Согласование проекта рекультивации земель

Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и плодородной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

  • разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
  • прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
  • ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
  • складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
  • строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
  • ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
  • проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно части 5 статьи 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 №525, рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению.

Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Пунктом 8 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 514 предусмотрено утверждение проектов рекультивации нарушенных земель собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

Таким образом, подготовленный проект рекультивации земель подлежит согласованию с собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

Необходимо дополнительно отметить, вопрос о необходимости утверждения проекта рекультивации земель лесного фонда.

В соответствии с разъяснениями письма Федерального агентства лесного хозяйства от 07.10.2016 г. № АВ-01-47/12754 «О необходимости утверждения проекта рекультивации земель лесного фонда» Федеральное агентство лесного хозяйства рассмотрело обращение центра правового обеспечения природопользования о необходимости утверждения проекта рекультивации земель лесного фонда Рослесхозом и (или) его территориальным органом и сообщает следующее.

На основании статьи 19 Федерального закона от 18.06.2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве» к землеустроительной документации относятся проекты рекультивации нарушенных земель.

Согласно пункту 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 514, проекты рекультивации нарушенных земель утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Вместе с тем Рослесхоз отмечает, что в соответствии со статьей 13 Лесного кодекса РФ объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, — рекультивации.

На основании статьи 21 Лесного кодекса РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

В силу статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 утверждены Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки.

Проект освоения лесов содержит в своем составе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов; в случаях, предусмотренных статьей 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; сведения о рекультивации нарушенных при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых земель (к сведениям прикладывается проект рекультивации земель, разработанный в соответствии с лицензией на пользование недрами).

В силу статьи 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, сведения о рекультивации лесных участков должны содержаться в проекте освоения лесов, подлежащем государственной или муниципальной экспертизе.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ полномочиями по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

Примечание: В случае, если проект рекультивации нарушенных земель предусматривает обезвреживание отходов I-V класса опасности, соответствующая проектная документация должна быть представлена на государственную экологическую экспертизу. Согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Таблица производственногобизнес-процесса «Согласование проекта рекультивации земель (в случае отсутствия необходимости проведения государственной экологической экспертизы)»

№п/п

Этап работ

Ответственный за выполнение работ

Требования к входным данным

Требования к выходным данным

Срок выполнения работ

Определение земельных участков, территорий, в отношении которых подготовлен проект рекультивации земель

Кадастровый инженер.

— Дело по заказу;

— Проект рекультивации нарушенных земель;

— План (схема) рекультивации земель в электронном формате

— Дело по заказу;

— Проект рекультивации нарушенных земель;

— Перечень земельных участков, территорий (кадастровых кварталов).

10 рабочих дней.

Получение сведений о правообладателях, собственниках, землевладельцах земельных участков в отношении которых подготовлен проект рекультивации нарушенных земель в виде выписок ЕГРН, документов от органов ОМС, ОГВ (запрос сведений о принадлежности земельных участков к землям администрации, паевым фондам, невостребованным землям) в случае отсутствия сведений о земельных участках в ЕГРН.

Кадастровый инженер.

— Дело по заказу;

— Проект рекультивации нарушенных земель;

— Перечень земельных участков, территорий (кадастровых кварталов).

— Дело по заказу;

— Полученные сведения ЕГРН;

— Полученные сведения по запросу от ОМС, ОГВ.

От 5 до 25 рабочих дней (в случае запроса сведений в органах местного самоуправления, государственной власти).

Составление списка лиц являющихся собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами земель.

Кадастровый инженер.

— Дело по заказу;

— Полученные сведения ЕГРН;

— Полученные сведения по запросу от ОМС, ОГВ.

— Дело по заказу;

— Список лиц являющихся собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами земель.

3 рабочих дня.

Согласование проекта рекультивации нарушенных земель с лицами (собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами земель).

Кадастровый инженер.

— Дело по заказу;

— Проект рекультивации нарушенных земель;

— Список лиц являющихся собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами земель.

— Дело по заказу;

— Согласованный проект рекультивации нарушенных земель.

20-35 рабочих дней (в случае согласования с органами местного самоуправления, государственной власти, большого количества собственников, землевладельцев, землепользователей, участниками общей долевой собственности земель сельхоз назначения).

:ИТОГО

73 рабочих дня

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 ноября 2011 года N Д23-4729

О согласовании проектов рекультивации нарушенных земель

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области по вопросу о согласовании проектов рекультивации нарушенных земель с Росреестром и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутому в обращении вопросу отметить следующее.
Статьей 19 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» установлено, что проекты рекультивации нарушенных земель относятся к одному из видов землеустроительной документации.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 (далее — Положение о Росреестре), Росреестр не наделен полномочиями по согласованию землеустроительной документации (в том числе проектов рекультивации нарушенных земель).
Вместе с тем пунктом 5.27 Положения о Росреестре установлено, что Росреестр осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 514, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, землеустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с Федеральной службой земельного кадастра России (в настоящее время — Росреестр) и ее территориальными органами, органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органами, местного самоуправления.
При этом проект рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом (в настоящее время — Росреестр), включен и Перечень (рекомендуемый) материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденного приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
Исходя из изложенного, по мнению Департамента недвижимости, проект рекультивации нарушенных земель подлежит согласованию с Росреестром.

Врио директора
Департамента недвижимости
В.В.Абрамченко

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *