СОСТОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Приступая к теме, которую мы планировали рассмотреть вместе с Вами, уважаемый читатель, хочу начать с вопроса о видах учета и их взаимосвязи. Различают три основных вида учета:

  • бухгалтерский,
  • налоговый и
  • управленческий.

Взаимосвязь бухгалтерского, налогового и управленческого учета

Финансовый (бухгалтерский) учет ведется по правилам, установленным законодательством Российской Федерации, и направлен на предоставление информации внешним пользователям — акционерам, инвесторам, банкам и другим. Финансовый учет показывает прошедшие события.

Налоговый учет ведется по правилам, установленным Налоговым Кодексом Российской Федерации, и направлен на предоставление информации фискальным органам о достоверности определения налоговой базы и расчетов по налогу на прибыль. С 2002 года налоговый учет в России стал самостоятельным направлением учета наряду с бухгалтерским и управленческим учетом.

Управленческий учет ведется по правилам, установленным самой организацией с целью предоставления информации руководству для планирования, контроля и принятия решений в процессе управления. Управленческий учет выступает в виде интегрированной информационной системы предприятия, которая позволяет увязывать количественную и стоимостную информацию и оценивать варианты действий. Управленческий учет основное внимание уделяет будущему и тому, что можно сделать, чтобы повлиять на ход дел.

Данные бухгалтерского, налогового и управленческого учета формируются в системе учета на основе одних и тех же первичных документов и являются составными частями системы учета.

Налоговое планирование и налоговый учет

Налоговое планирование является функцией управленческого учета. При этом данные для налогового планирования налога на прибыль можно получить из налогового учета. Это сведения о фактических налогооблагаемых доходах и расходах и правилах их корректировки. Большая часть данных для целей налогового планирования формируется в бухгалтерском учете, а часть данных специально создается в управленческом учете.

Переход от налогового учета к налоговому планированию необходим в условиях внедрения управленческого учета и применения бюджетирования. Бюджетирование — это процесс разработки, контроля и анализа исполнения планов (бюджетов), характеризующих снабженческую, производственную, сбытовую, финансовую и инвестиционную деятельность организации. Под бюджетом понимается форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности организации.

Взаимосвязь налогового и управленческого учета наиболее полно проявляется при планировании, контроле и анализе налогового бюджета. Необходимость планирования налогового бюджета определяется ограниченностью финансовых ресурсов и требованием их эффективного использования.

Налоговый бюджет является важным элементом системы бюджетов. Система бюджетов организации представлена на Схеме 1. На схеме показана связь планирования налогового бюджета с планированием бюджета доходов, бюджетов закупок материалов, работ и услуг и сметой использования материалов, бюджета расходов на оплату труда, инвестиционного бюджета.

Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного Отчета о прибылях и убытках, прогнозного Бухгалтерского баланса и Бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета — суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов, отражаются в Производственном бюджете и прогнозном Отчете о прибылях и убытках. Суммы планируемых налогов и страховых взносов, рассчитанные по налогооблагаемой базе определяют значения строк 220 (Налог на добавленную стоимость), 625 (Задолженность перед государственными внебюджетными фондами), 626 (Задолженность перед бюджетом) прогнозного Бухгалтерского баланса. Суммы налогов и страховых взносов, рассчитанные в соответствии со временем их уплаты являются составной частью Бюджета движения денежных средств.

Для планирования налогового бюджета необходимы плановые и фактические (бухгалтерские) данные об объемах продаж, объемах покупок, объемах капитальных вложений и других объектах учета (фактах хозяйственной жизни), которые являются значимыми для целей налогообложения.

Сроки планирования и ответственные лица

Планирование налогового бюджета осуществляется не менее, чем за месяц до начала следующего года.

Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:

  • для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
  • для квартального планирования — до 1числа третьего месяца предшествующего квартала
  • для месячного планирования — до 20 числа предшествующего месяца.

Ответственность за планирование налогового бюджета несет бухгалтерия или отдел (специалист) по налоговому учету. Права и ответственность руководителей центров ответственности (главного бухгалтера или начальника отдела) и конкретных исполнителей определяются в Положениях об отделах и должностных инструкциях.

Этапы планирования

1 этап. Анализ налогооблагаемых объектов

Планирование налогового бюджета начинается с анализа налогооблагаемых объектов. Этот анализ носит характер детальной инвентаризации установленных и уплачиваемых налогов, взносов и сборов отдельно по федеральному и местному законодательству. Последовательность проведения анализа:

  • Анализ перечня налогов, взносов и сборов, установленных законом.
  • Анализ перечня налогов, взносов и сборов, по которым организация должна быть налогоплательщиком.
  • Анализ перечня налогов, взносов и сборов, которые уплачиваются организацией.
  • Анализ перечня вновь установленных для организации налогов, в связи с изменением видов деятельности, или изменением законодательства.

В процессе анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы.

  1. Входит ли организация в состав налогоплательщиков по каждому из установленных налогов.
  2. Имеются ли облагаемые налогами объекты, и какие они по своим характеристикам. Совпадает ли полностью характеристика налогооблагаемых объектов в законе и в конкретной деятельности организации по каждому из установленных налогов.
  3. Имеются ли вычеты, какие и в каком размере.
  4. Подпадает ли имущество и операции организации под налогообложение конкретным налогом.
  5. Имеются ли льготы по уплате налогов, и каковы условия применения льгот, что необходимо сделать для обеспечения применения льгот.

Мы рекомендуем провести анализ с участием аудиторов и юристов, для того, чтобы организация могла оценить риски, возникающие вследствие того или иного толкования законов и принять обоснованное решение по налогооблагаемым объектам, необлагаемым операциям и льготам.

После проведения анализа организация получает данные о налогооблагаемых объектах, вычетах и льготах на планируемый год.

2 этап. Подготовка связанных бюджетов

Планирование налогового бюджета связано с разработкой основных (операционных) бюджетов (смет) по выделенным центрам ответственности.

Для планирования налогового бюджета необходимы данные по следующим операционным бюджетам (сметам):

  • бюджету продаж;
  • бюджету закупок материалов;
  • смете расходования материалов;
  • бюджету закупок работ и услуг;
  • бюджету расходов на оплату труда;
  • бюджету социальных выплат и льгот ;
  • бюджету инвестиций.

Детализация учета хозяйственных операций в бюджетах (сметах) должна обеспечить расчет налогооблагаемых объектов. Например, для планирования доходов от реализации к расчету налога на прибыль, в Бюджете продаж выделяются доходы, согласно классификации доходов в 25 главе Налогового Кодекса. Если налоговый учет ведется на счетах бухгалтерского учета, и применяются алгоритмы корректировок доходов и расходов, то произвести расчет планируемого налога на прибыль на 2003 год можно более точно и с меньшими затратами времени.

В свою очередь, Налоговый бюджет используется для составления финансового прогноза Отчета о прибылях и убытках, прогнозного Бухгалтерского баланса и Бюджета движения денежных средств. Взаимосвязь бюджетов при планировании Налогового бюджета показана на Схеме 1.

В процессе разработки финансовых бюджетов предварительные расчеты показателей Налогового бюджета могут измениться, так как последовательное согласование статей финансовых бюджетов может привести к изменению доходов, расходов и статей баланса.

3 этап. Расчеты по видам налогов

Планирование налогового бюджета ведется раздельно по каждому налогу. Расчеты налога ведутся по налогооблагаемым операциям и объектам налогообложения, установленным законодательством.

Порядок планирования и расчетов налогов мы рассмотрим на примере налога на добавленную стоимость (НДС).

НДС планируется на основе бюджета продаж, где выделяются продажи по видам деятельности, облагаемых НДС по различным ставкам и необлагаемых НДС, бюджета покупок, сметы расходования материалов на производство и бюджета инвестиций. Перечень объектов налогообложения, операций, освобождаемых от налогообложения, и не подлежащих налогообложению по налогу на добавленную стоимость представлен в Таблице 1 «Планирование НДС». В таблице отражены отдельные объекты обложения, отдельные операции, освобождаемые от налогообложения и не подлежащие налогообложению.

Таблица 1. Планирование НДС

Расчет налога проводится на основе налогооблагаемых баз и ставок налога в соответствии с Бюджетом продаж. Суммы НДС к вычету рассчитываются по Бюджету закупок, Бюджету инвестиций и Смете расходования материалов.

Не все налогооблагаемые объекты можно спланировать заранее, например, реализацию предметов залога, передачу товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. Поэтому планируемые и фактически облагаемые НДС операции будут различаться.

Расчет налогообложения и операций, не подлежащих налогообложению, зависит от принятой учетной политики для целей налогообложения.

Если в учетной политике установлен момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении расчетных документов, то налогооблагаемая база имеет одинаковое значение объемов продаж с Бюджетом продаж.

Если в учетной политике установлен момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, то налогооблагаемая база будет отличаться от Бюджета продаж на сумму изменения дебиторской задолженности.

Расчет поступления денежных средств (объемов реализации по оплате) можно сделать двумя способами:

  • Первый способ — наиболее простой. Объем реализации по видам операций увеличивается на сумму запланированного входящего сальдо неоплаченных операций и уменьшается на сумму выходящего сальдо. Полученный результат умножается на коэффициент оплаты. Значение коэффициента оплаты устанавливается на основе изучения динамики и структуры оплаты дебиторской задолженности.
  • Второй способ расчета объемов реализации по отдельным хозяйственным операциям заключается в определении сумм дебиторской задолженности по установленным в бизнес-плане параметрам ликвидности и финансовой устойчивости и, в том числе коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности и/или показателя в днях оборота на начало и конец планируемого периода. Для расчета суммы дебиторской задолженности на начало и конец периода может быть применена следующая формула:
    Дз = Одн х Р / Тдн.
  • Длительность оборота дебиторской задолженности в днях (Дз) умножается на объем реализации (Р) и делится на длительность планируемого периода (Тдн).

Для более точного расчета НДС при учетной политике по мере поступления денежных средств, следует рассчитывать НДС по авансам. Расчет НДС по авансам ведется на основе прогноза поступления денежных средств, в том числе авансов в Бюджете движения денежных средств. Прогноз составляется финансовым отделом (департаментом) совместно с отделом (департаментом) маркетинга.

Методика расчета других налогов и взносов, которые должна уплачивать организация, идентична методике расчета НДС по налогооблагаемым объектам. На основе расчета каждого налога и взноса составляется налоговый бюджет в целом. Рассчитанные плановые суммы налогов переносятся в Налоговый бюджет.

Для целей планирования в Налоговом бюджете также указываются фактические значения сумм начисленных налогов в отчетном (прошлом) году. Форма налогового бюджета представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Налоговый бюджет

4 этап. Распределение платежей по срокам уплаты налогов и сборов

Первоначально делается расчет платежей на год, затем на квартал, а затем на месяц. Для расчета периодичности уплаты налогов и взносов составляется Календарь налоговых платежей на год, квартал, месяц. В месячном или квартальном расчете определяется срок уплаты налога, установленного законом (например, 20 числа месяца, следующего за отчетным). Суммы налоговых платежей, взносов и сборов распределяются по срокам их уплаты в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Календарь налоговых платежей на месяц может быть составлен по форме, приведенной в Таблице 3. Календарь налоговых платежей по конкретным датам составляется в Бюджете движения денежных средств с помощью специальных программ автоматизированного расчета денежных потоков. В Календаре или Бюджете движения денежных средств отражаются суммы и сроки уплаты налогов, сборов и взносов с учетом нерабочих и праздничных дней, а также сроков возмещения НДС при поставке на экспорт, которые могут достигать трех месяцев.

Таблица 3. Календарь налоговых платежей

Примечания: 1) сроки уплаты налогов, сборов и взносов проставлены в соответствии с Федеральным и Московским законодательством;

2) в Календаре указаны не все уплачиваемые налоги;

3) в Календаре указаны месячные и квартальные платежи.

Конечно, каждая организация заинтересована в эффективном использовании своих финансовых ресурсов и не желает уплачивать налоги раньше установленного срока. По результатам планирования Календаря налоговых платежей может сложиться такая ситуация, что в пик уплаты налогов и взносов сумма поступлений денежных средств будет наименьшая. В этом случае финансовый отдел (департамент) будет принимать решение о необходимости накопления средств или их заимствования и очередности платежей в соответствии с установленными сроками уплаты.

5 этап. Последовательная итерация финансовых бюджетов

Налоговый бюджет и Календарь налоговых платежей передаются в финансовый отдел для составления финансовых сводных бюджетов (прогнозного Отчета о прибылях и убытках, Бюджета движения денежных средств и прогнозного Бухгалтерского баланса).

Отчет о прибылях и убытках имеет незавершенный вид, пока не будут закончены расчеты по налогу на имущество (который рассчитывается после составления прогнозного Баланса и связан с планом капитальных вложений — Бюджетом инвестиций) и налогу на прибыль. Расчет налога на имущество завершается только после составления прогнозного агрегированного Баланса и Бюджета инвестиций. По незавершенному расчету прогнозного Отчета о прибылях и убытках предварительно определяется сумма чистой прибыли. На основе Бюджета амортизации и расчет ов ч истой прибыли планируется объем капитальных вложений и план закупок оборудования, который является основой для разработки Бюджета инвестиций.

После расчета налога на имущество и налога на прибыль, корректируется прогнозный Отчет о прибылях и убытках и составляется окончательный вариант прогнозного Бухгалтерского баланса.

Прогноз Бухгалтерского баланса составляется на основе прогнозируемых изменений внеоборотных и оборотных активов, изменений суммы обязательств, изменений капитала, планируемой прибыли, а также установленных целевых нормативах по ликвидности баланса и финансовой устойчивости.

Процесс планирования бюджетов требует значительного количества согласований по горизонтальным и вертикальным каналам управления и обусловлен последовательными итерациями — повторением операций с целью постепенного приближения к итоговому результату.

После расчета и согласования всех бюджетов составляется Бюджет движения денежных средств (БДДС).

В БДДС отражаются все виды поступлений (доходов) и все виды расходов. В Таблице 4 представлена часть Бюджета (БДДС) по платежам денежных средств. Обратите внимание на то, что БДДС связан с формой №4 бухгалтерской отчетности «Отчет о движении денежных средств».

Таблица 4. Бюджет движения денежных средств

Этап 6. Контроль и анализ исполнения бюджета

Для объективного контроля исполнения Налогового бюджета необходимо формирование сопоставимой и достоверной информации об исполнении плана, определение величины отклонения фактических показателей от плановых, выявление причин отклонений в реализации планов.

Закрытие Налогового бюджета осуществляется ежемесячно в срок до 10–20 числа следующего месяца.

Бухгалтерия или отдел налогового учета (центр ответственности) готовят отчет в табличной форме «план — факт — отклонения» по видам налогов и сборов в сопоставлении с прошлым периодом. Форма исполнения бюджета представлена в Таблице 5 «Анализ исполнения налогового бюджета».

Таблица 5. Анализ исполнения налогового бюджета

Анализ Налогового бюджета проводится центром ответственности, отвечающим за его разработку и исполнение. Анализ исполнения налогового бюджета начинается с оценки общей суммы запланированных и фактически начисленных налогов и сложившихся отклонений. На следующем этапе анализа делается расчет показателей, повлиявших на отклонение фактических и плановых показателей и отклонение фактических показателей отчетного года и прошлого года. Такими показателями являются стоимостные значения налогооблагаемых объектов, представленные в Таблице 1 (по НДС) и Таблице 2.

К таблице «Анализ исполнения налогового бюджета» прилагается пояснительная записка, в которой излагаются результаты анализа показателей бюджета.

Сведения об исполнении Налогового бюджета передаются в финансовый отдел для анализа фактического исполнения Отчета о прибылях и убытках. На основании проведенного контроля и анализа разрабатываются варианты корректировки планов, если это необходимо.

Налоговое планирование и эффективность деятельности организации

Осуществляя налоговое планирование, организация выбирает варианты действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Бюджетный метод управления затратами, прибылью и финансами используется как инструмент планирования, контроля и регулирования. Налоговое планирование влияет на эффективность деятельности компании. Налоговое планирование позволяет оптимизировать денежные потоки, управлять затратами и прибылью, воздействовать на ликвидность и финансовую устойчивость. В свою очередь на оптимизацию налогов влияют выбор учетной политики, разработка схем сделок, определение структуры активов и другие факторы.

Налоговое пла нирование является ф ункцией налогового менеджмента. Только тот, кто планирует, знает куда идет и чего хочет достигнуть. Налоговый менеджер формирует налоговую политику и осуществляет ее практическую реализацию в налоговом планировании и налоговом учете. Эффективность деятельности налогового менеджмента определяется динамикой ряда показателей, в том числе коэффициентов эффективности:

  • налогообложения (чистая прибыль/совокупные налоговые издержки) и
  • налогоемкости продаж (совокупные налоговые издержки/объем продаж).

Налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, финансового управления и контроля для средних и крупных предприятий.

Мы рассмотрели с Вами цели и методику планирования Налогового бюджета. Надеемся, что эта статья поможет Вам осуществить проект управления налоговыми платежами и сделать (самим или с помощью консультантов) налоговое планирование неотъемлемой частью системы управления финансами.

Опубликовано в журнале «Налоговый учет для бухгалтера» № 3`2003 (подписной индекс по каталогу «Роспечать» 81386)

Актуально на: 16 марта 2017 г.

Налоговая база – один из обязательных элементов налогообложения, который должен быть определен законодательно (п. 1 ст. 17 НК РФ). А иначе налог не будет считаться установленным, то есть налогоплательщики будут вправе его не платить.

В соответствии с НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). То есть понятия объект налогообложения и налоговая база взаимосвязаны.

Объектом налогообложения может быть реализация товаров, имущество, полученная прибыль и т.д. Но в любом случае у объекта должна быть стоимостная, количественная или физическая характеристика (п. 1 ст. 38 НК РФ). Вопросов по поводу стоимостной характеристики не возникает, если объектом является, допустим, прибыль или сумма дохода. А как определить налоговую базу, например, по транспортному налогу?

В российском налоговом законодательстве объектом налогообложения по нему являются сами транспортные средства (п. 1 ст. 358 НК РФ). При определении налоговой базы для автотранспорта учитывается мощность двигателя в лошадиных силах, а не стоимость машины (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Но стоимость все равно влияет на сумму налога. Если авто дорогое, то при расчете используется повышающий коэффициент.

Понятие и сущность налогового планирования

В последнее время всё более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится оптимизация налоговых платежей, налоговое планирование.

Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков уменьшить налоговую нагрузку и столь же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.

Налоговая минимизация включает в себя в зависимости от правомерности конкретных способов уменьшения размеров налоговой обязанности незаконную (уклонение от уплаты налогов) и законную (налоговую оптимизацию, налоговое планирование) деятельность.

Налоговое планирование — организация деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию его налоговых обязательств не нарушая законодательства.

Экономия на налогах с помощью использования законных методов налоговой оптимизации способна принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности.

Для российских предпринимателей налоговое планирование — еще недостаточно освоенная область. В экономически же развитых странах налоговому планированию уделяется чрезвычайно большое внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.

Сущность налогового планирования

Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Сущность налогового планирования состоит в признанном за каждым налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Возможность налогового планирования обусловлена наличием в налоговом законодательстве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной точностью не определены или допускается их неоднозначное толкование.

Налоговый Кодекс РФ указывает, что «налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах».

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основы налогового планирования включают:

  • учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
  • разработку учетной политики предприятия;
  • правильное и полное использования всех установленных законом льгот;
  • оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по уплате налогов.

Правила и риски налогового планирования

Налоговое планирование для предпринимателей предполагает выбор оптимальных при данных налоговых правилах форм и методов инвестирования капиталов и осуществления деятельности. При некотором упрощении налоговое планирование можно представить как следование основным правилам.

Первое: следует избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, если при налогообложении доходов от зарубежной деятельности применяется принцип резидентства.

Второе: активы предпочтительнее перемещать в форме движения капиталов, а не прибылей.

Третье: при сравнении налоговых режимов разных стран больше внимания следует уделять правилам расчета облагаемого дохода, а не налоговым ставкам.

Четвертое: не следует спешить с инкассацией доходов и регистрацией прибылей, так как отсрочка налога часто равносильна освобождению от него.

Перечисленные правила обеспечивают минимизацию налоговых обязательств законным путем и посредством полного раскрытия всей информации налоговым органам. Подобную минимизацию налоговых обязательств, как правило, называют избежанием налогов. Помимо законных способов минимизация налогов может осуществляться и незаконными методами, что определяется как уклонение от налогов (tax evasion). Уклонение от налогов происходит путем сокрытия своих налоговых обязательств либо предоставления в налоговые органы ложной информации.

Риски налогового планирования

Любое налоговое планирование связано с определенными предпринимательскими рисками. Налоговые органы не поощряют действия налогоплательщиков, преследующие снижение налоговой нагрузки, даже если такие действия формально не противоречат законодательству. И это вполне понятно, поскольку цель государственного бюджета состоит в максимальном увеличении налоговых поступлений.

Острота обозначенной проблемы определяется также тем, что в действующем законодательстве не всегда можно найти четкие критерии, позволяющие в конкретной ситуации разграничить правомерную минимизацию налогообложения и незаконное уклонение от уплаты налогов. Противоречива и судебная практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной деятельности, а в других — к разряду правонарушений.

Отсутствие законодательно установленных пределов налоговой минимизации влечет целый ряд негативных последствий:

  • Отсутствие четких критериев законной налоговой минимизации является фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих субъектов.
  • В условиях неопределенности правовой основы минимизации налоговых платежей утрачивается доверие хозяйствующих субъектов к государственным органам, снижается авторитет государственной власти в глазах налогоплательщиков.
  • С точки зрения макроэкономических процессов отсутствие пределов законной налоговой минимизации значительно снижает инвестиционную привлекательность российской экономики.

В то же время грамотное применение положений действующего законодательства, использование всех возможных льгот, прав и гарантий позволяют значительно снизить риски налогового планирования до минимального уровня. В результате достигаемый с помощью налогового планирования положительный результат оправдывает возможные налоговые риски.

#proba3 {margin-left: 0px !important;}#proba3 > yatag {margin-bottom: -5px !important;} .example_responsive_new { width: 300px; height: 250px; } @media(min-width: 400px) { .example_responsive_new { width: 336px; height: 280px; } } @media(min-width: 650px) { .example_responsive_new { width: 580px; height: 400px; } } #Article-right .link-lec { color: #333333; font-size: 13px;line-height: 13px; padding-bottom: 7px; } #Article-right #link-act { background: #f6f6f6 none repeat scroll 0 0; color: #3282d2 !important; display: block; font-family: Arial; font-size: 13px; font-weight: 700; line-height: 13px; margin-bottom: 0; margin-left: 0; margin-right: 0; min-height: 36px; padding-bottom: 7px; padding-left: 43px; padding-top: 3px; } #Article-right .link-lec:visited {color: #5a3696;} #Article-right .link-lec:hover {color: #ca5a00;} #Article-right { padding-left: 0px; padding-right: 5px; } .Gadget .GadgetContent { width: 222px; } .col-rght-bg .Gadget { width: 222px !important; } .col-rght-bg { width: 250px; } .col-rght-bg2 { width: 250px; } .Text { margin: -3px 0 20px 10px; max-width: 1097px; padding: 0 23px 0 0; } .body { min-width: 999px; } .NewInReviewArt { margin: -3px 0 0 233px; padding: 0 22px 10px 30px; } #Article-right a.grup_right { border-bottom: 1px solid #b2cfe6; font-weight: normal; text-decoration: none; } #Article-right .r1 { min-height: 36px; } #Article-right br { display: none; } #Article-right .r1-mini { min-height: 28px; padding-bottom: 1px !important; } .col-rght-bg .Gadget { width: 228px !important; } .col-rght-bg { width: 256px; } .col-rght-bg2 { width: 256px; } .NewInReviewArt { margin: -3px 0 0 239px; padding: 0 22px 10px 30px; } .Gadget .GadgetContent { width: 228px; } .vt { margin: -3px 0 0 261px; } #top_category { margin-left: 6px; } .NewInReviewTop {margin-left: 6px !important;}

Организация налогового планирования в ООО «Марторг» (пример)

Общество с ограниченной ответственностью «Маркетинг и Торговля», основным видом деятельности которого является оптовая и розничная продажа алкогольных напитков. Сокращенное наименование: ООО «Марторг». Место нахождения (адрес) Общества — Россия, город Екатеринбург.

ООО «Марторг» осуществляет следующие виды деятельности:

— закупка алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— поставка (оптовая торговля) алкогольными напитками, включая пиво;

— розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво.

Основные экономические показатели работы предприятия за 2011-2012 гг. представлены в таблице 1.

Таблица1- Основные экономические показатели работы предприятия за 2011-2012 гг., (тыс. руб.)

За отчетный 2012 год по сравнению с 2011 годом наблюдается положительное изменение показателя прибыли (300,83 тыс. руб.). Увеличение прибыли обусловлено увеличением объема реализованных услуг, при этом чистая прибыль так же значительно увеличилась.

Проведем горизонтальный и вертикальный анализ показателей баланса ООО «Марторг» за 2012 год.

Анализ показателей баланса ООО «Мартор» за 2012 год (тыс. руб.)

Анализируя бухгалтерский баланс 2012 г., можно сделать следующие выводы:

-уменьшение суммы налога на добавленную стоимость (-15,86 тыс. руб.) свидетельствует об уменьшении уровня продаж;

-дебиторская задолженность увеличивается на 3831,21 тыс. руб., организация дальше продолжает отпускать товары покупателям, не погашающим свои долги;

-увеличение дебиторской задолженности обуславливает уменьшение денежных средств организации на 74,36 тыс. руб., снижается уровень платежеспособности организации;

-кредиторская задолженность организации увеличилась в 2011 году на 2875 тыс. руб., организация не погашает краткосрочные обязательства, в частности перед поставщиками и подрядчиками;

-задолженность по налогам и сборам увеличилась на 8,53 тыс. руб.;

-задолженность перед прочими кредиторами уменьшилась на 145,10 тыс. руб.

Таблица 2 — Анализ факторов формирования финансового результата ООО «Марторг» (тыс. руб.)

Из таблицы 2 видно, что:

— величина валовой прибыли увеличилась на 2022,07 тыс.руб., на что повлияло увеличение выручки на 1249,05 тыс.руб. и уменьшение себестоимости продаж на 773,02 тыс. руб.

— величина прибыли от продаж увеличилась на 1702,31 тыс. руб. в связи с увеличением валовой прибыли на 2022,07 тыс. руб.

— величина прибыли до налогообложения увеличилась на 300,83 тыс. руб. за счет резкого увеличения сальдо прочих доходов и расходов на 1401,48 тыс.руб.

— величина чистой прибыли выросла на 240,67 тыс. руб.

Управление налоговой нагрузкой и использование налоговых льгот.

Для контроля состояния налогообложения на предприятии необходимо рассчитывать показатели налоговой нагрузки. Налоговое планирование и оптимизация налоговых платежей не представляются возможными без расчета, анализа показателей налоговой нагрузки.

Общепринятой методикой определения налоговой нагрузки (совокупной) на организации является порядок расчета, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:

НН =НП/(В+ВД)х100%

где:

НН — налоговая нагрузка на организацию;

НП — общая сумма всех уплаченных налогов;

В — выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД — внереализационные доходы.

Организация ООО «Марторг» уплачивает следующие виды налогов и сборов:

— НДС;

— Налог на прибыль;

— Страховые взносы;

— Налог на имущество организации.

Рассчитаем значение налоговой нагрузки на организацию в период с 2011 по 2012 годы.

Таблица 3 — Структура системы налогообложения ООО «Марторг» (тыс. руб.)

Таблица

Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в 2012 году увеличились платежи по НДС, что свидетельствует об увеличении объемов реализации товаров. Сумма налога на прибыль увеличилась и составила 105,28 тыс. руб., это говорит об увеличении прочих доходов организации. В 2012 году доля налога на прибыль в общей сумме уплаченных налогов возросла. Если в 2011 году 68,13% от налоговых платежей составлял НДС, то в 2012 году НДС снизился до 66,88%, налог на прибыль увеличился до 1,86%. Увеличение налога на имущество не значительно (на 12,14 тыс. руб.). Расчет налоговой нагрузки (НН):

НН 2011 год = (5135,17тыс. руб. /(37404,75 тыс. руб. + 2602,30 тыс. руб.)) *100%= 12,65%

НН 2012 год = (5695,92 тыс. руб. /(38653,08тыс. руб. + 2237,59 тыс. руб.))*100%= 13,86%

В 2012 году по сравнению с 2011 годом налоговая нагрузка увеличилась на 1,21%. Большую долю налоговых выплат составляет НДС.

Налоговая нагрузка на предприятии ООО «Марторг» в 2011 г. составила 12,65 %, а в 2012 г. 13,86% — это значит, что потребность в налоговом планировании для данного предприятия минимальная и необходима разовая периодичность. Теперь произведем расчет показателей эффективности налогового планирования. Она определяется с помощью ряда коэффициентов, общая схема расчета которых предусматривает отношение совокупности налоговых издержек или отдельных составляющих к объему продаж, себестоимости и прибыли. Совокупность показателей эффективности налогового планирования приведена в таблице 4.

Таблица 4 — Расчет показателей налогового планирования в ООО «Мартор» за период 2011-2012 годы, (%)

Общий показатель налоговой нагрузки показывает удельный вес налоговых платежей в выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации.

Рассчитанная налоговая нагрузка показывает налогоемкость продукции (работ, услуг), произведенной хозяйствующим субъектом. В 2011 и 2012 годах налоговая нагрузка составляла 12,65% и 13,86% соответственно.

Коэффициент налогоемкости позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу и объема реализуемой продукции. В ООО «Марторг» коэффициент налогоемкости составляет примерно 13,35% в 2011 году, но имеется тенденция к увеличению коэффициента (на 0,96%). Согласно оценочной шкале налоговое планирование на фирме осуществляется эффективно.

Коэффициент налогообложения цены показывает, сколько затрат по НДС приходится на один рубль выручки. В 2012 году коэффициент налогообложения доходов увеличился по сравнению с 2011 годом на 0,58%. Увеличение произошло за счет несвоевременных расчетов с покупателями, что значительно уменьшило сумму НДС к вычету.

Коэффициент налогообложения издержек показывает, какой удельный вес составляют налоги, относимые на затраты, в общем объеме затрат. В 2012 году произошло увеличение коэффициента на 0,26%. Коэффициент налогообложения прибыли показывает соотношение суммы налога на прибыль и суммы прибыли. В 2012 году величина коэффициента уменьшилась по сравнению с 2011 годом на 0,2%, что говорит об оптимизации налоговых платежей по налогу на прибыль организаций.

По итогам анализа системы налогообложения ООО «Марторг» можно выявить следующее:

1) организация является плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций, транспортного налога, страховых взносов и также периодически уплачивает вынуждено уплачивать различные государственные пошлины (судебные издержки);

2) наибольший удельный вес занимает налог НДС (66,88%);

3) налоговая нагрузка в организации в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 годом на 1,21% и составила 13,86 %.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *