План мероприятий по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)

Согласно статье 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – это метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы.

Кому нужен план мероприятий при НМУ?

Обязанность по разработке и выполнению плана мероприятий в периоды НМУ закреплена в ст. 19 Федерального закона № 96-ФЗ (статья 19): при получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — субъект РФ), уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Информация о НМУ представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о НМУ, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

Загрязнение приземного слоя воздуха, создаваемое выбросами промышленных предприятий, тепловых электростанций, транспорта и других объектов зависит от метеорологических условий, поэтому необходимо заранее спрогнозировать такие условия и своевременно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу.

Для приема предупреждений о НМУ на объектах хозяйственной деятельности приказом руководителя назначаются ответственные лица, которые по факту поступления информации регистрируют ее в журнале для записи предупреждений (оповещений) о НМУ (форма журнала приведена в приложении 4 к РД 52.04.52-85) и сообщают содержание предупреждения всем подразделениям. При получении информации предприятия обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ в соответствии с согласованным планом мероприятий

Где согласовывается план НМУ

План мероприятий в периоды НМУ юридические лица представляют в уполномоченный орган (например, Департамент природных ресурсов). В состав пакета документов входят:

  • Заявление
  • Пояснительная записка с характеристикой производственного процесса
  • Перечень, технология мероприятий с обоснованиями
  • Приказ о назначении ответственного лица на период НМУ
  • Инвентаризация источников выбросов
  • Разрешение на выбросы ЗВ в атмосферу (при наличии)
  • Журнал НМУ
  • Доверенность

Департамент письменно уведомляет о согласовании либо об отказе в согласовании мероприятий примерно в течение 30 рабочих дней со дня представления материалов.

Штрафы за отсутствие плана при НМУ

1000-2000 руб. – штрафы для граждан

2000-5000 руб. – для должностных лиц

20000-100000 руб. – для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)

В качестве меры пресечения госинспектор может выписать предписание о приостановке выбросов ЗВ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.

Регулирование выбросов в период НМУ

Регулирование выбросов вредных веществ в атмосферу — их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.

При разработке мероприятий по регулированию выбросов следует учитывать вклад различных источников в создание приземных концентраций примесей. В каждом конкретном случае необходимо определить, на каких источниках следует сокращать выбросы в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.

При разработке мероприятий по кратковременному сокращению выбросов в периоды НМУ необходимо учитывать следующее:

  • мероприятия должны быть достаточно эффективными и практически выполнимыми;
  • мероприятия должны учитывать специфику конкретных производств. В связи с этим их следует разрабатывать главным образом непосредственно на предприятиях и в отраслевых институтах;
  • осуществление разработанных мероприятий, по возможности, не должно сопровождаться сокращением производства. Такое сокращение в связи с выполнением дополнительных мероприятий допускается только в редких случаях, когда угроза интенсивного скопления примесей в приземном слое атмосферы особенно велика.

Соблюдение указанных принципов способствует практическому осуществлению мероприятий по регулированию выбросов и предотвращению роста концентраций в периоды НМУ.

В зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы составляются предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды НМУ.

Для определения необходимого снижения выбросов в периоды НМУ следует исходить из прогностических значений концентрации и тех установленных значений, которые должны быть достигнуты в результате выполнения мероприятий.

Проводимые на предприятии мероприятия должны обеспечить снижение концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы:

  • при первом режиме работы — на 15–20 %;
  • при втором — на 20–40 %;
  • при третьем — на 40–60 %.

Мероприятия по сокращению выбросов при 1 режиме НМУ

Включают простые организационно-технические мероприятия, не отражающиеся на приостановке производства:

  • усиление контроля за соблюдением техрегламента производства
  • запрет работы на оборудовании в форсированном режиме
  • разделить во времени работу узлов, не связанных непрерывном технологическим процессом, при работе которых выбросы ЗВ достигают максимальных значений
  • контроль за контрольно-измерительными приборами и АСУ ТП
  • запрет на прочистку, ремонт оборудования, газоходов, в которых хранились загрязняющие вещества
  • контроль за герметичностью газоходов, мест пересыпки пылящих материалов и других источников пылегазовыделения
  • контроль за состоянием всех газоочистных установок
  • бесперебойная работа всех пылеочистных систем и сооружений и их отдельных элементов без снижения производительности или отключения на профосмотры, ремонты и т.п.
  • обеспечить эффективное орошение пылегазоулавливателей
  • проверить концентрации поглотительных растворов газоочистных установок на предмет соответствие регламенту производства
  • ограничить погрузочно-разгрузочные работы, связанные со значительными выделениями в атмосферу загрязняющих веществ;
  • использовать запас высококачественного сырья, при работе на котором обеспечивается снижение выбросов загрязняющих веществ;
  • интенсифицировать влажную уборку производственных помещений предприятия, где это допускается правилами техники безопасности;
  • прекратить испытание оборудования, связанного с изменениями технологического режима, приводящего к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
  • обеспечить инструментальный контроль степени очистки газов в пылегазоочистных установках, выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках и на границе санитарно-защитной зоны.

Мероприятия по сокращению выбросов при 2 режиме НМУ

Подразумевают сокращение вредных концентраций веществ не более 20-40%. Включают как вышеописанные мероприятия при режиме 1 НМУ, так и меры по незначительному снижению производительности:

  • снижение производительности мощностей со значительным выделением ЗВ в атмосферу
  • остановка оборудования, если в период неблагоприятных метеорологических условий были запланированы ремонтно-предупредительные работы на оборудовании
  • использование более качественного сырья в периоды неблагоприятных метеорологических условий, если это позволяет снизить интенсивность производства без значительного отставания в производстве
  • перевод котельных и ТЭЦ, по возможности, на природный газ или малосернистое и малозольное топливо, что обеспечивает снижение ВВ в атмосферу
  • ограниченное использование автотранспорта и других передвижных источников выбросов путем использования заранее разработанных схем маршрутов
  • остановка обкатки двигателей на испытательных стендах
  • принятие мер по предотвращению испарения топлива
  • запрет на сжигание отходов и мусора, осуществляемое без пылегазоулавливающих установок
  • остановка работы холодильных установок, влекущих утечку загрязняющих веществ

Мероприятия по сокращению выбросов при 3 режиме НМУ

Должны обеспечивать концентрацию ЗВ в приземном слое атмосферы не более 40-60%, что в особо опасных случаях может означать приостановку производства.

  • Приостановка/остановка производства со значительными выделениями ЗВ
  • Отключение отдельного оборудования со значительным выбросом ЗВ
  • остановка оборудование в случае выхода из строя газоочистных установок
  • запрет на погрузку/отгрузку готовой продукции, сыпучего исходного сырья и реагентов, являющихся источником загрязнения
  • использование более эффективного производственного оборудования
  • остановка пусковые работ на аппаратах и технологических линиях, сопровождающиеся выбросами ЗВ
  • запрет использования автотранспортных средств (включая личный транспорт) с неотрегулированными двигателями
  • приостановка производств без систем газоочистки
  • поэтапное снижение нагрузки параллельно работающих однотипных технологических узлов

Требования к пояснительной записке НМУ

Мероприятия по временному сокращению выбросов оформляют в виде табл. П.1.1, П.2.1 из приложений 1, 2 к РД 52.04.52-85 (формы таблиц и порядок их заполнения приведены в данных приложениях) и пояснительной записки.

В пояснительную записку должны быть включены следующие основные положения:

  • сущность технологии для каждого конкретного мероприятия с учетом выбросов загрязняющих веществ и реальных условий эксплуатации;
  • необходимые расчеты и обоснования мероприятий, их экономическая оценка;
  • возможный диапазон регулирования выбросов по каждому мероприятию;
  • перечень применяемой измерительной аппаратуры, контролирующей технологический процесс и режим работы пылегазоочистной аппаратуры;
  • карта-схема промплощадки с указанием точек контроля (отбора проб в период НМУ), диапазона концентраций загрязняющего вещества (мг/м3, г/м3) на контролируемом источнике выброса;
  • план-график контроля выбросов вредных веществ в атмосферу непосредственно на источниках в периоды НМУ;
  • перечень приборов, оборудования и методических документов, принимаемых для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу;
  • перечень оборудованных точек контроля за выбросами загрязняющих веществ непосредственно на источниках выброса;
  • оценка степени эффективности разработанных мероприятий на периоды НМУ по каждому вредному веществу, мероприятию в отдельности (в целом по предприятию, объединению, организации), которую определяют по формулам раздела 6 РД 52.04.52-85. Результаты расчетов заносят в табл. П.1.1.

В пояснительной записке должно быть указано:

  • какое количество вредных веществ выбрасывается в атмосферу и насколько сокращаются выбросы каждого конкретного вещества в периоды НМУ в целом по предприятию;
  • по каким загрязняющим веществам проводится сокращение выбросов и по каким не проводится;
  • какое количество источников имеет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и на каком количестве источников сокращаются выбросы в периоды НМУ;
  • какова эффективность разработанных мероприятий для 2-го и 3-го режимов;
  • каковы необходимые средства для достижения критерия качества атмосферного воздуха в периоды НМУ.

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.1999 г.). К НМУ относятся: приподнятая инверсия выше источников, штилевой слой ниже источника, туман.

Загрязнение атмосферного воздуха, создаваемое выбросами предприятий, в большой степени зависит от метеорологических условий. В отдельные периоды, когда метеорологические условия способствуют накоплению вредных веществ в приземном слое атмосферы, концентрации примесей в воздухе могут резко возрастать. Чтобы в эти периоды не допускать возникновения высокого уровня загрязнения, необходимо заблаговременное прогнозирование таких условий и своевременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу.

Под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды НМУ, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза НМУ на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 № 96-ФЗ: «При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора».

Представление информации о НМУ осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии, в Краснодарском крае таким органом является ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (Краснодарский ЦГМС).

Проект НМУ имеет право согласовать уполномоченный государственный орган, в Краснодарском крае таким органом является Министерство природных ресурсов (далее МПР). Для этого в МПР необходимо предоставить (Приказ Минприроды Краснодарского края от 12.05.2014 № 688 «О порядке согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий») следующие документы:

  • заявление, проект НМУ, проект ПДВ;
  • инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ;
  • копию Разрешения на выброс;
  • опись предоставленных документов.

Основные цели разработки Проекта НМУ:

  • разработать эффективные мероприятия по снижению концентрации выбросов ЗВ и сделать их практически выполнимыми;
  • сформировать план перехода предприятия в режим НМУ, выполнение которого обеспечит работу предприятия без нарушения гигиенических нормативов.
  • осуществление мероприятий должно учитывать специфику работы рассматриваемого предприятия;
  • утвердить план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при наступлении неблагоприятных метеорологических условий в уполномоченном государственном органе.

Материалы, необходимые для разработки проекта НМУ:

действующий проект ПДВ и Технический отчет по Инвентаризации источников загрязнения атмосферы.

Согласование проекта НМУ

Разработанный Проект НМУ проходит согласование в уполномоченном государственном органе, в Краснодарском крае таким органом является Министерство природных ресурсов. Административный срок согласования — 30 календарных дней. По итогам рассмотрения проекта выдается утвержденный план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при наступлении НМУ.

Стоимость работы по разработке проекта НМУ

Стоимость разработки Проекта НМУ зависит от количества источников загрязняющих веществ, от количества загрязняющих веществ по проекту ПДВ, а так же от сложности производственных процессов и перевода их в режим уменьшения выбросов. Ориентировочно от 80 000 руб.

Ответственность

Отсутствие у предприятия утвержденного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при наступлении НМУ влечет наложение административного штрафа (Статья 8.21. КОАП). В некоторых случаях возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него также влечет наложение штрафа.

Так же нарушение статьи 8.1 КоАП влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до 100 тыс. руб.

Мероприятия при НМУ

  • переход предприятия в один из 3-х возможных режимов НМУ. Выбор режима определяет ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС»;
  • назначить ответственное лицо за прием предупреждений о НМУ;
  • вести журнал для записи предупреждений (оповещений) о неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) (Приложение 4 к РД 52.04.52-85);
  • разработать инструкцию по действиям в период НМУ на основе данных тома «Мероприятия по временному сокращению выбросов в период НМУ».

Цели разработки проекта НМУ

Целями разработки проекта НМУ являются:

  • разработка и применение схемы работы предприятия по снижению концентрации выбросов вредных веществ в случае возникновения неблагоприятных метеорологических условий;
  • разработка плана перехода объекта в режим работы, исходящего из сложившихся метеоусловий, обеспечивая бесперебойную работу предприятия, без нарушения нормативов.

Предоставляет прогноз территориальный орган Росгидромет, бесплатно размещая на официальном сайте.

Кому необходимо разрабатывать данный проект?

Проект НМУ разрабатывается всеми предприятиями, имеющие источники выбросов. В обязательном порядке разрабатывать проект необходимо предприятиям 1 и 2 категорий опасности, в рекомендательном порядке предприятиям 3 категории и менее опасным производствам. В одних из регионов разработка проекта НМУ производится повсеместно, а в некоторых она возлагается на четко определенные предприятия.

Разработка проекта по НМУ основывается на РД 52.04.52-85, исходя из которого проект должен состоять из пояснительной записки, состоящей из разделов, обосновывающих введенные на время наблюдения НМУ мероприятия, которые, в свою очередь:

  • не предполагают необходимости снижения мощности производственного процесса;
  • быть реально выполнимыми и эффективными;
  • учитывать специфику технологии исследуемого предприятия.

Мероприятия чаще всего оформляют в табличной или схематичной форме, куда обязательном порядке вносятся источники выбросов и выделения, к которым будут применены действия, разработанные на случай НМУ, расположив их таким образом, чтобы режим работы предприятия соответствовал ситуаций, возникающей в условиях изменяющихся метеоусловий. Для каждого из режимов прописываются выбранные и рекомендованные для него мероприятия.

Ответственность за отсутствие проекта НМУ

Отсутствие согласованного проекта НМУ может быть выявлено в ходе проведения внешней проверки, что предполагает административную ответственность в соответствии с «Кодексом об административных правонарушениях», согласно статье 8.1, размер штрафа для предприятия может доходить до 100 тысяч рублей.

Еще одной мерой наказания за нарушения, связанные с охраной атмосферного воздуха, является статья 8.21 КоАП. — штраф в размере до 20 тысяч рублей в том числе и приостановление деятельности объекта на срок до трех месяцев.

Срок разработки проекта НМУ

Срок разработки проекта НМУ составляет от 10-ти рабочих дней после предоставления заказчиком всех необходимых данных.

Разработка проекта НМУ

Мероприятия по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в периоды наступления неблагоприятных метеорологических условий – так называемый проект НМУ. Неблагоприятные ситуации неизбежно приводят к ухудшению состояния окружающей среды вблизи предприятия и проблемам со здоровьем местных жителей. Для предупреждения подобных экологических катастроф, каждый завод (каждая организация, которая имеет источники выбросов в атмосферу) обязана иметь план мероприятий по сокращению выбросов. Предприятию, которое не располагает подобным документом, грозят штрафы. Разработка НМУ требуется как для действующих предприятий, так и для тех, которые только проектируются. Доверив подготовку данного проекта нам, вы можете рассчитывать на оперативно и качественно выполненную работу.

После получения Разрешения на выброс в воздух организации имеющие источники выбросов проводят процедуру разработки и утверждения проекта НМУ

В проекте предлагаются мероприятия по сокращению выбросов при работе в 3 режимах:

  • При первом режиме работы сокращение выбросов на 15-20%
  • При втором режиме работы на 20-40%
  • При третьем режиме работы на 40-60%

Данные мероприятия необходимы для снижения воздействия на атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях.

Основания для разработки

Закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Закон РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.06.2017 № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»;

Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.05.2014 № 688 «О порядке согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»;

Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 06.09.2017 № 1143 «О внесении изменений в приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.05.2014 года № 688 «О порядке согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий»

Ответственность

За осуществление деятельности связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух с нарушением условий действия Разрешения на выброс в воздух предусмотрена ответственность в соответствии с ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ (Кодекс административных правонарушений):

наложение административного штрафа на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Порядок разработки

1.Изучение разработанного проекта ПДВ и Разрешения на выбросы в воздух

2.Проведение расчетов для 3 режимов работы и составление документации: «Пояснительная записка», «Мероприятия по сокращению выбросов»

3.Согласование мероприятий с Заказчиком

4.Согласование мероприятий в Министерстве природных ресурсов с получением утвержденных мероприятий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *