Реестр дисквалифицированных лиц: чем опасен

А. Орлов, профессор,
ректор Международной Академии развития бизнеса
Кадры Предприятия

В Кодексе РФ об административных правонарушениях, вступившем в силу с 01.07.2002, появилось новое административное наказание, которое может применяться к руководителям любого ранга.
Эта мера наказания сродни той, что уже давно применяется в отношении спортсменов, нарушающих правила спортивной игры. Теперь такое же наказание введено за нарушение игры предпринимательской.
Рассмотрим правила его применения.

Понятие дисквалификации

Итак, новый Кодекс РФ об административных правонарушениях впервые в российском административном законодательстве ввел не применявшуюся ранее в российском праве меру наказания — дисквалификацию.
Статья 3.11 КоАП РФ определяет, что дисквалификация установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.
Что представляет собой эта юридическая конструкция? Дисквалификация основывается на двуединстве следующих административных мер:
1) лишении права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Эта мера выражается в прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом. При этом в его трудовую книжку вносится запись о том, какие должности он лишен права занимать. Такому лицу может быть запрещено занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности;
2) лишении права входить в совет директоров (наблюдательный совет).
Эти две меры тесно взаимосвязаны между собой, поскольку запрещение занимать определенные руководящие должности, соответственно ограничивает пределы осуществления предпринимательской деятельности, то есть дисквалифицированное лицо лишается права заниматься не любой предпринимательской деятельностью, а только отдельными ее видами.
Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации или позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством (например, должность генерального директора хозяйственного общества). Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Такими уполномоченными лицами по управлению юридическим лицом являются:
руководители постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредители (учредитель) юридического лица в случае дачи ими конкретных указаний исполнительному органу;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем другого юридического лица;
учредители юридического лица, выступающего учредителем других юридических лиц, в случае опять таки, дачи ими конкретных указаний исполнительному органу материнского или непосредственно дочернего общества;
лицо, действующее на основании доверенности или иного полномочия, предусмотренного актом государственного органа или органа местного самоуправления;
руководитель либо должностное лицо юридического лица, осуществляющего внешнее управление другим юридическим лицом на основании соответствующего договора;
лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе конкурсный управляющий (арбитражный управляющий) или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
То есть, дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим и иным категориям, которым такие права предоставлены действующим законодательством.
Дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет и может быть назначена судом только в качестве основного наказания. Суд, устанавливая административное наказание в виде дисквалификации, должен руководствоваться тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься конкретным видом предпринимательской деятельности.

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация может быть применена только в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. В частности, указанная мера административной ответственности применяется за:
1) нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);
2) фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);
3) неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);
4) ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21);
5) совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22);
6) нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (статья 14.25).
Как видно, составы административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности, немногочисленны. Однако в силу того, что по степени общественной опасности данные правонарушения граничат с экономическими преступлениями, законом установлено такое строгое наказание.
С точки зрения управления персоналом, особого внимания заслуживают основания дисквалификации, указанные в пунктах 1 и 6 перечня.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает возможность применения дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Объектом данного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной статьей, являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу реализации гражданами прав, предусмотренных нормами законодательства о труде и об охране труда.
Конституция РФ устанавливает гарантии реализации гражданином своих трудовых прав и права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также обеспечивает единый порядок регулирования отношений между работником и работодателем в организациях всех форм собственности и независимо от ведомственной принадлежности.
Законодательство о труде и охране труда конкретизирует и детализирует конституционные нормы. Среди них: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 23.11.1995 № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и другие; постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках», от 11.04.2003 № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» и другие.
Правонарушение, предусмотренное частями 1 и 2 статьи 5.27 КоАП РФ, может выражаться в действии либо бездействии, заключающихся в невыполнении или нарушении норм действующего законодательства о труде и об охране труда в части неправомерного увольнения работников, нарушений правил охраны труда и т.д. Поскольку закон не устанавливает какой-либо градации или категории нарушений, то фактически любое из огромного количества нарушений трудового законодательства может явиться основанием для дисквалификации. Например, восстановление уволенного прогульщика по формальным основаниям может обернуться дисквалификацией руководителя.
Таким образом, количество норм трудового законодательства, которые может нарушить руководитель, очень обширно. И представляется, что такой подход не оправдан, поскольку законодатели не определили степень тяжести нарушения. Следовательно, даже за незначительное нарушение теоретически может быть поставлен вопрос о дисквалификации руководителя.
Представляется, что законодатель должен был определить критерии классификации нарушения деяния в качестве тяжкого, либо повлекшего тяжкие и иные возможные последствия и тем самым исключить дисквалификацию за малозначительные нарушения трудового законодательства, например, за такие, как неправильное документальное оформление применения дисциплинарного взыскания, при условии, что применение этого взыскания обоснованно.
Согласно части 1 статьи 5.27 КоАП РФ к ответственности может привлекаться должностное лицо, то есть работодатель или представитель работодателя, на которого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда. Оно же является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 данной статьи. Однако во втором случае речь идет о должностном лице, ранее подвергавшемся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
В заключение нужно отметить, что правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 5.27 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Ненадлежащее управление юридическим лицом

Статья 14.21 КоАП РФ в качестве основания для дисквалификации предусматривает такое административное правонарушение, как ненадлежащее управление юридическим лицом.
Объектом данного правонарушения выступают финансовые, экономические интересы юридического лица, финансовые интересы кредитора, корпоративный порядок управления, установленные Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, которыми регулируются вопросы управления юридическими лицами.
Объективная сторона правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в ненадлежащем управлении юридическим лицом. Под управлением юридическим лицом понимается осуществление исполнительно-распорядительной деятельности, то есть право без доверенности действовать от имени юридического лица, представлять интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами, распоряжаться имуществом, открывать в банках расчетные счета, заключать договоры, в том числе и трудовые, совершать иные юридически значимые действия.
Ненадлежащее управление квалифицируется как неисполнение, несоблюдение установленных действующим законодательством, уставом, контрактом обязанностей. Оно может проявляться в необеспечении своевременного и качественного выполнения всех договоров и обязательств юридического лица; необеспечении своевременной выплаты заработной платы; совершении сделок с недвижимым имуществом предприятия вопреки интересам юридического лица; использовании бюджетных средств не по целевому назначению и др.
Как вытекает из содержания диспозиции, ответственность по статье 14.21 КоАП РФ наступает только в том случае, если использование полномочий по управлению организацией осуществлялось вопреки ее законным интересам или законным интересам ее кредитора и повлекло уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков.
Законными являются интересы юридического лица, не противоречащие целям деятельности организации. О том, что лицо использует свои полномочия вопреки законным интересам, можно говорить в том случае, если оно ненадлежащим образом (недобросовестно, неразумно) осуществляет возложенные на него обязанности, имеет личную заинтересованность в сделках, совершаемых организацией, действует в интересах чужой стороны или умышленно нарушает установленный порядок управления, подрывая авторитет и деловую репутацию юридического лица.
По юридической конструкции правонарушение образует материальный состав. Уменьшение капитала организации или возникновение убытков должны находиться в причинной связи с ненадлежащим управлением.
«Вопреки законным интересам» означает, что правонарушение может быть совершено только умышленно, то есть лицо заведомо знало, осознавало, что совершает действие, противоречащее законным интересам организации или ее кредиторов, предвидело возникновение убытков, желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Правонарушителем здесь выступает лицо, занимающее руководящую должность в исполнительном органе управления (директор, управляющий) или входящее в совет директоров (наблюдательный совет).
Следует заметить, что диспозиция комментируемой статьи не содержит критерия, по которому можно было бы отличать ненадлежащее управление от других многочисленных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, и являющихся также фактом ненадлежащего управления юридическим лицом, например, незаконное получение кредита (статья 14.11), неправомерные действия при банкротстве (статья 14.11), фиктивное и преднамеренное банкротство (статья 14.12), нецелевое использование бюджетных средств (статья 15.14), нарушение законодательства об охране труда (статья 5.27) и т.д. В этих условиях квалификация правонарушения по статье 14.21 возможна только в тех случаях, когда отсутствуют специальные нормы.

Общее понятие

Дисквалификация — вид административного наказания, которое представляет собой лишение лица права на занятие определенных должностей в сферах муниципального управления, исполнительных органов, а также на вхождение в основной состав совета директоров. Кроме этого, дисквалифицированные лица не могут осуществлять деятельность, связанную с управлением предприятиями, организациями или учреждениями любых форм собственности.

Такое понятие может быть применено в сфере здравоохранения, в отношении лиц, которые ведут медицинскую деятельность или занимаются производством, реализацией фармацевтических препаратов.

Большое внимание названному административному наказанию уделяется в сфере спорта. На основании законодательства, дисквалификация — это понятие, которое может быть применено к действиям в отношении лица, которое тренирует спортсменов, а также тех, кто поставляет для них медицинское обеспечение.

Такая мера наказания может быть назначена за ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей.

Юридические особенности

Дисквалификация может быть применена исключительно к физическому лицу, которое виновно в совершении определенного правонарушения в своей сфере. Причем данное лицо, в соответствии с нормами законодательства, должно быть наделено полномочиями, перечисленными в толковании основного понятия дисквалификации.

Еще одна ее особенность заключается в том, что она может быть применена только в качестве основного вида административного наказания.

Кем устанавливается

Дисквалификация — это такая мера наказания, которая может быть установлена только в судебном порядке. В процессе принятия соответствующего решения любой судья обязан пользоваться общими правилами и принципами вынесения наказания. В частности, он должен рассмотреть заявленное дело с объективной точки зрения и вынести окончательное решение по существу представленной ситуации.

Кроме этого, избранное наказание обязательно должно быть соразмерным совершенному деянию, а также быть применено исключительно в пределах, установленных статьями законодательства. Это означает, что если в статье 5.27 КоАП России установлено, что минимальный период дисквалификации равен 6 месяцам, то судья не имеет права установить ее меньший срок — такое решение будет считаться противозаконным.

Обстоятельства, смягчающие вину лица при назначении ему дисквалификации

При вынесении своего решения о дисквалификации должностного лица судья может обратить внимание на некоторые обстоятельства, наличие которых способно значительно смягчить вину человека. Примером тому может стать факт раскаяния должностного лица в том, что оно совершило административное правонарушение. Кроме этого, причиной для смягчения наказания или его полной отмены может стать устранение виновным лицом всех негативных последствий, которые повлекло за собой его деяние.

Если виновный возмещает в добровольном порядке весь причиненный ущерб пострадавшим лицам или предприятию, суд также может принять решение об отмене дисквалификации. Предупреждение в этом случае может стать более лояльной ее заменой. В ситуации же, если совершенное деяние повторится, судья имеет полное право вынести решение о применении упомянутого вида наказания, причем в самой суровой форме.

В процессе проведения судебного рассмотрения судья имеет право счесть и другие обстоятельства смягчающими, однако в законодательстве указано, что все они должны иметь четкое обоснование.

Обстоятельства, отягчающие наказание

Как уже говорилось, наказание в виде дисквалификации может быть назначено лицу, которое совершает правонарушение повторно. В данном случае к виновному суд имеет право применить самую суровую меру. Следует при этом отметить, что срок действия административной меры не должен превышать того, который указывается как максимальный в статье КоАП о дисквалификации.

Отягчающим обстоятельством в суде может быть и то, осужденный продолжает совершать противоправные действия, несмотря на ряд предупреждений и приказы о прекращении незаконной деятельности. Как отягчающее обстоятельство также отмечается совершение деяния во время особо опасной ситуации. Примерами таковой могут послужить стихийные бедствия, катастрофы и т. п.

Максимальный срок дисквалификации также назначается и в том случае, если административное правонарушение, за которое возможна данная форма наказания, было совершено группой лиц, причем по предварительному сговору.

Сроки

Такое наказание, как дисквалификация, может быть установлено на определенный срок. Все возможные минимальные и максимальные периоды указываются в законодательстве. Наибольшим сроком действия такого типа меры пресечения является три года, а наименьшим — 6 месяцев, именно такие данные представлены в статье КоАП РФ.

В процессе избрания меры пресечения особенно важна причина дисквалификации, которую судья (или коллегия судей) должен оценить, исходя из объективных соображений и отношения виновного лица к совершению им правонарушения.

Вынесение постановлений о применении дисквалификации

Но обсуждаемая мера пресечения может быть избрана судом лишь в том случае, если с момента совершения правонарушения до процесса разбирательства в деле по существу не прошло более одного года. А в том случае, если имеет место длящееся правонарушение, то решение должно быть принято в течение такого же периода, но только с момента обнаружения факта совершения проступка.

После того как решение о дисквалификации лица вступит в свою законную силу, наказанное лицо в обязательном порядке вносится в специальный реестр таковых. Этот перечень является индивидуальным для каждого города и доступным для обозрения. Ведется он органами исполнительной власти, которые назначаются Правительством РФ.

В реестр в обязательном порядке вносятся личные данные дисквалифицированного работника, данные организации, в которой он было подвергнут наказанию такого типа, а также его должность. Кроме этого, в данном перечне имеются данные и относительно лица, которое вынесло приговор (судьи). В тот момент, когда истекает срок действия меры пресечения, из реестра удаляются все данные, связанные с нарушителем. То же самое производится в том случае, когда принимается постановление об отмене данной меры наказания.

Порядок применения меры

Дисквалификация — это мера пресечения, предусматривающая лишение должностного лица возможности занимать определенные должности, связанные с управлением и ведением муниципального хозяйства. В соответствии с этим, процедура исполнения решения суда, предусматривающего применение такой меры, предполагает расторжение трудового договора предприятия, организации либо учреждения с лицом, которое было признано виновным в совершении правонарушения. В течение всего периода, на который назначена дисквалификация, данное лицо не имеет права занимать руководящие должности в других организациях, а также быть членом совета директоров в компаниях.

КоАП РФ предусматривает возможность досрочного восстановления дисквалифицированного на рабочем месте ранее предусмотренного случая лишь тогда, когда вышестоящий орган согласится вновь заключить трудовой договор с сотрудником-нарушителем. Однако, как показывает практика, такое происходит весьма редко.

Административное приостановление деятельности

Приостановление деятельности является подвидом дисквалификации. Эта мера применяется исключительно в адрес лиц-предпринимателей, функционирование которых носит недобросовестный характер.

В случае обнаружения фактов недобросовестности, государство в лице судьи имеет право приостановить деятельность юридического лица на срок до 90 дней для того, чтобы разобраться по существу ситуации, а также предоставить виновному лицу возможность устранить ее негативные последствия. В том случае, если все условия будут соблюдены до истечения установленных 90 дней, то деятельность предпринимателя может быть восстановлена досрочно.

Судебная практика

Следует отметить, что на деле реализация права дисквалификации встречается относительно нечасто. В судебной практике очень редко выносятся приговоры с таким видом меры наказания. Как отмечают многие практикующие судьи, данная особенность связана с тем, что российское законодательство в этой области не очень хорошо развито. Кроме этого, в научной литературе отсутствуют сведения относительно названной проблемы — научные сотрудники-специалисты в области юриспруденции, к сожалению, не стремятся изучать данную тему.

3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами.

Ответственность за неисполнение постановления суда о дисквалификации

Постановление суда о дисквалификации подлежит безусловному исполнению. Если лицо, в отношении которого избрана рассматриваемая мера наказания, продолжает работать после вступления постановления суда в законную силу, то оно подлежит ответственности на условиях, определенных статьей 14.23 КоАП РФ.
Объектом посягательства здесь являются экономические, финансовые интересы, деловая репутация, иные интересы юридического лица, интересы собственника, порядок корпоративного управления, установленные Гражданским кодексом РФ, вышеуказанными Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими нормативными правовыми актами (в зависимости от особенностей организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности).
Действия, наказываемые по части 1 статьи 14.23 КоАП РФ, характеризуются активностью и выражаются в осуществлении дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом.
Управление юридическим лицом означает осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в исполнительном органе юридического лица. Дисквалифицированное лицо — это физическое лицо, которое лишено права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющий функции по управлению.
Срок дисквалификации — отрезок времени, в течение которого лицо не имеет права осуществлять функции по управлению юридическим лицом. Как уже указывалось, дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 14.23 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) и выражается в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно в неприменении последствий прекращения его действия. Под неприменением юридическим лицом последствий прекращения трудового договора следует понимать неисполнение судебного постановления о фактическом прекращении трудового договора с дисквалифицированным лицом.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Субъектом правонарушения выступает специальный субъект — дисквалифицированное должностное лицо, а также юридическое лицо.

Несовершенство норм о дисквалификации

Примечательно, что никаких особенностей применительно к каким-либо характеристикам субъекта, к которому может быть применен рассматриваемый вид административного взыскания, не установлено.
Как отмечалось выше, отсутствует и размер минимального ущерба, причиненного организации в связи с неэффективным управлением юридическим лицом. Это может привести к тому, что руководитель по инициативе заинтересованных лиц может быть дисквалифицирован даже за незначительное по размерам причинение ущерба.
Например, какой руководитель откажется от «дружественного» кредита без обеспечения? Но он может быть неожиданно востребован досрочно, а за несвоевременный возврат начислены санкции. Убытки налицо. И дисквалификация не за горами. И таких примеров — легион.
Возьмем, например, Трудовой кодекс РФ. Он содержит 424 статьи, большинство из которых содержат различные правоустановления. И за каждое нарушение теоретически руководителя можно дисквалифицировать либо создать искусственно ситуацию «вне игры».
Представляется, что необходимо сузить пределы применения санкции в виде дисквалификации, установив ответственность за существенный ущерб, а также возможно ввести признак неоднократности и грубости характера нарушения норм трудового права.
Возможны и иные ограничительные меры.
Отсутствие таких ограничений превращает благое дело в возможность беспредела со стороны лиц, заинтересованных в смещении руководителя, и подавляет волю и стремление руководителя организации к инициативе, превращая его в «перестраховщика», над которым висит уже не «дамоклов меч», а грозная «туча» таких «мечей».

Как проверить на дисквалификацию в «ручном» режиме

Реестр дисквалифицированных лиц находится в недрах сайта налоговой инспекции, получить информацию из него можно при помощи специального поискового сервиса сайта ФНС. Для этого в нем нужно указать данные физлица (ФИО, дату рождение, название организации, ИНН организации). В случае отсутствия реквизитов, выдается весь список дисквалифицированных лиц, который, к слову, обновляется ежедневно.

За электронные сведения из реестра дисквалифицированных лиц плата не берется, а вот данные на бумаге стоят 100 рублей. Получить бумажную справку об отсутствии дисквалифицированных лиц или же справку о внесении в реестр физлица нужно на основании запроса. Запрос может быть отправлен в электронном виде через сайт ФНС, представлен в налоговую лично или по почте в любую территориальную инспекцию.

На основании запроса в течение пяти рабочих дней налоговики должны подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц либо выписка из реестра.

Выписка из реестра дисквалифицированных лиц

Как проверить быстро и не обжечься на дисквалификации

Упростить процесс проверки лица поможет СБИС «Все о компаниях», который «автоматом» проверит на дисквалификацию. При необходимости факт проверки можно подтвердить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС.

А снизить риск попадания в число дисквалифицированных призван сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще, все предписания надзорных органов — на контроле. Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты. Оставьте заявку на сайте и получите ответы на свои вопросы уже сегодня.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *