 до 2 000 рублей, который налагается за отсутствие учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещённых отходов.

В приказе № 721 чётко прописаны все требования к ведению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами специального учёта отходов. Готовый бланк или же его образец можно скачать на сайте контролирующей организации. Несмотря на то что название документа имеет несколько вариантов, к его содержанию всегда предъявляются самые строгие требования. Особое внимание уделяется соответствию указанных данных и реальных показаний. В этом случае специалисты регулярно проводят соответствующие проверки.

Правительство Российской Федерации утвердило документ соответствующим постановлением. В 721 приказе указан точный регламент заполнения каждого пункта в журнале, если же предприятие нарушит минимум одно требование, то ему грозит административная ответственность. Учёт отходов может носить как самостоятельный, так и дополнительный статус. Именно благодаря этому руководство может существенно улучшить некоторые стороны работы своего предприятия.

Все данные, которые были внесены в журнал, могут быть использованы в следующих отраслях:

  • Каждое предприятие в обязательном порядке должно вносить определённую плату за негативное воздействие на экологию. Для расчёта итоговой суммы используются те данные, которые внесены в журнал.
  • Если сотрудники предприятия качественно составили всю необходимую документацию, которая нужна для определения нормативов образования отходов, то в итоге можно будет проанализировать зафиксированное количество утильсырья за определённый промежуток времени. Благодаря этому, сотрудники могут сформировать чёткие нормативы, по которым предприятию будет выгоднее работать в дальнейшем.
  • В независимости от того, в каком направлении работает та или другая организация, она просто обязана ежегодно проводить инвентаризацию всех имеющихся и полученных отходов.
  • Специальные органы фиксируют все данные, которые были получены от предприятия, чтобы иметь возможность вести государственную статистику. Именно поэтому каждая форма журнала должна быть заполнена с максимальной точностью.
  • Данные в журнале учёта являются неотъемлемой частью экологической отчётности, которую предприятие должно предоставлять ежегодно.

Главные особенности приказа

В соответствии с государственными нормативами каждый предприниматель обязан вести журнал учёта использованных, обезвреженных, образовавшихся и переданных отходов. Такой контроль во многом зависит от каждого филиала и территориально обособленного подразделения. Все данные фиксируются на основании фактических измерений количества имеющихся отходов.

Под учёт попадают абсолютно все категории утильсырья (от 1 до 4 класса опасности). Полученные данные обобщаются по итогам очередного квартала и календарного года. Они должны быть внесены в журнал не позднее 10 числа того месяца, который следует за указанным в документах периодом.

Каждый лист учёта должен быть заверен подписью того работника, который отвечает за учёт использованных и образовавшихся отходов. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны завизировать данные своей печатью, в противном случае документ будет считаться недействительным.

Каждый лист должен быть пронумерован арабскими цифрами в верхнем правом углу. Помимо этого, в течение всего квартала нумерация бланков сохраняется сквозной. Только один раз в месяц, но не позднее 15 числа, все учётные листы за прошедший месяц брошюруются с правильно составленным титульным листом.

Способы ведения журнала

На сегодняшний день государство предусмотрело два варианта ведения журнала — в электронном и печатном виде. Такое нововведение очень практично, так как каждый предприниматель может выбрать наиболее подходящий вариант. Если был выбран печатный способ, то на каждом листе с информацией обязательно должны присутствовать две подписи (руководителя и ответственного лица).

Стоит отметить, что если руководитель не поставил свою подпись, то такой документ будет считаться недействительным. Чтобы не путаться, каждый новый лист должен аккуратно подшивается к предыдущему. Это связано с тем, что проверяющая комиссия может в любой момент ознакомиться с актуальной информацией.

Ответственные лица

В приказе № 721 прописаны все моменты, которые регулируют вопрос об ответственности за нарушение ведения журнала учёта в сфере обращения с промышленными отходами. Ответственные органы всегда отмечают тот факт, что за несоблюдение элементарных требований владельцу предприятия грозит административная ответственность. К тому же в статье 195 чётко прописаны все требования, которые нужно соблюдать при взаимодействии с производственными отходами и экологически опасными веществами. За невыполнение этих правил грозит определённое наказание:

  • Для тех людей, которые занимают руководящие должности — штраф в размере от 15 тыс. до 300 тыс. рублей.
  • Для обычных граждан — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.
  • А вот юридическим лицам грозит более высокий штраф — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.

Когда владелец предприятия решает обучить своей персонал правилам обращения с производственными отходами, это обязательно должно быть зафиксировано в письменном виде в журнале учёта. Кроме того, отражать нужно все моменты и ситуации, которые относятся к утильсырью. Если же проверяющая комиссия обнаружит серьёзные ошибки в ведении документации, а также несоответствие внесённых данных, то на предприятие обязательно будут наложены санкции. Чтобы работа крупной организации не остановилась из-за элементарных ошибок, нужно правильно вести всю документацию.

Распространённые ошибки

Чтобы правильно составить отчёт, ответственному работнику понадобится не только журнал учёта, но и подробная схема местности, на которой обозначено предполагаемое место хранения отходов. Кроме того, схема обязательно должна содержать всю информацию о числе задействованных контейнеров, инициалы ответственных лиц, а также класс и вид утильсырья. Как только предприниматель решит перевезти имеющиеся отходы в специальное хранилище либо же отдать их сторонней организации для надёжной утилизации, все эти нюансы обязательно должны быть зафиксированы.

Несмотря на тот факт, что все правила весьма элементарные, многие предприниматели пренебрегают ими, из-за чего им все чаще выписывают штрафы. К самым распространённым ошибкам относятся:

  • У предприятия нет соответствующих паспортов на содержание опасных отходов.
  • Журнал движения отходов не ведётся ни в одной из предложенных форм (бумажной или электронной).
  • Ответственные лица организации не могут предоставить экспертной комиссии отчётность формы 2-ТП.
  • На предприятии не предусмотрено наличие нормативов образования отходов, из-за чего они просто не соблюдаются. Это также касается и тех ситуаций, когда предприниматель просто не имеет лимитов на размещение сырья.

Порядок внесения данных

Именно приказ № 721 определяет последовательность оформления первичного учёта, а также ведения журнала. В большинстве случаев специалисты привыкли вести всю необходимую документацию по мере появления отходов. Когда поступает утильсырье, то в журнал обязательно записывается его объем и пункт передачи (если она была осуществлена другой компанией). Когда отчётный период подходит к концу, то все имеющиеся данные суммируются, а уже на основании этих данных составляется достоверная отчётность о работе всего предприятия.

На законодательном уровне существуют правила, из-за которых ответственный сотрудник обязательно должен проходить специальный инструктаж и обучение. Это связано с тем, что в дальнейшем этот человек будет отвечать не только за ведение журнала, но и за достоверность всех указанных цифр.

Своевременная обработка информации и фиксирование уровня образовавшихся отходов (в независимости от класса опасности) позволяют привлечь к столь ответственному мероприятию опытных сотрудников из специализированных организаций. Как показывает практика, именно регулярный инструктаж и привлечение квалифицированных работников позволяет минимизировать возможные ошибки и нарушения в области учёта имеющихся отходов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *