Статья 14.43 КоАП РФ. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (действующая редакция)

Техническое регулирование

Основные НПА

— Технические регламенты
— Договор о ЕАЭС
— Протокол о техническом регулировании

Решения ЕЭК:
№ 526 • № 293 • № 294 • № 299 • № 41 • № 44

Услуги IFCG

— Сертификат соответствия ТР ЕАЭС
— Декларация о соответствии ТР ЕАЭС
— Сертификат и Декларация ГОСТ Р
— Свидетельство о государственной регистрации
— Разработка маркировки продукции

Правовые основы обязательной сертификации

В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) ответственность за несоблюдение правил и требований технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), а также за недостоверную (необоснованную) сертификацию устанавливается национальным нормативно-правовыми актами стран-членов Союза.

На сегодняшний момент для большинства групп товаров обязательные нормы безопасности, а также некоторые обязанности сторон закреплены в технических регламентах Таможенного союза/Евразийского экономического союза (на середину 2017 года принято уже 42 регламента). Более детально права и обязанности заявителей и органов по сертификации содержатся, как и было сказано выше, в нормативно-правовых актах стран-членов ЕАЭС.

В Российской Федерации права и обязанности сторон в области сертификации установлены прежде всего Федеральным законом №184-ФЗ «О техническом регулировании». Данным законом также установлены виды разрешительных документов, подтверждающих соответствие качества и безопасности продукции (Сертификат, Декларация).

Наличие Сертификата соответствия или Декларации о соответствии либо иного документа, подтверждающего безопасность и качество продукции — обязательное требование для всех производителей, продавцов, поставщиков, желающих реализовать свой товар на территории России. Отсутствие таких документов при выпуске товаров в обращение грозит нарушителям административной или уголовной ответственностью в соответствии Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовным кодексом (УК) РФ.

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия

Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия регламентированы в статье 28 Федерального закона «О техническом регулировании».
Так, заявитель вправе:

  • выбирать форму и схему подтверждения соответствия;
  • обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации;
  • использовать техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель обязан:

  • обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  • выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  • указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
  • извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостанавливать производство продукции, которая не соответствует требованиям технических регламентов.

Важно также помнить, что при ввозе товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, на территорию России в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявитель (уполномоченное заявителем лицом) обязан предоставить декларацию о соответствии или сертификат соответствия, а в сопроводительной документации на продукцию должен быть указан номер сертификата/декларации.

В Технических регламентах Таможенного союза/ЕАЭС также устанавливаются некоторые обязанности заявителя (изготовителя) такие, как хранение протоколов испытания, технических условий на товар (при наличии), эксплуатационных документов, контракта (договора на поставку) или иную товаросопроводительную документацию. Так, например, при сертификации партии средств индивидуальной защиты согласно ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» документы должны храниться у импортера (поставщика) в течение не менее 10 лет со дня реализации последнего изделия из партии, а при сертификации продукции легкой промышленности согласно ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» — в течение не менее 5 лет со дня реализации последнего изделия из партии. Данные документы могут быть затребованы органам государственного контроля (таможня, налоговая).

Для чего нужны технические регламенты

Принципы технического регулирования установлены Законом 184-ФЗ. В нем определены порядок разработки, утверждения и применения регламентирующих документов, внесения при необходимости изменений.

Технический регламент устанавливает четкие требования к продукции и процессу ее изготовления, реализации и использованию, хранению и транспортировке, а также утилизации.

Разрабатывают и принимают их с конкретными целями, которые приведены в ст. 6 Закона 184-ФЗ, а именно:

  • защитить здоровье и жизнь граждан, имущество физических и юридических лиц;
  • охранять растения, животных и окружающую среду от возможного вреда;
  • обеспечить энергетическую эффективность продукции;
  • исключить возможность введения потребителей в заблуждение.

Этот перечень является исчерпывающим. Таким образом, обеспечиваются безопасные условия для приобретателей продукции.

Как контролируют соблюдение техрегламентов

За выполнением условий технических регламентов следит специализированное агентство Росстандарт. Проверяют, насколько продукция соответствует требованиям, только в процессе ее обращения. Причем изготовители и продавцы тоже обязаны следить за этим и предотвращать возможность нанесения вреда.

В случае, когда изготовитель или продавец получили сообщение о несоответствии продукции критериям регламентов или обнаружили это сами, необходимо придерживаться определенной последовательности действий:

  1. Сообщить о факте в местное отделение Росстандарта в течение 10 дней.
  2. Провести проверку полученной информации и довести результат до сведения контролирующего органа.
  3. Если информация о несоответствии подтвердилась, составить план мероприятий по предотвращению вреда и согласовать его с Росстандартом. К таким мероприятиям относятся оповещение приобретателей о недостатках продукции, ее отзыв и возмещение убытков.

Если несоответствие продукции требованиям регламентов обнаружил потребитель, ему следует сообщить об этом в Росстандарт. Контролирующий орган обязан на основании полученной информации провести проверку, уведомить изготовителя об обнаруженных недостатках и выдать предписание устранить нарушения.

Права и обязанности аккредитованных органов (лабораторий) по сертификации

Прежде всего в задачи аккредитованных органов по сертификации входит выдача обязательных сертификатов, регистрация деклараций о соответствии различных групп продукции,проведение испытаний продукции и т.д.

Специалисты таких органов проверяют:

  • правильности всех документов, предоставляемых заявителем (в том числе регистрационные и учредительные документы);
  • соблюдения требований, установленных в технических регламентах;
  • правильности подобранных кодов ТН ВЭД ЕАЭС товаров;
  • достоверности результатов испытаний образцов продукции;
  • и т.д.

Аккредитованные органы по сертификации и должностные лица (эксперты) таких органов, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской.

Ответственность сторон

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), а также органы по сертификации и испытательные лаборатории несут ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» посвящена степени ответственности и видам наказания в области предпринимательской деятельности, в том числе связанной с процессом сертификации продукции:

  • Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • 14.43.1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46.1. Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов

Ниже представлена общая таблица правонарушениями сторон в области сертификации и видами наказаний (максимальные) за них.

Правонарушение Наказание Статья КоАП РФ
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • на граждан – штраф до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой;
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения
Статья 14.43.
Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • на юридических лиц — штраф до 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение с конфискацией предметов административного правонарушения/ административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статья 14.43.1.
Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • на должностных лиц – штраф до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – штраф до одного миллиона рублей
Статья 14.44.
Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • на должностных лиц – штраф до сорока тысяч рубле
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей
Статья 14.45.
Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • на должностных лиц штраф – до пятидесяти тысяч рублей
  • на юридических лиц – до одного миллиона рублей
Статья 14.46.
Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
  • на юридических лиц – штраф до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой
Статья 14.46.1.
Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов
  • на индивидуальных предпринимателей штраф – до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – штраф до пятисот тысяч рублей.

При повторном совершение административного правонарушения:

  • на индивидуальных предпринимателей — штраф до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • на юридических лиц — штраф до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Статья 14.46.2

Административная ответственность аккредитованного сертификационного органа за нарушение правил выполнения работ по сертификации устанавливается в соответствии со статьей 14.47 КоАП РФ. Так, за необоснованную выдачу органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо выдачу сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании или с нарушением установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил заполнения формы сертификата соответствия в большинстве случаев взимается штраф как с должностных лиц сертификационного органа, так и с самого юридического лица.

Ответственность испытательных лабораторий за представление недостоверных результатов исследований (испытаний) установлена в статье 14.48 КоАП РФ (должностному лицу грозит штраф или дисквалификация, юридическому лицу – штраф).

Кроме того, в Уголовном кодексе РФ (ст. 238) установлена уголовная ответственность за неправомерную выдачу или использование официального документа, удостоверяющего соответствие товаров, работ и услуг требованиям безопасности. По субъектами ответственности являются работники органов по сертификации, а также сотрудники юридических лиц-заявителей.

Наказание по данной статье предусмотрено в виде штрафа (до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет), либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы до 10 лет.

При ввозе товаров, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, без представления в таможенные органы информации об этих документах равно как представление недействительных документов в соответствии со статьей 16.2 п.3 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Комментарии к статье 14.43 КоАП РФ, судебная практика применения

О применении положений главы 14 Особенной части КоАП РФ см. п.п. 13-22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В п. 10 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018 года приведена следующая правовая позиция:

Алкогольная продукция, не соответствующая стандартам подлежит изъятию независимо от вины в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ

Алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, подлежит изъятию независимо от установления факта наличия либо отсутствия вины лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

… Хранимая обществом алкогольная продукция по основаниям, предусмотренным абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», находится в незаконном обороте и подлежит изъятию и направлению на уничтожение независимо от установления факта наличия либо отсутствия вины лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ (см. подробнее п. 10 Обзора).

В п. 22 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 года приведена следующая правовая позиция:

Нарушение техрегламента при выполнении по госконтракту работ по содержанию автомобильных дорог является правонарушением по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ст. 12.34 КоАП РФ

«Несоблюдение лицом требований технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта в качестве подрядчика работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог подлежит квалификации как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и статьей 12.34 КоАП РФ.

… Общественные отношения, связанные с содержанием автомобильных дорог, являются составной частью данного объекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ. Нарушив требования технического регламента Таможенного союза при выполнении на основании государственного контракта работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог, акционерное общество совершило два административных правонарушения, предусмотренных частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ и статьей 12.34 КоАП РФ, вследствие чего, применительно к части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, возможно привлечение к ответственности как по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, так и по статье 12.34 КоАП РФ.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении в отношении совершенных акционерным обществом деяний составлен не должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации как органов по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункт 2 постановления Правительства РФ от 19.08.2013 N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения») в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, а управлением.

Поэтому акционерное общество в данном случае подлежит привлечению к административной ответственности только по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ» (см. подробнее п. 22 Обзора).

В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47″О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» содержатся следующие разъяснения:

Статья 14.43 КоАП РФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов» является специальной по отношению к статье 14.17 КоАП РФ «Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

При рассмотрении дел, связанных с применением административной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу Закона производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям, является нарушением лицензионных требований.

Вместе с тем ответственность за такие нарушения наступает не на основании частей 1 или 2 статьи 14.17 КоАП РФ, а согласно статье 14.43 КоАП РФ, поскольку статья 14.43 является специальной по отношению к частям 1 и 2 статьи 14.17 и устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе производства, хранения, перевозки и реализации.

В п. 40 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 года приведена следующая правовая позиция (извлечение):

«Субъектом ответственности, установленной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, является лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.

Постановлением уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде взыскания штрафа.

Основанием для привлечения общества к ответственности послужили выводы уполномоченного органа о том, что общество при организации питания детей использовало сливочное масло, состав которого не соответствовал требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 033/2013, ГОСТ-32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия» (далее — технические регламенты).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным указанного постановления и об его отмене.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оставила названные судебные акты без изменения по следующим основаниям.

… Объективная сторона правонарушения, описанного в ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.

То обстоятельство, что общество при организации питания использовало масло, не соответствующее требованиям технических регламентов Таможенного союза по микробиологическим показателям, является недостаточным для квалификации его действий по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.

Несоответствие использованной в процессе организации общественного питания продукции требованиям технических регламентов заключается в микробиологических показателях, то есть фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении масла, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции».

В п. 42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 года приведена следующая правовая позиция:

«Нарушение обществом требований технических регламентов, выразившихся в хранении и реализации продукции с истекшим сроком годности, может быть квалифицировано по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Административный орган привлек общество к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, за нарушение требований ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления административного органа незаконным.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного суда округа, решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое постановление признано незаконным.

Суды исходили из того, что, поскольку ответственность за нарушение правил реализации продуктов животноводства установлена ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ и такое деяние исключено из диспозиции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, допущенного обществом.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановления арбитражного суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа и оставила в силе решение суда первой инстанции по следующим основаниям.

В ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в периоде совершения рассматриваемого нарушения) установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КлАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ наказуемы действия, предусмотренные ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

В ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 10.8 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения, в силу ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ, заключается в нарушении ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.

Ни в акте, ни в протоколе об административном правонарушении не указывалось на нарушение обществом ветеринарно-санитарных правил либо правил хранения или реализации продуктов животноводства. Предметом проверок являлось соблюдение обществом технических регламентов, а не норм ветеринарного законодательства.

Таким образом, несмотря на то, что в Техническом регламенте ТР ТС 021/2011 действительно содержатся требования к пищевой продукции, являющиеся ветеринарными, однако их нарушение обществу не вменялось и, исходя из полномочий административного органа, не могло вменяться, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для переквалификации действий общества на ч. 1 ст. 10.8 КоАП РФ и прекращения производства по делу. При этом выводы судов апелляционной инстанции и округа не свидетельствуют о том, что нарушение технических регламентов, допущенное обществом, не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ».

Уголовная ответственность

При нарушении процедур сертификации и декларирования по ТР ТС применяются статьи УК – 171 и 247. За подделку документа (подчистку, дописку и т.п.) – ст. 327.

Виновный может быть наказан реальным 2-х летним сроком заключения.

На практике чаще всего применяется статья 238 УК РФ, предусматривающая наказание до 2 лет лишения свободы, например, за незаконную выдачу официальной документации, удостоверяющей соответствие товаров по ТР ТС и т.д. Более суровое наказание – до 6 лет со штрафом полмиллиона рублей, предусмотрено за эти же преступления совершенные группой лиц, а также когда они касаются товаров для детей до шестилетнего возраста, если в результате противоправных действий наступила смерть человека.

При совершении вышеуказанных нарушений со смертельным по неосторожности исходом (двух и более лиц), виновник может быть лишен свободы до 10 лет.

Как избежать наказания за нарушения требований ТР

Чтобы не иметь проблем с законом из-за неверного оформления // не оформления разрешительной документации, не быть привлеченным к ответственности, обратитесь к специалистам портала. Мы поможем своевременно оформить разрешительные документы:

  • сертификат/декларацию ТР ТС, ГОСТ Р;
  • свидетельства о госрегистрации товара, экспертные заключения;
  • сертификаты/декларации ПБ;
  • различные лицензии, заключения;
  • иную разрешительную документацию.

Кроме этого окажем содействие в проведении:

  • испытаний;
  • разработки ОБ, ТУ, РЭ, СТО;
  • штрих-кодировании продукции.

Обратившись к специалистам портала, вы получите:

  • качественно указанные услуги;
  • своевременно оформленные документы;
  • возможность удаленного сотрудничества.

Чтобы получить бесплатную консультацию о сроках, ценах и т.п., позвоните по указанному номеру телефона или заполните форму обратной связи на сайте.

Примечания

  1. За исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции
  2. ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»
  3. ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»
  4. Глава 14. КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
  5. Статья 238. УК РФ Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
  6. Статья 16.2. КоАП РФ Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

См. также

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ
  • Что такое Технический регламент Таможенного союза/Евразийского экономического союза?
  • Технические регламенты Таможенного союза и формы оценки соответствия

Ссылки

  • Уголовный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Евразийская экономическая комиссия

Энциклопедия IFCG — открытый информационный ресурс для участников и экспертов в области ВЭД.

Если Вам требуются услуги по таможенному оформлению, получению разрешительных документов или у Вас есть вопросы, свяжитесь с нами — Контакты IFCG.

В частности, мы готовы оказать Вам следующие услуги в рамках подтверждения соответствия техническим регламентам ТС/ЕАЭС:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 207-ФЗ примечания к статье 16.2 настоящего Кодекса изложены в новой редакции

См. текст примечаний в предыдущей редакции

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 настоящих примечаний.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *