Срок действия ЭЦП

Обновление: 2 марта 2018 г.

Обращаясь за получением ЭЦП в удостоверяющий центр, заявитель может узнать, сколько действует электронная подпись в его конкретном случае, т.к. именно такой центр определяет этот срок. Рассмотрим понятие ЭЦП и срок ее действия в данной статье.

Понятие и виды ЭЦП

Статья 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ определяет, что под электронной подписью понимается неповторяемое сочетание символов, при помощи которых формируется подпись. Подобные сочетания символов классифицируются на простые и усиленные.

Законодательством предусмотрено, что усиленные подписи бывают двух видов:

  • неквалифицированные;
  • квалифицированные.

Простая подпись подвидов не имеет.

Квалифицированный тип усиленной ЭЦП применяется в качестве электронной подписи для взаимодействия с налоговыми и таможенными органами, для подписания электронных счетов-фактур. Простые и неквалифицированные подписи могут применяться для подписания первичной документации и т.п.

В качестве признаков квалифицированной усиленной электронной подписи выделяются:

  • применение для ЭЦП ключа подписи;
  • при помощи нее имеется возможность идентифицировать человека, подписавшего документ;
  • с ее помощью можно отследить изменения в электронный документ;
  • она формируется путем применения средств электронной подписи;
  • ключ проверки ЭЦП прописывается в специальном сертификате;
  • для нее применяются специальные средства, соответствующие отдельным требованиям законодательства.

Основным отличием такой ЭЦП от простой подписи является необходимость формирования сертификата ключа проверки (так называемого «открытого ключа»). Для простой подписи такой сертификат не формируется, а для неквалифицированной он необязателен.

Срок действия электронной подписи

Как следует из ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ, именно аккредитованная удостоверяющая организация вправе зафиксировать тот или иной срок действия сертификатов открытых ключей ЭЦП.

В Приказе ФСБ от 27.12.2011 N 796 отмечается, что срок действия открытого ключа может быть выше (но в пределах пятнадцати лет), чем аналогичный срок, предусмотренный для работы ключа закрытого.

Согласно п. 27 Приказа ФСБ от 27.12.2011 N 796 при установлении соответствующего срока необходимо соблюдать требования к средствам ЭЦП. Из требований для средств класса КС1 следует, что сроки действия всех ключей должны быть указаны в эксплуатационной документации.

Как уже было указано выше, период, в который ключ ЭЦП можно использовать, устанавливается удостоверяющим центром, в котором такой ключ получается. Ситуация, при которой срок действия ЭЦП закончился, а заявитель желает его продлить, является основанием для установления удостоверяющим центром нового срока использования подписи.

Началом действия подписи является дата получения сертификата соответствующего ключа лицом, являющимся владельцем ЭЦП. Иное положение дел может быть отражено в сертификате ключа. Специализированный реестр сертификатов ЭЦП содержит указание на даты начала действия всех подписей.

Что такое средства электронной подписи

Средства ЭП — шифровальные (криптографические) средства, используемые для реализации хотя бы одной из перечисленных ниже функций (п. 9 ст. 2 Закона № 63-ФЗ):

  • создание подписи;
  • ее проверка;
  • создание пары: ключа ЭП (закрытого ключа) и ключа проверки ЭП (открытого ключа).

Под понятие «средство ЭП» попадают аппаратные, программные и программно-аппаратные шифровальные (криптографические) средства, ограничивающие доступ к информации при ее хранении, обработке и передаче (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 «Об утверждении Положения о лицензировании…»).

Примеры средств ЭП: устанавливаемый на компьютер криптопровайдер (КриптоПро CSP, ViPNet CSP), самостоятельный токен со встроенным криптопровайдером (Рутокен ЭЦП, JaCarta ГОСТ), электронное облако.

Средства ЭП отвечают за (п. 1 ст. 12 Закона № 63-ФЗ):

Детальные требования к средствам ЭП устанавливает орган исполнительной власти (п. 5 ст. 8 Закона № 63-ФЗ), которым в данном случае является ФСБ. Перечень таких требований приведен в:

  • Приказе ФСБ РФ от 09.02.2005 № 66;
  • Приказе ФСБ РФ от 27.12.2011 № 796.

Что должны делать средства электронной подписи

Функции средств ЭП и главные требования к ним перечислены в п. 2-3 Закона № 63-ФЗ. Сгруппируем их в удобной таблице:

Функции средств ЭП → Создание ЭП Проверка ЭП
Требования к средствам ЭП →
  • Показывают содержание подписываемой информации самостоятельно или с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств лицу, осуществляющему создание электронной подписи;
  • создают электронную подпись только после подтверждения лицом, подписывающим электронный документ, операции по созданию ЭП;
  • однозначно показывают, что электронная подпись создана

(п. 2 ст. 12 Закона № 63-ФЗ)

  • Показывают содержание подписанного электронного документа самостоятельно или с использованием программных, программно-аппаратных и технических средств;
  • показывают информацию о внесении изменений в подписанный электронный документ;
  • указывают на лицо, с использованием ключа электронной подписи которого подписаны электронные документы

(п. 3 ст. 12 Закона № 63-ФЗ)

Дополнительные требования к средствам ЭП →
  • Средства ЭП, предназначенные для создания подписей в документах, имеющих отношение к гостайне, подлежат подтверждению соответствия соответствующей степени секретности согласно законам РФ;
  • средства электронной подписи, предназначенные для создания ЭП в электронных документах, содержащих информацию ограниченного доступа (в частности, персональные данные), не могут нарушать конфиденциальность данной информации

(п. 4 ст. 12 Закона № 63-ФЗ)

Требования п. 2 и 3 ст. 12 Закона № 63-ФЗ не применяют к средствам ЭП, используемым для автоматического создания или автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

Автоматическое создание применяется, например, при оказании госуслуг или обращении в налоговый орган через личный кабинет на сайте ФНС: в этом случае подпись создается системой для подтверждения факта подачи документов и используется исключительно в пределах соответствующей системы (то есть ЭП с сайта ФНС подписаться на сайте Гоуслуг не получится).

Окончание действия подписи

Завершение срока работы с сертификатом ЭЦП характеризуется наступлением следующих событий:

  • истечение срока действия сертификата ЭЦП;
  • прекращение работы удостоверяющего центра без делегирования соответствующих полномочий другому удостоверяющему центру;
  • иные случаи, предусмотренные регулирующим законодательством.

Каждое из указанных событий должно сопровождаться записью о нем в специализированном реестре сертификатов в течение 12 часов.

Rootpay📌 Реклама

Чем отличается ЭП индивидуального предпринимателя от ЭП физического лица?

В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ квалифицированный сертификат физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, дополнительно к данным физического лица должен содержать основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя — владельца квалифицированного сертификата.

Какие данные содержатся в сертификате ЭП юридических и физических лиц?

В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ квалифицированный сертификат должен содержать следующую информацию:

Для юридического лица — наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата.

📌 Реклама Отключить

Для физического лица — фамилия, имя, отчество (если имеется), страховой номер индивидуального лицевого счета и идентификационный номер налогоплательщика владельца квалифицированного сертификата.

Можно ли передать свою ЭП для использования другому лицу?

Нет, это запрещено. Обеспечение конфиденциальности ключей ЭП является одним из важнейших условий использования электронных подписей и принципов электронного документооборота в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 63-ФЗ. Техническое подписание документов ЭП, например техническим специалистом, возможно только под контролем владельца с его согласия.

Что делать, если изменились реквизиты организации, прописанные в сертификате ЭП?

В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 17 Федерального закона № 63-ФЗ квалифицированный сертификат юридического лица должен содержать следующую информацию: наименование, место нахождения, основной государственный регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика — владельца квалифицированного сертификата юридического лица. В случае изменения каких-либо данных, внесенных в сертификат, содержащаяся в нем информация становится недостоверной, а сертификат может быть признан недействительным.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *