Психологическое здоровье школьников статья на тему

Психологическое здоровье школьников

Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.

Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.

Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.

В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:

во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи

во-вторых, постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).

в-третьих, из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?

Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.

Психологическое здоровье- это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных (соматических) и душевных (психических) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности.

В.А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

Причины нарушения психологического здоровья школьников

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.

Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.

Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в

  • головных болях,
  • слабости,
  • снижении аппетита,
  • нарушении сна,
  • ухудшении памяти,
  • рассеянности

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора

Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?

  • наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
  • наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
  • наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.

Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»

  • Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.

Рекомендации педагогам

(для снижения уровня школьной тревожности)

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Хухлаева, Ольга Владимировна, 2001 год

1. Александер Ф.,Селесник М. Человек и его душагпознание и врачевание от древности до наших дней. — М.: Школа — Пресс, 1995.-608с.

4. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983.-176 с.

5. Аллан Дж. Ландшафт детской души./Под ред. В. В. Зеленского. Спб.,1997. — 257с.

6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.

7. Ю.Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. Спб.: Медицина, 1998. -148 с.

8. П.Андреев А. Русские боги в зазеркалье //Мифы и магия индоевропейцев, 1997.-вып.4.-С. 112-163.

9. Андреева И.С. Философское понимание человека. М.: Мысль, 1988.-246с.

11. И.Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые истоки исследования// Психол. журнал. 1992.- № 5.-Т.13.-С.12-26.

12. Аргайл М. Психология счастья.-М.,1990.

13. Ассаджиоли Р. Психосинтез. -М.: 1994.-286 с.

15. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. -Спб.: Речь, 2000. 220 с.

16. Барулин B.C. Социально философская антропология. — М.: Онега, 1994.-226с.

17. Битянова Н.Р.Психология личностного роста.-М.,1995.

18. Бейер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, -1997.- 86с.

19. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Соц. Здор. России», 1993. — 199с.

21. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания.-Кемерово,АЛЕФ,1992.-96с.

22. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия. Спб.: «Братство» 1992. -234с.

24. Блага К., Шебек М. Я -твой учитель, ты мой ученик. -М.: Просвещение, 1991.-143с.

25. Бобков А.И., Бобкова А. С. Стресс. Жизнь и смерть. М.: 1997.-135с.

26. Богуславский М.В. Синергетика и педагогика // Магистр.-1985.- № 2.-С.89-95.

28. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии. 1978.- № 4.-С.23-35.

29. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние. М.: Ин-т Психологии РАН, 1995.- 314с.

31. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998.- 304 с.

32. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. :Просвещение, 1990.- 104с.

33. Брехман И.Н. Философско методологические аспекты проблемы здоровья человека.// Вопросы философии.-1982.-№2.-С.48-53.

34. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке.// Психологический журнал.-1991.- №6.-С. 15-22.

35. Бурлачук Л.Ф. Коржова С.Ю. Психология жизненных ситуаций. -.М.: Рос. Пед. Агенство.-1998.- 263с.

37. Брудный А.А. Психологическая герменевтика.-М.:Лабиринт, 1998.-336с.

39. Вайсен Р., Оли Дж., Эванс В. и др. Обучение жизненным навыкам в школах ( материалы Всем. Орг. Здравоохр.). М.: Вита — Пресс, 1996. — 66с.

40. Ветрова В. Уроки психологического здоровья. М.: Рос. Пед. Агенство, 2000.

41. Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. 1997,- № 2.-С.55 — 60.

42. Водопьянова Н.Е., Ходырева Н.В. Психология здоровья// Вестник ЛГУ. -1991.-Серия б.-Вып. №4.

43. Восспитательный потенциал семьи и социализация детей. По материалам доклада НИИ семьи » О положении семей в Российский Федерации» // Педагогика, 199.-№ 4.-С.27- 39.

44. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. -М., 1995.-112с.

45. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. .’Педагогика, 1991.- 480с.

46. Гагаев П.А. Философия школы России как социокультурного института// Магистр.-1996.-№ 6,- С.6-21.

48. Ганнушкин П.Б. Избранные психологические труды. -М., Педагогика, 1964.-364с.

49. Гершунский Б.С. Философско методологические основания стратегии развития образования в России. — М.: Мысль, 1993.- 160с.

50. Голик А.Н. Введение в педагогическую психиатрию // Педагогика, 1996.-Ж-С.31 -34.

53. Григорян Б.Ф. Философская антропология: критический очерк. -М. :Молодая гвардия, 1982.-88с.

55. Гурьева В.А.Психогенные расстройства у детей и поростков.-М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.-208с.

56. Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно-исторический феномен// Психолог, журнал. 1998.-Т.9.- № 2.-С. 108-117.

58. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс, 1993. -336с.

59. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991.-232с.

60. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом \Под ред. Ст. и Кр. Гроф. -М.; Класс, 2000.-228с.

61. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1986.-421с.

63. Ефимов Ю.А.Диагностика предболезненных явлений психосоматических расстройств у детей. Дисс. 1994.

64. Иванова Л.Н. Психотехника личностного профессионально-значимого роста; Дис. канд. психол. наук. М., 1993.- 178с.

65. Информация Управления по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Российской Федерации // Педагогика, 1998.-№ 1.-С.4-6.

66. Изард К. Эмоции человека.-М.: Изд -во МГУ, 1980.-440с.

67. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. -Д.: Медицина, 1984.-192с.

68. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. Спб.: Спец. Литер., 1996.- 454с.

69. Каган М.С. О структуре современного антропологического знания// Очерки социальной антропологии. Спб., 1995.- С. 30 — 40.

70. Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. -М.: Школа -Пресс, 1996.-267 с.

71. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. -Д.: Медицина, 1982.-271с.

72. Кляйн М.Зависть и благодарность.-СПб.,1997.

73. Китаев -Смык JI.A. Психология стресса. М.: Наука, 1983.-200с.

74. Кискер К.П.,Фрайбергер Г.,Розе Г.К.,Вульф Э.Психиатрия, психосоматика, психотерапия.-М.:Алетейа, 199.-594с.

75. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335с.

76. Кон И.С.Психология раней юности.-М.:Просвещение, 1997.-254с.

77. Крайг Г. Психология развития. Спб., Изд-во «Питер», 2000.-992с.

78. КовалевВ.Н.Психологические особенности личностной организации времени жизни.Дис. .канд. психол.наук.-М.,1979.

79. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики //Вопросы психологии.-2000.-№4.- С.21-26.

80. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Просвещение, 1991,- 271 с.

81. Кудрявцев В.Г. Смысл детства и психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1997.-231 с.

83. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого и самого себя: Автор. Дис.канд. психол. наук.-Jl., 1968.-16с.

84. Курцын И.Т.Теоретические основы психосоматической медицины.-Л.: Наука. 1973.-336с.

85. Леонгард К. Акцентуированные личности. -Киев.: Вища школа, 1981.- 390с.

86. Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. — Калуга, Духовное познание, 1994. -224с.

87. Лихачев Б.Т. Экотерапевтические аспекты воспитания //Педагогика, 1995.-№2.-С.40-44.

88. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984,- 444с.

89. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Издательство Московского университета, 1981.-584с.

91. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия; искусство отношений. М.: Межд. Пед. Акад., 1994. -368с.

92. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры //Педагогика, 1998.-№ 1 .-С.81 -86.

93. Макшанов С.И. Психология тренинга: теория. Методология. Практика. -Спб: «Образование», 1997.-238с.

94. Макаренко А.С.Книга для родителей.-М., 1950,-360с.

95. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.

96. Мать, дитя, клиницист. М.: Рос. Психоан. Ассоц., 1994. 295 с.

97. Методологические знания и их роль в развитии педагогической науки и практики обучения и воспитания. М.: Наука, 1988.-224с.

98. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.-429с.

100. Мир Г. Опыт преодоления кризисов жизни. -М. Просвещение, 1996.-264с.

101. Мудрик А.В. Социальная педагогика.

102. Муздыбаев К. Психология ответственности. -М.: Наука, 1983.-240с.

103. Мухина B.C. Детская психология. -М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-352с.

105. Мясищев В.Н. Психология отношений. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.-356с.

106. Мэй Р. Смысл тревоги.-М.:Класс, 2001.-384с.

107. Никандров Н.Д. Проблема духовности в светском государстве и образовании // Магистр. 1988.- № 2.- С. 110 — 19.

109. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во Моск. Универс., 1987.-168с.

110. Никольская И., Бардиер Г. Уроки психологии в начальной школе. Спб, Рига, ПЦ «Эксперимент», 1996.- 80с.

111. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект)-М.: ИТП и РАО, 1995.-631с.

112. Обуховский К. Психология влечений человека. М: Прогресс, 1971.-247с.

113. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1993. — 256с.

114. Оклендер В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии. -М.: Класс,1997.-336с

115. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности. // Вопросы психологии .-1996.- № 1.- С.5-20.

116. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. -М.: Смысл, 1993.-332с.

117. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. -М.: Педагогика, 1985.- 492с.

118. Петровский В.А. Феномен субъективной реальности личности. Дис. . докт. психол наук. -М,- 386с.

119. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор, 1997.- 167 с.

120. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-309с.

121. Полонский В.М. Понятийно -терминологический аппарат педагогики // Педагогика. 1999.- № 8.- С. 16- 23.

122. Попов JI.M. Психология самодеятельности.: Дис.канд. психол. наук М.1992

123. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной.-2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 1988.-528с.

124. Практическая психология вчера, сегодня, завтра / Под. ред. С.И. Шаховской, О.Н. Усановой. М.: 1995. — 176с.

125. Проблемы психологии личности. /Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1982,- 236с.

126. Психическое развитие младших школьников /Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1990,- 160с.

127. Психологические программы развития личности в подростковом старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. -Екатеринбург, Деловая книга, 1998.-144с

128. Психологическое консультирование в школе/ Сост. Н.В. Коптева. -Пермь: Западно Уральский уч.-научн. центр. 1993.-220с.

129. Прихожан A.M., Толстых Н.Н. Дети без семьи. М.; педагогика, 1990. -160с.

130. Психосинтез и другие интегративные техники/Под ред. А. А. Бадхена, В.Е. Кагана .- М.; Смысл, 1997.-298с.

131. ПетрулитеА.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов:Дис.психол н.Л.,1984.

132. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры. // Педагогика. 1988,- № 5.- С.17-22.

133. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994.- 480с.

134. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.; Педагогика, 1988 .- 120с.

135. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328с.

136. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1973.-424с.

137. Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.-368с.

139. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация.-М.,1984.

140. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России// Педагогика.-1996 .-№2. -С. 14- 18.

141. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Наука, 1982.-124с.

142. Смысл жизни в руской философии.-СПб., «Наука,1995.-381с.

143. Семенов И.Н. Инноватика и рефлексика психолого-педагогического обеспечения гуманизации профессионального и бизнес-образования.-Тамбов, 1996.-215с.

144. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления.-Запорожье:ЗГУ, 1992.-232с.

145. Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987,-184с.

147. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М.: Просвещение, 1993.-175 с.

148. Сластенин В.А.-М.; Изд. Дом МАГИСТР -ПРЕСС,2000,-448с.

150. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. -Спб.: Институт тренинга, 1995. -86с.

151. Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании младших школьников. Н.Новгород: Гуманитарный центр.-1999.-246с.

154. Слободчиков В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания//Экспериментальные исследования по проблемам общей, экспериментальной и дифференциальной психофизиологии. М., 1979.-С.15-20.

156. Степанов ЮН, Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования// Вопросы психологии-1984. № 3.-С.31- 40.

157. Столин В.М. Самосознание личности. М.: МГУ,1984.-84с.

158. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-230с.

159. Сулима И.И. Философская герменевтика и образование.// Педагогика.-1999.-№ 1.-С.36- 43.

160. Телесность человека: междисциплинарные исследования.-М., 1993.-166с.

161. Тополянский В.Д., М.В. Струковская Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986.-384с.

163. Тудесеску Й. Идеалы и нормы в социальной деятельности.// Вопросы психологии- № 3.- 1984.- С.27-42.

164. Тутушкина М.К. Практическая психология. Спб.: Дидактика Плюс, 1997.-336с.

165. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. -М.: Педагогика, 1990. Т.6.-528с.

166. Фигдор Г. Дети развода: между травмой и надеждой. -М.: Наука, 1995.-376с.

167. Фишер М.И. Школьное время: цикличность против линейности //Педагогика, 199.-№ 1 .-С. 110-113.

169. Флоренская Т.А. К.Г.Юнг и проблема духовной активности личности //Активность и жизненная позиция личности.М., 1988.-228с.

170. Флоренская Т. Мир дому твоему//Воспитание школьников, 1999.-№ 5,-С.41-46.

171. Фрайберг Волшеьные годы; понимание и руководство проблемами раннего детства.-М., 1997.-74с.

172. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.-368с.

173. Франкл В. Психотерапия на практике.- Сп.: Ювента, 1999.-256с.

174. Фрумин И.Д. Выготский: от психологической теории развития к новому видению школы//Педагогика.-1997.- №4.- С.97-103.

175. Фромм Э. Бегство от свободы. М.:МНПП Эси»,1993.- 272с.

176. Фурманов И.А. Детская агрессивность:психодиагностика и коррекция.-Минск,1996.-192с.

177. Харрис Т.Я хороший, ты хороший.Москва, «Соль», 1993.-176с.

178. Хейзинга Й. Человек ирающий.-М.:ЭКСМО-Пресс.,2001.-352с.

179. Холл Кэльвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: «КСП», 1997.-720с.

182. Хелл Д.Ландшафт депрессии.-М.:Алетейа, 199.-280с.

183. Хендрен Р., Вайсен Р., Оли Дж. Программы сохранения психического здоровья в школах.-М.: Вита Пресс, 1996.-47с.

184. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер Пресс, 1997.-608с.

185. Человек: образ и сущность/ Под ред. Л.В. Скворцова .-М.,1990.-293с.

186. Черепанова Е.М. Психологический стресс. -М.:Академия, 1996.-96с.

187. Чернов А.П. Мысленный эксперимент. М.: Наука, 1979.-203с.

188. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.: Наука, 1977.-144с.

189. Человек: образ и сущность (гуманитарные аспектыО М.,1990.-293.

190. Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. М.: КРОН — ПРЕСС, 1995.-368с.

191. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения внешнего и внутреннего.// Психологический журнал.-1993.- т.14. -№ 5.- С.3-13.

192. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.: «Логос», 1993.- 181с.

193. Шамова Т.Н. Активизация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1982.- 208 с.

194. Школа и психическое здоровье учащихся / ред. С.М. Громбаха. -М.; Медицина, 1988.- 272с.

195. Школа- лаборатория №799 Московского комитета образованиям:.-М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.-72с. психолого-педагогические условия становления личности школьника

196. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М: Новая школа, 1994.-240с.

198. Шуте В. Глубокая простота: основы социальной философии.-Сп.: Роза мира.-1993.-218с.

199. ЭйдемиллерЭ.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапмя.

200. Элиаде М. Священное и мирское.-М.:МГУ, 1994.- 144с.

201. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. Группа «Прогресс», 1996.-344с.

202. Эриксон Э. Детство и общество -Спб.: Ленато, ACT, Фонд «Унивес. Кн.»,1996.-592с.

204. Юнг К. Конфликты детской души. -М.: Канон, 1994.- 336с.

205. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосферной эпохи// Педагогика. 1966.-№ 2.- С.40-47.

206. Япко М. Депрессия.- М.: Бином, Спб.: Золотой век, 1996.-304с

207. Яценко Т.С. Активная социально психологическая подготовка учителя к общению с учащимися-Киев:Освита,1993.-208с.

209. Bollac C. The Shadow of the Object. Psychoanalysis of the Unthought Known.- London. 1987.

210. Bertalanffy L. Human Valuesin changing world // New Knowledge in Human Values.- p. 65-74.

211. Bloomfield Harold . Making peace with your parents. New York, 1988

212. Campbell Y.P Effektiveness of T-group experiens// Psycological Bulletin, 1968- 70.

213. Case C. Heart Forms: The Image as Mediator //Inscape. Winter. 1990.

214. Child development in normality and psychopathology /Ed. I. R. Bemporada.-New York: Brunner Mazel. 1980.- p .549.

215. Chopich E., Paul M. Healing your aloneness finding love and wholeness through your Inner Child.- San Francisco ,1990.

216. Eckmann P., Friezen Non- erbal behaviour and psychopahologyll // The psychology of depression.- Washington, 1974.- p. 203-232.

217. Fundumental consepts in human communication -San- Francisco: Calfrid Press.- 1973.

218. Frayberg S. The magyk yeas: Understanding and Holding the Problems of Early Chilhood . New York, 1958.

220. Handbook of psychotherapy and behavior change // Ed. S. Garfield, A. Berlin.-New York, 1978.

221. Hencer F. Psychosomatic illness // Psychosomatic.- 1984.- vol. 25.№1.- p. 1924.

222. Lipovsky Z. Somatization// Amer. J. Psychiatry.- 1988,- vol. 145.-№11.- p 1358-1368.

223. Marcus A. Theraeutic Use of Child s play.- New York, 1976.

224. Ogden T. The Primitive Edge of Experience.- Karnac: Maresfield Library .1992.

225. Paul M., Paul J. Do I have to give up Me to be loved by You.? Minneapolis ,1983.

226. Paul M. Inner Bonding: becoming a loving Adult to your Inner Child.- San Francisco, 1992.

228. Rosenfeld H. Impress and Interpretation.- London: Tavistok. 1987.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *