Полномочия УК многоквартирного дома или какие возможности у управляющей компании существуют по закону?

Законодательные акты

Организация работы управляющей компании регламентируется определенным количеством законодательных и нормативных актов и документов.

Нормативные акты и законы, регламентирующие деятельность управляющих компаний:

  1. Законом РФ №4218-1.
  2. Жилищным кодексом РФ.
  3. Постановлением Правительства №491.
  4. Постановлением Правительства №493.
  5. Постановлением Правительства №354.
  6. Конституцией РФ (ст. 29).

Помимо этого, в своей деятельности управляющие компании в обязательном порядке придерживаются Федеральных законов №52, №184, №69 и №2300-1. Это основные законы, регулирующие деятельность управляющих компаний.

Какие возможности у управляющей компании?

Сфера деятельности управляющей компании — жилищно-коммунального хозяйство, значит она является юридическим лицом.

УК заключает договор с собственниками квартир, на основании которого берет на себя самые разные обязанности.

Чем занимается управляющая компания:

  1. эксплуатация жилого дома.
  2. Осуществление ремонта МКД.
  3. Предоставление коммунальных услуг и взимание платы за них.
  4. Решение всех финансовых вопросов, связанных с содержанием многоквартирного дома.
  5. Предоставление всех необходимых отчетов.

По сути, ответ на вопрос о том, чем занимается управляющая компания ЖКХ прост. УК является лишь посредником между жильцами и теми организациями, которые способны обеспечить жилой дом всеми важными ресурсами.

Поэтому компания заключает большое количество договоров, составляет сметы и отчеты, и т.д. Это указывает на то, что УК работают специалисты, в том числе бухгалтера, юристы и т.д.

Далее о том, как работает управляющая компания ЖКХ, какие виды деятельности и полномочия управляющей компании существуют.

Виды деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ

Принцип работы управляющей компании ЖКХ основан на управлении многоквартирным домом, но не все жильцы понимают, что конкретно делает УК. Важно понимать, что управление не обходится без трех этапов:

  • получения информации об объекте управления;
  • анализа данных;
  • активных действий, направленных на создание положительных изменений.

Если рассматривать виды управления, то собственники квартир могут использовать свое право на управления МКД следующим образом:

  1. непосредственное управление. Главная задача – это сотрудничество с подрядными организациями для выполнения ремонтных и прочих работ.

    Такой способ достаточно эффективен в домах, в которых не более 50 квартир.

    Всеми организационными вопросами занимается представитель, а привлеченные ресурсоснабжающие организации заключают договора с каждым жильцом в отдельности.

  2. Гибридное управление. Собственники квартир также самостоятельно занимаются решением вопросов по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома, не прибегая к помощи управляющей компании.
  3. Эксплуатационное управление. Жильцы создают ТСЖ, которое на основании договора сотрудничает с УК или другими организациями.

Если есть необходимость привлекать УК, следует выбирать подходящую организацию из нескольких вариантов. Проще всего сделать выбор после проведения конкурса. Но если собственники не примут решения относительно способа управления МКД, за них это сделают муниципальные органы.

Владельцы недвижимости могут выбрать два способа сотрудничества с УК, исходя из собственных предпочтений:

  • передать организации весь объем услуг и ограничить свое участие в управлении МКД только контролем за ее деятельностью.
  • Разделить объем услуг между несколькими объединениями. Например, осуществление ремонтных работ оставить за ТСЖ или ЖК, а от УК требовать лишь предоставления коммунальных услуг.

Оба вида взаимодействия с управляющей компанией не противоречит законодательству. А в некоторых случаях наличие ТСЖ или другого объединения жильцов позволяет больше влиять на управление МКД и контролировать работу УК.

Основными принципами, которыми руководствуется управляющая компания во время осуществления своей деятельности, являются:

  • предоставление качественных услуг;
  • постоянная модернизация своей деятельности;
  • привлечение к работе опытных специалистов;
  • вся работа направлена на удовлетворение нужд жильцов.

Услуги, которые предоставляет УК, можно разделить в зависимости от сферы деятельности. Для содержания МКД компания выполняет следующее:

  1. собирает средства;
  2. борется с должниками;
  3. контролирует сохранность ресурсов и материалов;
  4. заключает договора с соответствующими организациями;
  5. занимается перерасчетом тарифов;
  6. собирает, анализирует, хранит техническую документацию.

Виды деятельности управляющей компании для содержания территории возле дома:

  • систематически осуществляет уборку;
  • занимается регулярным вывозом мусора;
  • контролирует техническую безопасность объектов, находящихся на придомовой территории (детских, спортивных площадок, автостоянок).

Помимо этого компания ведет учет жильцов, а также регулярно осматривает инженерное оборудование здания.

В некоторых случаях лицензия дает УК право предоставлять жильцам услуги за дополнительную плату:

  1. установка сантехнического оборудования;
  2. установка счетчиков;
  3. электромонтаж и плотницкие работы;
  4. оформление документации для жильцов.

Все эти и другие полномочия УК прописывают в договоре. Согласно стандартному соглашению организации обязаны выполнять следующее:

  • осуществлять ежедневную уборку территории;
  • вывозить мусор;
  • проводить текущий и капитальный ремонты;
  • мыть и дезинфицировать лестничные клетки, лифты;
  • проводить дезинсекцию подвалов и чердаков;
  • проверять техническое состояние вентиляции, системы отопления, водоснабжения, канализационных колодцев;
  • устранять недочеты и поломки всех систем или конструкций здания;
  • осуществлять сварочные работы;
  • готовить объект к зиме;
  • отчитываться перед жильцами;
  • предпринимать экстренные меры для устранения аварийных ситуаций.

Это основные пункты, которые должны быть в договоре между УК и собственниками для того, чтобы было осуществлено полноценное содержание дома. Но указывать дополнительные требования не запрещено, если они не противоречат действующему законодательству.

Полномочия УК многоквартирного дома

Перед тем, как было принято решение о создании управляющих компаний как способа управления многоквартирными домами, было немало других подобных организаций. Но если рассматривать полномочия таких объединений, становится ясно, что у УК они гораздо шире и объемнее.

В первую очередь это связано с техническим оснащением домов, повышением уровня комфорта и т.д. Поэтому и специалисты, работающие в таких компаниях, должны иметь соответствующее образование.

Справка: а чтобы осуществлять свою деятельность, УК должна получить лицензию, то есть разрешение государственных органов.

Полномочия управляющей компании в сфере ЖКХ:

  • представлять интересы жильцов перед ресурсоснабжающими организациями;
  • осуществлять свою деятельность в качестве единственного исполнителя;
  • представлять собственников квартир перед государственными органами.

Все полномочия, которыми обладает УК, указываются в договоре между ней и собственниками квартир.

Передача полномочий управляющей компании, ее механизм, должен быть прописан в ее Уставе.

Полномочия управляющей организации могут делегироваться представителю жильцов, например, ТСЖ или частному лицу.

И у представителя появляется возможность контролировать деятельность УК и распространять важную информацию среди остальных жильцов многоквартирного дома.

Как проверить деятельность?

От управляющей компании зависит качество жизни большого количества человек. Деятельность управляющих компаний ЖКХ может контролироваться жильцами, заключившими договор. Например, у них есть право:

  1. сменить компанию, если на нее было подано несколько жалоб или исков;
  2. требовать проведения для УК квалификационного экзамена;
  3. требовать предоставления единого стандарта платежей.

Другими словами, жильцы могут расторгнуть договор с компанией досрочно в одностороннем порядке.

Для того чтобы проверить то, как управляющая компания выполняет свои обязательства, можно использовать следующие способы:

  • поверять квитанции на квартплату;
  • официально запрашивать предоставления сметы;
  • привлекать для проверки документов не заинтересованных специалистов.

Теперь вы знаете каковы основные принципы работы управляющей компании. При обнаружении ошибок или мошеннических действий управляющей компании, необходимо обращаться в соответствующие инстанции. Это может быть жилинспекция, прокуратура, Роспотребнадзор или суд. Важно знать, что управляющую компанию можно привлечь к административной ответственности.

Деятельность управляющей организации и полномочия УК всегда должны основываться на нормативных актах и потребностях жильцов. Владельцы квартир оплачивают услуги таких организаций, поэтому имеют право знать, каким именно образом УК предоставляет свои услуги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Основные проблемы ЖКХ

Главная особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.

Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.

Проблемы ЖКХ

В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:

  1. Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
  2. Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
  3. Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
  4. Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
  5. Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
  6. Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
  7. Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
  8. Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.
  9. Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

    Растущие требования к современной инфраструктуре не соответствуют имеющимся мощностям устаревшей инженерной коммунальной системы.

  10. Дисбаланс потребностей и возможностей.
  11. Недостаточная конкуренция в сфере оказания коммунальных услуг, монополизация отдельных областей.
  12. Противоречивость правового регулирования отраслевого функционирования. Несовершенство нормативной базы в сфере поставщиков услуг.
  13. Проблемы отношений между заказчиками, подрядчиками и потребителями в правах, обязанностях сторон, системе взаимодействия.
  14. Незавершенность процесса приватизации недвижимости, препятствующая созданию ассоциаций собственников жилья.

Какие меры устранения проблем ЖКХ актуальны сегодня

Социальная поддержка незащищенным гражданам

Государство признало критическим состояние коммунальной сферы и жилищного фонда. В настоящее время политический курс направлен на привлечение частного бизнеса в ЖКХ, формирование условий для его развития.

Постепенно проводится пересмотр цен на оказание коммунальных услуг с проведением социальной поддержки самым незащищенным гражданам. Государство предпринимает попытки сдерживать цены на услуги ЖКХ.
Решению накопившихся проблем ЖКХ может помочь постепенная модернизация всей инфраструктуры отрасли, реализация отдельных проектов по оптимизации применения природных ресурсов и качества услуг.

Подсчитано, что требуется около полутора триллионов рублей инвестиций. Государство не предоставит их в полном объеме. Финансовые притоки возможны только в рыночных условиях на основе здоровой конкуренции для реализации проектов и программ развития.

Нужна обновленная правовая и экономическая платформа для создания финансовой привлекательности отрасли и освоения внебюджетных средств.

Прозрачные тарифы для населения

Компании и частные фирмы, приходящие на рынок ЖКХ, вместе с государством должны преодолевать трудности и риски по развитию отрасли. Требуется постоянная поддержка системы обновления, поиска решений и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях.

Варианты решений текущих проблем ЖКХ видятся в следующем:

  • совершенствование жилищной политики с установлением льгот и привлечением лучших компаний для работы в сфере ЖКХ;
  • установление прозрачных и оправданных тарифов для населения, порядка в ценообразовании;
  • внедрение комплексной реконструкции микрорайонов или кварталов;
  • создание системы стимулов и должных условий для экономии энергопотребления, рационального использования ресурсов, снижения энергоемкости производств;
  • обновление организационных и управленческих структур ЖКХ;
    техническое переоснащение системы ЖКХ, внедрение новых технологий в обслуживании жилищного фонда.

Инертность многих участников системы ЖКХ объясняется сложными внутренними порядками и боязнью рисков. На текущий период не завершена инвентаризация имущества ЖКХ, что препятствует объективной оценке отрасли.

Нужны общие усилия по наведению порядка и выходу на новый уровень комфортности в вопросах текущего жизнеобеспечения.

На сайте можно найти материалы по различным вопросам обслуживания жилого фонда и решения правовых проблем с недвижимостью в сфере ЖКХ. Консультации и индивидуальные решения можно получить онлайн или по горячему номеру телефона.

Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный. При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг. Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов. Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения. Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к. по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ. Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации. В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли. Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. . Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей . Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» , но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *