Составляем трудовой договор со сдельной оплатой труда

1. Порядок установления заработной платы: основные элементы. Источники закрепления
Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, в т.ч. компенсационные и стимулирующие выплаты (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).
Заработная плата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).
В соответствии с абз. 5 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
На основании приведённых правовых норм в трудовом договоре обязательно должны быть прописаны условия оплаты труда работника, а именно указан размер тарифной ставки или должностного оклада работника, а также доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Законодатель выделяет три составляющие заработной платы:
1) вознаграждение за труд;
2) компенсационные выплаты;
3) стимулирующие выплаты.
Основным видом вознаграждения за труд является должностной оклад.
Оклад (тарифная ставка) — это гарантированный минимум, который работодатель обязан выплатить и на который работник вправе рассчитывать при выполнении трудовых обязанностей, т.е. отработав полное количество рабочего времени либо выполнив нормы труда за учетный период при тарифной системе оплаты труда.
Согласно ст. 57 ТК РФ размер должностного оклада конкретного работника устанавливается в трудовом договоре. А согласно ст. 135 ТК РФ размеры окладов по должностям сотрудников организации устанавливаются в локальном нормативном акте, регулирующем систему оплаты труда в организации.
Компенсационные выплаты:
1) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
Размер оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, согласно ст. 147 ТК РФ, устанавливает работодатель с учетом мнения представительного органа работников. Однако компенсационная выплата не может быть ниже размеров, определенных законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 №870 установлена минимальная величина повышения оплаты труда за работу во вредных условиях, которая составляет 4% тарифной ставки (оклада).
Конкретные размеры доплат за особые условия труда могут быть установлены в трудовом или коллективном договоре.
2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Согласно ст. 148 ТК РФ труд в указанных местностях оплачивается в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Продолжает применяться законодательство СССР и относительно установления районных коэффициентов.
Согласно Определению Верховного суда РФ от 23.07.2010 №75-В10-2 районный коэффициент начисляется на МРОТ, т.е. нельзя использовать районный коэффициент для доведения уровня заработной платы (путём прибавления к окладу менее МРОТ) до размера МРОТ.
3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
Размер доплаты в указанных случаях устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Трудовой кодекс РФ не определяет ни минимального, ни максимального размера доплаты;
4) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Размер надбавки определяется локальным нормативным актом, но в пределах, установленных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 №573.
В качестве стимулирующих выплат в ч. 1 ст. 129 ТК РФ указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальный нормативный акт, предусматривающий стимулирующие выплаты, должен приниматься с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ).

2. Что такое МРОТ. Может ли оклад быть ниже МРОТ?
Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ из ст.129 Трудового кодекса РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 01.09.2007 также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса РФ).
Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации). В Нижегородской области Соглашением между Правительством Нижегородской области, Облсовпрофом и объединением работодателей Нижегородской области от 30.01.2008 №594-П/63/А61 установлен МРОТ 4330 руб.
На основании вышеприведенных норм закона Верховный суд РФ (Определение от 23.07.2010 №75-В10-2) решил, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

3.Что такое прожиточный минимум. Должен ли работодатель его соблюдать?
Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ)
Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ)
Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:
— оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
— обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
— формирования федерального бюджета (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ).
Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:
— оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
— оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
— формирования бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ).

Ст. 133 ТК РФ устанавливает, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
Означает ли это, что работодатель не может выплачивать зарплату ниже прожиточного минимума?
Нет, т.к. обязанным доводить размер МРОТ до прожиточного минимума является не работодатель, а орган государственной власти, наделенный полномочиями по установлению размера МРОТ.
На федеральном уровне это Государственная Дума, Совет Федерации и Президент, т.к. федеральный МРОТ устанавливается федеральным законом (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
На региональном уровне это органы власти субъекта РФ и работодатели субъекта, т.к. МРОТ устанавливается их соглашением (ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ).
Именно органы власти обязаны довести МРОТ до уровня прожиточного минимума в порядке, предусмотренном ст. 421 ТК РФ: Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом. Такой федеральный закон не принят…
Работодатель обязан применять тот размер МРОТ, который установили уполномоченные органы власти, даже если он ниже прожиточного минимума. Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ работодатель не может выплатить зарплату ниже МРОТ (а не прожиточного минимума).
4. Средняя заработная плата по отрасли (по виду экономической деятельности). Должен ли работодатель соблюдать при установлении заработной платы этот показатель?
Органы статистики в РФ (Росстат РФ) в порядке выполнения своих функций по статистическому наблюдению и учёту ежегодно обнародуют данные о средней заработной плате работников, занятых в осуществлении определенного вида экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Ознакомиться с этими статистическими данными можно на официальных интернет-сайтах территориальных органов Росстата; в сборниках экономико-статистических материалов, публикуемых территориальными органами Росстата; по запросу в территориальный орган Росстата.
На сегодняшний день не существует ни одного нормативного правового акта, который бы устанавливал обязанность для работодателя при определении размера зарплаты руководствоваться среднемесячной заработной платой на одного работника по виду экономической деятельности.
В ст. 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Определение размера заработной платы конкретного работника зависит от его профессиональных качеств, таких как квалификация, опыт, а также от сложности работы, количества и качества затраченного труда.
Поэтому требование об установлении заработной платы на конкретном предприятии не ниже, чем средняя зарплата по отрасли (по виду экономической деятельности), незаконно.
5. «Зарплатные комиссии». Каковы их полномочия? Обязательны ли их требования?
Правовой статус «зарплатной» комиссии никакими нормативными актами не определен. Такого понятия нет ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве. Как правило, они действуют на основании акта налогового органа субъекта РФ. Но основной документ, который является первоосновой для образования «зарплатных» комиссий, – это рекомендации ФНС России, изложенные в Основных положениях по реализации письма ФНС России от 18.05.2007 №ММ-14-02/220дсп@ «О работе налоговых органов с убыточными организациями», доведенных письмом ФНС России от 30.08.2007 №СК-14-02/343дсп@.
В обоснование своего права вызывать налогоплательщика на зарплатную комиссию и обязанности налогоплательщика туда явиться инспекции ссылаются на ч. 4 ст. 31 НК РФ:
Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

На наш взгляд, эта норма не даёт инспекции права требовать от налогоплательщика объяснений, почему у него на предприятии установлен тот, а не иной размер зарплаты, т.к. размер зарплаты не является вопросом уплаты налогов, не является вопросом налоговой проверки и не связан с исполнением инспекцией своих функций, т.к. функция контроля за размером зарплат Налоговым кодексом на инспекции не возложена.
В основном суды отказывают инспекциям в привлечении к ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ (за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)) налогоплательщиков, не явившихся по вызову на зарплатную комиссию. Но есть и небольшое количество примеров, когда суды встали на сторону инспекций и наказали налогоплательщиков за неявку.
Высший Арбитражный суд до настоящего времени свою позицию, обязательную для нижестоящих судов, по вопросу обязательности явки на зарплатную комиссию и дачи объяснений, не высказал.
В любом случае, даже если налогоплательщик сочтёт для себя приемлемым посетить комиссию и дать объяснения, почему у него в организации зарплата ниже, чем средняя по отрасли – это не возлагает на него обязанности предоставлять первичные документы (т.к. это может быть сделано только в рамках налоговой проверки) или выполнять требование инспекции о повышении размера зарплаты. Аналогично и при вызове налогоплательщика в администрацию. Действующими нормативными актами не предусмотрена обязательная явка организаций и индивидуальных предпринимателей на данные мероприятия и выполнение требований комиссий.

В правилах внутреннего трудового распорядка

Согласно действующей практике в правилах внутреннего трудового распорядка обязательно должны быть отражены сроки выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ). При этом следует прописать конкретные даты.

Чтобы избежать ошибок в определении дат выплат, учитывайте, что заработная плата должна выплачиваться не реже, чем каждые полмесяца, а также не позднее 16 дней по истечении периода, за который она начислена (Рекомендации МОТ № 85):

«Должностной оклад выплачивается Работнику каждые полмесяца за фактически отработанное время на основании табеля учета использования рабочего времени: за первую половину месяца — 16 числа, за вторую половину — 1 числа следующего месяца».

Что касается размера заработной платы за первую часть месяца (так называемого аванса), то в правилах нужно прописать, что она выплачивается согласно фактически отработанному времени (Постановление Совета Министров СССР от 23 мая 1957 года № 566; Письмо Роструда от 08.09.2006 № 1557-6) в соответствии с табелем. Установление первой части заработной платы в конкретном размере, например 40%, незаконно.

В условиях об оплате труда незаконным будет установить, что работник обязан получать заработную плату в определенном банке, например, в рамках зарплатного проекта (ст. 136 ТК РФ). Обратите внимание, что для изменения банка работник должен сообщать в письменной форме об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее, чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы. Это условие можно закрепить в локальном акте. Работодатель вправе установить специальную процедуру для подачи работником заявления о смене кредитной организации.

Согласно ст. 134 ТК РФ в компании обязательно должны быть установлены условия индексации заработной платы (см. также Определение Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О). Положения действующего трудового законодательства прямо не указывают на периодичность индексации заработной платы, она определяется работодателем. Обычно это делают один раз в год:

«Работодатель индексирует заработную плату работников, как правило, на 3% ежегодно во втором квартале текущего года исходя из финансовых возможностей Работодателя и утвержденного бюджета».

Пропишите все гарантии и компенсации, положенные работникам по закону (надбавки, доплаты, компенсации), а также закрепите другие выплаты, установленные работодателем (например, возможность премирования).

Юлия Жижерина, бизнес-консультант по управлению персоналом и трудовому праву, рассказывает, как оформлять документы о заработной плате, чтобы избежать штрафов.

Нередко работодатели допускают ошибки, когда описывают условия оплаты труда, что может привести к неприятным последствиям.

За неверное указание в трудовом договоре условий оплаты труда работодателю может грозить административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей; на юридических лиц – от 50000 до 100000 рублей.

Если работодатель неправильно прописал нормы об оплате труда в локальных нормативных актах, он может быть привлечён к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30000 до 50000 рублей.

При неправильном отражении условий труда в трудовом договоре или локальных нормативных актах также существует риск возникновения спора с сотрудником, который для защиты своих прав может обратиться как в надзорные органы, так и в суд.

Если сотрудник обратится в надзорные органы, работодателя в любом случае ждет проверка. Если же сотрудник обратится в суд, то в случае вынесения решения в его пользу он может также взыскать с работодателя моральный ущерб.

Чтобы избежать этих рисков, прописывайте условия оплаты труда правильно во всех документах.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как прописываются трудовые условия в соглашении

Закон гласит, что подписанная обеими сторонами бумага в обязательном порядке должна включать в себя комплекс положений:

  • оклад и выплаты вспомогательного характера;
  • налоговые отчисления;
  • суммы по социальному страхованию;
  • коэффициент по району.

Положения об окладе и надбавках за труд можно рассмотреть на практическом примере. содержится инструкция по оформлению приказа об утверждении Положения об оплате труда.

Пример дополнительного соглашения к трудовому договору с условиями оплаты.

В «общих положениях» сказано, что специалист исполняет должностные обязанности в регионе Крайнего Севера. В «оплате труда» следует указание, что за исправное и надлежащее осуществление рабочих функций специалист получает выплаты (далее их перечень перечисляется столбиком):

  1. оклад – 30 000 р. в месяц;
  2. процентная надбавка, выплачиваемая за особые трудовые условия – 20%;
  3. районный коэффициент – 1,5 единиц;
  4. прочие показатели, если они присутствуют в рамках трудового соглашения и условий труда.

Последующее оформление соглашения осуществляется в обычном порядке. Т. е. идут оставшиеся пункты, а при необходимости даются пояснения и комментарии.

Изменение условий труда по инициативе работодателя

Любые изменения относительно условий труда, указанных в договоре, допустимы в случае присутствия письменного согласия, предоставленного обеими сторонами соглашения. Так что для изменения этих пунктов необходимо заручиться согласием специалиста.

В качестве исключения выступает ситуация, в которой работодатель не может сохранять обговоренные положения по причине изменений в области организационных и технических вопросов. Это прописано в ст. 74 Трудового кодекса РФ.

О том, что руководство планирует внести в рассматриваемый раздел какие-либо изменения, оно должно сообщить сотрудникам в письменном виде. Сделать это требуется не позднее, чем за несколько месяцев до фактического переписывания. За работодателем сохраняется и закрепляется право сделать это за более продолжительный временной интервал.

Он обязан составить письменное сообщение и указать не только характер изменений, но и причинные факторы, в соответствии с которыми они произошли.

Если работник дает на изменения собственное согласие, «вдогонку» к основному договору происходит заключение вспомогательного соглашения. В нем нужно оговорить типы изменений и сроки их обеспечения.

Но в рамках трудового законодательства термин «существенное изменение условий труда» не используется. Вместо него существует понятие «изменение существенных условий трудового договора». В ТК РФ прописаны обязательные условности. Их изменение производится по аналогичному принципу.

Таким образом, условия оплаты труда подлежат обязательному внесению в трудовое соглашение. Игнорирование этой нормы может повлечь за собой нарушение интересов сотрудника и несение работодателем ответственности.

При внесении в трудовые условия изменений требуется составление вспомогательного соглашения, отражающего их суть, характер и причину.

Как указывать условия оплаты труда в трудовом договоре с совместителем – смотрите тут:

В положении о премировании

Премирование работников является правом, а не обязанностью работодателя. Если работодатель решил утвердить положение о премировании, в данном документе можно отразить:

  • показатели премирования;
  • условия премирования;
  • круг премируемых работников;
  • размеры премиальных выплат;
  • порядок расчета премий;
  • периодичность премирования;
  • источники премирования;
  • перечень обстоятельств, при наличии которых премия выплачивается в меньшем по сравнению с базовым размером или не выплачивается вовсе;
  • перечень выплат, на которые начисляется премия.

При составлении текста положения о премировании не допускайте ситуации, когда премия может быть признана обязательной.

В штатном расписании

По мнению Роструда, штатное расписание является локальным нормативным актом (Письмо от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1). Для штатного расписания не обязательно использовать унифицированную форму (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), ее можно разработать самостоятельно и утвердить приказом. Обратите внимание, что штатное расписание должно содержать обязательные реквизиты, указанные в ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *