Рациональное использование бюджетных средств и условие повышения их эффективности



Известно, что рациональное использование бюджетных средств на практике осуществляется на основе заранее определенных законом принципов. К данным принципам относятся целевое распределение бюджетных средств, высокоэффективное их использование, соблюдение режима экономии, а также бюджетной дисциплины, условия повышения их эффективности. Соблюдение этих принципов создают большие возможности для эффективного, рационального и бережного использования бюджетных средств.

Анализ сложившейся финансовой ситуации показывает, что использование бюджетных средств, имеют свои иррациональные аспекты, которые можно свести к следующему:

− В результате финансирования второстепенных затрат из бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, опаздывает финансирование предусмотренных первостепенных объектов.

− Под административным воздействием местных представителей хокимиятов средства, предназначенные для социальной сферы, направляются на затраты не предусмотренные в бюджетных параметрах.

− Постоянное увеличение бюджетных лимитов, предусмотренных на заработную плату, хозяйственные нужды.

− Перевод бюджетных средств, предназначенных социальной сфере из одной статьи в другую и незаконное их использование.

Широко распространенным и не законным приёмом использования денежных средств, предназначенных для финансирования социальной сферы, является направление данных денежных средств на строительные, ремонтные объекты, покупку автомобилей, проведение ненужных мероприятий. Все это приводит к серьезным отрицательным результатам при выплате зарплат, социальных пособий, стипендий, при обеспечении медикаментами, горюче-энергетическими ресурсами учреждений здравоохранения.

По нашему мнению, иррациональное использование бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, есть результат попустительства руководителей финансовых органов и их нежелание противостоять руководителям местных хокимиятов при безадресном использовании данных средств. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в результате выполнения непосредственных обязанностей, возложенных на главное управление ревизии и контроля Министерства финансов и на их местные органы, а также использования ими своих полномочий в последнее время наметились положительные тенденции в сфере рационального использования бюджетных средств, предназначенных социальной сфере, а так же повысилась ответственность и статус финансовых органов, руководителей и должностных лиц учреждений социальной сферы. Снизилось нерациональное использование денежных средств, своевременно стали финансироваться приоритетные расходы социальной сферы.

Вместе с тем, результаты проведенного анализа свидетельствуют, что допускаются нерациональное использование бюджетных средств, направленных на финансирование социальной сферы, а в учреждениях социальной сферы продолжаются сверхлимитное использование средств, нарушаются штатные расписания по вине руководителей и должностных лиц.

Все это приводит к нежелательным последствиям не только при планировании бюджетных затрат, но и способствует нерациональному использованию бюджетных средств. Нерациональное использование бюджетных средств можно свести к следующему:

− Своевременное необеспечение наличными деньгами и опаздывание первостепенных выплат (заработной платы и выплат приравненных к ней, социальных выплат и стипендий);

− Несоблюдение лимитов в бюджетных параметрах, смете расходов приводит к лишним затратам в сфере заработной платы, коммунальной службы и хозяйственной деятельности;

− Осуществление непредусмотренных затрат в смете расходов учреждений социальной сферы, неэффективное и неадресное использование бюджетных средств;

− Не соблюдение руководителями и должностными лицами штатно сметной дисциплины, использование лишних штатных единиц, необоснованное повышение заработной платы, выдача заработной платы неработающим сотрудникам;

− Допущение материально ответственными лицами недостачи материальных ценностей и их расхищение;

− Нужно отметить, что на практике при капитальном строительстве за счет бюджетных средств наблюдается выполнение подрядными организациями сверхлимитных работ, удорожание индекса и как результат удорожание стоимости строительных объектов.

− Кроме этого, в данных случаях, связанных с проведением тендеров, не соблюдается установленный порядок.

По нашему мнению, в последующие годы для недопущения подобных ситуаций в тендерах, проводимых на местах, нужно обеспечить присутствие в рамках лимитов в соответствии порядком, существующим на практике. Кроме того, после того как будут определены адресный список строительства и проведен тендер необходимо каждый строительный объект финансировать через специальные депозитные счета в соответствии с удорожанием индекса цен. В целях рационального использования бюджетных средств, направленных на финансирование социальной сферы, не в достаточной мере анализируются целевое и эффективное использование денежных средств. Особенно, это касается тех ситуаций, когда после полного финансирования первостепенных затрат не уделяется должного внимания принятию кардинальных мер в отношении финансирования других групп затрат. Как показывает практика, до того как первостепенные затраты в рамках лимита не профинансированы, необоснованно допускается финансирование затрат 3–4 групп или перевод денежных средств на непредусмотренные услуги, продукцию и оборудование. Кроме этого, после того как утверждаются затратные сметы организаций социальной сферы и несмотря на то что в договорах указывается в рамках лимита помесячные расчеты затрат на коммунальные услуги, газ электроэнергию и то что за эти услуги не выделены дополнительные суммы в некоторых областях, данные требования полностью не выполняются. В результате этого появляется кредиторская задолженность. В этом процессе не обеспечивается лимитная дисциплина, не принимается во внимание тарифы и действительные потребности.

Как показывают наши исследования появления кредиторской задолженности в продовольственной сфере и в сфере медикаментов связано с получением продукции через посредников. Здесь оказывают влияние чрезмерные надбавочные продукции устанавливаемые посредническими организациями, при покупке у них продовольственных товаров и лекарственных препаратов. По нашему мнению, нельзя говорит о должном проведении сопоставления цен и контроля ценообразования, мониторинга цен. И как в следствие этого происходит нерациональное использование и дефицит бюджетных денежных средств, направленных в социальную сферу.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что специалисты социальной сферы не в достаточной мере уделяют внимание на проблему рационального использования бюджетных средств. Рациональное использование бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, являются самым важным условием эффективного их использования. Для достижений этой цели необходимо, как нам представляется, осуществить ряд мероприятий. Во первых, для избежания безадресного использования данных денежных средств, предотвращения неэффективного использования, необходимо применить соответствующие меры, а также внести изменения в систему наказания за подобные финансовые несоответствия.

Дело в том, что в результате несоблюдения установленных норм, в частности, бюджетной дисциплины, происходит в конечном итоге нерациональное использование бюджетных средств. И как в следствие этого наказания или привлечения к ответственности руководства или должностных лиц, основано на излишнем гуманизме. Если на практике будет и впредь продолжать работать настоящий механизм наказания должностных лиц за нерациональное использование бюджетных средств то нельзя надеяться, что в области использования бюджетных средств, предназначенных для социальной сферы, будут изменения в положительную сторону.

Причина этого, по нашему в следующем:

  1. Во первых, степень штрафов, налагаемых на должностных лиц за нерациональное использование бюджетных средств, направленных на социальную сферу не связано непосредственно с объемом нерационально использованных бюджетных средств, выявленных в соответствующих условиях.
  2. Во вторых, при обнаружении нерационального использования бюджетных средств, наложение на должностных лиц штрафа в размере от 5 до 10 кратного размера минимальной зарплаты не оказывает существенного влияния на их материальное или финансовое положение. Вот поэтому установленный на практике потолок штрафа за нерациональное использование бюджетных средств не дает желаемого результата.
  3. В третьих, в одном случае полное, в другом случае частичное взимание штрафа, связанный с уровнем заработной платы лица нарушившего закон, не играет решающей роли в обеспечении эффективности использования бюджетных средств.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что целесообразно внести соответствующие изменения в механизм наказания или привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших финансовые ошибки, которые могут привести к нерациональному использованию бюджетных средств, направленных на социальную сферу.

Страница 1

На каждом уровне может быть использован один из четырёх применяемых на практике методов анализа эффективности затрат. Это:

метод минимизации затрат;

метод «затраты — результативность»;

метод «затраты — выгода»;

метод «затраты — полезность».

Метод минимизации затрат

Данный метод сводит принятие решения к простому выбору наиболее дешёвого варианта, но вовсе не ограничивается лишь оценкой затрат. Для формирования квалифицированного мнения о преимуществах того или иного варианта необходимо быть уверенным, что различий результатов вариантов нет или, что эти различия несущественны.

На уровне учреждений здравоохранения метод минимизации затрат при государственных или муниципальных закупках однотипного оборудования, продуктов питания, лекарственных препаратов. В последние годы совершенствуется законодательство в этой области, что существенно облегчает задачу применения этого метода на практике. Экономия от проведения конкурсных и котировочных процедур бывает весьма существенной.

Метод минимизации затрат может применятся и при разработке медико — экономических стандартов (протоколов) лечения отдельных заболеваний. Для этого должно создаваться несколько вариантов стандарта лечения:

простой (минимальный) — с применением простейших лекарств, простейших операций и манипуляций и минимумом диагностических исследований на простой диагностической аппаратуре.

муниципальный здравоохранение затрата

— сложный (расширенный) — с применением максимально эффективных схем лекарственного лечения, применением манипуляций и оперативных вмешательств по последнему слову достижений медицинской науки и возможностей оборудования мирового класса.

оптимальный (средний) представляет собой некое усреднённое значение от первых двух вариантов.

При этом конечный результат должен быть обеспечен во всех трёх вариантах. Например, аппендэктомия может быть проведена при помощи лапаротомного разреза при местной анестезией с применением в послеоперационном периоде антибиотиков первого поколения или может быть произведена с помощью эндоскопической хирургии под общим наркозом с применением в послеоперационном периоде антибиотиков четвёртого поколения. Второй метод, безусловно, сложнее первого, но предпочтительнее для больного, так как даёт меньше осложнений, требует меньшего пребывания в стационаре, характеризуется меньшим косметическим дефектом. Поэтому, качество медицинской помощи в этих двух случаях, с точки зрения потребителя медицинской услуги, т. е. пациента, совершенно разное. При этом лечение с использованием более сложной технологии может оказаться не всегда намного дороже простого, так как применение дорогих, но эффективных схем лечения приводит к значительному сокращению пребывания больного в стационаре, а следовательно, к эффективному использованию основных средств. Применение того или иного стандарта в медицинской практике зависит от объёма выделенных ресурсов на здравоохранение. Инвестиционные возможности региональных и муниципальных бюджетов отличаются на порядок, а применение простого или расширенного стандарта зависит, прежде всего, от набора имеющегося диагностического и хирургического оборудования. Для пациента в любом случае должно быть законодательно закреплено право выбора более сложного стандарта лечения (при возможности его оказания в учреждении здравоохранения), т.е. право выбора альтернативной технологии лечения дополнительно предоставляемому государством бесплатному минимуму.

Для анализа эффективности расходов в здравоохранении по методу минимизации затрат используются следующие показатели:

характеризующие структуру финансирования здравоохранения из различных источников в целом и в расчёте на душу населения (бюджет, средства обязательного медицинского страхования);

характеризующие структуру финансирования по видам помощи (стационарная, амбулаторная, стационарозамещающая, скорая);

характеризующие структуру финансирования организации здравоохранения по экономической классификации затрат;

износа основных фондов здравоохранения;

объёмов медицинской помощи на душу населения в разрезе видов медицинской помощи.

Метод «затраты — результативность».

Данный метод предполагает сравнивание вариантов расходования средств, направленных на достижение единой цели и различающихся не только затратами, но и степенью достижения конечного результата. Важно, что, используя метод «затраты — результативность» можно сопоставлять совершенно разные программы здравоохранения, направленные на единую цель. Так можно сравнивать программы, направленные на лечение кардиологических заболеваний, профилактику туберкулеза, почечный диализ при отказе почек и так далее. Главное — чтобы эти программы ставили единую цель (например, продление жизни населения).

Страницы: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Анализ частных и обобщающих показателей структуры
Изучаемые статистикой процессы и явления, как правило, характеризуются структурой, которая с течением времени может изменяться. Динамика структуры вызывает изменение внутреннего содержания исследуем …

Состав оптово-отпускной цены. Методика ее расчета прямым и обратным счетом
Оптовая (отпускная) цена (тариф), применяемая для расчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изготавливающих продукцию (товары, услуги), со всеми потребителями, кроме населения, вкл …

Актуальность использования методов сравнительной оценки эффективности
Благосостояние того или иного государства в будущем всегда зависит от возможности правительства обеспечить развитие и функционирование всеобщей и общедоступной системы здравоохранения. В основе опре …

В современных экономических условиях, характеризующихся кризисными явлениями в различных отраслях, санкционными ограничениями и курсовыми колебаниями, многие организации озадачены вопросом повышения эффективности своей операционной деятельности. Для этой цели они в первую очередь стремятся воздействовать на свои расходы, стараясь поддерживать доходы по крайней мере на стабильном уровне. И для большинства из них становятся важными ответы на вопросы: с чего начать процесс уменьшения расходов и на какие результаты рассчитывать? Как разработать и использовать комплексный подход, а не останавливаться на отдельных акциях (например, на сокращении персонала и/или его доходов)? Как учесть особенности и взаимосвязь бизнес-процессов организации? Как организовать долгосрочный эффект снижения затрат?

Решение задачи снижения затрат в организации начинается с общего анализа экономической ситуации. Сформировав отчеты (бухгалтерские, управленческие), менеджеры организации, как правило, стремятся понять, является ли полученный уровень расходов приемлемым или избыточным для нее.

Претворяем план в жизнь

Финальным шагом алгоритма снижение затрат в организации является реализация плана действий по снижению затрат. Для успешной реализации плана необходимо решить вопросы команды (исполнителей), ресурсов (материальных/трудовых), времени (сроках исполнения). В зависимости от того как эти вопросы будут решаться менеджерами организации, существует три основных способа реализации плана.

1. Административная реализация.

  • Команда: руководители вовлеченных подразделений.

  • Ресурсы: только трудовые.

  • Сроки: максимально сжатые.

2. Проектная реализация.

  • Команда: ключевые сотрудники ЦФО.

  • Ресурсы: трудовые, возможно материальные.

  • Сроки: не более одного года.

3. Реализация путем создания постоянного органа в составе организационнойструктуры.

  • Команда: ключевые сотрудники ЦФО/выделенное подразделение (орган).

  • Ресурсы: трудовые и материальные.

  • Сроки: более одного года.

По нашим подсчётам, на открытие интернет-магазина надо минимум 8750 рублей. Это без товара, потому что у каждого на товар будут свои расходы (мы взяли 30 000 рублей для примера). Для старта звучит неплохо. Если из-за коронавируса и карантина вам необходимо срочно создать интернет-магазин, берите за основу наши расчёты и план.

Про интернет-магазины есть два заблуждения. Первое — для начала работы совсем не нужны вложения, поэтому запустить свой магазин может даже школьник. Второе — открытие интернет-магазина невозможно без больших стартовых вложений. Истина посередине — совсем без денег начинать нет смысла, но и сотен тысяч рублей не понадобится.

Рассказываем, какие минимальные вложения нужны, чтобы запустить интернет-магазин, и на что уйдут ваши деньги.

Если вам неудобно читать, смотрите видео — рассказали за 8 минут, сколько стоит открыть интернет-магазин:

Регистрация ИП и расчётный счет

Работать без официальной регистрации — опасно и неудобно. Вас может оштрафовать налоговая, нельзя подключить онлайн-оплату товаров и оформить договор с пунктом самовывоза, если это понадобится. На начальном этапе проще и дешевле зарегистрировать ИП, чем ООО. Чтобы стать предпринимателем, надо только заполнить заявление о регистрации, приложить к нему уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения и заплатить госпошлину. В 2019 году она составляет 800 рублей.

Заполнить документы можно сразу в налоговой, взяв там печатный бланк заявления, или использовать онлайн-сервисы, например, «Мое дело», где вы сможете бесплатно подготовить и распечатать документы для регистрации ИП.

Делать печать ИП необязательно, а вот расчетный счёт открыть стоит — это понадобится для того, чтобы подключить эквайринг и принимать онлайн-платежи. На старте бизнеса можно обойтись без расходов — многие банки предлагают бесплатные тарифы для начинающих предпринимателей.

Вот предложения по расчётным счетам на 2019 год:

  • В Сбербанке могут бесплатно открыть счёт те, кто только начинает бизнес, для остальных счёт обойдется в сумму от 700 рублей/месяц.
  • в Модульбанке также есть стартовый бесплатный тариф на первые три месяца, потом стоимость счета начинается от 390 рублей.
  • в Точке и Альфа-банке есть бесплатные тарифы для всех предпринимателей, даже тех, кто уже ведёт бизнес. Эти бесплатные тарифы не совершенно бесплатны — за обслуживание счёта нужно платить 1% от суммы поступлений на ваш счёт. Но такая оплата удобна для начала, пока доходы от магазина будут небольшими и непредсказуемыми.

Внимательно читайте условия открытия и обслуживания счёта в банке

Реклама

Покупатели не появятся в магазине просто так, надо, чтобы они о вас узнали. Методов рекламы много:

  • SEO-оптимизация;
  • ведение страниц в социальных сетях (как это делать в Фейсбуке, Инстаграме, ВКонтакте, Снэпчате);
  • сотрудничество с блогерами;
  • контекстная реклама в поиске (через Яндекс.Директ и Google Ads);
  • таргетированная реклама в соцсетях (как запустить её ВКонтакте и в Фейсбуке).

Затраты на рекламу зависят от вашей ниши и региона. Например, контекстная реклама в поиске, как правило, обходится недешево. Плюс для её запуска нужны специальные знания: важно собрать нужные ключевые слова, составить объявления и настроить рекламные кампании. Общие расходы на контекстную рекламу начинаются от 15–25 000 рублей в месяц, зависят от конкуренции на запросы.

Таргетированную рекламу в Фейсбуке, Инстаграме и ВКонтакте настроить немного проще: размещаете объявление, выбираете целевую аудиторию и настраиваете показ рекламных объявлений. Платить можно за просмотр объявления или клик на него.

В начале выбирайте бесплатные методы, которыми вы в первое время сможете заниматься самостоятельно — ведение своих соцсетей и блога, рассылка, партнерский маркетинг. Подробнее о бесплатных способах продвижения.

Также бесплатно можно разместить товары на Яндекс.Маркете (в Эквид-магазине для этого есть автоматическая выгрузка товаров на Маркет), но за каждый переход на ваш сайт надо будет заплатить. Минимальная стоимость клика зависит от региона и рассчитывается ежедневно по специальной формуле. В среднем она равна 3-4 рублям за переход на сайт.

Так выглядит карточка товара в Яндекс.Маркете

Дополнительные расходы: привоз товара, упаковка

Кроме расходов на покупку самого товара у вас могут быть дополнительные расходы:

  • доставка товара от поставщика до вашей квартиры;
  • упаковка — это упаковка самого товара, например, бумажные пакетики, обёртка или коробочки, а также упаковка для пересылки, например, коробки или специальные пакеты;
  • наклейки с наименованием и информацией о товаре.

Обычно об упаковке приходится заботиться самостоятельно, поэтому подумайте, как будет упакован ваш товар. А потом посмотрите, во сколько обойдётся заказ минимальной партии упаковочного материала.

Например, бумажные пакеты по оптовой цене выйдут примерно в 5 рублей за штуку, но придётся заказать от 50 до 300 штук за раз — минимальный объем покупки надо уточнять у поставщиков. Стоимость печати наклеек и этикеток зависит от их размера и того, что вы хотите на них нанести. Цены можно запросить в типографии, в среднем один тираж простых наклеек обойдется в 1500 рублей.

Коробки для отправки посылок, конечно, можно купить на почте, но там цена одной начинается от 100 рублей за штуку. Если заказывать оптом, то коробки и почтовые короба будут стоить от 10 рублей/штука, в зависимости от размера, минимальный заказ обычно от 50-100 штук.

Перед тем, как думать о доставке и упаковке, узнайте условия закупки у выбранного поставщика. В моём примере с кофе доставка у поставщика бесплатная при заказе от 20 кг, бумажные пакеты и наклейки с названием сорта и весом прикладывают к заказу. То есть дополнительных расходов фактически нет — надо только забрать товар со склада транспортной компании, либо заказать его доставку по городу, что обойдется примерно в 1500 рублей.

Считать дополнительные расходы стоит после того, как вы нашли поставщика и уточнили условия оптовой покупки

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *