Регистрация исходящих документов

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 16

Подготовить доклады по темам:

Документы, оформляющие порядок рассмотрения споров между юридическими лицами.

Самостоятельная работа № 5

К теме «Претензионно-исковая документация»

Подготовить доклады по темам: Требования к оформлению исковых заявлений. Порядок направления и оформления отзыва на исковое заявление.

Тема. Структура и функции служб документационного обеспечения управления

Краткая теоретическая часть

Для документационного обеспечения работы любого учреждения или предприятия, в рамках организационной структуры управления предусматривается делопроизводственная служба.

Основными функциями службы являются: прием, первоначальная обработка, учет и отправка корреспонденции, печатание, размножение и контроль исполнения документов, формирование дел и текущее хранение документов, подготовка документов для сдачи в архив.

Наиболее распространенной формой делопроизводственной службы является канцелярия – это самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое начальником, подчиняющимся непосредственно руководителю организации. Канцелярия функционирует на основе положения о канцелярии.

Организационная структура канцелярии может включать в себя: экспедицию, секретариат, машинописное бюро, контрольную группу, копировально-множительное бюро, архив.

Состав канцелярии и численность ее сотрудников зависит от масштаба организации, территориального размещения структурных подразделений и уровня механизации и автоматизации обработки документов.

Перечислите основные функции службы документационного обеспечения управления

Что такое канцелярия? На основании чего функционирует?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что включает в себя организационная структура канцелярии?

От чего зависит состав канцелярии и численность ее сотрудников?

Тема. Организация работы с документацией

Краткая теоретическая часть

Документооборот – это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения или отправления. Различают три основных потока документации: документы, поступающие из других организаций (входящие), документы, отправляемые в другие организации (исходящие), документы, создаваемые в организации (внутренние).

Движение входящих документов включает: первичную обработку, предварительное рассмотрение, регистрацию, рассмотрение руководством, передачу на исполнение, исполнение, контроль за исполнением, списание исполненного документа в дело.

В практике предприятий сложились три основные формы организации работы с документами: централизованная, децентрализованная и смешанная.

Централизованная форма предполагает выполнение всех операций с документами в одном структурном подразделении.

Децентрализованная форма – все операции выполняются в структурных подразделениях, разобщенных территориально.

Смешанная форма зачастую используются на крупных предприятиях со сложной структурой и большим объемом документооборота.

Регистрация служебных документов – фиксация факта создания или поступления документа путем проставления на нем индекса и даты с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах.

Регистрируются входящие, исходящие и внутренние документы, независимо от способа их создания и способа получения или отправки. Однако не все документы организации регистрирует служба ДОУ.

ГСДОУ установила следующий обязательный состав реквизитов для регистрации документов:

1. автор документа (корреспондент);

2. наименование документа;

3. дата документа;

4. номер документа;

5. дата поступления документа в организацию (для входящих документов);

6. номер, присвоенный документу при его поступлении в организацию (для входящих документов);

7. заголовок документа и его краткое содержание;

8. резолюция (исполнитель, содержание поручения, срок исполнения, автор резолюции, дата наложения резолюции);

9. отметка об исполнении (краткая запись решения вопроса по существу, дата фактического исполнения или индекс документа ответа, номер дела, в которое подшит исполненный документ).

Что такое документооборот?

Что включает движение входящих документов?

Кем проводится предварительное рассмотрение документа?

Назовите три основные формы организации работы с документами

Централизованная форма – это

Децентрализованная форма – это

Смешанная форма – это

Регистрация служебных документов – это

Перечислите обязательный состав реквизитов для регистрации документов согласно ГСДОУ

Контрольные вопросы:

1. Покажите движение документов в организации (поступающих, внутренних, отправляемых)

2. Порядок регистрации документов

2.1. Можно ли протоколы регистрировать вместе с приказами?

2.2. Правильно ли зарегистрированы поступившие в организацию документы:

1) вх. № 980 от 02.12.2010 2) вх. № 981 от 06.01.2011

2.3. Можно ли регистрировать приказы по основной деятельности с приказами по личному составу?

2.5. Какая дата указывается при регистрации протокола?

2.6. Можно ли внутри организации осуществлять переписку между отделами, и если да, то, как вы себе это представляете?

2.7. Допускается или нет регистрация обращений граждан вместе со служебными документами?

3. Какие существуют сроки исполнения документов?

4. Определите объем документов в организации за 1 год

5. Если Вы отправляете письмо в три адреса на бланке с изображением Государственного герба РФ, то можно ли во второй и третий адрес отправлять копию бланка?

6. Объясните порядок выдачи бланков должностным лицам организации

Вставьте пропущенные в тексте слова.

1. Срок хранения дела исчисляют с ___________________

2. Продолжительность хранения документов определена в ______________с указанием __________________различных категорий документов.

3. Сроки хранения документов, установленные типовыми перечнями, в ведомственных изменять ____________________

4. В зависимости от сроков хранения производится _________________ или оформление дел.

5. Датой дела, содержащего распорядительную документацию, являются _________________ документов.

6. Датой дела, содержащего протоколы, являются даты ____________________

7. Обязательным реквизитом обложки дела является количество листов в деле, которое проставляется на основании _________________

8. Листы дела нумеруют в _________________черным графитным карандашом или механическим нумератором.

9. В дело может быть подшито не более _________листов.

10. Номенклатура дел — это систематизированный перечень ________________

с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

11. Номенклатуры дел бывают индивидуальные, ___________и _________________

12. Номенклатура дел вводится в действие с ______________следующего календарного года.

13. В дело подшивают только _________документы, подлинники или копии.

Тема. Система АСКИД (Автоматизированная система исполнения документов и поручений)

Краткая теоретическая часть

Программа контролирует исполнение документов в положенный срок. В АСКИД организовано два журнала документов, при добавлении нового документа существует возможность автоматического инкремента номера.

АСКИДпредоставляет пользователям следующие возможности:

1. руководителям:

— создавать (регистрировать) новые карточки документов;

— создавать (регистрировать) новые поручения;

— отправлять сообщения о новых поручениях на электронный адрес исполнителей;

-контролировать сводное состояние текущих поручений по всем исполнителям и статистику исполнительской дисциплины;

— контролировать ход исполнения конкретных поручений по любому из исполнителей;

-осуществлять текстовый обмен информацией с исполнителями по ходу выполнения поручений;

-фиксировать факт выполнения поручений;

-осуществлять поиск поручений по различным критериям;

-просматривать архив выполненных и закрытых поручений;

-выводить на печать, экспортировать в MS Word и MS Excel отдельное поручение и списки поручений по различным критериям;

— просматривать отчетно-аналитическую информацию о ходе выполнения поручений.

2. исполнителям:

-получать новые поручения от руководства;

-контролировать сводное состояние своих текущих поручений;

-осуществлять текстовый обмен информацией с руководством и соисполнителями по ходу выполнения поручений, включая подтверждение получения нового поручения;

-фиксировать факт выполнения поручений;

-осуществлять поиск своих поручений по различным критериям;

-просматривать архив выполненных поручений;

— выводить на печать, экспортировать в MS Word и MS Excel отдельное поручение и списки поручений по различным критериям.

Преимущества АСКИД

1. многоуровневая вертикальная система сквозного контроля: поручения могут выдаваться исполнителям на основе поручений полученных от вышестоящего руководства;

2. легкость внедрения: система проста в освоении и не требует специального обучения пользователей. При развертывании АСКИД не требует установки программ на рабочих местах. На компьютере пользователя необходим только Internet Explorer;

3. гибкость: для каждого руководителя, заместителя руководителя или менеджера могут быть определены свои виды документов и категории поручений;

4. обмен информацией: система позволяет вести переписку по вопросам, связанным с исполнением поручения, как между руководителем и исполнителями, так и исполнителями между собой с помощью встроенных инструментов.

Контроль исполнения включает:

— постановку документа на контроль;

-проверку своевременного доведения документа до исполнителя;

-проверку и регулирование хода исполнения;

-учет и обобщение результатов контроля исполнения документов, информирование руководителя.

Службой контроля (или секретарем) осуществляются следующие операции:

-формирование картотеки контролируемых документов;

-направление карточки контролируемого документа в подразделение – исполнитель;

-выяснение в структурном подразделении Ф.И.О, тел.исполнителя;

-напоминание о сроке исполнения;

-получение информации о ходе и результатах исполнения;

-запись хода и результатов исполнения в карточке контролируемого документа;

-регулярное информирование руководителей о состоянии и результатах исполнения;

-сообщение о ходе и результатах исполнения документов на оперативных совещаниях, заседаниях коллегиальных органов;

-снятие документов с контроля по указанию руководителей;

-формирование картотеки исполненных документов.

Перечислите возможностиАСКИДдля пользователей

2. руководителям:

2. исполнителям:

Напишите преимущества АСКИД

Кто осуществляет контроль исполнения документов?

Какие выделяют сроки исполнения документа?

Какими органами устанавливаются типовые и индивидуальные сроки исполнения документа? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение срока в типовых – _____________________________

Изменение срока в индивидуальных – ______________________

Если в организации принято присваивать первичным учетным документам и счетам-фактурам одинаковые номера при реализации товаров, то насколько серьезны могут быть последствия нарушения сплошной, без пропусков и разрывов, нумерации в результате, например, отмены заказа? Свой ответ дали эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лилия Федорова и Сергей Родюшкин.

Реализация товаров организацией осуществляется на основании заявок от покупателя. Для удобства сверки заявок и отгрузочных документов (счет-фактура, форма N ТОРГ-12) ранее было принято решение нумеровать их одинаково. Но бывают случаи, когда заявка может быть отменена, таким образом, сбивается сквозная нумерация счетов-фактур. Допустимы ли пропуски номеров в первичных документах и счетах-фактурах? Установлены ли штрафные санкции за нарушение нумерации первичных учетных документов и счетов-фактур?

Первичные учетные документы

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (часть 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).

С введением в действие с 1 января 2013 года Закона N 402-ФЗ организация вправе решить будет ли она применять унифицированные формы первичных учетных документов либо самостоятельно разработает свои формы. Все формы организация обязана утвердить (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Одной из утвержденных форм является товарная накладная (форма N ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Непосредственно Указаниями по заполнению данной формы порядок нумерации не определен.

Что касается заявки покупателя, то унифицированная форма такой заявки отсутствует, следовательно, организация разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. В данном случае заявка должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В то же время, заметим, в силу части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ в качестве обязательного реквизита первичного учетного документа номер не указан.

В соответствии с частью 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.

В п. 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, указано, что первичные учетные документы должны быть заранее пронумерованы, либо номер ставится при оформлении и регистрации документа. В организации порядок нумерации должен обеспечивать наличие не повторяющихся номеров в течение одного отчетного года (смотрите также письмо УМНС России по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74950).

Поскольку указанный документ не раскрывает понятие нумерации, заимствуем данное определение из близкой отрасли. Так, например, согласно пп. 9 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» нумерация — цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов.

Таким образом, номер первичного документа — это идентификатор, т.е. уникальный признак объекта учета. Единственное требование, предъявляемое к порядку его присвоения, — сквозной характер в течении отчетного года и привязка к хронологии событий.

Требования ведения сплошной нумерации (т.е. нумерации без пропусков и разрывов) известные нам официальные документы не содержат.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота исходя из размеров самой фирмы, ее внутренней структуры, а также интенсивности хозяйственных операций. Это следует из п. 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, а также из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105 (далее — Положение N 105).

В связи с этим считаем, что принцип (способ) нумерации первичных документов в рамках применяемых правил документооборота и технологии обработки учетной документации может быть определен внутренним распорядительным документом организации (п.п. 4 и 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Принятое решение в составе учетной политики подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации (п. 8 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Счет-фактура

Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при условии выполнения требований, установленных п.п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ (п.п. 1, 2 ст. 169 НК РФ).

В пунктах 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ приведен перечень обязательных реквизитов, которые должны быть указаны в счете-фактуре. В частности, в числе обязательных реквизитов счета-фактуры, выставляемого налогоплательщиком как при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, так и при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотрены порядковый номер счета-фактуры и дата его составления (пп. 1 п. 5, пп. 1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ).

Формы счетов-фактур и порядок их заполнения, а также правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж во исполнение п. 8 ст. 169 НК РФ установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137).

В соответствии с пп. «а» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137 (далее — Правила Заполнения 1), в строке 1 счета-фактуры указываются порядковый номер и дата составления счета-фактуры.

Общий порядок присвоения номера корректировочному счету-фактуре, счету-фактуре установлен пп. «а» п. 1 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 (далее — Правила заполнения 2). Согласно указанному порядку номера корректировочного счета-фактуры, счета-фактуры присваиваются в общем хронологическом порядке.

Особый порядок нумерации выставленных корректировочных счетов-фактур, счетов-фактур предусмотрен только для организаций, реализующих товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, и для участников товарищества или доверительных управляющих, исполняющих обязанности плательщика НДС. В этих случаях порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения, или утвержденным участником товарищества или доверительным управляющим цифровым индексом, обозначающим совершение операции в соответствии с конкретным договором простого товарищества или доверительного управления имуществом соответственно (абзацы три и четыре пп. «а» п. 1 Правил заполнения 1, абзацы четыре и пять пп. «а» п. 1 Правил заполнения 2).

Пунктом 3 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137, в частности, определено, что счета-фактуры (в том числе исправленные, корректировочные), составленные на бумажном носителе или в электронном виде, подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в части 1 «Выставленные счета-фактуры» журнала учета по дате их выставления, а также составления (исправления).

Согласно п. 2 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением N 1137, регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

Таким образом, из норм гл. 21 НК РФ и Постановления N 1137 следует, что в счетах-фактурах необходимо проставлять порядковые номера и даты их составления, которые в хронологическом порядке выписываются и регистрируются в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и книге продаж.

Требования поддержания сплошной нумерации счетов-фактур, счетов-фактур (т.е. без пропусков и разрывов) указанные нормативные документы не содержат.

Представители налоговых органов в своих разъяснениях указывали, что нумерация счетов-фактур должна производиться организацией в порядке возрастания номеров в целом по организации (смотрите письма ФНС России от 06.07.2005 N 03-1-04/1166/13@, МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404).

Минфин России разъясняет, что счета-фактуры на авансы вместе со счетами-фактурами на отгрузку должны быть пронумерованы в общем хронологическом порядке. Специалисты финансового ведомства обратили внимание, что отдельная нумерация счетов-фактур на авансы Постановлением N 1137 не предусмотрена (смотрите письма Минфина России от 16.10.2012 N 03-07-11/427, от 10.08.2012 N 03-07-11/284).

Следовательно, при выставлении счетов-фактур последовательность порядковых номеров должна соблюдаться в хронологическом порядке.

Заметим, каких-либо иных требований, касающихся способа (принципа) нумерации счетов-фактур, ни НК РФ, ни Постановление N 1137 не содержат.

В то же время следует обратить внимание, что на основании абзаца второго п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Судами отмечено, что в пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ содержатся требования к наличию номера, но не к порядку нумерации, и допущенное налогоплательщиком нарушение хронологического порядка нумерации счетов-фактур само по себе не может являться основанием для отказа в вычете сумм НДС (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 24.06.2008 N КА-А40/4542-08, ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2005 N А05-2344/2005-10, Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N А28-9751/2004-433/11, решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2011 N А60-11248/2011).

Обратите внимание, что налоговым законодательством не установлены штрафные санкции за нарушение нумерации первичных учетных документов и выставленных счетов-фактур. Ответственность, предусмотренная ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, в данном случае не применяется, так как под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается только отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур.

Учитывая, что в рассматриваемой ситуации первичные документы и счета-фактуры при отгрузке организацией выставляются, основания для привлечения к ответственности по ст. 120 НК РФ отсутствуют (смотрите, например, информацию УФНС России по Челябинской области от 30.11.2011).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *