Приравниваются ли в правах аспиранты очной формы к студентам очной формы?

После окончания вуза выпускник должен принять для себя судьбоносное решение – найти работу и начать применять полученные знания или посвятить себя науке и продолжить обучение в аспирантуре. Сегодняшние студенты слабо представляют, кто такие аспиранты, чем занимаются, для чего это надо, и перспективы защиты диссертации. Давайте разбираться.

Аспирантура – это форма высшего образования после окончания магистратуры или специалитета. Главная цель – написание и защита диссертационной работы для получения ученой степени кандидата наук, а также более глубокого изучения профильной дисциплины, возможность попробовать себя в роли преподавателя или внести вклад в развитие науки.

Для успешной учебы соискатель должен быть предрасположен к аналитической, творческой и исследовательской деятельности, обладать талантом исследователя. Если не обладать необходимыми навыками и умениями, от этого не будет пользы, а только потерянные годы.

Как стать аспирантом?

Прием граждан на обучение в организации, осуществляющие общеобразовательную деятельность, по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуру регламентирует Приказ Минобрнауки №13 от 12.01.2017. Не позднее конца марта каждое конкретное учебное заведение должно опубликовать на своем официальном сайте и информационном стенде правила и условия приема и не позднее середины апреля – перечень вступительных испытаний. Основные моменты.

Обязательно предоставить:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • диплом об окончании вуза.

Дополнительные документы, увеличивающие шансы на положительное решение:

  • диплом с отличием;
  • предоставить индивидуальные достижения* (активное участие в жизни факультета, публикации или соавторство научных статей в специализированные издания, участие в семинарах, конференциях, другие успехи в науке и технике).

И наконец, необходимо сдать экзамены по специальности, английскому языку и философии.

Отличие соискателя от аспиранта

Допускается самостоятельная работа над соисканием ученой степени. В этом и заключается их главное отличие.

Соискатель – это выпускник профильного вуза, претендующий на получение ученой степени, прикрепленный к научному заведению в качестве научного сотрудника, который самостоятельно работает над диссертацией.

Аспирант – это претендент на научное звание, в отличие от соискателя, официально обучающийся в аспирантуре.

Чем занимается аспирант?

Во время обучения аспирант обязан посещать лекции по дисциплинам, которые входят в экзамены обязательного кандидатского минимума. Аспиранту кафедры необходимо активно участвовать в исследованиях, научной и учебной жизни.

Индивидуальный план работы разрабатывается научным руководителем, утверждается советом кафедры. Им предусмотрены даты экзаменов, когда, в какие сроки будут предоставляться отдельные части диссертации. Аспиранту необходимо ежегодно (или в срок, определенный кафедрой) предоставлять отчеты о проделанной работе.

По окончании второго года необходимо сдать кандидатский минимум. Завершающий этап – написание диссертации. Обычно на заседании кафедры происходит предзащита, на которой указываются проблемы аспирантов, «тонкие места», недочеты.

В ходе обучения аспирант приобретает:

  • опыт, который понадобится ему в определении будущего направления работы;
  • опыт проведения, обоснования результатов эксперимента, исследований;
  • навыки самостоятельной работы с литературой, способность обрабатывать, получать и анализировать информацию;
  • способность обобщать, конкретизировать данные исследований, делать выводы.

Перспективы после окончания обучения

Большинство молодых кандидатов наук не покидают alma mater, занимаются научной и преподавательской деятельностью, еще часть находят себя в научных центрах, организациях, где нужны специалисты с высоким профессиональным уровнем.

Но профессиональная жизнь не ограничивается стенами вуза. Кандидаты всегда будут пользоваться спросом на рынке труда. Этот пункт резюме часто становится решающим при выборе кандидата на вакансию.

В целом после окончания аспирантуры можно заниматься любым делом: проведением исследований, ведением научной и преподавательской деятельности, наставничеством. Если человек направлен на становление карьеры, то кандидатская – серьезная ступень в достижении и успешной реализации профессионального роста.

Вопрос: Приравниваются ли в правах аспиранты очной формы к студентам очной формы? В частности, посещение музеев, различные скидки и т.д.
Ответ: Нет, не приравниваются. Глава III Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – ФЗ «О высшем образовании») определяет субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности. Такими субъектами являются, в том числе, студенты вузов, то есть лица, зачисленные в вуз для обучения, и аспиранты — лица, имеющие высшее профессиональное образование и обучающиеся в аспирантуре и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
В отношении каждой из указанных категорий установлен самостоятельный комплекс прав и обязанностей (ст. 16 и 19 ФЗ «О высшем образовании», соответственно, в отношении студентов и аспирантов). Нормы о том, что аспиранты пользуются теми же правами, что и студенты, закон не содержит.
Так, студентам вузов предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев (п. 3 ст. 16 ФЗ «О высшем образовании»). Вместе с тем, такое право не предоставлено аспирантам. Аналогично аспиранты имеют ряд прав, которыми не обладают студенты, к примеру, право на ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий для приобретения научной литературы (п. 11 ст. 19 ФЗ «О высшем образовании»). Законодательством могут быть предусмотрены и иные права или льготы для студентов и аспирантов, не перечисленные в ФЗ «О высшем образовании». Однако следует учитывать, что студент и аспирант — это два самостоятельных и не зависимых друг от друга правовых статуса.
Вместе с тем и студент, и аспирант являются обучающимися в смысле Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Поэтому студенты и аспиранты пользуются правами, гарантиями и льготами, закрепленными в соответствии с законом за такой категорией, как обучающиеся (глава V Закона РФ «Об образовании» «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование»). Однако и здесь следует отметить, что права обучающихся зачастую носят рамочный характер (обеспечение государственными стипендиями, местами в общежитиях, пользование библиотеками и др.). Свое детальное регулирование соответствующие права и гарантии находят применительно уже к конкретным категориям обучающихся (студентам, аспирантам, докторантам и др.).
Таким образом, нет оснований полагать, что правовой статус аспиранта приравнен к статусу студента. Для того чтобы выяснить, обладает ли аспирант тем же правом, что и студент в конкретной ситуации, необходимо определить, на основании чего это право предоставлено последнему. Соответствующий нормативный акт должен содержать прямое указание также и на аспиранта как лицо, которому предоставлено право (как это сделано, к примеру, в Законе Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей и молодежи в Санкт-Петербурге» от 30.05.2005 № 222-26, который предоставляет право покупки льготного проездного билета как студентам, так и аспирантам).

Аспиранты и работа в вузе

Учебное заведение, которое готовит научного сотрудника, наравне с любым НИИ, коммерческим предприятием, иным местом занятости может выступать в роли нанимателя. Условия оформления аналогичны во всех случаях:

  • аспирант оформляется с ведением книжки;
  • со студентом заключается договор – срочный/стандартный.

Педагогический стаж и трудовая книжка

Хотя на размер страхового стажа учеба влияния не оказывает, помимо отсрочки от армии и доступа к научным экспериментам она несет еще один плюс. В педагогический стаж ее годы учитываются. С позиции рабочих отношений данный факт ничего не меняет, но научно-педагогический стаж имеет значение для работодателя (в том числе, вуза, НИИ).

Предоставление отпуска аспирантам-очникам

Хотя учеба на третьей ступени образования предполагает преимущественно самостоятельную работу (минимум лекций, занятий, семинаров), ТК РФ сохраняет право студента на социальные гарантии, включая учебный отпуск. Очники могут претендовать на оплачиваемый отпуск до 3 месяцев для подготовки диссертационного труда (статья 173.1).

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01

Аспиранты очной формы и работа на полной ставке

Сама рабочая ставка в контексте третьей ступени образования значения не имеет. Полный рабочий день, свободный график, полставки – аспирант вправе работать на любом основании. Исключение – совместительство.

Согласно ТК РФ, такой формат занятости доступен на условиях наличия основного места занятости, с которой совмещается дополнительная. Аспирантура работой не является. То есть совместительства (не путать с совмещением) здесь нет.

Студент вправе устроиться на полный рабочий день при соблюдении двух условий.

  • Он везде успевает.
  • Работодатель готов/согласен/заинтересован в заключении договора с аспирантом-очником.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *