Постоянно действующие институты: природные кадастры, меры по материально-техническому и финансовому обеспечению, платность за использование природных ресурсов; платежи за загрязнение окружающей природной среды; льготы по кредитованию, налогообложению; освобождение от обложения налогами.
К новым экономическим стимулам относятся: экологическое страхование, установление повышенных норм амортизации основных природоохранных производственных фондов, введение поощрительных цен на экологически чистую продукцию и снижение – на экологически неблагоприятную, формирование банка экологических услуг, совершенствование договорных отношений, где видное место занимает экономический механизм регулирования – договоры на комплексное природопользование, аренду, передачу и постоянное пользование объектов, охрану памятников природы и т. д.» (И. М. Авраменко, 2004 г.)
Эколого-экономический учет природных ресурсов. Лицензия, договор и лимиты на природопользование
Экологические, экономические и другие показатели природных ресурсов обобщают в виде кадастров.
Кадастр (отфр. cadastre) – систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой.
Кадастры составляют специально уполномоченные органы Госкомэкологии России для комплексного учета природных ресурсов на территориях республик, краев и областей, рационального их использования, для дифференциации платы за ресурсы и т. д. (В. И. Коробкин, Л. В. Передельский, 2003 г.)
Выделяют водный, земельный, лесной, медикобиологический, промысловый, кадастр недр, животного мира и другие виды кадастров. Рассмотрим подробнее основные виды кадастров.
Водный кадастр – свод данных о водных объектах, водных ресурсах, качестве и режиме вод, о водопользователях; состоит из трех разделов: поверхностные воды, подземные воды и использование вод.
Кадастр месторождений полезных ископаемых включает в себя сведения о ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.
Земельный кадастр – данные регистрации землепользователей (собственников, арендаторов), учета качества и количества земель.
Лесной кадастр – данные о лесах, степени их эксплуатации, качестве и запасах древесины и т. п.
Эффективными средствами охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов являются лицензия, договор и лимиты.
Лицензия – разрешение (обычно оплачиваемое), выдаваемое специально уполномоченными органами государства на право единичной, повторяемой оговоренное число разили в течение указанного в лицензии времени акции (например, отстрел дичи или отлов рыбы и др.).
Существуют следующие лицензии: лицензия на использование атмосферного воздуха, на использование земель, на использование вод, леса, недр и др.
После получения лицензии и пройдя соответствующие экспертизы на предполагаемый вид деятельности, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Данный договор предусматривает условия и порядок пользования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.
Лимитирование природопользования также является составной частью экономического механизма.
По В. И. Коробкину, лимиты на природопользование – предельные объемы природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определенный срок.
Новые механизмы финансирования охраны окружающей среды
Важнейшим элементом нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы является платность природных ресурсов. К основным экономическим стимулам относят экологические фонды и экологическое страхование.
Ранее предусматривалась плата за загрязнение окружающей природной среды и за использование природных ресурсов. Согласно закону плата за природные ресурсы должна взиматься в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; на воспроизводство и охрану природных ресурсов. В настоящее время данные положения пересматриваются, но с сохранением принципа платности за использование природных ресурсов.
Поступающие платежи перечисляются в городской или районный бюджет, а также в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Законом РФ предусмотрена плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах и сверх установленных лимитов. Так как платежи взимаются за счет себестоимости продукции или прибыли, они стимулируют предприятия к сокращению выбросов и сбросов загрязняющих веществ и отходов. Необходимо отметить, что применяемые в настоящее время коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды не соответствует инфляции в стране, а это намного снижает роль платы за загрязнение в качестве экономического стимула природоохранной деятельности.
Для реализации задач по охране окружающей среды в России создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды существуют за счет отчислений предприятиями платы за сбросы и выбросы загрязняющих веществ и других источников. Основная часть средств экологических фондов тратится на реализацию природоохранных мероприятий.
Экологические фонды способствуют развитию следующих механизмов финансирования охраны природной среды (В. И. Коровкин, 2003 г.) как:
1) вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;
2) выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов. Предприятия и граждане имеют право на получение страхового возмещения в случае аварий, стихийных бедствий и техногенных катастроф. Но предприятие может лишиться права на страховое возмещение, если оно уже предупреждалось о возможности возникновения аварии и не предприняло никаких попыток к ее предотвращению.
Современные технологии охраны окружающей среды
Эффективная форма защиты окружающей среды от вредных воздействий промышленности – переход к малоотходным и безотходным технологиям и использование биологических методов в сельскохозяйственном производстве.
Комиссия ООН в 1984 г. приняла следующее определение понятия безотходной технологии: «Безотходная технология – это такой способ производства продукции (процесс, предприятие, территориально-производственный комплекс), при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле «сырьевые ресурсы – производство – потребитель – вторичные ресурсы» таким образом, что любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования».
Однако более точным считается термин «малоотходная технология», так как в любом производстве полная «безотходная технология» невозможна. Поэтому в настоящее время реальной является малоотходная технология – такая технология, при которой образуется минимум твердых, жидких и газообразных отходов.
Также большое значение в снижении загрязнения окружающей среды, экономии энергии и сырья имеет вторичное использование ресурсов или рециркуляция.
В комплекс мероприятий по сокращению до минимума количества вредных отходов и уменьшению их воздействия на окружающую природную среду входят (В. И. Коровкин, Л. В. Передельский).
1) разработка различных типов бессточных технологических систем и водооборотных циклов на основе очистки сточных вод;
2) разработка систем переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы;
3) создание и выпуск новых видов продукции с учетом требований повторного ее использования;
4) создание принципиально новых производственных процессов, позволяющих исключить или сократить технологические стадии, на которых происходит образование отходов. Внедрение оборотного водоснабжения – техносистема, предусматривающая многократное использование отработанных вод в производстве при ограниченном сбросе в водоемы. Другой системой промышленного водоотведения и водоснабжения является замкнутый цикл водопользования – многократное использование воды в производстве без сброса отработанных вод в водоемы.
Важное современное направление в создании малоотходных производств – экологическая технология, основанная на замене водоемких процессов производства маловодными и безводными.
Большое внимание в последние годы уделяется биотехнологическим процессам. По отношению к охране окружающей природной среды биотехнологию рассматривают как разработку и создание технологических процессов, базирующихся на продуктах жизнедеятельности микроорганизмов, биологических объектов и других, с помощью включения их в естественные круговороты веществ, энергии и информации.
— в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
— в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
— за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
— за использованием и охраной водных объектов;
— за соблюдением законодательства РФ и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
— за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
— за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
— государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.
Росприроднадзор выполняет функции:
— административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года в РФ в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;
— федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал.
Росприроднадзор выдает лицензии (разрешения) на:
— добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;
— оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ;
— добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими;
— содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
— ввоз (вывоз) в РФ зоологических коллекций, диких животных, их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства), а также видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб;
— экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения;
— экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых);
— экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;
— экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории РФ, и в пределах континентального шельфа и морской зоны РФ;
— создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море РФ и на континентальном шельфе РФ в пределах своей компетенции.
Среди прочих видов деятельности Росприроднадзора:
— проведение государственной экологической экспертизы;
— мониторинг объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод и территориального моря РФ;
— ведение Красной книги РФ;
— ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.