План мероприятий по охране окружающей среды

Опубликован Приказ Минприроды России от 17.12.2018 г. N 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды» (далее — Правила).

Напомним, что план мероприятий по охране окружающей среды (далее — План) разрабатывается и утверждается хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II и III категорий по негативному воздействию на окружающую среду (далее — НВОС) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 1 ст.67.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).

План, помимо прочего, должен содержать (п. 6 Правил):
— наименование хозяйствующего субъекта;
— дату утверждения;
— категорию объекта НВОС и его код;
— перечень мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— перечень стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— показатели и график снижения выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сроки начала и выполнения каждого этапа мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— информацию об источниках финансирования мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сведения о лицах, ответственных за выполнение мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сроки представления ежегодного отчета о выполнении Плана в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта РФ (в зависимости от уровня надзора).

Также в Планы организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения, включаются мероприятия направленные на достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ (п. 7 Правил).

— Реклама —

Срок реализации Плана не может превышать 7 лет и не подлежит продлению (п. 3 Правил).

При наличии Плана, хозяйствующим субъектам надзорными органами устанавливаются временно разрешенные выбросы, сбросы (п. 6 ст.23.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).

Данная новость будет интересна хозяйствующим субъектам, которые осуществляют свою деятельность на объектах II и III категории НВОС

Обращаем ваше внимание, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст.8.21 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объекты, подлежащие охране и защите

В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей природной среды» защите подлежат такие объекты:

  • озоновый слой атмосферы;
  • недра земли, почва;
  • поверхностные и подземные воды;
  • флора и фауна;
  • генетический фонд, микроорганизмы.

Тщательно охраняются заказники, заповедники, парки и памятники природы. Ведется детальный учет животных и растений, которым грозит исчезновение.

Меры защиты атмосферного воздуха

Разработка раздела мероприятия по охране окружающей среды, направленных на охрану атмосферы, называется санитарно-техническим. Он включает возведение сверхвысоких дымовых труб, монтаж газопылеочистного оборудования, герметизацию технических устройств и транспорта.

С целью снижения негативного влияния промышленных и других объектов на воздух, разработаны такие мероприятия:

  • использование топлива, сырья и материалов с минимальным выбросом вредных веществ;
  • разработка экологически чистых возобновляемых источников энергии, усиленное развитие альтернативной энергетики;
  • оснащение производств новейшим оборудованием, соответствующим установленным стандартам;
  • внедрение современных технологий в процесс переработки отходов и более эффективной добычи, обработки и использования добытых ресурсов и материалов;
  • установка оборудования для рециркуляции отработанных и дымовых газов в промышленности и отдельных частных случаях;
  • разработка очистительных систем для выхлопных газов;
  • устранение неорганизованных и минимизация организованных источников выбросов.

Нормативной основой управления охраной атмосферного воздуха является показатель его качества. Для определения этой величины и сравнения ее с установленными стандартами, определяют предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ — допустимое значение загрязняющего химического соединения, содержащегося в воздухе, которое не влияет негативно на живые организмы.

Защита водных ресурсов

К числу мероприятий по сохранности мирового океана относятся:

  • возведение новых и реконструкция старых комплексов по сбору, очистке, перемещению и выпуску стоков;
  • разработка скважин водоснабжения;
  • удаление загрязнений подземных и поверхностных вод, возникающих от воздействия сточных вод и продуктов жизнедеятельности людей и животных;
  • создание и поддержание необходимого режима по содержанию водоохранных зон;
  • регулирование частоты водоотбора подземных вод.

Все мероприятия по защите водных ресурсов делятся на профилактические и специальные. Профилактические меры являются самыми важными, так как требуют меньших затрат и препятствуют возникновению чрезвычайных ситуаций.

Охрана почв и земель

Почвы подвергаются регулярному опасному воздействию со стороны предприятий промышленности и теплоэнергетики, свалок с отходами, кислотных дождей и даже сельского хозяйства.

Для ограничения негативных последствий природоохранные нормативы предусматривают особые положения, регулирующие правила пользования землей, предназначенной для:

  • сельскохозяйственных нужд;
  • высаживания лесов;
  • обустройства зон отдыха и заповедных территорий.

Регламент строго ограничивает деятельность промышленных предприятий и тщательно контролирует работу агротехнических организаций.

Восстановление почвенных покровов осуществляется посредством гидротехнических процессов с поливом, культивации земель, борьбы с эрозией.

Как составить программу производственного экологического контроля

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2018 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Какие виды экологического контроля существуют

В России существуют такие виды проверок, как:

  • производственные;
  • государственные;
  • муниципальные.

ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.

Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).

Кем и когда разрабатываются

ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.

Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.

Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:

  • инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
  • инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
  • собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
  • периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.

Для чего нужны

Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.

Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.

Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.

Ответственность за отсутствие

Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.

Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:

  • все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
  • возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
  • невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
  • без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.

Образец программы производственного экологического контроля 2018 года

Скачать

В условиях экологизации экономики как непременного условия вступления России в мировую систему производства требования российского законодательства в области охраны природы всё ближе к международным экологическим стандартам.

Обязательные экологические службы на предприятиях и в организациях, соблюдение нормативов отходов и вредных выбросов, экологический аудит предприятия, строгая экологическая документация по всем производственным процессам, влияющим на окружающую среду, — всё это непременные условия развития предприятия и его положительного имиджа для клиентов и партнёров, особенно – зарубежных. В числе очень важных экологических документов – план природоохранных мероприятий.

Целью разработки плана природоохпанных мероприятий (ПМ) является разработка мероприятий, компенсирующих и уменьшающих вредное воздействие предприятия на окружающую среду.

В результате движения к цели решается множество задач (упорядочивается сбор и утилизация отходов, уменьшается количество вредных выбросов, стабилизируются производственные процессы, совершенствуются технологии и т.д.). Важным результатом является оптимизация экологических плат, а также возможность получения налоговых льгот от органов местного самоуправления.

План природоохранных мероприятий составляется на 1 год (краткосрочный) или на 5 лет (перспективный) и предусматривает следующие мероприятия (по разделам):

  • охрана воздуха
  • охрана недр и земельных ресурсов
  • охрана водных ресурсов
  • работа с отходами (сбор, утилизация, возможность повторного использования
  • работа с кадрами (экологическое обучение) и планирование внутреннего экологического контроля.

Для каждого конкретного мероприятия в разделе рассчитываются экономические затраты и прописывается источник средств финансирования. Содержание плана может варьироваться с учётом характера производства и экологических проблем, решаемых как самим предприятием, так и территориальными органами.

Разработка плана природоохранных мероприятий

Разработка плана природоохранных мероприятий должна осуществляться компетентными специалистами-экологами, т.к. требует множественных специфических исследований и анализов, на основе которых и выдвигаются конкретные обоснованные предложения по экологизации производства. Профессионалы смогут предложить не только действенный, эффективный способ решения проблемы, но и наименее затратный. В ходе разработки плана проводятся следующие работы:

  • уточняются существующие и при необходимости разрабатываются новые нормы предельных атмосферных выбросов, мероприятия по их уменьшению в количестве и загрязнённости
  • уточняются объёмы потребления водных ресурсов, сбросов сточных вод, разрабатываются мероприятия по экономии воды и уменьшению содержания загрязняющих её веществ
  • исследуются технологии использования природных ресурсов и предлагаются меры по их неистощительному использованию
  • исследуются все этапы работы с отходами и разрабатываются мероприятия и проекты по оптимизации этой работы
  • прочие работы в зависимости от специфики предприятия.

План природоохранных мероприятий составляется в свободной форме (если не предусмотрено другое) и обязательно должен содержать сведения о предприятии и производстве, анализ и результаты природоохранной деятельности за предшествующий период, мероприятия по устранению проблем и совершенствованию экодеятельности, расчёт финансирования природоохранных мероприятий.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *