РОСПРИРОДНАДЗОР

Экологическую эффективность можно отнести и к социальной, можно рассматривать и как отдельный вид эффективности инноваций.

Экологический аспект ориентирует на сохранение и улучшение среды обитания, на минимизацию использования воздушных, водных и земельных ресурсов, как при осуществлении строительства, так и в эксплуатационный период,

Оценивается показателями:

• выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассейны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производит­ся в сравнении с предельно допустимой концентрацией (ПДК) вредных ве­ществ и предельно допустимым уровнем (ПДУ) воздействий на окружающую среду, а также с помощью показателей и характеристик, по которым не уста­новлены предельные нормативные значения.

• влия­ния объекта на экологическую емкость территории, уровень которой не должен снижаться при введении в эксплуатацию новшества;

• экологичес­кого риска, вероятностью и тяжестью возможных катастроф, связанных с иннова­циями;

• безотходности производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки фиксируют полностью или частично безотходные технологии, степень утилизации отходов производства, организацию оборотного водоснаб­жения, малоотходных и бессточных производств;

• приближения к биосферосовместимому типу технологии — оценки тех­нологии с позиции степени перехода сприродоперерабатывающего типа производства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно-энергетическим циклом, или сокращения объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изме­нений, являющихся перспективными по созданию в будущем нового типа природопользования и заданной среды обитания.

Особую значимость в экологической оценке инновационных проектов приобретают аспекты экологической безопасности.Создание сложных техноло­гических систем приводит к резкому возрастанию техногенных нагрузок, угро­зе экологической безопасности и экологическому риску. Масштаб негативных последствий в таких случаях несопоставим с неблагоприятными последствия­ми эксплуатации машинной техники и технологии. Поэтому все более повы­шаются требования к качеству проектирования, изготовления, эксплуатации сложных технических систем, их надежности, создания технических средств, автоматически блокирующих последствия недостатков в уровне организации труда, техники и технологии предотвращения аварий и ликвидации их послед­ствий.

Комплексная оценка эффективности

Социальный (Эс) и экономический (Ээ) эффекты в той или иной мере присущи всем видам научных работ, научный эффект — ФИ и ПИ, научно-технический эффект — ПИ и ОКР, а технический эффект — разработкам при их освоении (ОС) в промышленном производстве (ПП).

Приведенные данные являются приблизительными. При этом научный эффект переходит в научно-технический, а последний по мере развития информации о новом изделии — в технический эффект. Все перечисленные виды эффекта можно оценить экономически, причем вероят­ность и полнота его определения увеличиваются по мере прохождения науч­ной идеей стадий цикла «исследование-производство».

Реализации любого инновационного проекта должно предшествовать решение двух взаимно связанных методических задач, а именно:

1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;

2) сравнение вариантов и выборнаилучшего из них.

В условиях интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему способы решения указанных задач не должны вступать в противоречие с методами экономических измерений и обоснований, принятыми в мировой практике.

В условиях административно-командной системы управления экономические обоснования, хотя и являлись обязательными атрибутами любого хозяйственного решения, играли второстепенную роль и зачастую носили чисто формальный характер. Организации, осуществляющие освоение выделенных капитальных вложений, и ведомства, занимающиеся их распределением, были всего лишь распорядителями, но не фактическими владельцами выделяемых денежных средств, а выделение денежных средств на осуществление капитальных вложений в основном носило безвозмездный характер. Нередко приобреталось оборудование которое годами не находило применения либо использовалось не на полную мощность. Приобретаемая за валюту за рубежом новая техника не вписывалась в существующие технологические процессы, а поэтому не давала той отдачи, которую можно было ожидать, исходя из ее технического уровня.

Метод оценки эффективности, предложенный в Методических рекоменда­циях 1994 г., базируется на анализе динамики поступлений и платежей денежных средств, связанных с инновационным проектом. Подобный подход, основанный на анализе «потока наличности широко используется в западной теории и практике инвестиционных расчетов. Запад использует и статические методы, бази­рующиеся на исследовании финансового состояния ИП, осуществляющих ин­вестиционные программы, по отчетным годам инвестиционного периода.

Инновационные проекты, эффективные в целом, но финансируемый за счет дорогостоящих кредитов, не может быть привлекательным для инициатора или потенциального инвестора.

Уважаемые природопользователи!

До Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу доведены следующие разъяснения Росприроднадзора, касающиеся разработки программы повышения экологической эффективности и плана мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно требованиям статьи 23.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

Согласно пункту 1 статьи 67.1 Закона в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно пункту 11 статьи 67.1 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели ежегодно представляют отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

При этом правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время указанные правила не установлены.

Учитывая изложенное, разработка и утверждение программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды, представление отчетности об их выполнении будут возможны только после утверждения указанных правил.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *