Система планово-предупредительного ремонта.

РД 009-02-96

СИСТЕМА РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКЕ

УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Разработаны, внесены и подготовлены к утверждению ТОО «Научно внедренческая фирма «НОВИНКА» и ГУГПС МВД России.

Утверждены Президентом МА «Системсервис»

Введены в действие приказом МА «Системсервис» от 25 сентября 1996 года № 25.

Дата введение в действие: 1 октября 1996 года.

Согласованы с ГУГПС МВД России (письмо от 27.08.96 года № 20/2.2/2010)

Вводятся впервые.

1.1 Настоящий руководящий документ устанавливает требования к организациям и порядку проведения работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) систем, установок и средств (далее — установок) пожарной автоматики* организациями — членами Международной Ассоциации (далее МА) «Системсервис», а также другими специализированными организациями, имеющими лицензию органов управления Государственной противопожарной службы МВД России (далее — ОУ ГПС) на каждый данный вид деятельности.

1.2 ТО и ППР установок пожарной автоматики, в соответствии с РД 009-01-96, должно быть организовано на каждом объекте** (далее — Заказчик) с момента ввода этих установок в эксплуатацию.

1.3 ТО и ППР проводятся с целью поддержания установок пожарной автоматики в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации, а также обеспечения их срабатывания при возникновении пожара.

1.4 Основными задачами ТО и ППР являются:

• контроль технического состояния установок пожарной автоматики;

• проверка соответствия установок пожарной автоматики, в том числе их электрических и иных параметров проекту и требованиям технической документации;

• ликвидация последствий воздействия на установки пожарной автоматики неблагоприятных климатических, производственных и иных условий;

• выявление и устранение причин ложных срабатываний установок пожарной автоматики;

• определение предельного состояния установок пожарной автоматики, при которых их дальнейшая эксплуатация становится невозможной или нецелесообразной, путем проведения технического освидетельствования;

• анализ и обобщение информации о техническом состоянии обслуживаемых установок пожарной автоматики и их надежности при эксплуатации;

• разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов ТО и ППР установок пожарной автоматики.

* — Системы, установки и средства пожарной автоматики — автоматические установки пожарной и охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, системы противодымной защиты, оповещения о пожаре и управления эвакуацией, а также составные части установок.

** — Объект — предприятие, организация, учреждение независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, оборудованное установками пожарной автоматики.

1.5 ТО и ППР установок пожарной автоматики включает в себя:

• проведение плановых профилактических работ;

• устранение неисправностей и проведение текущего ремонта;

• оказание помощи Заказчику в вопросах правильной эксплуатации.

1.6 ТО и ППР должны выполняться собственными специалистами объекта, прошедшими соответствующую подготовку, или по договору организациями (далее — Исполнитель), имеющими лицензию ОУ ГПС на данный вид деятельности.

1.7 Периодичность ТО и ППР должна быть установлена в период сдачи приемки монтажно-наладочных работ в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на технические средства обслуживаемых установок пожарной автоматики и указана в договоре (при его заключении).

1.8 Техническое обслуживание систем противодымной защиты Исполнитель осуществляет в соответствии с действующими нормами и правилами на данные системы и технические средства.

1.9 Исполнитель периодически (не реже одного раза в квартал) информирует территориальные органы ГПС о техническом состоянии, отказах и срабатывании установок пожарной автоматики.

Периодичность информирования устанавливают по согласованию с управлениями ГПС.

1.10 После истечения срока службы, указанного в документации на техническое средство, входящее в состав установки пожарной автоматики, проводится техническое освидетельствование всей установки на предмет возможности ее дальнейшего использования по назначению.

1.11 Техническое освидетельствование проводится комиссионно с участием представителей Исполнителя, Заказчика, территориального органа управления ГПС и, при необходимости, специалистов других организаций.

Результаты освидетельствования оформляют соответствующим актом.

1.12 В зависимости от состояния установок пожарной автоматики комиссия принимает следующие рекомендации:

• выполнить монтаж новой установки (заменить средство) из-за невозможности существующей для дальнейшей эксплуатации;

• провести ремонт отдельных средств установки пожарной автоматики;

• продлить эксплуатацию установки пожарной автоматики, назначив срок следующего освидетельствования.

ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ТО И ППР

2.1 Принятию на ТО и ППР предшествует первичное обследование установки пожарной автоматики на объекте с целью определения ее состояния.

2.2 Основанием для проведения Исполнителем первичного обследования является письмо — заявка Заказчика.

2.3 После получения письма — заявки Исполнитель обязан:

• согласовать с Заказчиком дату проведения первичного обследования;

• организовать проведение первичного обследования в течение десяти дней с момента получения заявки. О результатах обследования информировать территориальные органы управления ГПС.

2.4 Для участия в комиссии по проведению обследования Заказчик обязан:

• пригласить представителей территориального органа управления ГПС, специализированной организации, проводившей монтаж и наладку установки пожарной автоматики на данном объекте;

• представить комиссии эксплуатационные документы на установку пожарной автоматики, проект (акт обследования), комплект приемосдаточных документов в соответствии с действующими строительными нормами на монтаж;

• оформить допуск Исполнителю и представителям других организаций, участвующим в первичном обследовании, на территорию объекта;

• обеспечить, при необходимости Исполнителя средствами подъема на высоту и средствами индивидуальной защиты согласно Правилам техники безопасности, действующим на объекте;

• проинструктировать перед началом работы представителей Исполнителя по Правилам техники безопасности и пожарной безопасности, действующим на объекте.

2.5 Исполнитель обязан:

• направить на первичное обследование квалифицированных специалистов, аттестованных по «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»;

• соблюдать при проведении работ правила пожарной безопасности, техники безопасности и внутреннего трудового распорядка, действующего на территории заказчика.

2.6 Работы по первичному обследованию состоят из:

• проверки наличия эксплутационной, проектной и приемо-сдаточной документации;

• проверки соответствия монтажа установки пожарной автоматики рабочему проекту (акту обследования);

• проверки работоспособности установки в целом.

2.7 По результатам обследования составляется Акт первичного обследования систем пожарной автоматики и Акт на выполненные работы при первичном обследовании (приложение 1, формы 0, 1.)

2.8 На установку пожарной автоматики, находящуюся в неработоспособном состоянии, оформляется дефектная ведомость (приложение 1, форма 2.)

2.9 Факт приема Исполнителем установки пожарной автоматики на ТО и ППР оформляется двухсторонним договором с Заказчиком.

2.10 После заключения договора на ТО и ППР Исполнитель заполняет паспорт установки пожарной автоматики (приложение 1, форма 3), оформляет в 2 экземплярах Журнал регистрации работ на ТО и ППР (приложение 1, форма 4), График проведения ТО и ППР (приложение 1, форма 5), Технические параметры работоспособности установки пожарной автоматики (приложение 1, форма 6)

2.11 Перечень технических средств, входящих в установку пожарной автоматики и подлежащих ТО и ППР, приведен в приложении 1, форма 7.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ТО и ППР.

3.1 Работы по ТО и ППР должны проводиться в сроки, установленные Графиком проведения ТО и ППР (приложение 1, форма 7), согласованным с Заказчиком.

3.2 Для устранения отказа установок пожарной автоматики в межрегламентный период Исполнитель должен прибыть на обслуживаемый объект по вызову Заказчика в сроки, определенные в договоре.

В случае возникновения отказа в работе системы пожарной автоматики по вине Заказчика все расходы, понесенные Исполнителем по восстановлению работоспособности системы, оплачиваются Заказчиком дополнительно по выставляемому счету.

3.3 Исполнитель должен по вызову Заказчика немедленно отбыть на объект для устранения отказа системы пожарной автоматики, могущего повлечь за собой нанесение большого материального ущерба (угроза затопления системой пожаротушения, порча материальных ценностей и т. п.), гибель людей, а также на особо важные и ценные объекты, определяемые на местах органами управления ГПС по согласованию с Администрацией субъектов Федерации. Заказчик до прибытия Исполнителя должен принять меры по приостановке или уменьшению действия факторов, наносящих ущерб.

3.4 Исполнитель, независимо от формы поступившего от Заказчика вызова, должен регистрировать его в Журнале учета вызовов (приложение 1, форма 8).

3.5 Все проведенные работы по ТО и ППР, в том числе по контролю качества, должны фиксироваться в Журнале регистрации работ по ТО и ППР, один экземпляр которого должен храниться у Заказчика, другой у Исполнителя (приложение 1, форма 4).

3.6 Записи в обоих журналах о проведенных работах по ТО и ППР, а также выявленных недостатках в содержании и эксплуатации установок пожарной автоматики должны быть идентичны, оформляться одновременно и заверяться подписями ответственных лиц сторон.

Описание выполненных Исполнителем работ должно соответствовать регламентам.

Записи должны констатировать следующий вывод: «Установка (установки) пожарной автоматики сдана (сданы) Заказчику в исправном и работоспособном состоянии в автоматическом режиме и готова (готовы) к использованию по назначению».

3.7 В Журнале регистрации работ по ТО и ППР должно также фиксироваться проведение инструктажа по технике безопасности с персоналом Исполнителя ответственным лицом Заказчика.

3.8 Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатями Исполнителя и Заказчика.

3.9 В случае отключения Заказчиком части или всей системы пожарной автоматики, связанного с ремонтом защищаемого помещения, наличием дефектов, устранение которых находится вне возможностей Исполнителя, последний временно прекращает работы по ТО и ППР, сделав запись об этом в Журнале регистрации работ по ТО и ППР (приложение 1, форма 4), уведомив территориальный орган управления ГПС.

3.10 Расчеты проводятся на основании выполненных работ, записанных в журнале регистрации работ по ТО и ППР. Порядок расчетов оговаривается в особых условиях по договору.

3.11 Время на переезды от места работы Исполнителя к Заказчику определяется на основании фактических затрат, утвержденных приказом руководителя предприятия Исполнителя.

3.12 В течении срока действия договора Исполнитель и Заказчик наделены следующими правами и обязанностями:

Права Исполнителя:

— прекратить работы по ТО и ППР в случае невыполнения Заказчиком условий договора. О прекращении работ в обязательном порядке должен быть проинформирован территориальный орган управления ГПС.

Обязанности Исполнителя

• проводить ТО и ППР в полном объеме, предусмотренном регламентами, в установленные сроки;

• проводить ТО и ППР персоналом, квалификация которого соответствует сложности обслуживаемых технических средств, под контролем Заказчика;

• соблюдать внутри объектовый режим, правила техники безопасности, пожарной безопасности, действующие у заказчика;

• информировать территориальные органы ГПС об отказах и срабатывании систем пожарной автоматики.

Права Заказчика:

• контролировать фактический объем и качество работ по ТО и ППР, выполняемых Исполнителем;

• задерживать оплату при несвоевременном и некачественном выполнении работ при ТО и ППР Исполнителем;

• предъявлять претензии в период гарантийного срока эксплуатации:

а) заводам — изготовителям технических средств — при поставке некачественных, не имеющих сертификата соответствия, некомплектных или не соответствующих стандартам и технической документации приборов и оборудования;

б) монтажным организациям — при обнаружении некачественного монтажа.

Обязанности Заказчика:

• осуществлять эксплуатацию систем пожарной автоматики в соответствии с Правилами пожарной безопасности ППБ 10-93 и РД 009-01-96 «Системы пожарной автоматики. Правила технического содержания»;

• осуществлять приемку работ (при условии полного выполнения в соответствии с регламентами) после выполнения Исполнителем ТО и ППР, подтверждая это записью в Журнале регистрации работ;

• оформлять допуск Исполнителю на территорию объекта;

• обеспечивать, при необходимости Исполнителя подъемно-транспортными средствами для работы на высоте;

• инструктировать Исполнителя по правилам техники безопасности, пожарной безопасности, действующим на объекте, а также обеспечить его средствами индивидуальной защиты;

• создавать Исполнителю необходимые условия для хранения ЗИПа, инструмента, приспособлений и обеспечивать их сохранность;

• представлять Исполнителю необходимую документацию по установке пожарной автоматики, эксплуатирующейся на объекте

3.13 Другие права и обязанности — взаимообязательства, не оговоренные в настоящем РД, должны быть оформлены в виде дополнительного соглашения к договору, являющемуся неотъемлемой его частью.

При невыполнении любой из сторон своих обязательств, влияющих на качество и сроки ТО и ППР, ответственность несет виновная сторона в соответствии с действующим законодательством.

3.14 Прием систем пожарной автоматики на ТО и ППР должен осуществляться в период сдачи — приемки монтажно-наладочных работ с оформлением соответствующего договора между Заказчиком и Исполнителем

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 0.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 1.

Рекомендуемое

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 2.

Рекомендуемое

ДЕФЕКТНАЯ ВЕДОМОСТЬ НА ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 3.

ПАСПОРТ СИСТЕМ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 4.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 5.

Рекомендуемое

ГРАФИК
проведения ТО и ППР системы пожарной автоматики на 19 __ год
на _______________________________________ по договору № _____

(наименование объекта)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 6.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИСТЕМ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма 7.

ПЕРЕЧЕНЬ
технических средств систем пожарной автоматики, подлежащих ТО и ППР

1. Системы водяного (пенного) пожаротушения:

• насосные агрегаты, распределительные трубопроводы с оросителями, побудительные устройства, узлы управления, запорно- регулирующая арматура (задвижки, вентили, обратные клапаны и т. п.), емкости (гидропневмобак для хранения пенораствора, пенообразователя, заливки насосов), дозаторы, компрессор, оповещатели оборудования электроавтоматики (контроля и управления), технические средства обнаружения пожара.

2. Системы газового пожаротушения:

• распределительные трубопроводы с насадками, побудительные устройства, батареи, секции наборные, побудительно-пусковые секции, распределители воздуха, распределительные устройства, баллон-рессивер, зарядная станция, оповещатели, электроавтоматика (контроля и управления), технические средства обнаружения пожара.

3. Системы порошкового пожаротушения:

• распределительные трубопроводы с насадками, баллоны со сжатым воздухом, емкость с порошковым составом, оповещатели, электроавтоматики (контроля и управления), технические средства обнаружения пожара

4. .Системы пожарной и охранно-пожарной сигнализации:

• приемно-контрольные приборы, шлейфы сигнализации с извещателями, промежуточные устройства, оповещатели.

5. Системы противодымной защиты:

• системы пожарной сигнализации, вентиляторы дымоудаления и подпора воздуха, этажные клапаны (заслонки), кнопочные пусковые устройства

6. Системы оповещения и управления эвакуацией людей:

• системы пожарной сигнализации, аппаратура оповещения и управления эвакуацией людей.

Проект производства работ ППР — это организационно-технологическая документация, содержащая в себе технологию и организацию выполнения подготовительных и основных видов строительно-монтажных работ на объекте строительства, контроль качества и требования к приемке, работы заключительного периода, мероприятия по охране труда и безопасности согласно действующим нормативно-техническим документам, а так же стандартам организации Заказчика. Не относится ни к рабочей, ни к проектной документации объекта, являющимися только основанием для разработки ППР. Подготавливается до начала всех строительно-монтажных работ.

ППР (расшифровка аббревиатуры — проект производства работ) – это один из исполнительных документов, обязательных для возведения, реконструкции и капитального ремонта объекта. Основное его назначение — выбрать технологию строительно-монтажных и/или ремонтных работ, позволяющую наиболее рационально использовать материальные, материально-технические и трудовые ресурсы с обеспечением общей безопасности. Без этого документа нельзя правильно организовать и начать рабочий процесс. С его помощью удается:

  • снизить расходы на материалы и оборудование;
  • обеспечить безопасность ведения работ;
  • снизить риски;
  • обеспечить соблюдение сроков возведения или ремонта объекта.

В 2020 году при составлении ППР необходимо принять во внимание только изменения, внесенные в НТД (Градостроительный кодекс, руководящие документы РД, своды правил СП, строительные нормы и правила СНиП, государственные стандарты ГОСТ и др.). Требования остались теми же, что в 2019, 2018 и предыдущих годах. Конечно же использовать готовые типовые документы, распространенные в просторах интернета будет неправильным, так как в 2018 — 2019 годах внесено много изменений в НТД и заменены старые. С каждым годом актуализируется куча документов и становится сложно браться за разработку проекта производства работ собственными силами.

В соответствии с п. 5.7.4 СП 48.13330.2011 ППР обязательно оформляется при строительстве на городской территории, территории действующего предприятия, при строительстве в сложных природных и геологических условиях и особо сложных объектов. Ответственность за наличие на месте производства работ составленного ППР ложится на Генеральную подрядную организацию. В свою очередь генподрядчик может прописать в договоре возложение этой обязанности на субподрядную организацию или заказать у специализированных компаний, как мы.

Отсутствие проекта производства работ является причиной остановки работ по предписаниям, выписываемым различными контролирующими органами: Ростехнадзор, независимый строительный контроль Подрядчика, строительный контроль (Технадзор) Заказчика и др. Остановка работ негативно сказывается на репутации подрядной организации и влечет дополнительные финансовые затраты на возобновление работ и оплату за простои людских ресурсов, машин и механизмов.

Кто подписывает проект производства работ

Подписание ППР осуществляется специалистами, разработавшими отдельные разделы. На листе оглавления в рамке ставятся подписи разработчика, проверяющего и технического руководителя. Технологические карты подписываются составителями: ОТК на сварку главным сварщиком или инженером по сварке, ТК на контроль качества и входной контроль материалов — инженером строительного контроля и т.д.

Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей

В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

В данном Положении приведен перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоемкость на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты на различные нормативы (K1–К5) в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т. д.

Сущностью планово-предупредительной системы является принудительная по плану постановка автомобилей, прошедших нормативный пробег, в соответствующий вид технического обслуживания, в целях предупреждения повышенной интенсивности изнашивания и восстановления утраченной работоспособности узлов, агрегатов и систем.

Положением предусматривается:

– ежедневное обслуживание – ЕО;

– техническое обслуживание №1 – ТО-1;

– техническое обслуживание №2 – ТО-2;

– сезонное обслуживание – СО;

– текущий ремонт – ТР;

– капитальный ремонт – КР.

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций, и периодичностью, нормативы которой приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормативы периодичности обслуживании автомобилей

Типы автомобилей Периодичность ТО, км
ТО-1 ТО-2
Легковые 4000 16000
Грузовые 3000 12000
Автобусы 3500 14000

Ежедневное обслуживание включает в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных операций (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и до заправочных работ (при необходимости долив масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т. д.). Мойку автомобилей, включая тщательную мойку низа и двигателя, проводят также перед постановкой автомобилей в очередные ТО или текущий ремонт.

Всякому виду ремонта предшествует технический осмотр – контроль, осуществляемый в основном при помощи органов чувств и, в случае необходимости, средств контроля, номенклатура которых установлена соответствующей документацией.

В период между ремонтами объекты подвергают техническому обслуживанию, под которым понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или объекта при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Техническое обслуживание №1 предназначено для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии, выявления и предупреждения отказов и неисправностей, а также снижения интенсивности изнашивания деталей, узлов и механизмов путем проведения установленного комплекса работ:

– контрольных смотровых и диагностических;

– крепежно-регулировочных;

– смазочно-очистительных;

– электротехнических;

– арматурных и других видов работ.

Трудоемкость работ по ТО-1 невелика – для легковых автомобилей в среднем 2,5–4,5 чел.-ч, для грузовых – 2,5–6,5 чел.-ч, в зависимости от класса и грузоподъемности. Установленная трудоемкость, например, в 3,2 чел.-ч означает, что один рабочий за 3,2 ч должен выполнить весь утвержденный перечень операций и объем работ по автомобилю. Но, учитывая, что обслуживание автомобиля обычно проводят несколько рабочих различных специальностей, зачастую на поточных линиях, состоящих из 3–4 специализированных постов – время простоя автомобиля на каждом составляет порой лишь 5–10 мин. Вполне естественно, что за такой короткий промежуток времени можно провести лишь несложные регулировочные работы, устранить подтекание (негерметичность), провести крепежные работы и т. д. С точки зрения возможного ремонта, при необходимости допустима лишь замена, деталей крепежа и отдельных легкодоступных деталей и элементов (например, электрических лампочек, приводных ремней и т. д.). С учетом вышеизложенного и незначительного времени простоя в ТО-1 его проводят по Положению в межсменное время, т. е. автомобиль в этот день с эксплуатации не снимается.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) имеет то же назначение, что и ТО-1, но проводится в большем объеме, с проведением углубленной проверки параметров работоспособности автомобиля не только в целях выявления различных неисправностей, но и для определения возможного ресурса пробега без проведения текущего ремонта во время дальнейшей эксплуатации автомобиля), а также устранения обнаруженных неисправностей путем замены неисправных легкодоступных деталей и узлов. Замена основных агрегатов не допускается. Причем замена деталей и узлов не считается обслуживанием – этот процесс при ТО-2 называется сопутствующим ремонтом (СР). На него отводится дополнительная трудоемкость и, соответственно, увеличивается количество необходимых рабочих на его проведение. Трудоемкость, отводимая на проведение ТО-2, составляет в среднем 10–15 чел.-ч для легковых автомобилей и 10–20 чел.-ч для грузовиков и автобусов. Для проведения такого объема работ автомобили в день проведения ТО-2 снимаются с эксплуатации на линии сроком до одних суток. За это время автомобиль должен быть подготовлен по техническому состоянию так, чтобы гарантировалась его надежная безаварийная работа на линии без постановки на текущий ремонт до следующего ТО-2.

При выявлении крупных неисправностей, которые не могут быть устранены в ходе работ при ТО-1 или ТО-2 (даже путем проведения сопутствующего ремонта при ТО-2), сразу же оформляется документация на постановку автомобиля в зону текущего ремонта, например, для ремонта или замены основных агрегатов автомобиля, включая двигатель, коробку передач, мосты и т. д.

Сезонное обслуживание (СО) проводится два раза в год, весной и осенью, и предназначено для подготовки автомобилей к эксплуатации с учетом предстоящих изменений климатических условий. Его совмещают обычно с очередным ТО-2 и выполняют на тех же постах, те же рабочие, однако предусмотрено увеличение нормативной трудоемкости в связи с проведением дополнительных операций.

Текущий ремонт – ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности объекта и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей (кроме базовых).

Текущий ремонт (ТР) автомобилей проводится по потребности, выявляемой водителем в процессе эксплуатации, при ежедневных контрольных осмотрах механиками при возвращении автомобилей с линии, а также в процессе проведения ТО-1 и ТО-2 при обнаружении сверхобъемных работ.

В целях повышения коэффициента технической готовности (КТГ) парка стараются по возможности ТР проводить в межсменное время, обычно в вечернее и ночное. Исключение составляют трудоемкие работы по замене крупных агрегатов, которые следует проводить в дневную смену, наиболее благоприятную для работы, когда работает основной склад и склад агрегатов. Проводят ТР в специально отведенных зонах, на подъемниках или смотровых канавах, преимущественно на постах тупикового типа. Поточный метод при проведении ТР не приемлем ввиду слишком большой разницы как по объему, так и по видам работ в каждом конкретном случае проведения ТР. Для уменьшения простоя автомобилей в ТР все большее распространение находит использование специализированных постов, для выполнения конкретных трудоемких работ, с использованием соответствующего современного высокопроизводительного оборудования, а также внедрения агрегатного метода ремонта, когда вместо неисправного узла или агрегата сразу же ставят на автомобиль заранее отремонтированный из оборотного фонда.

Капитальный ремонт (КР) – ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному (не менее 80 %) ресурса с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

Капитальный ремонт автомобилей и агрегатов проводится в основном на специализированных ремонтных предприятиях – авторемонтных заводах (АРЗ). В крупных АТП, имеющих современную производственную базу, частично проводят КР отдельных агрегатов собственными силами. Ремонт осуществляется с полной разборкой автомобиля на отдельные узлы и агрегаты, а те, в свою очередь, на отдельные детали. После тщательной мойки и очистки проводится их дефектовка и сортировка – часть выбраковывается и заменяется новыми, часть идет на восстановление. После комплектации производится сборка, испытание и обкатка, после чего узлы и агрегаты идут на главный конвейер сборки автомобилей.

Непременным условием для постановки в КР автомобилей является нормативный пробег, который должен быть пройден этими автомобилями. Для легковых автомобилей Горьковского автозавода он составляет 300 тыс. км, для грузовых – 250 тыс. км, для автомобилей ЗИЛ последнего поколения – 300 тыс. км.

Рациональным и экономически обоснованным считается направление на АРЗ грузовых автомобилей, у которых в КР нуждается рама, кабина и не менее двух-трех основных агрегатов. Обоснованием для постановки в КР легковых автомобилей и автобусов в первую очередь служит необходимость КР кузова. Практика показала, что качество ремонта на АРЗ и дальнейшая эксплуатация автомобилей после КР не удовлетворяют современным требованиям при сравнительно больших затратах на его проведение. Организация авторемонтных заводов была вынужденной мерой на определенном этапе развития народного хозяйства. В настоящее время полнокомплектный ремонт автомобилей на АРЗ практически прекращен.

В отличие от прошлых лет, когда предприятия автомобильного транспорта руководствовались единым нормативным документом – «Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», в настоящий момент отдельные заводы-изготовители в порядке эксперимента, рекомендуют для выпускаемых автомобилей более рациональные, по их мнению, интервалы пробегов для планового обслуживания автомобилей, изменяют общепринятые названия видов ТО или вводят дополнительные виды обслуживания (например, в период обкатки автомобилей), как это принято в классификации видов обслуживания в ряде зарубежных стран. Горьковский автомобильный завод предлагает повысить норму пробега до ТО-1 (для 3 категории эксплуатации) до 8 тысяч км для всех автомобилей семейства «Газель» и «Соболь». Камский завод для автомобилей КамАЗ предлагает ввести сервисное обслуживание через первые 1000 км пробега – «Сервис А», 4000 км – «Сервис В». Вместо ТО-1 ввести «Сервис-1», вместо сезонного обслуживания «СО» – «Сервис С» и т. д.

Преимущества использования системы ППР или планово-предупредительного ремонта оборудования

Система планово-предупредительного ремонта оборудования (ППР) имеет большое количество преимуществ, обуславливающих ее широкое применение в промышленности. В качестве основных, я бы выделил следующие плюсы системы:

  • контроль продолжительности межремонтных периодов работы оборудования
  • регламентирование времени простоя оборудования в ремонте
  • прогнозирование затрат на ремонт оборудования, узлов и механизмов
  • анализ причин поломки оборудования
  • расчет численности ремонтного персонала в зависимости от ремонтосложности оборудования

Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования (планово-предупредительного ремонта)

Структура ремонтных работ в системе ППР оборудования обуславливается требованиями ГОСТ 18322-78 и ГОСТ 28.001-78

Несмотря на то, что система ППР предполагает безаварийную модель эксплуатации и ремонта оборудования, на практике приходится учитывать и неплановые ремонты. Их причиной чаще всего является неудовлетворительное техническое состояние или же авария по причине некачественного технического обслуживания.

Facebook Twitter Вконтакте Google+

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас: +7(499)403 39 91 zakaz@themechanic.ru Доставка подшипников по РФ и зарубежью. Каталог подшипников на сайте themechanic.ru

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12

Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Внимание покупателей подшипников

Уважаемые покупатели, отправляйте ваши вопросы и заявки по приобретению подшипников и комплектующих на почту или звоните сейчас:
tel:+7 (495) 646 00 12

Доставка подшипников по РФ и зарубежью.
Каталог подшипников на сайте

Внесение изменений

В процессе производства СМР в большинстве случаев возникает необходимость внесения изменений в уже разработанный ППР. Этому могут поспособствовать: обнаружены не указанные в стройгенплане подземные коммуникации; оборудование, которое предполагалось к применению сложно найти и есть аналогичное, но требуется изменить технологию (к примеру, бетононасос не может подать на определенную высоту, необходимо подавать бетон при помощи бадьи на этажи); изменения в рабочем проекте и др. Вносить правки может только разработчик и по согласованию с лицами, подписавшими его. Т.е. после этого необходимо заново проходить процедуру его согласования.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *