Принятые бюджетные обязательства — бухгалтерские проводки

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Выплата зарплаты: счета и проводки

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Итоги

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Directum📌 РекламаА чтобы остатки стали нулевыми, мы должны имеющиеся разницы между ДО и КО, (это конечные остатки) перенести проводкой на 99 счет. Иными словами,
— для 90 счета мы «добавим» в Дебет 1705778.54.

— для 91 счета мы «добавим» в Кредит 11374.53 В следующем отчете видно, как через проводки мы «добавляем нужные цифры», тем самым закрываем 90 и 91 счета. Закрытие этих счетов будет верным, если после — остатки по ним на конец периода(месяца) станут по 0.

Как видите, закрытие 90 и 91 счетов идут через их внутренние субсчета 90.9 и 91.9 в корреспонденции с 99 счетом. Где будет стоять 90.9 (91.9) в Дебете или Кредите проводки зависит от того, где не хватает сумм, чтобы счет на конец периода дал 0.

📌 Реклама Отключить Сейчас мы с вами рассмотрели самый-Самый-САМЫЙ простой вариант, как выглядит «оборотка» и принцип «закрытия месяца» для фирм, оказывающих услуги.

Для торгующих организаций ОСВ выглядит несколько иначе. Например, мы увидим 41 и 44 счета. Для производственных — будут 20, 25, 40, 43, 44.

У всех предприятий может быть 76 и 73 счета. К тому же у многих предприятий имеется 01 счет со своими вспомогательными счетами 02 и 08 счета.

Все это многообразие не так сложно, как кажется на первый взгляд. С какими бы бух счетами не приходилось сталкиваться в бухучете, все придет в «оборотку», где необходимо будет взять суммы со всех счетов учета Расходов и «переместить» на 90 и 91 счета. Затем с 90 и 91 счетов, переместить получившиеся остатки на 99 счет. И так каждый месяц до декабря. В декабре в «закрытии месяца» будет еще одна операция, называемая «реформация баланса».

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

У бюджетных и автономных учреждений в составе форм годовой отчетности формируется справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) (далее – справка (ф. 0503710)) (п. 31 Инструкции № 33н).

Справка (ф. 0503710) отражает обороты по счетам бухгалтерского учета, подлежащим в установленном порядке закрытию по завершении отчетного финансового года, в разрезе:

  • деятельности с целевыми средствами;
  • деятельности по государственному заданию;
  • приносящей доход деятельности.

Указанная форма заполняется к балансу государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счетов:

  • 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года»;
  • 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

При этом в графах 2 – 5 справки (ф. 0503710) отражается сумма показателей, сформированных на приведенных счетах до проведения заключительных операций, в графах 6 – 13 – сумма заключительных операций по закрытию счетов, произведенных 31 декабря (по завершении отчетного финансового года).

Консолидированная справка (ф. 0503710). Головное учреждение формирует консолидированную справку (ф. 0503710) на основании справок (ф. 0503710), представленных обособленными подразделениями, путем суммирования одноименных показателей, отраженных в графах 2 – 13 по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета.

Исключаются из свода взаимосвязанные обороты в части операций по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между головным учреждением и обособленными подразделениями в следующем порядке: по соответствующим номерам аналитических счетов счета 0 304 04 000 (графы 2, 7, 10; 3, 6, 11 и 4, 9, 12; 5, 8, 13 консолидированной справки (ф. 0503710) согласно показателям в графах 4, 5 справок (ф. 0503725) по коду счета 0 304 04 000) обособленных подразделений по деятельности с целевыми средствами и приносящей доход деятельности.

Образец заполнения справки (ф. 0503710)

Реализация товаров на 90 счете

Для начала разберем, как, в целом, отражается реализация на счете 90, какие проводки нужно выполнить.

Если совершаемая продажа является обычным видом деятельности предприятия, то для ее отражения используется счет 90 бухгалтерского учета (если же это разовая реализация, например, продажа основного средства, то тут берется счет 91, который подробно разбирается тут).

Доход от реализации – это выручка, отражается она по кредиту субсчета 1 в корреспонденции со счетом учета расчетов с покупателями. (Тема корреспонденции счетов была разобрана в этой статье). То есть, при отгрузке товара, продукции покупателю выполняется проводка Д62 К90/1, которая отражает выручку от этой продажи.

Расходы от реализации собираются по дебету счета 90.

По дебету субсчета 2 отражается себестоимость продаваемых товаров, продукции.

В случае реализации товаров, расходы – это затраты на приобретение товаров и затраты, возникшие при непосредственной продаже. Проводка по отражению затрат по приобретению товаров имеет вид Д90/2 К41, проводка по списанию расходов на продажу — Д90/2 К44.

При реализации готовой продукции в дебет субсчета 2 списывается себестоимость продукции проводкой Д90/2 К43.

Согласно НК РФ, если организация является плательщиком НДС, то на реализуемую продукцию, товары необходимо начислить налог на добавленную стоимость, начисление НДС отражается проводкой Д90/3 К68.НДС.

Бухгалтерские проводки:

Какие счета закрываются в конце года

Прежде чем приступить к подготовке годовой бухгалтерской отчетности, то есть перед реформацией баланса, бухгалтер обязан сформировать заключительные проводки по отчетному периоду. В бухучете отчетный период — это календарный месяц (пункт 48 ПБУ 4/99). Следовательно, перед тем как закрыть финансовый год, бухгалтеру потребуется оформить заключительные обороты по месяцу.

Какие счета закрываются в конце месяца или года? Такие БСЧ можно предварительно разделить на три группы:

  1. БСЧ, которые не могут иметь остатков на конец отчетного (финансового) периода. К таковым относят сч. 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные затраты».
  2. БСЧ, которые могут иметь остаток, но которые можно полностью закрыть. К таковым относят сч. 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие хозяйства и производства».
  3. БСЧ, которые в общем остатке иметь не могут, но имеют сальдо по открытым субсчетам. Это 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Далее рассмотрим, как проводится закрытие счетов в конце года, проводки подойдут и для формирования заключительных записей в конце месяца. Определим порядок формирования заключительных бухгалтерских записей отдельно для каждого счета, которые напрямую влияют на финансовые результаты деятельности компании.

Закрываем бухсчет 90 «Продажи»

По завершению отчетного месяца компания обязана определить финансовый результат своей деятельности. Данная операция представляет собой сравнение субсчетов сч. 90. То есть бухгалтер сравнивает показатели субсчета 90-1 «Выручка» и значение себестоимости продаж, которое определяется как сумма субсчетов 90-2 «Себестоимость», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы», 90-5 «Торговые и экспортные пошлины».

Если фирма получила прибыль (выручка превысила совокупные затраты), то бухгалтер формирует проводку:

Дт 90-9 Кт 99 — отражена прибыль от реализации.

Если компания сработала себе в убыток (выручка ниже совокупных затрат), то регистрируется проводка:

Дт 99 Кт 90-9 — отражен месячный убыток по деятельности компании.

Следовательно, субсчета сч. 90 могут иметь сальдо на конец отчетного месяца, но итоговое значение синтетического БСЧ должно быть равно нулю.

Какие счета закрываются при закрытии года? По данному счету по итогам года формируют следующие бухгалтерские проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Субсчет «Выручка» закрыт по итогам года

Себестоимость производств отнесена на финансовый результат

НДС списан в пользу прибылей и убытков

Акцизы отнесены на финрезультаты деятельности

Экспортные торговые пошлины списаны по итогам года

Как закрыть нулевой счет при вводе остатков

Если компания переходит на автоматизированный учет, то остатки придется регистрировать с использованием нулевого БСЧ «000».

Работа с данным БСЧ имеет ряд отличительных особенностей:

  1. При вводе остатков по активному бухсчету сальдо регистрируется по дебету, когда нулевой БСЧ корреспондирует в кредите. Для пассивных бухсчетов действует прямо противоположное правило.
  2. Остатки по рабочему плану БСЧ следует регистрировать на последний день финансового года, предшествующему году начала автоматизированного учета. Например, если автоматизированный учет применяется с 2019 года, зарегистрируйте остатки в бухгалтерской программе на 31.12.2018.
  3. Вносите сальдо по БСЧ в разрезе открытых субсчетов. Не забудьте про аналитический учет и детализацию информации по отдельным показателям БУ. Например, при вводе остатков по основным средствам вносите информацию отдельно по каждому объекту ОС.

Зарегистрировав все бухгалтерские данные, необходимо сформировать оборотно-сальдовую ведомость по нулевому БСЧ на день ввода остатков и сравнить с текущими остатками всех БСЧ (с 01 по 99). Затем бухгалтер определяет финансовый результат деятельности и закрывает счет соответствующими проводками:

Операция

Дебет

Кредит

Если дебет бухсчета 00 превышает кредитовый оборот, то отражается операция (нераспределенная прибыль компании по состоянию на 31.12.2018)

Если кредитовый оборот меньше дебетового, то делается проводка (отражен непокрытый убыток по состоянию на 31.12.2018)

Закрытие счетов месяца, года, Итоговые проводки, определение финансового результата по итогам месяца и года

Начиная с 2013 года, все организации (включая организации, применяющие УСН и ЕНВД) обязаны вести бухучет, составить и предоставить в налоговые органы и в РОССТАТ обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности за 2018-й год: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Сдавать баланс малого предприятия необходимо в два адреса, места. Обязанность сдать обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики (Росстат) по месту государственной регистрации возникает согласно статьи 18 закона о бухгалтерском учете 402-ФЗ.

А вот второй экземпляр бухгалтерской отчетности — бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах необходимо сдавать в налоговую инспекцию — ФНС РФ. Эта обязанность возникает согласно статьи 23 НК РФ. Где сказано в п/п 5 п.1 , что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Примечание: За исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет. К ним, в частности, относятся ИП — предприниматели. Кроме того, нужно сдать аудиторское заключение тем организациям, для которых аудит обязателен.

Перед составлением бухгалтерской отчетности за год бухгалтеру необходимо подвести итоги деятельности организации и закрыть счета бухгалтерского учета, по данным которых определяется финансовый результат деятельности организации.

В работе также необходимо руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета организации, положениями НК РФ и данными налоговых регистров организации.

к меню

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

  • Дт 1 501 13 211;
  • Кт 1 502 11 211.

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

  • Дт 5 506 10 225;
  • Кт 5 502 11 225.

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

  • Дт 5 502 11 225;
  • Кт 5 502 12 225.

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Как бухгалтеру закрыть год

В конце года объем работы каждого бухгалтера увеличивается: надо провести инвентаризацию, сделать реформацию баланса и т. д. Закрыть год вам поможет наша статья.

В конце года проверьте остатки по всем счетам. Для этого проведите инвентаризацию имущества и расчетов с поставщиками и покупателями.

После этого сделайте реформацию баланса.

Как провести инвентаризацию имущества

Перед началом инвентаризации составьте приказ о ее проведении. Для него предусмотрена специальная форма № ИНВ-22.

Как заполнить этот приказ, написано в бераторе «Первичные документы» на странице II/04/03.

Имущество фирмы – это основные средства, нематериальные активы, материалы, деньги и т. д. Чтобы провести их инвентаризацию, надо:

– оформить инвентаризационную опись или акт инвентаризации;

– составить сличительную ведомость;

– заполнить ведомость по результатам инвентаризации;

– отразить результаты инвентаризации в учете.

Обратите внимание: инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года.

Как составить инвентаризационную опись (акт)

Для инвентаризационных описей и актов предусмотрены специальные формы.

Акт инвентаризации составьте по расходам будущих периодов (форма № ИНВ-11) и отгруженным товарам (форма № ИНВ-4).

Кроме того, оформите акт при проверке денег в кассе. Для этого документа предусмотрена специальная форма № ИНВ-15.

При проверке другого имущества составьте инвентаризационную опись. Оформите отдельную опись на каждый вид имущества. Выпишите этот документ на основные средства (форма № ИНВ-1), на материалы (форма № ИНВ-3) и т. д.

Эти документы оформите в двух экземплярах. Первый оставьте в бухгалтерии, а второй отдайте работнику, ответственному за сохранность имущества.

Этот человек должен дать расписку на первой странице каждой описи. Этим он подтверждает, что имущество по всем первичным документам учтено (оприходовано или списано). Сделать это надо до начала проведения инвентаризации.

В ходе инвентаризации проверьте свое имущество. Для этого сосчитайте основные средства, взвесьте сырье и т. д. По мере этого заполняйте инвентаризационные описи и акты.

После окончания проверки все описи должны подписать члены инвентаризационной комиссии.

Как составить сличительную ведомость

Если вы обнаружите, что какого-то имущества не хватает, или найдете предметы, которые не числятся в бухучете, то составьте сличительную ведомость.

Для сличительных ведомостей предусмотрены две формы: № ИНВ-18 и ИНВ-19. Первую составьте после проверки основных средств, вторую – после инвентаризации товаров, материалов и т. д.

Обратите внимание: сличительную ведомость не надо составлять после проверки денег в кассе фирмы. Излишек или недостаток отразите сразу в акте инвентаризации.

Сличительную ведомость оформите в двух экземплярах. Первый оставьте в бухгалтерии, второй передайте работнику, ответственному за сохранность ценностей.

Как заполнить ведомость по результатам инвентаризации

Для ведомости по учету результатов инвентаризации есть специальная форма № ИНВ-26. В ней отразите итоговые данные по всем видам имущества.

Данные для заполнения этого документа возьмите из инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Как отразить результаты инвентаризации

Если вы обнаружили имущество, которое не числится в учете, то оприходуйте его такой проводкой:

Дебет 10, 41… Кредит 91-1

– оприходовано имущество, выявленное при инвентаризации.

Если вы обнаружили, что какого-либо имущества не хватает, то на его стоимость сделайте такую проводку:

Дебет 94 Кредит 10, 41…

– отражена недостача имущества.

По некоторому имуществу (например, сахар, фрукты) установлены нормы естественной убыли. Недостачу в пределах этих норм отразите так:

Дебет 20, 44 Кредит 94

– отражена недостача в пределах норм естественной убыли.

Если для имущества нормы естественной убыли не установлены или сумма недостачи больше, то определите виновных лиц. Как правило, это человек, ответственный за сохранность товаров, материалов и т. д.

В этом случае спишите недостачу так:

Дебет 73-2 Кредит 94

– списана недостача за счет виновного лица.

Если виновного найти не удалось, то спишите недостачу так:

Дебет 91-2 Кредит 94

– списана недостача, по которой не установлено виновное лицо.

Пример 1. ООО «Пассив» 28 декабря 2002 года провело инвентаризацию склада. В результате обнаружены запчасти стоимостью 10 000 руб., которые не числятся в бухучете.

Кроме того, инвентаризационная комиссия выявила недостачу двух колес. Они стоят 6000 руб. Стоимость колес списана за счет начальника склада.

Эти операции бухгалтер «Пассива» отразил так:

Дебет 10 Кредит 91-1

– 10 000 руб. – оприходованы запчасти;

Дебет 94 Кредит 10

– 6000 руб. – отражена недостача колес;

Дебет 73-2 Кредит 94

– 6000 руб. – списана недостача за счет начальника склада.

Как провести инвентаризацию расчетов

Чтобы провести инвентаризацию расчетов с поставщиками и покупателями, надо:

– составить акт сверки расчетов;

– оформить акт инвентаризации;

– отразить результаты инвентаризации в учете.

Как составить акт сверки

Для акта сверки специального бланка не предусмотрено. Поэтому составьте его в произвольной форме. Например, он может выглядеть так:

Акт сверки расчетов
между ООО «Пассив» и ЗАО «Актив» на 31 декабря 2002 года

от 31 декабря 2002 г.

Возникновение задолженности ЗАО «Актив»
перед ООО «Пассив»
Погашение задолженности ЗАО «Актив»
перед ООО «Пассив»
Дата Сумма Основание Дата Сумма Основание
28.10.2002 600 000 руб. Накладная № 86 18.11.2002 800 000 руб. Платежное поручение № 698
20.11.2002 650 000 руб. Накладная № 94
Итого 1 250 000 руб. 800 000 руб.

Итого задолженность ЗАО «Актив» перед ООО «Пассив» по состоянию на 31 декабря 2002 года составляет 450 000 рублей.

Директор ЗАО «Актив» Директор ООО «Пассив»

/Иванов А.Г./ /Сидоров Р.Г./

Этот акт оформите по каждому покупателю и поставщику в двух экземплярах. Первый экземпляр оставьте в бухгалтерии, второй направьте фирме, с которой производилась сверка.

Как оформить акт инвентаризации

Для акта инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами есть специальная форма № ИНВ-17. Как заполнить этот документ, написано в бераторе «Первичные документы» на странице IX/02/06.

Как отразить результаты инвентаризации

По результатам инвентаризации выявите долги, по которым истек срок исковой давности. Спишите их на прочие доходы (если должны вы) или на прочие расходы (если долг перед вами).

Для списания долга руководитель должен составить приказ.

Как составить приказ на списание долга покупателя и отразить эту операцию в учете, написано в июньском номере нашего журнала.

Приказ о списании своего долга составьте в произвольной форме. Например, он может выглядеть так:

ЗАО «Актив»

Приказ

от 31 декабря 2002 г. № 3112/2202

О списании просроченной кредиторской задолженности

На основании Акта инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками от 31 декабря 2002 г. приказываю списать задолженность с истекшим сроком исковой давности перед ООО «Дельта» в сумме 12 000 рублей.

Генеральный директор /Иванов А.Г./

ЗАО «Актив»

Свой долг спишите такой проводкой:

Дебет 60, 76 Кредит 91-1

– списана задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Как отразить реформацию баланса

После того как вы проверите остатки по всем счетам, проведите реформацию баланса. В бухучете отразите ее 31 декабря 2002 года.

Реформация баланса – это закрытие по итогам года следующих счетов:

– 90 «Продажи»;

– 91 «Прочие доходы и расходы»;

– 99 «Прибыли и убытки».

Сальдо по субсчетам этих счетов на 1 января 2003 года должно быть равно нулю.

Как закрыть счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»

Данные по субсчетам этих счетов вы отражали нарастающим итогом с начала 2002 года. В результате на 31 декабря на них есть остатки. Спишите их на субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

Как это сделать, расскажет пример.

Пример 2. В учете ЗАО «Актив» на 31 декабря 2002 года числятся остатки по таким субсчетам:

– по кредиту 90-1 «Выручка» – 600 000 руб.;

– по дебету 90-2 «Себестоимость продаж» – 300 000 руб.;

– по дебету 90-3 «НДС» – 100 000 руб.;

– по кредиту 91-1 «Прочие доходы» – 50 000 руб.;

– по дебету 91-2 «Прочие расходы» – 120 000 руб.

Реформацию счетов 90 и 91 бухгалтер «Актива» отразил так:

Дебет 90-1 Кредит 90-9

– 600 000 руб. – закрыт субсчет 90-1 по окончании года;

Дебет 90-9 Кредит 90-2

– 300 000 руб. – закрыт субсчет 90-2 по окончании года;

Дебет 90-9 Кредит 90-3

– 100 000 руб. – закрыт субсчет 90-3 по окончании года;

Дебет 91-1 Кредит 91-9

– 50 000 руб. – закрыт субсчет 91-1 по окончании года;

Дебет 91-9 Кредит 91-2

– 120 000 руб. – закрыт субсчет 91-2 по окончании года.

Как закрыть счет 99 «Прибыли и убытки»

После окончания года начислите налог на прибыль:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– начислен налог на прибыль по итогам года.

После этого на счете 99 «Прибыли и убытки» может образоваться кредитовый или дебетовый остаток. В первом случае по итогам года фирма получила прибыль, во втором – убыток.

Прибыль отразите так:

Дебет 99 Кредит 84

– отражена чистая прибыль фирмы по итогам года.

Убыток спишите так:

Дебет 84 Кредит 99

– отражен убыток по итогам года.

Пример 3. Воспользуемся данными примера 2. По итогам 2002 года налог на прибыль «Актива» равен 40 000 руб.

Чистая прибыль фирмы по итогам 2002 года будет равна:

600 000 руб. – 100 000 руб. – 300 000 руб. + 50 000 руб. – 120 000 руб. – – 40 000 руб. = 90 000 руб.

Бухгалтер «Актива» счет 99 «Прибыли и убытки» закрыл так:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 40 000 руб. – начислен налог на прибыль;

Дебет 99 Кредит 84

– 90 000 руб. – отражена чистая прибыль за 2002 год.

С. ШИЛКИН,
эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ.

На сайте Федерального казначейства размещены контрольные соотношения для показателей бухгалтерской отчетности (и отчетность), отражены контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Приведем контрольные соотношения для проверки заполнения:

  • справки (ф. 0503710):
  • справки (ф. 0503110):

Строка

Графа

Соотношение

Строка

Графа

*

=

*

*

=

*

*

=

*

*

=

*

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Невыполнение госзадания.

В соответствии с п. 6 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей, характеризующих объем и качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

В пункте 46 Положения № 640 предусмотрен следующий порядок возврата субсидии при невыполнении госзадания:

  1. Если на основании отчета о выполнении госзадания показатели объема, указанные в отчете, меньше показателей, установленных в госзадании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то средства субсидии подлежат перечислению в бюджет в объеме, соответствующем недостигнутым показателям, и учитываются в порядке, определенном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.

  2. Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в бюджет, осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме, предусмотренной соглашением о предоставлении субсидии. Примерная форматакого расчета приведена в приложении 2 к Типовой форме соглашения о предоставлении субсидии федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденной Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 198н.

  3. Федеральные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет субсидии в объеме недостигнутых показателей не позднее 1 мая текущего финансового года.

При расчете объема субсидии, подлежащей возврату, необходимо учитывать следующее:

  • формулы для расчета объема остатков субсидии, образовавшихся в связи с недостижением показателей госзадания и подлежащих возврату в бюджет, приведены в Письме Минфина РФ от 05.02.2016 № 02-01-09/5870;

  • объем субсидии по госзаданию, подлежащей возврату в бюджет, определяется на основании значений нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема госзадания по каждой государственной услуге (работе). Кроме того, при расчете следует учитывать возможные отклонения показателей, в пределах которых госзадание считается выполненным (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 № 02-01-09/20628);

  • если фактический объем отдельных оказанных услуг (выполненных работ) выше, чем это предусмотрено в госзадании, то сумма превышения не учитывается при расчете объема остатка субсидии, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-01-09/20629).

В бухгалтерском учете возврат остатков субсидии отражается следующими бухгалтерскими записями (п. 150, 158, 133 Инструкции № 174, п. 178, 180, 161 Инструкции № 183н):

Дебет

Кредит

Начислена бюджетными (автономными) учреждениями задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий на госзадание, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания

4 401 40 131

4 303 05 731

Погашена задолженность по возврату остатков субсидии

4 303 05 831

4 201 11 610

Согласно государственному заданию, утвержденному для ГБУ «Физкультурно-оздоровительный комплекс», количество привлеченных лиц должно составить 1 100 человек (показатель, характеризующий объем государственной работы «Организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения») с учетом возможного отклонения в 10 %. Утвержденный объем нормативных затрат на выполнение такой работы равен 337 700 руб. (307 руб. – затраты на единицу работы на одно привлеченное лицо). Фактический объем работы согласно отчету о выполнении госзадания составил 900 человек.

По другим государственным услугам (работам), включенным в госзадание, показатели, характеризующие объем и качество услуг (работ), достигнуты полностью. Возврат средств в бюджет осуществляется за счет общего объема остатков субсидии на госзадание, возникшего по окончании года и составляющего 50 000 руб.

Рассчитаем объем субсидии, подлежащей возврату в связи с недостижением показателей, установленных в госзадании.

Для начала определим возможное отклонение показателя по выполняемой работе, в пределах которого госзадание считается выполненным. Оно составляет 110 чел. (1 100 чел. x 10 %). С учетом возможного отклонения невыполненный объем государственной работы равен 90 чел. (1 100 — 110 — 900).

Исходя из нормативных затрат на одно привлекаемое лицо учреждению спорта необходимо вернуть в бюджет 27 630 руб. (90 чел. x 307 руб./чел.).

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена задолженность по возврату субсидии на госзадание в связи с недостижением установленных показателей

4 401 40 131

4 303 05 731

27 630

Погашена задолженность за счет общего остатка субсидии на госзадание

4 303 05 831

4 201 11 610

Забалансовый счет 18 (статья 610 КОСГУ*)

27 630

* Статья применяется в соответствии с п. 14.1 Порядка № 209н.

Разницу между общим неиспользованным остатком субсидии на госзадание и остатком, образовавшимся в связи с недостижением показателей госзадания, в сумме 22 370 руб. (50 000 — 27 630) учреждение вправе использовать в очередном году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

  • «Порядок учета бюджетных обязательств»;
  • «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *