Система закупок: понятие, сущность, задачи

Генеральный директор

Дирекция по производству

Дирекция по закупкам

Производственные подразделения

Управление по материальным ресурсам

Управление по закупкам

Задачи и работы, связанные с реализацией функции снабжения

Решение задач:

— у кого закупать;

-на каких условиях закупать;

Выполнение работ:

— заключение договоров;

— контроль за исполнением договоров;

— организация доставки закупленных

предметов труда

Р ешение задач:

— что купить;

— сколько закупить;

Выполнение работ:

— организация складирования закупленных

предметов труда.

Реализация функции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия. Схема № 4

Генеральный директор

Дирекция по производству

Дирекция по материально-техническому снабжению

Основное производство

Управление запасами

закупки

Склады

Задачи и работы, связанные с реализацией функции снабжения

Выполнение работ:

— заключение договоров;

— контроль за исполнением договоров;

— организация доставки товаров.

Выполнение работ:

— организация складирования закупленных предметов труда.

Решение задач:

— что закупать;

— сколько закупать;

Решение задач:

— у кого закупать;

-на каких условиях закупать;

1.2. Задачи производственной логистики

Понятие производственной логистики

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Напомним содержание термина «производство». Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное (рис. 1). Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.

Общественное производство

Материальное производство Нематериальное производство

производство

материальных

благ

производство

материальных

услуг

производство нематериальных благ

производство нематериальных услуг

Рис. 1. Структура общественного производства

Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике — их территориальная компактность. В литературе их иногда называют «островными объектами логистики».

Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др.

Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и микроуровнях. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т.е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Традиционная и логистическая концепции организации производства

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

  • отказ от избыточных запасов;

  • отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

  • отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

  • устранение простоев оборудования;

  • обязательное устранение брака;

  • устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

  • превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от логистической традиционная концепция организации производства предполагает:

  • никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

  • изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

  • иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца», в то время как логистическая концепция — для условий «рынка покупателя».

Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная хартия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок «диктата» покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов, то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Качественная и количественная гибкость производственных систем

Производство в условиях рынка может выжить лишь в случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. До 70-х гг. весь мир решал эту задачу за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности.

Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% — временные работники. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы должен дополняться соответствующим резервом средств труда (рис. 2).

Качественная гибкость Количественная гибкость

производственная мощность

универ-

сальный

обслужи-

вающий

персонал

Гибкая

автоматизация

системы станков с

ЧПУ

резерв

оборудова-

ния

резерв

рабочей

силы

Рис. 2. Гибкость производственной мощности

Толкающие системы управления материальными потоками в производственной логистике

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных: толкающий и тянущий, принципиально отличающиеся друг от друга.

Первый вариант носит название «толкающая система» и представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде.

Понятие «толкающая (выталкивающая) система» применяется не только в производственной логистике. Этот термин обозначает также:

а) систему управления запасами в каналах сферы обращения, в которой решение о пополнении запасов на периферийных складах принимается централизованно;

б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к спросу) формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях центральной системы управления производством (рис. 3).

Система, управления

Условные обозначения:

 Материальный поток; Информационный поток.

Рис. 3. Принципиальная схема толкающей системы управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м гг., позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия, снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени. Результаты внедрения данных систем образно характеризуются одной фразой: «Теперь мы можем разработать план производства, на который нам требовались недели, за несколько часов».

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение. На практике реализованы различные варианты толкающих систем, известные под названием «системы МРП» (МРП-1 и МРП-2). Возможность их создания обусловлена началом массового использования вычислительной техники. Системы МРП характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовывать следующие основные функции:

  • обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов;

  • в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия — снабженческих, производственных, сбытовых.

В современных, развитых вариантах систем МРП решаются также различные задачи прогнозирования. В качестве метода решения задач широко применяется имитационное моделирование и другие методы исследования операций.

Тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике

Второй вариант организации логистических процессов на производстве основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название «тянущая система» и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.

Понятие «тянущая (вытягивающая) система», так же как и понятие «толкающая система, применяется не только в производственной логистике. Этот термин также обозначает:

а) систему управления запасами в каналах сферы обращения с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов;

б) стратегию сбыта, направленную на опережающее (по отношению к формированию товарных запасов) стимулирование спроса на продукцию в розничном торговом звене.

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.

На практике к тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему «Канбан» (в переводе с японского — карточка), разработанную и реализованную фирмой «Тоета» (Япония).

Система «Канбан» не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину поставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного логистического процесса ограничено. Система «Канбан» позволяет существенно снизить производственные запасы. Например, запасы деталей в расчете на один выпускаемый автомобиль у фирмы «Тоета» составляет 77 долл., в то время как на автомобильных фирмах США этот показатель равен примерно 500 долл. Система «Канбан» позволяет также ускорить оборачиваемость оборотных средств, улучшить качество выпускаемой продукции.

Эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками на производстве

Известно, что 95 – 98% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции.

Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм «Бош», «Сименс», «Мицубиси», «Дженерал моторс», 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Перечислим слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии.

1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.

2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.

3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.

4. Улучшается качество выпускаемой продукции.

5. Сокращается производственный цикл и минимизируются затраты.

Остановимся подробнее на причинах, позволяющих снизить затраты, связанные с производственным процессом:

 Оптимизация запасов — одна из центральных проблем логистики. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему «Канбан»), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%.

 Сокращение численности вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.

 Снижение потерь материалов. Любая логистическая операция — это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций — это сокращение потерь.

 Улучшение использования производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений.

 Снижение травматизма. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

Закупочная логистика – функциональная подсистема логистики, обеспечивающая организации товарно-материальными ценностями, первая в цепи поставок.

В специальной литературе и на практике встречаются следующие синонимы закупочной логистики: снабжение, закупки, управление поставками, управление закупками, материально-техническое снабжение, товароснабжение. Объясняется это в первую очередь эволюционным развитием теории в этой области, сложностью и многообразием отражаемых в ней экономических процессов. Не вовлекаясь в дискуссию по этому вопросу, остановимся на термине «закупочная логистика», активно используемом в последнее время.

Основная задача закупочной логистики – комплексное бесперебойное обеспечение организации (производственной, проектной, торговой, транспортной, сервисной и т.д.) товарно-материальными ценностями (ТМЦ) необходимого количества и качества в требуемые сроки с наименьшими затратами и оптимальными запасами.

Традиционно в ТМЦ включают сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, готовые комплектующие изделия, оборудование и запасные части к нему, инструмент и технологическую оснастку, хозяйственные и канцелярские товары, возвратные отходы, топливо и энергию, тару и упаковку и др.

Способы приобретения ТМЦ: изготовление собственными силами, аренда, лизинг, толлинг, подряд на выполнение работ и оказание услуг, закупка (предмет данной дисциплины), другие менее распространенные способы.

Номенклатура ТМЦ на крупных машиностроительных предприятиях насчитывает несколько десятков – сотен тысяч позиций.

В себестоимости продукции материалы, покупные полуфабрикаты и готовые комплектующие изделия (далее – материалы) составляют от 20 до 60 процентов в зависимости от отрасли. Говорят, один процент экономии материалов дает увеличение прибыли на 12 процентов. Эффективная система организации и управления закупочной деятельности позволит снизить эти затраты и служит важнейшей предпосылкой устойчивого развития организаций.

Поставка материалов является первым этапом каждой цепи поставок. Таким образом, уже в начале создания стоимости в цепи поставок поставщики оказывают влияние на себестоимость и качество готовой продукции. Часто закупочная деятельность является причиной сбоев и (или) дополнительных затрат на последующих этапах и неудовлетворительного уровня показателей функционирования всей цепи поставок.

Ошибки при определении потребности в материалах, выбор ненадежного поставщика, отказ поставщика от поставки материалов (яркий пример – эмбарго на импорт многих товаров вследствие экономической изоляции РФ), срыв сроков поставки, дефицит, поставка некачественного или дорогого материала и другие отклонения, возникшие при закупке материалов, в дальнейшем только возрастают, с нарастанием распространяются в «форме волны» вверх по цепи поставок вплоть до поставки готовой продукции потребителю (так называемый «эффект хлыста»).

Закупочная логистика на предприятии должна тесно взаимодействовать с производственной и распределительной логистикой, обеспечивая согласование их планов и действий на предприятии, с оперативным учетом постоянных изменений вплоть до реального режима времени. Реализуя маркетинговую концепцию управления предприятием, вначале надо разработать стратегию продаж (сбыта), затем производства и снабжения.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

Основные цели закупочной логистики для промышленных (в первую очередь, для машиностроительных) предприятий следующие:

  • своевременное обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами, необходимыми для его эффективной деятельности;
  • снижение общей стоимости закупаемых материалов и логистических затрат на закупочную деятельность предприятия;
  • повышение качества закупаемых материалов, снижение потерь и брака из-за некачественных материалов;
  • сокращение потребности в оборотных средствах за счет оптимизации уровня запасов материалов на всех этапах их закупки и потребления;
  • усиление конкурентной позиции предприятия в цепи поставок материалов.

Однако, надо помнить, что локальная оптимизация закупочной деятельности на отдельном предприятии не дает особых преимуществ, полной оптимизации можно достичь в рамках всей цепочки поставок.

Пути достижения указанных целей:

  • заключение долгосрочных договоров и поддержка партнерских отношений только с надежными поставщиками;
  • увеличение прозрачности закупок;
  • консолидация закупок;
  • сокращение числа этапов процесса закупки;
  • синхронизация поставки материалов с их потреблением, направленная на снижение запасов;
  • стимулирование конкуренции поставщиков, расширение базы поставщиков; уменьшение доли срочных закупок;
  • координация и системная взаимосвязь закупок с производством, продажами (сбытом), складированием, транспортировкой, а также с поставщиками;
  • повышение гибкости снабжения с учетом требований потребителей продукции предприятия, производительности производства и поставщиков;
  • тесное сотрудничество с другими подразделениями предприятия; автоматизация управления закупочной деятельности;
  • повышение квалификации и внедрение эффективной системы мотивации работников, занятых закупочной деятельностью.

Приоритеты целей закупочной логистики и путей их достижения устанавливаются самим предприятием в зависимости от его экономического положения и внешней среды.

В условиях современной экономической нестабильности в стране и мире в закупочной логистике появились следующие тенденции:

  • расширение базы поставщиков;
  • замена глобальных поставщиков, расширение географии закупок, переориентация на взаимодействие с поставщиками из Азии;
  • снижение зависимости от импорта (импортозамещение);
  • сокращение горизонта планирования: годовое планирование заменяется квартальным, а квартальное – месячным;
  • сокращение бюджета закупок, уменьшение сумм закупок, не требующих согласования, увеличение количества этапов согласования закупок;
  • развитие новых каналов закупки: консолидированные (совместные) закупки, партнерские программы.

ФУНКЦИИ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ

Традиционно выделяют следующие основные функции закупочной логистики на предприятии:

  • маркетинговые исследования рынка соответствующих материалов, в том числе импортных;
  • получение заявок на материалы от подразделений предприятия (на ремонтно­эксплуатационные, хозяйственные и другие нужды);
  • расчет потребности в материалах, количества материалов к заказу, составление материального баланса;
  • АВС и ХУ2 – анализ материалов; поиск, анализ и выбор поставщиков;
  • формирование заказов;
  • получение коммерческих предложений и квот;
  • согласование цены и заключение договоров с поставщиками; составление бюджета закупок; закупка и доставка материалов; обеспечение безопасности поставок;
  • оперативное управление количеством и сроками поставки материалов; приемка и контроль качества материалов;
  • хранение (складирование) и отпуск материалов в производство;
  • учет движения материалов на складе и контроль за уровнем их запасов;
  • планирование (расчет лимитов и графиков отпуска материалов подразделениям предприятия), учет, контроль и анализ расхода материалов в производстве;
  • анализ и распоряжение неликвидными и некачественными материалами; утилизация отходов материалов.

К обеспечивающим функциям, поддерживающим основные функции закупочной логистики, следует отнести:

  • формирование и актуализация нормативно – справочной информации (номенклатурных справочников материалов, норм запасов материалов, справочников поставщиков, цен, норм расхода материалов и др.);
  • ведение документооборота (подготовка договоров на поставку материалов, обработка первичной бухгалтерской и финансовой документации, составление актов сверки), составление отчетности;
  • формирование и согласование бюджета закупок с другими подразделениями, формирование плана платежей поставщикам;
  • взаимодействие с конструкторами: получение от них конструкторских спецификаций, согласование (повышение) применяемости и унификации материалов, замены типоразмеров материалов и комплектующих;
  • взаимодействие с технологами по выбору видов заготовок, покупных полуфабрикатов, изменению норм расхода материалов;
  • сокращение отходов и брака материалов и т.д.;
  • сверка запланированных, отгруженных и полученных материалов от поставщиков;
  • предоставление производственному отделу оперативной информации о дефиците материалов, изменении графика поставки материалов поставщиками;
  • согласование с производственным отделом и цехами сроков и количества выдачи дефицитных материалов, запуска в производство деталей из них;
  • работа со складами: выдача разрешений на отпуск дефицитных материалов, анализ движения и контроль за уровнем запасов материалов на складах;
  • подготовка и ввод данных в информационную систему, разработка технических заданий на развитие и модернизацию информационной системы на предприятии;
  • управление закупочной деятельностью;
  • планирование, оценка и управление KPI (ключевыми показателями эффективности) подразделений и сотрудников отдела закупок для их мотивации;
  • управление персоналом;
  • оперативная работа по транспортному обеспечению и т.д.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

представительство в р.ц.Сергиевск

Кафедра «Экономика и управаление»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Логистика»

Вариант № 4

СОДЕРЖАНИЕ

1. Закупочная логистика, ее характеристики и роль

2. Задача

Список используемой литературы

1. Закупочная логистика, ее характеристика и роль

2. Задача. По данным таб.1 определить, как повлияет использование склада на изменение границ рынка для производителей А и В, если известно, что производственные затраты для обоих предприятий равны.

Таблица 1

Исходные данные для расчета изменения границ рынка для производителей А и В

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Букв. обозначение

Значение показателя

Полная себестоимость продукции производителя А

Руб.

СполнА

5 000

Полная себестоимость продукции производителя В

Руб.

СполнВ

5 200

Тариф на перевозку груза

Руб./км

Зтр.пер.

2

Расстояние от склада до производителя А

км

130

Расстояние от склада до производителя В

км

70

Затраты, связанные с функционированием склада

Руб.

Зхр

100

Расстояние между производителями

км

S

200

1. Закупочная логистика, ее характеристика и роль

Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.

Любое предприятие, как производственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

— элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;

— элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

— самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

Служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников — требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Т.е. служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия как ее элемента .

Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет комплекса мер экономического, технологического, технического и методологического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли.

В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:

— Обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы.

— Не забывать на деле демонстрировать общность интересов.

— Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций.

— Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика.

— Соблюдать принятые на себя обязательства.

-Учитывать в деловой практике интересы поставщика.

Служба снабжения предприятия начинает решать задачи обеспечения предприятия материальными ресурсами уже на стадии разработки новой продукции. В логистически организованных системах программа разработки новой продукции может реализовываться с участием поставщиков.

Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение—производство—сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом.

Цепь снабжение—производство—сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, — стратегия развития производства и уже затем — стратегия снабжения производства.

Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

— что закупить;

— сколько закупить;

— у кого закупить;

— на каких условиях закупить.

К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:

— как системно увязать закупки с производством и сбытом;

— как системно увязать деятельность предприятия С поставщиками.

Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.

Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.

1. Определение потребности в материальных ресурсах.

В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы.

Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача «сделать или купить».

2. Исследование рынка закупок

Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

3. Выбор поставщиков

Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.

4. Осуществление закупок

Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики.

Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

5. Контроль поставок

Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

6. Подготовка бюджета закупок

Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:

— затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

— затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;

— затраты на грузопереработку ;

— затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;

— затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;

— затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках.

В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.

7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками

Это специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

В закупочной логистике к задаче типа «сделать или купить» относится принятие одного из двух альтернативных решений:

— самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;

— закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.

Рассмотрим возможные причины, по которым закупка у посредника может оказаться более выгодной, чем непосредственно у изготовителя.

1. Закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеет возможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.

2. Цена товара у посредника может оказаться ниже, чем
у изготовителя. Предположим, изготовитель реализует товар по следующим ценам:

а) для мелкооптовых покупателей — 10 руб. за единицу;

б) для крупнооптовых покупателей — 8 руб. за единицу.

Посредник, закупив крупную партию по 8 руб., разукрупняет ее и реализует мелкооптовым покупателям с 12-процентной наценкой, т.е. по 8,96 руб. за единицу. Посредник может позволить себе это, так как он специализируется на разукрупнении партий. Изготовителю разукрупнение обходится дороже, и он вынужден продавать мелкооптовые партии по цене 10 руб., а не по 8,96 руб.

Изготовитель товара может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем посредник. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

После того, как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

— объявление конкурса;

— изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;

— посещение выставок и ярмарок;

— переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

— удаленность поставщика от потребителя;

— сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

— наличие резервных мощностей;

— организация управления качеством у поставщика;

— психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);

— способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

— финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

Система поставок «точно в срок» (система ТВС) — это философия и в то же время технические приемы. Система основана на том, что в звено логистической системы не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет острой необходимости в этих материалах. Например, доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина.

Система поставки «точно в срок» — это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.

Контроль качества у потребителя не предусмотрен. Следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо.

Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применять систему поставок «точно в срок», должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах. Лишь тогда можно достичь согласованности в вопросах совместного планирования, достичь необходимого уровня технико-технологической сопряженности, научиться находить экономические компромиссы.

Система ТВС предусматривает работу потребителей с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Следовательно, повышаются требования к надежности всех участников логистического процесса, в том числе и к транспортникам. Поэтому если в условиях традиционного снабжения при выборе перевозчика в первую очередь обращают внимание на перевозочные тарифы, то в системах ТВС предпочтение отдается перевозчику, способному гарантировать надежность соблюдения сроков доставки.

Система «точно в срок» требует для внедрения значительных усилий. Следовательно, ее разработке должна предшествовать дифференциация ассортимента (номенклатуры) поставляемых товарных или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций, работа с которыми по методу ТВС может дать наибольший эффект. В качестве инструмента дифференциации может использоваться анализ ABC и XYZ.

В завершение перечислим некоторые задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС.

1. В области отношений с поставщиками:

— поиск близко расположенных поставщиков;

— переход на длительные хозяйственные связи;

— пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками;

— стимулирование поставщиков к внедрению ТВС у них и продвижению ТВС далее к их поставщикам;

— поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок;

— концентрация отдаленных поставщиков;

— вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень;

— организация безбумажного информационного обмена;

— централизованная доставка силами и средствами поставщика;

— применение сквозных технологических карт работы с материальным потоком.

2. По объему поставок:

— поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства (или для торгового предприятия — реализации);

— обеспечение возможности частых поставок малыми партиями;

— работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту;

— поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых количествах.

3. В области качества поставляемой продукции:

— тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у потребителя.

4. В области отгрузки:

— составление и четкое соблюдение расписаний прибытия грузов;

— использование постоянных, проверенных перевозчиков;

— заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее складирование и транспортировку.

Закупочная стратегия — это стратегия предприятия по осуществлению закупок, направленная на приобретение средств и предметов труда, необходимых для обеспечения нормальной производственно-хозяйственной деятельности, с минимальными затратами.

Общие затраты предприятия, связанные с закупками, рассчитываются по следующей формуле:

Зобщ = Зсч + Зхр + Зтр + Зоф + Зразгр (1)

где: Зсч — затраты на оплату счетов, руб.

Зхр — затраты на хранение продукции, руб.

Зтр — затраты транспортные, руб.

Зоф — затраты на оформление, руб.

Зразгр — затраты на разгрузочные работы, руб.

Таким образом, общие затраты предприятия, связанные с закупочной деятельностью, являются функцией от следующих переменных: транспортных расходов, затрат на оформление, затрат на оплату счетов, затрат на хранение продукции и затрат на разгрузочные работы.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов затрат и их влияние на совокупные затраты предприятия, связанные с закупками.

1. Затраты на оплату счетов связаны с непосредственным приобретением продукции у поставщика и зависят от величины закупаемой партии, количества закупаемых партий в течение периода, цены единицы продукции и возможности предоставления скидки за величину закупаемой партии:

Зсч = Vзак * n * Ц * (1-Iск / 100%) (2)

где: Vзак — величина закупаемой партии, шт.

n — количество закупаемых партий в течение периода, партий в период

Ц — цена единицы продукции, руб.

Iск — скидка за величину закупаемой партии, %

Как правило, чем больше величина закупаемой партии, тем больше скидка и соответственно меньше общие затраты предприятия, связанные с закупками.

2. Затраты на хранение продукции связаны с хранением продукции на складе и зависят от времени хранения партии продукции между закупками, величины партии хранения, ежедневных затрат на хранение продукции и количества закупаемых партий в течение периода:

Зхр = Тв * n * Рхр * Схр (3)

где: Тв — время хранения партии между закупками, дней

n — количество закупаемых партий в течение периода, партий в период

Рхр — величина партии хранения, шт.

Схр — ежедневные затраты на хранение на складе единицы продукции, руб.

Чем больше величина партии хранения, тем больше затраты на хранение продукции. Ежедневные затраты на хранение на складе единицы продукции не зависят от величины партии хранения, т.к. они являются условно-постоянными расходами, включающими такие затраты, как: амортизация, отопление, освещение и т.д. Показатели времени хранения партии между закупками и количество закупаемых партий являются взаимосвязанными показателями, т.к. их произведение представляет собой продолжительность периода, в течение которого осуществляются закупки.

3. Транспортные расходы включают в себя:

* затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией;

* расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей;

* издержки пополнения запаса.

К транспортным расходам относятся также расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтово-телеграфные издержки, представителе кие и командировочные и другие расходы, недостачи потери в пути в пределах норм естественной убыли.

Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные издержки, приемно-проверочные и другие расходы) зависит от размера партии поставки.

В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.

К переменным затратам относят:

* затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;

* затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);

* заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку);

* амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса) и др.

К постоянным затратам обычно относят:

* затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);

* расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;

* накладные и прочие расходы.

Таким образом, транспортные расходы зависят с одной стороны от количества закупаемых партий продукции и величины партии закупки, а с другой — от величины тарифа на перевозку груза на определенное расстояние и расстояния перевозки, что может быть выражено следующими формулами:

Зтр = Зтр.п. * n (4)

где: Зтр.п. — транспортные расходы на 1 партию закупки, руб.

n — количество закупаемых партий в течение периода, партий в период

Величина закупаемой партии напрямую связана с величиной транспортных расходов, поскольку большая партия закупки требует нескольких транспортных рейсов или нескольких транспортных средств. Кроме того, при определении транспортных расходов необходимо учитывать степень загрузки транспортных средств.

Если же известна величина транспортного тарифа на перевозку груза и расстояние перевозки, то формула расчета транспортных расходов примет вид:

Зтр = Зтр.пер. * Sпер (5)

где: Зтр.пер. — тариф на перевозку груза на определенное расстояние, руб./км

Sпер — расстояние перевозки, км.

В данном случае величина транспортных расходов будет зависеть от соотношения условно-постоянных и переменных затрат, поскольку с увеличением расстояния перевозки сумма условно-постоянных затрат на 1 км будет снижаться и соответственно наоборот.

4. Затраты на оформление заказа поставки связаны с оформлением документов на поставку и зависят от способов их оформления и количества самих документов, величины закупаемой партии и количества закупаемых партий в течение периода, в связи с чем данный вид затрат может как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от величины партии поставки:

Зоф = Зоф.п. * n (6)

где: Зоф.п. — затраты на оформление 1 партии закупки, руб.

n — количество закупаемых партий в течение периода, партий в период

5. Затраты на разгрузочные работы связаны с выгрузкой поставленной продукции при доставке ее покупателю и зависят от времени выгрузки груза и часовой ставки рабочего на участке разгрузки:

Зразгр = Зз/п.час * Тразгр (7)

где: Зз/п.час — часовая ставка рабочего на участке разгрузки, руб.

Тразгр — время выгрузки груза, час.

Кроме того, необходимо отметить, что время выгрузки продукции зависит ее вида и вида ее упаковки, поскольку это оказывает влияние на способ разгрузки — механизированный или ручной, что непосредственно влияет на длительность самой операции разгрузки.

Если же перед предприятием стоит задача выбора поставщика исходя из условий поставки при прочих равных условиях, то оно должно, прежде всего, учесть свои совокупные затраты на транспортировку продукции и ее выгрузку, вследствие чего они будут иметь следующий вид:

Зобщ = Зтр + Зразгр (8)

где: Зтр — затраты транспортные, руб.

Зразгр — затраты на разгрузочные работы, руб.

2. Задача

По данным таб.1 определить, как повлияет использование склада на изменение границ рынка для производителей А и В, если известно, что производственные затраты для обоих предприятий равны.

Таблица 1

Исходные данные для расчета изменения границ рынка для производителей А и В

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Букв. обозначение

Значение показателя

Полная себестоимость продукции производителя А

Руб.

СполнА

5 000

Полная себестоимость продукции производителя В

Руб.

СполнВ

5 200

Тариф на перевозку груза

Руб./км

Зтр.пер.

2

Расстояние от склада до производителя А

км

130

Расстояние от склада до производителя В

км

70

Затраты, связанные с функционированием склада

Руб.

Зхр

100

Расстояние между производителями

км

S

200

Теория

Методические рекомендации по определению изменения границ рынка на основе учета полной себестоимости продукции

Использование складских мощностей позволяет предприятию в отдельных случаях раздвигать границы рынка сбыта выпускаемой им продукции, поскольку позволяет увеличивать радиус распределения.

Продвигая свои товар на рынок сбыта, каждая фирма должна определить границы рынка, где она будет иметь преимущества. Если предположить, что качество продукции различных производителей одинаково, то границы будут напрямую зависеть от себестоимости производства продукции и затрат, связанных с ее доставкой к месту потребления, которые в сумме составляют полную себестоимость:

Сполн = Зпр + Зтр.пер. * Si + Зхр (1)

где: Зпр — производственные затраты, руб.

Зтр.пер. — тариф на перевозку груза на определенное расстояние, руб./км

Si — расстояние от i-того продавца до потребителя продукции, км; причем УSi = S (где S — общие границы рынка, км);

Зхр — затраты, связанные с функционированием склада, руб.

Производственные затраты составляют производственную себестоимость выпускаемой продукции и учитываются в сметах и калькуляциях затрат по соответствующим элементам и статьям. Если не известна общая сумма производственных затрат, то они рассчитываются по следующей формуле:

Зпр = Зпр.ед. * Q (2)

где: Зпр.ед. — производственные затраты на единицу продукции, руб./ед.;

Q — объем производства (реализации) в натуральном выражении, шт.

Затраты на функционирование склада включают в себя затраты на хранение продукции и обеспечение его ритмичной и бесперебойной работы. Данный вид затрат будет нести только то предприятие, которое решило для осуществления наиболее выгодного распределения использовать склад.

Если не известна общая сумма затрат на хранение продукции, то они рассчитываются по формуле

Зхр = Тв * n * Рхр * Схр (4)

где: Тв — время хранения партии между закупками, дней

n — количество закупаемых партий в течение периода, партий в период

Рхр — величина партии хранения, шт.

Схр — ежедневные затраты на хранение на складе единицы продукции, руб.

Необходимо отметить, что то предприятие, которое использует склад, увеличивает, таким образом, свои границы рынка, в результате чего его транспортные расходы также увеличиваются, что можно выразить следующим соотношением:

Sj(+) = (Si + ДS) (5)

где ДS — изменение границ рынка для данного хозяйствующего субъекта.

Кроме того, увеличение границ рынка у одного предприятия приводит к тому, что другое при этом теряет рынок в том же объеме, что может быть выражено следующим соотношением:

Sj(-) = (S — (Si + ДS)) (6)

Соответственно, в зависимости от того, использует предприятие склад или нет, уравнение полной себестоимости продукции примет вид:

Сполн = Зпр + Зтр.пер. * Sj(+, -) + Зхр (7)

Решение

Используя формулы 6 и 7, составляем систему:

Производитель А, который использует склад, увеличивает свои границы рынка на 40 км по сравнению с производителем В.

Список используемой литературы

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

2. Канке А.А., И.П. Кошевая. Логистика: учебник. — М.: Форум-ИНФА-М, 2005.

3. Основы логистики: учебное пособие/ по ред. Л.Б. Миротина, -М.: Инвра, 1999.

Предыдущая12345678910

Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материальных ресурсов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка закупок главный вопрос цен закупок, он определяет экономное расходование финансовых ресурсов. Но важны и другие факторы: логистические расходов, сроков поставок, качество предметов закупок, надежность поставщиков.

Показатели оценки закупочной логистики:

1. выполнение обязательств по поставкам (договорные обязательства, принятые поставщиком относительно объёма партии поставок, качества и количества товаров, ассортимента);

2. частота поставок (число поставок в отчетном периоде); интервал поставок ( время между двумя поставками, зависящее от интервала отпуска, транзитной нормы, складских мощностей); ритмичность поставок (поставка товара в сроки по контракту);

3. среднесуточная поставка (отношение общего объема поставок к числу дней);

4. среднее время задержки поставок ( как среднее арифметическое путем деления суммы длительностей превышения нормативных сроков на количество превышения);

5. комплектность поставки (поставка товара в комплекте с общим эксплуатационным назначением, обеспечивающим возможность их совместного использования);

6. коэффициент синхронности поставок (как отношение наименьшего процента выполнения графика поставок к наибольшему, взятому по всей номенклатуре закупаемой продукции). Стремится к единице. Отражает степень одновременности поступления к потребителю множества входящих потоков на протяжении заданного интервала времени;

7. коэффициент связи «поставщик-потребитель» (как отношение интенсивности входящих потоков от конкретного поставщика к интенсивности всех входящих потоков). Отражает тесноту связи потребителя с определенным поставщиком. Анализируется в динамике, результаты используются при выборе формы снабжения, режима, сроков и условий поставок;

8. комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов в установленный срок, по ассортименту и по качеству продукции;

9. надежность заготовительной системы – означает гарантированность обеспечения системы необходимыми ей материальными ресурсами вне зависимости от возможных недопоставок, нарушений сроков.

Наиболее распространенными критериями оценки эффективности логистики на этапе закупок являются:

• степень обеспечения предприятия продукцией производственно-технического назначения;

• оборачиваемость запасов средств производства (процесс обновления и замены запасов посредством перемещения материальных ценностей (вложенных в них денежных средств) из категории запасов в производственный и/или реализационный процесс);

• эффективность материальных ресурсов(отношение полезного результата, полученного при использовании средств и предметов труда, к затратам).

Успех закупочной логистики так же тесно связан с правилом 7 R:

right product — нужный товар,
right quality — необходимого качества,
right quantity — в необходимом количестве,
right time — в нужное время,
right place — в нужное место,
right customer — нужному потребителю,
right cost — с требуемым уровнем затрат.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *