Опубликован Приказ Минприроды России от 17.12.2018 г. N 667 «Об утверждении правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды» (далее — Правила).
Напомним, что план мероприятий по охране окружающей среды (далее — План) разрабатывается и утверждается хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах II и III категорий по негативному воздействию на окружающую среду (далее — НВОС) при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 1 ст.67.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ)).
План, помимо прочего, должен содержать (п. 6 Правил):
— наименование хозяйствующего субъекта;
— дату утверждения;
— категорию объекта НВОС и его код;
— перечень мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— перечень стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— показатели и график снижения выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сроки начала и выполнения каждого этапа мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— информацию об источниках финансирования мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сведения о лицах, ответственных за выполнение мероприятий по снижению выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ;
— сроки представления ежегодного отчета о выполнении Плана в территориальный орган Росприроднадзора или в орган исполнительной власти субъекта РФ (в зависимости от уровня надзора).
Также в Планы организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения, включаются мероприятия направленные на достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ (п. 7 Правил).
— Реклама —
Срок реализации Плана не может превышать 7 лет и не подлежит продлению (п. 3 Правил).
При наличии Плана, хозяйствующим субъектам надзорными органами устанавливаются временно разрешенные выбросы, сбросы (п. 6 ст.23.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ).
Данная новость будет интересна хозяйствующим субъектам, которые осуществляют свою деятельность на объектах II и III категории НВОС
Обращаем ваше внимание, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст.8.21 КоАП РФ):
— на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
— на индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Содержание
Объекты, подлежащие охране и защите
В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей природной среды» защите подлежат такие объекты:
- озоновый слой атмосферы;
- недра земли, почва;
- поверхностные и подземные воды;
- флора и фауна;
- генетический фонд, микроорганизмы.
Тщательно охраняются заказники, заповедники, парки и памятники природы. Ведется детальный учет животных и растений, которым грозит исчезновение.
Меры защиты атмосферного воздуха
Разработка раздела мероприятия по охране окружающей среды, направленных на охрану атмосферы, называется санитарно-техническим. Он включает возведение сверхвысоких дымовых труб, монтаж газопылеочистного оборудования, герметизацию технических устройств и транспорта.
С целью снижения негативного влияния промышленных и других объектов на воздух, разработаны такие мероприятия:
- использование топлива, сырья и материалов с минимальным выбросом вредных веществ;
- разработка экологически чистых возобновляемых источников энергии, усиленное развитие альтернативной энергетики;
- оснащение производств новейшим оборудованием, соответствующим установленным стандартам;
- внедрение современных технологий в процесс переработки отходов и более эффективной добычи, обработки и использования добытых ресурсов и материалов;
- установка оборудования для рециркуляции отработанных и дымовых газов в промышленности и отдельных частных случаях;
- разработка очистительных систем для выхлопных газов;
- устранение неорганизованных и минимизация организованных источников выбросов.
Нормативной основой управления охраной атмосферного воздуха является показатель его качества. Для определения этой величины и сравнения ее с установленными стандартами, определяют предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ — допустимое значение загрязняющего химического соединения, содержащегося в воздухе, которое не влияет негативно на живые организмы.
Защита водных ресурсов
К числу мероприятий по сохранности мирового океана относятся:
- возведение новых и реконструкция старых комплексов по сбору, очистке, перемещению и выпуску стоков;
- разработка скважин водоснабжения;
- удаление загрязнений подземных и поверхностных вод, возникающих от воздействия сточных вод и продуктов жизнедеятельности людей и животных;
- создание и поддержание необходимого режима по содержанию водоохранных зон;
- регулирование частоты водоотбора подземных вод.
Все мероприятия по защите водных ресурсов делятся на профилактические и специальные. Профилактические меры являются самыми важными, так как требуют меньших затрат и препятствуют возникновению чрезвычайных ситуаций.
Охрана почв и земель
Почвы подвергаются регулярному опасному воздействию со стороны предприятий промышленности и теплоэнергетики, свалок с отходами, кислотных дождей и даже сельского хозяйства.
Для ограничения негативных последствий природоохранные нормативы предусматривают особые положения, регулирующие правила пользования землей, предназначенной для:
- сельскохозяйственных нужд;
- высаживания лесов;
- обустройства зон отдыха и заповедных территорий.
Регламент строго ограничивает деятельность промышленных предприятий и тщательно контролирует работу агротехнических организаций.
Восстановление почвенных покровов осуществляется посредством гидротехнических процессов с поливом, культивации земель, борьбы с эрозией.
Как составить программу производственного экологического контроля
ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).
Существуют такие объекты ПЭК, как:
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Пример производственного экологического контроля 2018 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.
Какие виды экологического контроля существуют
В России существуют такие виды проверок, как:
- производственные;
- государственные;
- муниципальные.
ПЭК зависит, в первую очередь, от специфики предприятия. Экологический контроль проводит директор бюджетной организации, начальники функциональных служб (главный инженер, энергетик, технолог, механик и другие) и структурных отделов. На практике наиболее рациональным может быть контроль, производимый экологическими службами.
Федеральный закон от 09.01.1996 №3 «О радиационной безопасности населения» установил более строгие требования к проверке того, как обеспечивается радиационная безопасность. Алгоритм проведения этой процедуры определяется для каждой организации с учетом специфики и требований выполняемых ею работ и согласовывается со структурами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, надзор и мониторинг в сфере обеспечения радиационной безопасности (ст. 11 3-ФЗ).
Кем и когда разрабатываются
ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.
Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.
Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
Для чего нужны
Производственная деятельность компаний, сооружений для очистки, предприятий перерабатывающего профиля и иных объектов производства тщательно проверяется государственными органами. Поэтому руководитель любой организации должен осуществлять постоянный мониторинг за изменениями законодательства в этой сфере, своевременно проводить требуемые мероприятия и сдавать отчетность. Особенно с учетом того, что санкции за неисполнение требований постоянно ужесточаются.
Для того, чтобы органы, проверяющие на предмет соблюдения всех требований в сфере охраны природы, могли беспрепятственно наблюдать за деятельностью, разработан специальный документ производственного экологического контроля на предприятии.
Для руководства предприятия промышленности разработка ПЭК — это способ избежать нарушений требований законодательства в области экологии, а, значит, и штрафов или иных санкций со стороны контролирующих структур, и при этом не потратить лишних денег.
Ответственность за отсутствие
Формирование этого важного документа целиком и полностью возлагается на учредителя организации, но самостоятельная разработка программы ПЭК является сложной процедурой. Неучтенные параметры необходимого производственного обслуживания могут привести не только к штрафным санкциям, но и полностью остановить работу компании.
Компании, не обладающие индивидуальной программой производственного контроля, могут столкнуться со следующими трудностями:
- все нарушения, связанные с пищевой промышленностью, попадают под действие статьи 14.43 КоАП, штрафы по данной статье достигают 600 000 рублей с конфискацией продукции;
- возможна полная приостановка деятельности предприятия на период до 90 дней;
- невозможность соблюсти регламент СанПиНов на производственном предприятии;
- без программы производственного контроля невозможно получить заключение от СЭС на вид деятельности и оперативно выполнить ее требования.
Образец программы производственного экологического контроля 2018 года
Скачать
В условиях экологизации экономики как непременного условия вступления России в мировую систему производства требования российского законодательства в области охраны природы всё ближе к международным экологическим стандартам.
Обязательные экологические службы на предприятиях и в организациях, соблюдение нормативов отходов и вредных выбросов, экологический аудит предприятия, строгая экологическая документация по всем производственным процессам, влияющим на окружающую среду, — всё это непременные условия развития предприятия и его положительного имиджа для клиентов и партнёров, особенно – зарубежных. В числе очень важных экологических документов – план природоохранных мероприятий.
Целью разработки плана природоохпанных мероприятий (ПМ) является разработка мероприятий, компенсирующих и уменьшающих вредное воздействие предприятия на окружающую среду.
В результате движения к цели решается множество задач (упорядочивается сбор и утилизация отходов, уменьшается количество вредных выбросов, стабилизируются производственные процессы, совершенствуются технологии и т.д.). Важным результатом является оптимизация экологических плат, а также возможность получения налоговых льгот от органов местного самоуправления.
План природоохранных мероприятий составляется на 1 год (краткосрочный) или на 5 лет (перспективный) и предусматривает следующие мероприятия (по разделам):
- охрана воздуха
- охрана недр и земельных ресурсов
- охрана водных ресурсов
- работа с отходами (сбор, утилизация, возможность повторного использования
- работа с кадрами (экологическое обучение) и планирование внутреннего экологического контроля.
Для каждого конкретного мероприятия в разделе рассчитываются экономические затраты и прописывается источник средств финансирования. Содержание плана может варьироваться с учётом характера производства и экологических проблем, решаемых как самим предприятием, так и территориальными органами.
Разработка плана природоохранных мероприятий
Разработка плана природоохранных мероприятий должна осуществляться компетентными специалистами-экологами, т.к. требует множественных специфических исследований и анализов, на основе которых и выдвигаются конкретные обоснованные предложения по экологизации производства. Профессионалы смогут предложить не только действенный, эффективный способ решения проблемы, но и наименее затратный. В ходе разработки плана проводятся следующие работы:
- уточняются существующие и при необходимости разрабатываются новые нормы предельных атмосферных выбросов, мероприятия по их уменьшению в количестве и загрязнённости
- уточняются объёмы потребления водных ресурсов, сбросов сточных вод, разрабатываются мероприятия по экономии воды и уменьшению содержания загрязняющих её веществ
- исследуются технологии использования природных ресурсов и предлагаются меры по их неистощительному использованию
- исследуются все этапы работы с отходами и разрабатываются мероприятия и проекты по оптимизации этой работы
- прочие работы в зависимости от специфики предприятия.
План природоохранных мероприятий составляется в свободной форме (если не предусмотрено другое) и обязательно должен содержать сведения о предприятии и производстве, анализ и результаты природоохранной деятельности за предшествующий период, мероприятия по устранению проблем и совершенствованию экодеятельности, расчёт финансирования природоохранных мероприятий.