ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ЕЕ ЗАДАЧИ

Основы государственной системы стандартизации (ГСС).

Правовые основы стандартизации. Основные положения ГСС. Российские организации по стандартизации. Международные организации по стандартизации.

Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандартизация как деятельность направлена на достижение следующих целей:

— безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

— безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

— обороноспособности и мобильной готовности страны;

— технической и оборонной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

— единства измерений;

— качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

— экономии всех видов ресурсов.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.

Законодательство РФ о стандартизации состоит из Федерального закона «О техническом регулировании», применяемых в соответствии с ним иных федеральных законов и нормативных актов РФ. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну. Если международным договором РФ в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены основным Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Для усиления роли стандартизации в научно-техническом прогрессе, повышения качества продукции и экономичности ее производства разработана Государственная система стандартизации (ГСС). В настоящее время проводится работа по формированию нового комплекса национальных стандартов Российской национальной системы стандартизации (РНСС).

В нее войдут основные стандарты Государственной системы стандартизации. РНСС представляет собой комплекс взаимоувязанных правил и положений, определяющих:

— цели и задачи стандартизации;

— структуру органов и служб стандартизации, их права и обязанности;

— организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства РФ;

— порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением.

Принципиально новым в РНСС, имеющим важное значение для повышения качества продукции, является внедрение стандартизации на всех этапах производства, начиная от сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов и кончая готовыми изделиями и их утилизацией.

Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России, который согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. № 312 уполномочен в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» исполнять функции национального органа Российской Федерации по стандартизации).

Работы по стандартизации в области строительства организует Госстрой РФ. Другие органы государственного управления организуют деятельность по стандартизации в пределах их компетенции.

На современном этапе главным направлением деятельности Госстандарта РФ в рамках РНСС должны стать вопросы регулирования безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, гармонизации отечественных стандартов с международными и зарубежными аналогами, сохранение и ускорение общего нормативного пространства СНГ, выполнение условия присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Руководство стандартизацией Госстандарт России осуществляет непосредственно или через научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и опытно-экспериментальные базы этих институтов, межобластные и областные центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ) и ряд других.

На предприятиях организуется самостоятельный конструкторско-технологический или научно-исследовательский отдел (бюро, лаборатория) стандартизации, который подчиняется главному инженеру и выполняет все работы по стандартизации.

При разработке отечественных стандартов учитываются рекомендации международных организаций по стандартизации. Головной международной организацией в области стандартизации является ИСО. Цель ИСО – содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

Органами ИСО является Генеральная ассамблея, Совет, комитеты Совета, Исполнительное бюро, Центральный секретариат, технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы.

По вопросам стандартизации ИСО сотрудничает со многими международными организациями, такими как Международная электротехническая комиссия (МЭК), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии, Международная организация законодательной метрологии, Европейская экономическая комиссия ООН и др.

В работе технических органов ИСО, по оценке экспертов, по рассмотрению документов ежегодно участвуют примерно 2500 российских специалистов.

Участие нашей страны в деятельности ИСО способствует гармонизации следующих основных вопросов:

— приведение отечественных нормативно-технических документов в соответствие с международными стандартами и тем самым расширение экспортных возможностей всех отраслей народного хозяйства;

— использование прогрессивного зарубежного опыта в отечественных работах по стандартизации с целью сокращения средств и времени на проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке соответствующих стандартов;

— отстаивание интересов отечественной промышленности в технических комитетах ИСО.

Научная база стандартизации. Работы, выполняемые при стандартизации. Категории и виды стандартов.

Работы, выполняемые при стандартизации. Принципы, определяющие научно-техническую организацию работ по стандартизации. Категории и виды стандартов. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов.

Основные работы, выполняемые при стандартизации:

— систематизация объектов, явлений или понятий;

— кодирование и классификация технико-экономической информации;

— унификация и симплификация деталей, сборочных единиц, узлов, агрегатов , машин, приборов;

— типизация конструкций, изделий и технологических процессов;

— агрегатирование машин и других изделий.

Систематизация преследует цель расположить объекты стандартизации в определенном порядке, удобном для пользования.

Порядок проведения работ по классификации и кодированию информации регламентирован комплексом государственных стандартов «Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» (ЕСКК ТЭИ). ЕСКК ТЭИ устанавливает состав и содержание работ по созданию классификаторов технико-экономической информации, поддержанию их в актуальном состоянии путем внесения изменений, а также порядок разработки классификаторов и их практического применения.

В зависимости от уровня утверждения и сферы применения разрабатываются классификаторы следующих категорий:

— общероссийские (ОК);

— отраслевые;

— предприятий (объединений, организаций, ассоциаций и т.д.).

Эффективность работ по унификации и стандартизации характеризуется ее уровнем. Под уровнем унификации и стандартизации изделий понимают насыщенность их соответственно унифицированными или стандартными составными частями (деталями, узлами, механизмами).

Ограничительное направление унификации в мировой практике получило название симплификации. При симплификации обычно исключают разновидности изделий, их составных частей, которые не являются необходимыми. В объекты симплификации обычно не вносят какие-либо технические новшества.

При типизации не только анализируют уже существующие типы и типоразмеры изделий, но и разрабатывают новые, перспективные, учитывающие достижения науки и техники и развитие промышленности.

При агрегатировании стремятся, чтобы из минимального числа типоразмеров агрегатов можно было создать максимальное число компоновок оборудования. Внедрение принципов агрегатирования возможно во всех отраслях машиностроения и приборостроения.

Стандартизация как наука и вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – научно-технических принципах и методах разработки стандартов. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.

Для обеспечения высокого качества и эффективности стандартов необходимо на стадии их разработки выполнять следующие обязательные научно-технические принципы стандартизации:

— принцип системности;

— принцип обеспечения функциональной взаимозаменяемости;

— научно-исследовательский принцип;

— принцип предпочтительности;

— принцип прогрессивности и оптимизации стандартов;

— принцип взаимоувязки стандартов;

— принцип минимального расхода материалов.

Научно-технические принципы стандартизации относятся к методическим основам стандартизации и способствуют эффективной разработке стандартов. Показатели, нормы, характеристики и требования, устанавливаемые стандартами, должны соответствовать мировому уровню науки, техники и производства, учитывать тенденцию развития стандартизуемых объектов. Необходимо, чтобы показатели качества учитывали не только эффективность нового (повышенного) качества продукции, но и затраты на ее изготовление, материал и эксплуатацию, т.е. должен быть получен максимальный экономический эффект при минимальных затратах. Достижению этой цели способствуют методы опережающей и комплексной стандартизации.

Руководство ИСО/МЭК рекомендует следующие разновидности нормативных документов: стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты (технические регламенты), положения.

Стандарты бывают международными, национальными. По существующим нормам стандартизации стандарты периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.

Стандарты, документы технических условий и своды правил – рекомендательные нормативные документы. Обязательный характер носит регламент. Регламент – это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандартизации, как в случае других нормативных документов. Разновидность регламентов – технический регламент – содержит технические требования к объекту стандартизации.

Руководство 2 ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартизации, представляет следующие возможные виды стандартов: основополагающий стандарт, терминологический стандарт, стандарт на методы испытаний, стандарт на продукцию, стандарт на процесс, стандарт на услугу, стандарт на совместимость, стандарт с открытыми значениями.

Российская система стандартизации, опираясь на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации.

К нормативным документам по стандартизации в РФ относятся:

— технические регламенты (ТР);

— национальные стандарты (ГОСТ Р, ОСТ);

— стандарты предприятий и организаций (ТУ, СТП, СТО);

— международные стандарты.

Перечисленные нормативные документы принимаются (утверждаются) на разных уровнях управления хозяйственной деятельностью. По этому признаку различают категории стандартов РФ. Так, технический регламент (ТР) — документ принятый международным договором РФ, ратифицированный в порядке, утвержденном законодательством РФ, или федеральным законом, или Указом Президента РФ, или Постановлением Правительства РФ, устанавливает обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования.

Национальные стандарты – стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. Они применяются как признанные обществом, но добровольные для использования. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Государственные стандарты (ГОСТ Р) устанавливают преимущественно на продукцию массового и крупносерийного производства, изделия, прошедшие государственную аттестацию, экспортные товары, а также на нормы, правила, требования, понятия, обозначения и другие объекты межотраслевого применения, которые необходимы для обеспечения оптимального качества продукции, единства и взаимосвязи различных отраслей науки, техники, производства и др.

Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации в соответствии с заданными планами государственной стандартизации Российской Федерации, программами работ технических комитетов и договорами на разработку стандартов.

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают в случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты РФ или при необходимости установления требований, превышающих требования ГОСТ Р.

ОСТы применяются на добровольной основе организациями данной отрасли, а также предприятиями и организациями других отраслей, применяющих или потребляющих продукцию данной отрасли.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия, организации и другие субъекты хозяйственной деятельности, когда государственный или отраслевой стандарт создавать нецелесообразно или необходимо дополнить или ужесточить те требования, которые установлены в существующих ГОСТах или ОСТах.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатывают и утверждают предприятия и объединения на создаваемые и применяемые только на данном предприятии продукцию, процессы и услуги.

В зависимости от специфики предприятия (организации) специалисты по стандартизации могут работать в конструкторском, технологическом, научно-исследовательском, метрологическом, инновационном подразделениях, отделе технического контроля качества либо в специальном отделе стандартизации. Любое из перечисленных подразделений призвано осуществлять организационно-методическое и научно-техническое руководство работами по стандартизации на предприятии (в организации), а также непосредственно проводить эти работы.

Стандарты общественных объединений, научно-технических и инженерных обществ (СТО) разрабатывают и утверждают, как правило, на принципиально новые виды продукции, услуг или процессов, передовые методы контроля, измерений, испытаний и анализа, а также на нетрадиционные технологии и принципы управления производством.

СТО, как и ОСТ и СТП, не должны противоречить российскому законодательству, а если их содержание касается аспекта безопасности, то проекты этих стандартов должны быть согласованы с органами государственного надзора.

При разработке всех типов отечественных стандартов учитывают рекомендации международных организаций по стандартизации. На основе ИСО создаются национальные стандарты, их используют также для международных экономических связей. После утверждения международному стандарту присваивается индекс, номер стандарта и год утверждения или пересмотра (например, ИСО/ Р 1999).

Как и в мировой практике, в России действует несколько видов стандартов, которые отличаются спецификой объекта стандартизации:

— общие технические регламенты;

— специальные технические регламенты;

— основополагающие стандарты;

— стандарты на продукцию (услуги);

— стандарты на работы (процессы);

— стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) и др.

В общей системе управления качеством продукции в стране особое место занимает контроль и надзор за соблюдением требований всех категорий стандартов.

Надзор за внедрением и соблюдением требований технических регламентов и стандартов осуществляется Госстандартом России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ

Контрольные вопросы к части «Стандартизация»

1. Перечислите цели и задачи стандартизации и поясните на примерах.

2. Перечислите законодательную и нормативную базу стандартизации.

3. С какой целью введена ГСС и проведение каких работ по стандартизации он регламентирует?

4. Перечислите основные стандарты ГСС.

5. Перечислите основные цели и задачи Госстандарта РФ. Какие основные функции выполняют технические комитеты Госстандарта России?

6. Какие ведущие международные организации по стандартизации вы знаете?

7. Какие службы по стандартизации функционируют на предприятиях и какие нормативные документы они разрабатывают?

8. Объясните суть государственного надзора за внедрением и исполнением стандартов.

9. Приведите примеры категорий и видов стандартов и опишите условия их применения.

10. Какие организации созданы в России для участия в работе с ИСО? Перечислите их основные функции.

11. Объясните сущность принципа системности.

12. На какие методы стандартизации распространяется принцип обеспечения функциональной взаимозаменяемости?

13. Дайте определение комплексной стандартизации.

14. Что предусматривает Единая система технической документации?

15. В чем состоит суть опережающей стандартизации?

16. Что такое систематизация объектов?

17. Что представляет собой кодирование информации?

18. Какие основные методы классификации объектов вы знаете?

19. Какие вы знаете категории классификаторов?

20. Дайте определение типизации конструкций изделия и технологического процесса.

Тесты к части «Стандартизация»

1. Цели стандартизации:

— установление обязательных норм и требований;

— установление рекомендательных норм и требований;

— устранение технических барьеров в международной торговле.

2. Обязательный для выполнения нормативный документ — это:

— национальный (государственный) стандарт;

— технический регламент;

— стандарт предприятия.

3. Международные стандарты могут применяться в России:

— после введения требований международного стандарта ГОСТ Р;

— до принятия в качестве ГОСТ Р.

4. Организация и принципы стандартизации в РФ определены:

— законом «О защите прав потребителей»;

— законом «О техническом регулировании»;

— постановлениями Правительства РФ;

— приказами Госстандарта РФ.

5. К функциям ТК по стандартизации относится:

— определение концепции стандартизации в отрасли;

— участие в международной стандартизации;

— привлечение предприятий (организаций) к обязательному участию в стандартизации.

6. Госнадзор контролирует на предприятии:

— соблюдение требований государственных стандартов;

— соблюдение обязательных требований государственных стандартов;

— сертифицированную продукцию.

7. К приоритетным задачам, связанным с совершенствованием стандартов в РФ, отнесены:

— развитие экспорта товаров;

— утилизация отходов;

— охрана труда;

— контроль качества продукции.

8. Для вступления России в ВТО необходимо:

— создать и ввести в действие информационный центр по стандартизации;

— гармонизировать национальную систему стандартизации с народными правилами;

— создать национальный орган по стандартизации.

9. Объектами стандартизации услуг в РФ признаны:

— показатели качества (характеристики) услуг;

— ассортимент услуг;

— терминология;

— системы обеспечения качества услуг.

10. Международные стандарты ИСО для стран-участниц имеют статус:

— обязательный;

— рекомендательный.

Чем ГОСТ отличается от ОСТ?

ОСТ — это стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли. Такие стандарты разрабатываются в тех сферах деятельности, где ГОСТы отсутствуют, либо их требования нуждаются в уточнении. Таким образом, основное отличие между данными понятиями заключается в сфере их действия. Если положения и требования ГОСТа обязательны для всех участников рынка, то ОСТ распространяется лишь на конкретную отрасль деятельности и смежные с ней сегменты. ОСТ принимается отраслевым государственным органом.

Чем отличается ГОСТ от ТУ?

В процессе перехода экономики к рыночным отношениям были введены ТУ (технические условия), целью которых стало регламентировать производство товаров, которые не попадали под действие ГОСТа. ТУ разрабатываются предпринимателями-производителями и являются их собственностью. Требования, установленные ТУ, не могут противоречить обязательным требованиям ГОСТов, распространяющихся на данную продукцию. Как правило, технические условия представляют собой уточнения к государственным стандартам по тем данным, которые недостаточно описаны.

ТУ разрабатываются в том случае, когда необходимо внести изменение в уже существующую технологию производства, либо в состав продукта, для обеспечения его индивидуальности на рынке или по причинам, связанным с особенностями его производства.

Чем ГОСТ отличается от технического регламента?

В 2003 году в России был принят закон «О техническом регулировании», который определяет понятие технического регламента с целью защиты жизни или здоровья граждан, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент устанавливает обязательные условия хранения, перевозки, реализации товаров. Основное отличие ГОСТа от технического регламента состоит в том, что первый характеризуется количественными параметрами выпускаемой продукции, а второй — условиями использования готового изделия. Обязательное применение того или иного ГОСТа или отдельного его раздела (положения) указывается в техническом регламенте.

Правительство перевело около трети строительных нормативов в разряд рекомендаций
Moscow-Live.ru / Вячеслав Акишин

Глава правительства Михаил Мишустин подписал постановление о переводе почти трети действующих строительных требований в разряд рекомендаций. О подписании документа сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий строительную отрасль. «Могу сказать, что на сегодняшний день постановление правительства подписано председателем правительства, в ближайшие дни будет опубликовано. Это означает, что 30% всех нормативов — ГОСТов, СНИПов, сводов правил — будут носить рекомендательный характер», — приводит слова Хуснуллина «Интерфакс».

До этого чиновник говорил, что кабмин намерен сделать рекомендательной существенную часть технических требований, ГОСТов и регламентов, касающихся строительной отрасли.

Напомним, в середине мая президент России Владимир Путин потребовал от правительства навести порядок в ведении строительной документации, чтобы ускорить процессы сооружения различных объектов. Об этом он заявил, на совещании, посвященном открытии медцентров Минобороны в регионах.

«Я прекрасно отдаю себе отчет, что происходит в этой сфере, мы много раз это обсуждали, всякие СНиПы, «хрипы» и примазавшиеся к этому виду деятельности квазиучастники процесса — их нужно зачистить в конце концов, надо навести там порядок!» — заявил Путин.

В своем обращении к россиянам 23 июня Путин заявил о готовности правительства перевести около трети требований в строительстве в разряд рекомендаций.

В прошлом году президент уже выступал с похожими заявлениями, указывая на необходимость пересмотра строительных норм. «Нужно менять устаревшие различные правила и СНиПы и нужно решить вопрос с ценообразованием. Я с правительством это обсуждал, поручение есть у правительства, надеюсь, в ближайшее время будут сделаны предложения», — сказал тогда Путин на медиафоруме Общероссийского народного фронта, отметив, что часть таких норм появилась еще в 1930-е годы, а технологии и материалы с тех пор сильно изменились.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *