Отчет об обращении с отходами производства. Форма 1-отходы (Минприроды) (годовая)

По предоставлению информации по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) за 2019 год сообщаем следующее.

Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Росстата от 19.08.2019 № 459 (ред. от 04.09.2019) «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» » с указаниями по ее заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются Росприроднадзором.

В соответствии с п. 2 Указаний по заполнению формы № 2-ТП (отходы) к приказу Росстата № 459 юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, предоставляют заполненный Отчет в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

С предоставляемой формой 2-ТП (отходы) необходимо также направить пояснительную записку, заполненную по форме.

Статистическая отчетность по форме № 2-ТП (отходы) за 2019 год предоставляется в ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ через Личный кабинет природопользователя (https://lk.fsrpn.ru) в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления деятельности.

Для сдачи отчетов в электронной форме можно использовать квалифицированную электронную подпись. В случае, если отчеты подписаны квалифицированной электронной подписью, сдача бумажной версии отчетов не требуется.

При отправке отчетов без электронной подписи, необходимо дополнительно представить бумажные версии отчетов. При подаче бумажной версии отчета необходимо указать электронный номер отчета, выданный в Личном кабинете природопользователя, или ИНН.

Электронную версию отчетности в формате XML можно сформировать в Модуле природопользователя или непосредственно в Личном кабинете природопользователя перед отправкой. Отчетность в формате Excel не принимается.

Установочные файлы Модуля природопользователя, а также инструкции по установке и формированию отчетов находятся по адресу http://old.rpn.gov.ru/otchetnost. После составления отчета в Модуле природопользователя и выгрузки его для передачи в Росприроднадзор необходимо перейти в Личный кабинет и во вкладке «Отправить готовый отчёт» произвести загрузку отчета. После проверки системы, отчету будет присвоен уникальный номер (например, CGGKVAW7) для отслеживания статуса отчета.

С информацией по заполнению отчетности в Личном кабинете природопользователя можно ознакомится по адресу https://help.fsrpn.ru/lk/2-tp/.

По вопросам использования ПО «Модуля природопользователя» или «Личного кабинета» обращаться по тел. 8 (499) 753-30-92 с 9.30 до 18.30 (время московское) или по электронной почте portal.rpn@mail.ru

Прием бумажной версии отчетов по форме 2-ТП (отходы) за 2019 год в Управлении осуществляется с 09.01.2020 по 03.02.2020 включительно по следующим адресам:

Территория Пермского края — Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора по адресу: 614081, г.Пермь, ул.Крылова, 34.

Территория Кировской области – Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора – 610035, г.Киров, ул.Воровского, 78.

Территория Удмуртской Республики — Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора – 426008, г.Ижевск, ул. Свердлова, 26.

С начала 2019 года нормативы образования отходов и лимиты на их размещение необходимо разрабатывать только тем предприятиям, у которых имеются объекты негативного воздействия на окружающую среду I и II категории.

П.2. Ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» N 89-ФЗ от 24.06.1998: Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий…

На текущее время все еще действует Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2014 г. N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

Министерство природных ресурсов РФ обещало внести поправки в эти приказы, но пока таких правок еще нет, следует применять вышеуказанные документы в части, не противоречащей действующему законодательству.

Кто должен сдавать

Индивидуальные предприниматели и организации, владеющие стационарными объектами, являющимися источниками выброса веществ, загрязняющих воздушную оболочку, обязаны предоставлять ежегодную отчетность. Установка очистительных систем, в данном случае не имеет значения и не освобождает от сдачи отчетности.

Форма заполняется исходя из сведений о выбросах и наличии оформленных разрешений, которые разделяют на 2 категории:

  • Опасные вещества 1 и 2 типа, вырабатываемые в объеме от 5 до 10 тонн ежегодно.
  • Объем загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздушную оболочку в объеме более 10 тонн ежегодно.

Класс опасности и количество примеси определяется стандартами, установленными федеральными законами и наличием паспорта безопасности.

Если по истечении срока действия разрешения переоформление не осуществлялось, предприятие обязано предоставить фактические сведения о выбросе веществ на тех же условиях.

Юридические лица, владеющие обособленными предприятиями, обязаны предоставить заполненную отчетность по каждому объекту.

Иностранные компании, осуществляющие деятельность в России, которые являются источниками выбросов в воздушное пространство, также обязаны сдавать ежегодную отчетность.

От предоставления сведений не освобождаются и организации-банкроты, осуществляющие конкурсное производство.

Из этого следует, что предоставлять ежегодную отчетность обязаны предприятия:

  • Владеющие стационарными объектами и работающие на основании разрешенного выброса.
  • Промышленные предприятия, добывающие и перерабатывающие нефтяные продукты, газ, черный и цветной металл.
  • Организации, деятельность которых предполагает выброс токсинов и канцерогенных веществ в атмосферу.

Куда сдавать отчетность

Статистическая отчетность подается и рассматривается в органах государственной власти, осуществляющих экологический контроль по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (нвос). Данные по обособленным организациям предоставляются в отдельности по каждому объекту, согласно их территориальному расположению.

Правила предоставления формы могут меняться в зависимости от региона. Следует уточнить, где и в какой период проводятся мероприятия государственного учета стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Предоставить отчетность можно несколькими способами:

  • Через веб-портал Росприроднадзора в соответствующем модуле «Заполнение форм статистической отчетности» в режиме online.
  • С помощью программы, скаченной на веб-портале Росприроднадзора.
  • Воспользоваться услугами специализированных компаний или частными программами по составлению отчетов.

Для самостоятельного заполнения скачивается бланк формы, данные вносятся в программе MS Office Excel. Отчетность принимается в электронном виде, для заполнения которой требуется электронная цифровая подпись.

Сроки сдачи

Технологический срок сдачи в 2019 году установлен на 22 января года, следующего за отчетным.

Согласно приказу Федеральной службы государственной статистики № 344 от 28 июля 2015 года, отменена срочная отчетность, заполняемая по итогам 1 полугодия и сдаваемая до 7 июля.

Как заполнить форму

При заполнении отчетности используются данные производственных журналов. В них фиксируются сведения о результатах работы стационарных источников и количестве выбрасываемых в воздушную оболочку опасных веществ. Информация о передвижных объектах, таких как автотранспорт, отражаются в отчетности другого типа.

В титульном листе отчета юридические лица указывают следующие данные:

  • Полное наименование организации, соответствующее учредительной документации. Сокращенный вариант указывается рядом в круглых скобках.
  • Юридический адрес и почтовый индекс. В случаях, когда юридический и действующий адрес отличаются, указывается настоящее местоположение.

Физические лица обязаны указать фамилию, имя, отчество и почтовый адрес.

Помимо этого, в титульном листе указываются:

  • Коды (ОКПО).
  • Основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
  • Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Форма 2-ТП состоит из 5 разделов и пояснительной записки.

В пояснительной записке указывается сравнительный анализ показателей динамики роста или снижения объемов, выбрасываемых в воздушное пространство токсичных веществ, а также причины этих явлений.

Физическими лицами форма отчетности заполняется частично, только 1-й раздел и первая графа 3-го раздела.

В случаях сдачи отчетности по обособленным подразделениям, помимо наименования и описанных выше сведений, указывается название материнской компании.

Если владелец данного подразделения передал часть функций руководителя другим управляющим лицам или сотрудникам компании, в предоставляемой отчетности указывается код ОКПО (для филиала) или присвоенный службой статистики индивидуальный номер согласно местоположению.

За что могут оштрафовать и насколько

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает взыскания в виде денежных штрафов за предоставление отчетности с указанием недостоверных сведений или непредставление отчета в установленные сроки.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ, размер штрафных санкций составляет:

  • 500 — 1 000 рублей для физических лиц
  • 3 000 — 6 000 рублей для должностных лиц
  • 20 000 — 80 000 рублей для юридических лиц и организаций

При указании недостоверных сведений, юридические лица облагаются штрафом, возмещающим ущерб Федеральной службы государственной статистики, вызванный необходимостью исправления итоговой отчетности.

Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений граждан по вопросам регулирования деятельности в области обращения с отходами животноводства в пределах имеющихся полномочий разъясняет.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 в коде происхождения вида отходов и их состава 11200000000 «Отходы животноводства» содержит, в том числе, такие группы отходов, как «Навоз крупного рогатого скота» (код 1 12 110 0000 0), «Навоз конский» (код 1 12 210 0000 0), «Навоз верблюжий» (код 1 12 310 0000 0), «Навоз мелкого рогатого скота» (код 1 12 410 0000 0), «Навоз свиней» (код 1 12 510 0000 0), «Помет птичий» (код 1 12 710 0000 0), «Навоз пушных зверей» (код 1 12 911 0000 0).

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Вопрос необходимости оформления лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности для осуществления деятельности по обращению навоза (помета) ранее был предметом разъяснений Минприроды России (письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376) и Минсельхоза России (письмо от 11 августа 2016 г. № ВА-14-27/8782).

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 октября 2002 г. № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий:

– при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

– при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;

– при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

– при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Согласно примечанию к п.3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления» к отходам не относятся «побочный продукт» – дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).

Кроме того, Минприроды России обращает внимание, что исходя из судебной практики, судами признается необоснованным привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности по частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, если навоз (помет), образующийся в результате их хозяйственной деятельности, используется ими для собственных нужд, а самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) в целях извлечения прибыли от такой деятельности не осуществляется (постановление Тринадцатого апелляционного арбитражного суда от 13 сентября 2017 года по делу №А21-4009/2017, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. № Ф09-9803/18 по делу № А07-21119/2018).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *