Расчёт заработной платы водителей и кондукторов
Одним из наиболее простых способов начисления зарплаты водителей автомобилей является повремённая форма оплаты труда с использованием тарифных ставок.
Тарифными ставками регулируется уровень оплаты труда в зависимости от их квалификации, условий и интенсивности труда. Тарифные ставки водителей грузовых автомобилей устанавливаются в зависимости от классификации автомобилей по назначению:
I — бортовые автомобили общего назначения;
II — специализированные и специальные автомобили, самосвалы, фургоны, цистерны, автокраны, тягачи с прицепами и полуприцепами, а также газобаллонные автомобили;
III — подметально-уборочные автомобили, автомобили по перевозке мусора и других грузов, оказывающих вредное воздействие на организм водителя.
Тарифные ставки водителей автомобилей каждой группы дифференцированы в зависимости от грузоподъёмности автомобилей (табл.2.4).
Тарифные ставки водителей автобусов каждой группы дифференцированы в зависимости от габаритных размеров автобусов и количества посадочных мест (табл.2.5).
Оплата труда кондукторов производится в зависимости от класса их квалификации. Установлены два класса квалификации кондукторов: 1-ый класс присваивают кондукторам, проработавшим безупречно более 1-го года в качестве кондуктора 2-го класса, хорошо
Таблица 2.4
Часовые тарифные ставки водителей грузовых автомобилей 3-го класса при 8-ми часовом рабочем дне, руб.
Группы автомобилей | Часовые тарифные ставки ТС, руб. | |||
I | II | III | Одиночные автомобили | Автомобили с прицепом |
до 1,5 т | до 0,5 т | — | 49,5 | 59,4 |
от 1,5 до 3 т | от 0,5 до 1,5 т | до 0,5 т | 51,2 | 61,4 |
от 3 до 5 т | от 1,5 до 3 т | от 0,5 до 1,5 т | 53,9 | 64,7 |
от 5 до 10 т | от 3 до 5 т | от 1,5 до 3 т | 59,6 | 71,5 |
от 10 до 20 т | от 5 до 10 т | от 3 до 5 т | 65,9 | 79,1 |
от 20 до 40 т | от 10 до 20 т | от 5 до 10 т | 72,9 | 87,5 |
свыше 40 т | от 20 до 40 т | от 10 до 20 т | 80,7 | 96,8 |
Таблица 2.5
Часовые тарифные ставки водителей автобусов 3-го класса при
знающим маршрут движения автобусов данного предприятия и тарифную плату за проезд пассажиров и провоз багажа, обеспечивающим высокую культуру обслуживания и систематическое выполнение плана. Для дальнейших расчётов часовые тарифные ставки ТС, руб., для кондукторов 1-го и 2-го класса можно принять, соответственно, 45 и 40 руб.
Месячный план выручки кондукторов определяется как сумма сменно-суточных заданий, которые устанавливаются следующим образом. Работа автобусов на линии строится по отдельным маршрутам на основе линейного плана эксплуатации. Для каждого маршрута, по данным обследования пассажиропотока и результатов анализа выполнения плана перевозок за предшествующий период, устанавливается план перевозок пассажиров и в соответствии с ним определяется величина дохода. Годовой план доходов распределяется по кварталам, месяцам, дням с учётом сезонных колебаний и напряжённости пассажиропотоков по дням недели и другим характерным особенностям маршрута. Дневной план по маршруту доводится в виде сменно-суточного задания до каждого водителя и кондуктора в соответствии с режимом их работы.
Для дифференцированной оплаты труда водителей автомобилей используют систему надбавок и доплат. Водителям грузовых автомобилей и автобусов начисляется ежемесячная надбавка за классность в процентах от тарифной ставки водителя за фактически отработанное время в следующем размере: водителям второго класса — 10%, первого — до 20%. При неполном месяце работы надбавка за классность определяется пропорционально отработанному времени, оплаченному по тарифным ставкам. Водителям автобусов при работе без кондуктора (при условии выполнения обязанностей кондуктора) может дополнительно выплачиваться сумма в размере до 3% от сданной выручки за проданные билеты.
Кроме этого, водителям автомобилей выплачивают премию за экономию автомобильного топлива против установленных норм расхода в размере до 75% стоимости сэкономленного топлива и премию за увеличение пробега новых и восстановленных шин в размере до 30% для водителей легковых автомобилей и 40% для водителей остальных автомобилей от суммы экономии эксплуатационных расходов . За увеличение пробега шин, восстановленных методом наложения протектора, премию водителям начисляют в размере 25% от суммы экономии эксплуатационных расходов.
Водителям первого и второго классов за руководство стажёрами в период прохождения ими стажировки на автомобилях также производится в размере до 10-15% от часовой тарифной ставки.
Руководителям предприятий предоставлено также право для водителей и кондукторов автобусов, работающих на городских, пригородных и междугородных линиях, с их согласия, рабочий день разделять на две смены с доплатой до 30% тарифной ставки за отработанное время.
За руководство бригадой производится доплата в размере 10% при составе бригады от 5 до 10 человек и в размере 15% тарифной ставки водителя-бригадира за фактически отработанное время при составе бригады свыше 10 человек. Конкретные условия доплаты устанавливаются руководителями АТП по согласованию с профсоюзной организацией с учётом характера и дальности перевозок.
Таким образом, годовой фонд оплаты труда водителей (кондукторов), руб., определяется по формуле:
, (2.37)
При сдельной оплате труда заработная плата водителям начисляется по установленным расценкам за единицу выполненной работы и стимулирует материальную заинтересованность работника в увеличении производительности труда.
Общую сумму заработной платы водителей , руб., при сдельной системе оплаты труда определяют как сумму произведения сдельной расценки за 1 т перевезённого груза РТ на количество перевезённых тонн Q и сдельной расценки за 1 т.км РТКМ на количество выполненных т.км W, т.е.
, (2.38)
Сдельные расценки за время простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой 1 т груза и на 1 т.км
определяются умножением минутной тарифной ставки водителя автомобиля СЧ данного типа и грузоподъёмности соответственно на нормы времени погрузки и разгрузки 1 т груза НТ (формула 2.40) и НТ.КМ (формула 2.41):
или
, (2.39)
Для оплаты труда водителей по сдельной системе могут быть использованы единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки. На предприятиях грузового автомобильного транспорта рекомендуется утверждать местные нормы с учётом конкретных условий эксплуатации.
Норма времени погрузки-разгрузки на 1 т груза определяется следующим образом:
, (2.40)
Норма времени на 1 т.км рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
, (2.41)
где VH — расчётная норма пробега (техническая скорость грузового автомобиля по соответствующей группе дорог), км/ч; g — грузоподъёмность автомобиля, т.; =0,5 — коэффициент использования грузоподъёмности; = 0,5 — коэффициент использования пробега.
Расчётные нормы пробега VH при расчёте норм на 1 т.км рекомендуется принимать следующим образом: при работе за городом в соответствии с табл.2.6; при работе в городе, независимо от типа дорожного покрытия: для автомобилей и автопоездов грузоподъёмностью до 7 т (автоцистерны до 6 тыс.л) — 25 км/ч, грузоподъёмностью свыше 7 т (автоцистерны до 6 тыс.л) — 24 км/ч .
При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары (контейнеров) к расценкам за 1 т.км принимается поправочный коэффициент в размере от 0,5 до 1,0 за тонно-километры, выполненные в обратном направлении. При перевозке грузов на автомобилях-фургонах нормы времени могут быть увеличены не более чем на 10%; при перевозке грузов, требующих особую осторожность и пересчёта, нормы времени увеличивают, но не более чем на 25%. При работе тягача с прицепом нормы времени на 1 т.км применяются с поправочным коэффициентом, равным 1,2 .
Таблица 2.6
Приложение 10
к Постановлению
Главы Администрации г. Хабаровска
от 9 октября 1995 г. N 4134
Часовые тарифные ставки для рабочих автомобильного транспорта
1. Водители грузовых автомобилей
Грузоподъемность | Бортовые автомобили и автомобили- фургоны общего назначения |
Специализированные и специальные автомобили: самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные, технической помощи, снегоочистительные поливо-моечные, подметально- уборочные, автокраны, автопогрузчики и др.; седельные тягачи с полуприцепами и балластные тягачи с прицепами |
Автомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, трупов, безводного аммиака, аммиачной воды, гниющего мусора, ассенизационных грузов |
1 | 2 | 3 | 4 |
до 0,5 | — | 834 | 861 |
свыше 0,5 до 1,5 | 834 | 861 | 900 |
свыше 1,5 до 3 | 861 | 900 | 953 |
свыше 3 до 5 | 900 | 953 | 993 |
свыше 5 до 7 | 953 | 993 | 1046 |
свыше 7 до 10 | 993 | 1046 | 1125 |
свыше 10 до 20 | 1046 | 1125 | 1245 |
свыше 20 до 40 | 1125 | 1245 | 1377 |
свыше 40 до 60 | 1245 | 1377 | — |
свыше 60 до 100 | — | 1523 | — |
свыше 100 до 140 | — | 1735 | — |
свыше 140 | — | 1986 | — |
2. Водители легковых автомобилей
/———————————————————————\ | Класс автомобилей | Рабочий объем | Часовые тарифные | | | двигателя | ставки (руб.) | | | (в литрах) | | |————————+———————-+———————| |Особо малый и малый | до 1,8 | 834 | |————————+———————-+———————| |Средний | свыше 1,8 до 3,5 | 861 | |————————+———————-+———————| |Большой | свыше 3,5 | 900 | \———————————————————————/
3. Водители автобусов (в том числе специальных)
/———————————————————————-\ | Класс автобуса | Габаритная длина | Часовые тарифные | | | автобусов (м) | ставки (руб.) | |————————+————————+———————| |Особо малый | до 5 | 874 | |————————+————————+———————| |Малый | а) свыше 5 до 6,5 | 914 | | | б) свыше 6,5 до 7,5 | 1020 | |————————+————————+———————| |Средний | свыше 7,5 до 9,5 | 1125 | |————————+————————+———————| |Большой | а) свыше 9,5 до 11 | 1245 | | | б) свыше 11 до 12 | 1311 | | | в) свыше 12 до 15 | 1377 | | | г) свыше 15 до 18 | 1444 | | | д) свыше 18 | 1523 | \———————————————————————-/
Примечание:
1. Тарифные ставки водителей повышаются на автомобилях с прицепами (для водителей-повременщиков) до 20 процентов.
2. Водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачивается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2 класса — 10 процентов; водителям 1 класса — 25 процентов установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.
3. Руководители предприятий по согласованию с профсоюзными комитетами могут:
а) устанавливать работникам, занятым на перевозках и других работах по обслуживанию населения, для которых с их согласия вводится рабочий день с разделением смены на части (с перерывом в работе свыше двух часов), доплату за отработанное время в эти дни в размере до 30 процентов тарифной ставки (оклада) или сдельного заработка. Время внутрисменного перерыва в рабочее время не включается;
б) вводить ненормированный рабочий день с доплатой до 25 процентов месячной тарифной ставки за отработанное время для водителей легковых автомобилей. Водителям легковых автомобилей с ненормированным рабочим днем доплата за работу в ночное время производится на общих основаниях.
4. Часовые тарифные ставки рабочих автомобильного транспорта установлены в соответствии с отраслевым тарифным соглашением на 1995 — 96 гг., исходя из месячной тарифной ставки рабочего основной профессии жилищного хозяйства (слесаря-сантехника) 1 разряда 132000 руб. х 0,9 = 118800 руб. (тарифная ставка действует с 1 апреля 1995 г.) и Приказом МЖКХ РСФСР от 05.12.86 N 505.