Росприроднадзор разъяснил, кому не придется разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение с 2019 года

Экологическая ситуации не становится лучше. Виной тому служат предприятия, которые не соблюдают требований экологических нормативов. Особенно это касается вновь открытых компаний, которые стараются соблюдать режим экономии, в том числе и на экологической безопасности. Именно поэтому отечественные законодатели вынуждены принимать соответствующие законы. Один из таких – ФЗ – 89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления».

Кто имеет право разрабатывать экологический паспорт?

Для разработки экологического паспорта предприятия специальные лицензии и разрешения не требуются. Это регламентирует «Закон о лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Поэтому природопользователь выполнить его разработку может самостоятельно при помощи инженера-эколога, работающего в штате организации. Однако куда меньше времени на выполнение данного процесса потребуется при привлечении сторонней коммерческой организации, занимающейся проектированием в сфере экологии, и имеющей богатый опыт и наработки в выполнении такого рода проектов.

Краткое описание.

Экологический паспорт предприятия – специализированный документ, регламентирующий функционирование данного объекта в отношении охраны окружающей среды, использования ресурсов, а также эколого-экономическую оценку его деятельности. Соответственно, в паспорте отражается непосредственная хозяйственная деятельность объекта, образующиеся при этом выбросы, сбросы и отходы, материально-сырьевой баланс, а также мероприятия по восстановлению окружающей природной среды, и непосредственно данные об исходящих из этого экологических затратах предприятия.

Экологический паспорт является одним из значимых документов, опираясь на данные которого осуществляется государственный экологический контроль. Разрабатывается он на основе экологической документации предприятия, такой как:

  • данные статистической отчетности,
  • экологические разрешения,
  • расчет допустимых нормативов по данным разработанного и согласованного в Росприроднадзоре ранее проекта ПНООЛР,
  • данные инвентаризации,
  • сведения об очистных сооружениях и прочих нормативных документов в сфере охраны окружающей среды.

Составление экологических паспортов промышленными предприятиями обеспечивает получение достоверных данных об экологической обстановке на территории размещения данных объектов в каждом регионе и в общем по стране, что позволяет выявлять экологические риски, и разрабатывать мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации в целом по исследуемому региону.

✚ ПДВ — проектирование и получение разрешений на предельно допустимые выбросы вредных веществ в атмосферу для объектов Москвы, МО от ООО «ЭкоЭксперт».

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) — это нормативы вредных выбросов веществ, которые регламентируют максимально допустимый объём и состав вредных веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферный воздух. Этот показатель устанавливают для стационарного источника выбросов, учитывая общее содержание загрязняющих веществ в воздухе. При этом источник не должен превышать установленные экологические нормативы.

Проект нормативов предельно допустимых норм выбросов необходим для любой организации, которая имеет хотя бы один источник вредных веществ.

Говоря упрощённо — если на предприятии есть хотя бы одна небольшая дымящая труба, то данный документ норм выбросов веществ обязателен. Необходимость экспертизы и разработки проекта предельно допустимых выбросов регламентирована природоохранным законодательством Российской Федерации.

Предельно допустимые нормы выбросов веществ ПДВ с 2018 года пересматриваются раз в семь лет. Именно в течение этого срока действует проект экспертизы допустимых норм выбросов в атмосферу. Но есть особые условия, при которых пересмотр предельно допустимых выбросов вредных веществ проводится раньше:

  • смена экологической обстановки на территории;
  • изменение количества источников выбросов веществ — появление новых или устранение существующих выбросов;
  • смена производственной программы предприятия и применяемых на нём технологий.

В случае несоблюдения установленных допустимых нормативов выбросов веществ предусмотрены административные штрафы. Также взымается обязательная плата за предельно допустимые загрязняющие выбросы веществ в атмосферу — в пределах выданного разрешения.

Экспертиза и разработка проекта нормативов выбросов ПДВ — сложная и ответственная задача, которую лучше всего доверить профессионалам. Специалисты нашей компании имеют большой опыт в выполнении данного вида работ.

Успешное согласование проекта ПДВ — работа наших профессионалов

Согласование проекта нормативов ПДВ в Роспотребнадзоре, Росприроднадзоре и других инстанциях состоит из следующих этапов:

  1. 1 Сначала необходимо получить экспертное заключение на проект нормативов ПДВ
    в соответствующих государственных инстанциях
  2. 2 Затем следует получение в Роспотребнадзоре
    санитарно-эпидемиологического заключения
  3. 3 Следующий этап — экспертиза проекта нормативов ПДВ
    и согласование в Росприроднадзоре
  4. 4 Завершающий этап — согласование НМУ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в ДПИООС или Минэкологии М.О

Таков порядок согласования нормативов ПДВ. В результате наши клиенты получают полностью согласованный том нормативов ПДВ и разрешение на выброс ЗВ в атмосферу — на срок до 7 лет.

Разработка проектов нормативов ПДВ и ПНООЛР: закажите у профессионалов обе услуги

Деятельность практически любого предприятия сопровождается не только выделением загрязняющих выбросов в атмосферу, но и образованием отходов. Это могут быть неиспользованные остатки сырья, побочные продукты производства, бракованная продукция. В связи с этим целесообразна одномоментная разработка проектов ПНООЛР и ПДВ (предельно допустимых выбросов). Закажите сразу обе услуги у профессионалов своего дела. Мы предложим вам демократичную цену в случае разработки проектов ПДВ и ПНООЛР одновременно.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Актуальные проблемы охраны права собственности на природные ресурсы и объекты: междисциплинарный подход: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной памяти члена-корреспондента Академии наук Республики Татарстан, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Республики Татарстан А.А. Рябова (Казань, 26 — 27 октября 2018 г.)»
(под ред. З.Ф. Сафина, Е.В. Луневой)
(«Статут», 2019)В статье поднят вопрос о том, что правовое нахождение водных объектов в статусе земель водного фонда федерального значения в реальной практике не защищает малые городские водоемы от муниципальной застройки и продажи в частную собственность как земельные участки. Приведены результаты экологической паспортизации водных объектов г. Казани, проведенной в 2002 — 2018 гг. Заявлено, что инвентаризация и экологическая паспортизация природных (водных) объектов служат эффективным способом в деле сохранения и оптимизации состояния малых озер, рек и водно-болотных угодий. Необходимо введение правовых основ экологической паспортизации и разработка процедуры утверждения экологических паспортов в качестве нормативных документов.

Как расшифровать ПНООЛР

В соответствии с нормативами ФЗ-89, предприниматели, вне зависимости от формы организации предприятия, обязаны разрабатывать ПНООЛР, а его расшифровка: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Методические рекомендации при разработке ПНООЛР указаны в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014 г.

Статья 11 ФЗ-89 описывает какие организации должны иметь документ. Это любые организации и предприятия в результате деятельности которых образуются опасные отходы.

Логично, что любая организация образует отходы. Но документ требуется для компаний, деятельность которых связана с образованием именно опасных и вредных отходов, влияющих негативно на окружающую среду и людей.

ПНООЛР должны иметь и граждане, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица.

С 1 января 2019 года в статью 18 ФЗ-89 вносятся изменения, устанавливающие новый порядок нормирования деятельности при обращении с отходами.

C 1 января 2019 года ПНООЛР по статье 18 ФЗ-89 необходимо будет разрабатывать при I и II категории. Такие категории присваиваются объектам, оказывающим негативное воздействие на природу. При установлении категорий, основываются на критериях. Выделяют категории I, II, III, IV, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации.

Процесс разработки: этапы, какие документы нужны

Приступать к созданию ПНООЛР целесообразно как минимум за полгода до появления проверяющих органов. Можно самостоятельно разработать необходимые нормативы, но лучше обратиться в специальные организации. Практика показывает, что этот вариант экономный и менее трудозатратный.

Обратившись в компанию, этапы разработки будут следующими:

  1. Предоставление компании исходных данных, таких как: технологических карт, результаты замеров выбросов прошлого года;
  2. Эколог должен лично посетить предприятие и оформить список отходов по кодам ФККО. Инвентаризация источников загрязнения или образования отходов — специалист отмечает процессы, в результате которых образуются отходы и территорию на которых их хранят или утилизируют;
  3. Подготовка проекта: расчет объема образуемых отходов. На этом же этапе определяют класс опасности образующихся отходов. Параллелльно на предприятии должны быть проведены работы:
  • по учету количества отходов;
  • оборудование мест хранения отходов;
  • оформление паспорта отходов с описанием класса опасности;
  • получить лицензию на сбор, транспортировку и размещение отходов I — IV класса опасности.
  • Согласование проекта в Росприроднадзоре. ПНООЛР должен быть составлен в 2х экземплярах: один для Росприроднадзора, второй — для самой организации, для которой проект рзрабатывается.
  • Пакет ПНООЛР включает в свой состав следующие материалы:

    1. Общие данные о предприятии
    2. Информацию, о его деятельности
    3. Данные об образующихся производственных отходах
    4. Расчет норм образования отходов
    5. Карта движения отходов
    6. Информация о мерах, принимаемых по отношению к отходам
    7. Иные параметры опасных отходов.

    Документы, необходимые для разработки Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР):

    1. Учредительные документы, в т.ч.:
    • Полное наименование юр. лица (сокращенное наименование, фирменное наименование, организационно-правовая форма)
    • Юридический адрес
    • Фактический адрес местонахождения
    • Адреса всех филиалов предприятия
    • Почтовый адрес
    • выписка ЕГРЮЛ
    • Номера телефонов, факса, адрес электронной почты юр. лица
    • ИНН, дата постановки на учет, серия и номер свидетельства (копия свидетельства о постановке на налоговый учет)
    • Коды ОКПО, ОКОПФ, ОКВЭД, ОГРН, ОКАТО
    • ФИО директора предприятия
    • Копия свидетельства о государственной регистрации юр.лица
  • Платежное поручение с живой печатью банка об оплате гос.пошлины за выдачу лимитов.
  • Перечень всех видов образующихся отходов производства и потребления.
  • Копии паспортов на отходы I-IV классов опасности, акты отбора проб и протоколы биотестирования на отходы V класса опасности
  • Сведения об основных направления деятельности предприятия (краткая информация о производственно-хозяйственной деятельности предприятия)
  • Договор аренды или свидетельство собственности на право землепользования, здания, помещения и сооружения с графическим материалом по расположению занимаемой территории.
  • План-схема предприятия с размерами территории и обозначением мест временного накопления отходов (контейнеров, бочек, площадок)
  • Численность работников предприятия
  • Основные производственные показатели работы
  • Перечень структурных подразделений предприятия
  • Наличие объектов хранения и захоронения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании
  • Наличие прилегающей территории (её площадь)
  • Сведения об арендаторах
  • Наличие лицензии на сбор, транспортировку, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления у предприятия.
  • Перспектива развития предприятия в ближайшие 5 лет, которая влечет увеличение количества отходов.
  • Наличие медпункта, мест общественного питания
  • Описание технологических процессов по каждому структурному подразделению (цеху, участку), производственные операции, производимая продукция, используемое сырье и материалы.
  • Режим работы предприятия
  • Наличие очистных сооружений сточных вод, установок для водоподготовки,пылеулавливающих и газоочистных установок (в случае наличия — паспорта на данные установки).
  • Справка о расходе сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов (фактически, предыдущий или настоящий год, план на будущий год)
  • Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.
  • Сведения о применяемом технологическом оборудовании.
  • Количество и марка люминесцентных ламп.
  • Статистические данные об образовании, размещении, использовании, обезвреживании отходов за последние 3 года (при наличии подтверждающие документы: акты выполненных работ, акты приема-передачи и т.д.)
  • Сведения о спецодежде: периодичность списания; стирка (периодичность, кто осуществляет, наличие договора). После списания, куда передается спецодежда.
  • Площадь складских помещений, в том числе площадь, подлежащая уборке, м2.
  • Количество ливневых канализационных колодцев, подлежащих зачистке. Способ зачистки. Периодичность зачистки, раз/год.
  • Договора трехсторонние (образователь отходов-перевозчик-полигон) или прямые (образователь отходов – полигон) на размещение и обезвреживание отходов; договора на использование отходов; лицензии полигонов
  • Договора на водопотребление и водоотведение, на тепло — и электроснабжение.
  • Договора на обслуживание АТС, на обслуживание оргтехники.
  • Доверенности от предприятия на представление интересов компании в контролирующих организациях
  • Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии (приказ о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды)
  • Предыдущий проект ПНООЛР (если есть)
  • Для создания ПНООЛР предприниматель должен приготовить данный набор документов, но следует отметить, что у предприятий, которые занимаются разными видами деятельности, набор документов может отличаться, но, в общем, он выглядит так.

    Срок создания, согласования, утверждения и действия плана

    Длительность создания этого документа составляет несколько дней. Составление этого плана, дело довольно серьезное и требует от исполнителей наличия серьезных знаний в области экологического законодательства и соответствующих нормативных документов, именно поэтому, многие предприниматели, которым вменено в обязанность, иметь такой план, обращаются в специализированные компании, занимающиеся созданием таких документов. Как правило, время от постановки задачи, до получения комплекта готовой документации занимает порядка 10 – 15 дней. Но, при этом необходимо учитывать то, что в Росприроднадзоре согласование может занять до 30 дней. Стоимость — от 15 000 руб.

    Длительность действия ПНООЛР для предпринимателей, занимающихся размещением опасных производственных отходов, равна сроку действия их лицензии. Если такая деятельность осуществляется на определенных территориях, например окрестности озера Байка, то ее длительность может составлять один год и в обязательном порядке подлежит пересмотру.

    В других случаях длительность действия ПНООЛР равняется 5 годам.

    Согласование ПНООЛР

    За отходами, которые появляются в компании контроль, осуществляют несколько государственных организаций — Росприроднадзор, Роспотребнадзор, прокуратура и другие.

    Существующее законодательство определило, что план должен быть согласован в надзорных и заинтересованных организациях. Длительность согласования составляет 30 — 45 суток. Но на самом деле, этот процесс может занять более длительное время.

    Процесс согласования можно ускорить за счет грамотного составления документации на этапе подготовки и подачи документов.

    Получение лимитов на размещение отходов

    По итогам согласовывания ПНООЛР в Росприроднадзоре могут быть внесены поправки и замечания, их устраняют в оговоренный срок, все документы должны быть исправлены и по новой отправлены на вторичное согласование. В случае принятия положительного решения ПНООЛР будет утвержден и компания получит определенные лимиты на расположение отходов.

    Так, компания получит подтверждение со стороны государства, согласие на заданные объемы получения отходов производства на следующий год.

    В эти пределы не входят разнообразные горные породы и полезные ископаемые, которые добывают при выработке карьеров и восстановлении земель.

    День, когда произошло утверждение норм и пределов — это и есть дата одобрения поданных документов и принятия решения Росприроднадзором об утверждении ПНООЛР. Информация о принятии решения в отношении того или иного предприятия (предпринимателя), должна быть размещена на официальном ресурсе Росприроднадзора.

    Отсутствие ПНООЛР – последствия

    ПНООЛР составляют для организаций разной организационной формы, в результате их деятельности происходит образование производственных отходов различного класса опасности.

    Образование отходов без утверждённого ПНООЛР повлечёт за собой ряд отрицательных последствий, обозначенных в ст. 8.2. КоАП.

    На простого гражданина может быть наложено взыскание до 2 000 рублей, на должностных лиц до 30 000 рублей, граждан, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица до 50 00 руб., на предприятие 50 000 руб. или остановка его работы на срок до 90 суток.

    В случае тяжких последствий возникших из-за отсутствия ПНООЛР, может наступить и уголовная ответственность.

    Пример ПНООЛР

    В план должны входить следующие пункты:

    • Сведения о гражданине занятым предпринимательской деятельностью без получения статуса юридического лица или предприятии.
    • Данные о хозяйственной и другой деятельности, в результате работы, которого образуются промышленные и иные отходы.
    • Информация о промышленных отходах, их состав, объемы и пр. необходимые расчеты и основание годовых норм образования производственных отходов.
    • План-схема перемещения отходов, данные об использовании или об утилизации получаемых отходов. параметры содержание получаемых отходов на срок до трех лет и аргументация максимального объема скопления отходов.
    • Параметры содержания отходов сроком более трех лет и утилизации (захоронения) полученных в процессе производства отходов. отслеживание состояния окружающей природы на площадях где размещены производственные объекты и их влияния на среду обитания вокруг.
    • Планы по минимизации объемов получения и расположения вырабатываемых отходов, организация соблюдения текущих нормативов и соответствующих правил в части обращения с производственными отходами.

    Кроме этого надо подготовить данные о противоаварийных мероприятиях. план по ограничению размещения производственных отходов.

    Объем и содержание пунктов может быть изменено в соответствии с особенностями работы предприятия или предпринимателя. Кроме того, согласующий орган имеет право истребовать отдельные дополнительные документы и справки.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *