Особенности обращения с отходами V класса опасности

Все отходы, в соответствии с п. 30 ст. 12 закона N 99-ФЗ от 04.05.11 г., делятся на пять классов согласно их опасности. I–IV классы считаются опасными, а V класс к таковым не относится, поскольку не оказывает отрицательного влияния на экологию. Поэтому связанная с ними деятельность имеет определенные особенности.

Особенности растаможки

Некоторые виды батарей имеют высокий класс опасности. К классу опасности 9 относятся литий-ионные батареи или биметаллические. К классу опасности 8 относятся жидкостные батареи кислотно-щелочного типа, непроливаемые, а также сухие батареи, содержащие калий гидроксид твердый. Поэтому на них оформляются дополнительные документы, и растаможка производится соответственно правилам таможенного оформления опасного груза.

Ставка ввозной пошлины варьируется в зависимости от кода ТН ВЭД. Например, для некоторых литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов она составляет 0%. Импортная пошлина на свинцовые аккумуляторы – 10%, но не менее 1,5 евро за штуку, На щелочные батарейки цилиндрического типа установлена пошлина в размере 8%. Для всех категорий продукции НДС составляет 20%, и акциз не предусмотрен.

Возможна доставка батарей и аккумуляторов в аэропорты Домодедово, Шереметьево. Там же выполняется растаможка. Если импортируется коммерческая партия товара, для таможенного оформления необходимо представить следующие документы:

  • инвойс;

  • упаковочный лист;

  • декларацию на товар;

  • декларацию таможенной стоимости;

  • контракт ВЭД;

  • паспорт сделки;

  • товарно-транспортные документы;

  • сертификаты и лицензии;

  • квитанцию об уплате таможенных платежей;

  • сертификат происхождения.

Общие особенности перевозки

На перевозку аккумуляторов распространяется действие международных правил техники безопасности, в частности используют специальную упаковку.

Что касается свинцовых аккумуляторов, то наибольшая часть продукции на отечественном рынке представлена именно аккумуляторами импортного производства. Эти устройства предназначены для запуска стартера в транспортных средствах, использования в качестве аварийных или резервных источников энергии. Конструкция таких аккумуляторов представлена электродами и разделительными пластинами, внутрь залит электролит. Щелочные аккумуляторы, а также отдельные виды непроливаемых свинцово-кислотных аккумуляторов упаковывают в прочную внешнюю упаковку, клеммы изолируют. Металлические предметы не должны соприкасаться с приборами. При перевозке жидкостных аккумуляторов воздушным транспортом нужно использовать оболочку, устойчивую к кислоте или щёлочи, а также дополнительные уплотнители, упаковку, чтобы предотвратить утечку электролита. На них заполняется декларация для опасных грузов. Непроливаемые батареи также полностью декларируются, и они должны успешно пройти вибрационные испытания.

Сухие аккумуляторы типа AA, C, D не всегда классифицируются как опасные, но их клеммы должны быть защищены. Если самолётом отправляются сухие аккумуляторы номиналом более 9 В, на упаковке должна присутствовать маркировка «Нерегламентированные».

Литий-ионные и литий-металлические аккумуляторы могут относиться к опасным грузам, поэтому на упаковку наносят специальную маркировку «Опасный груз» и оформляют документы, подтверждающие соответствие продукции нормативным актам.

Помимо вышеуказанных правил, на перевозку аккумуляторов и батарей распространяется:

  • Международный морской кодекс по опасным грузам;

  • Правила ADR по перевозке опасных грузов автодорожного транспорта в Европе;

  • Правила перевозки опасных грузов министерства транспорта Канады.

Обратите внимание! Устройства с аккумулятором должны быть выключены во время транспортировки.

Ограничения могут не распространяться на некоторые виды аккумуляторов и батарей, например, на потребительские сухие аккумуляторы или щелочные аккумуляторы, если продукция тщательно защищена от короткого замыкания.

Запрет на перевозку аккумуляторов касается, прежде всего, перевозки в грузовых отсеках пассажирских авиарейсов. Некоторые авиакомпании принимают батареи с надписью «Только грузовое воздушное судно».

Коммерческие партии грузов перевозят через Казахстан/Дальний Восток или морем через Владивосток. На аккумуляторные батареи, перевозимые автомобильным видом транспорта, при условии массы вместе с упаковкой более 1 тонны, распространяются требования ДОПОГ. Согласно этому регламенту, перевозка может осуществляться тентованными или бортовыми автомобилями. Аккумуляторы можно перевозить на паллетах или навалом. Маркировка наносится только на поддон.

Ограничения по странам

Популярными поставщиками аккумуляторов и батарей на российский рынок являются такие страны, как:

  • Испания;

  • Германия;

  • Великобритания;

  • Ирландия;

  • США;

  • Австралия;

  • Китай;

  • Малайзия;

  • Франция;

  • Израиль.

Жесткость ограничений в каждой стране разная. В США можно отправлять аккумулятор без устройства морским путем, соблюдая правила по упаковке, мощности, количеству, а в Великобритании запрет распространяется на все батареи без устройств, независимо от способа транспортировки.

С 2013 года возникают сложности и с доставкой по воздуху аккумуляторов из Китая. Возможные выходы:

  • отправка почтой Сингапура, Швейцарии, Швеции – устройство + аккумулятор в единственном экземпляре или один аккумулятор;

  • замена в декларации «batteries» на «electronic parts» и тщательная упаковка.

Любой из этих способов рискованный и не гарантирует успешного исхода. В случае раскрытия обмана товар конфисковывают или возвращают отправителю.

Важно! При использовании альтернативных видов транспорта существенно увеличивается срок доставки: для автомобильного транспорта – до 30 дней, для железнодорожного – до 40 дней, для морского – до 60 дней. Следует принимать во внимание местонахождение склада отправителя и склада получателя.

Сертификация

Оборудование подлежит сертификации по техническому регламенту ТР ТС «О безопасности машин и оборудования». Кроме того, сертификация основана на стандартах технического регламента ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», а также ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств». Согласно Решению комиссии ТС №299 от 28 мая 2010 года данный вид продукции подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю на таможенной границе и таможенной территории ТС.

На батарейки оформляется обязательная декларация соответствия ГОСТ Р. Она необходима для растаможки, а также для реализации батареек на территории России. Получив обязательную декларацию соответствия, можно оформить добровольный сертификат соответствия сроком от 1 до 3 лет.

В декларации соответствия ГОСТ Р указывается:

  • наименование продукции;

  • коды по ТН ВЭД и ОКП;

  • данные о заявителе;

  • наименование производителя;

  • сведения о контракте на поставку;

  • заключение о проведенных испытаниях.

Обязательная декларация соответствия оформляется на аккумуляторе и аккумуляторные батареи следующих типов:

  • кислотные – код ТН ВЭД 8507 204900;

  • щелочные – код ТН ВЭД 8507 308000;

  • гальванические элементы – код ТН ВЭД 85 06.

Преимущества СБ Карго

Ввиду сложности растаможки аккумуляторов и батарей, СБ Карго настоятельно рекомендует оформлять эту категорию товара с помощью таможенного брокера. Мы поможем растаможить коммерческую партию товара через Шереметьевский ЦЭД, Домодедово. В наши услуги могут входить не только подбор кода ТН ВЭД, декларирование, расчет таможенных платежей и прочие задачи, связанные с таможенным оформлением, но и организация перевозки, в том числе выбор ТС, разработка маршрута. Обращайтесь к профессионалам, которые гарантируют оперативность и положительный результат. Звоните по телефону + 7(499)643-43-06 или пишите на электронную почту info@sbcargo.ru. Наша компетенция подтверждена соответствующими лицензиями.

Какие отходы относятся к пятому классу

К этой категории относятся отходы, обладающие следующими свойствами:

  • слабым воздействием на экологию – экосистема после их размещения восстанавливается за 3 года;
  • безвредность даже в больших объемах;
  • возможность работать с ними без средств защиты.

К этой категории относятся: бумага, опилки, яичная скорлупа, бой кирпича, картонная и деревянная упаковка, бытовой мусор (кроме ртутных ламп), пищевые отходы (кроме полученных из инфекционных и туберкулезных больниц), металлолом, солома, изоляция проводов, гипс, накипь котлов, щебень, керамика. Все эти материалы объединяют безопасность и нейтральность.

Чем оборот отходов V класса отличается от других

На эти материалы не требуются паспорта отходов – достаточно только протокола биотестирования. Однако выбрасывать их где попало нельзя. За это организацию накажут штрафом до 100 тыс. рублей. Вывозить такие отходы нужно на мусорные полигоны, пользуясь услугами сторонних организаций или своими силами.

Как узнать, что отходы относятся к V классу

Класс отходов можно посмотреть в каталоге ФККО, куда включаются все возможные вещества с присвоением 13-значного номера, последний из которых обозначает класс опасности. Если нужные отходы есть в каталоге и на конце номера стоит цифра 5, можно смело не оформлять паспорта, не боясь штрафных мер.

Однако иногда нужного отхода нет в справочнике, а есть схожий по свойствам и происхождению, в конце кода которого стоит цифра 5. В этом случае вещество относят к пятому классу с помощью биотестирования. Для этого берутся образцы, которые подвергают химическим, биологическим и физическим испытаниям с целью установления их опасности.

Испытания проводят в аккредитованной лаборатории, где выясняется состав вещества и степень его опасности, определяемая воздействием на биокультуры водорослей и рачков. Отходы 5 класса не оказывают на живые организмы отрицательного влияния.

Если представленный материал отвечает нужным биологическим критериям, составляется протокол биотестирования. В документе указывается название организации-заказчика, место отбора проб, цель анализа и его результаты. Протокол биотестирования надо показывать контролирующим органам вместо паспорта отхода.

После этого в Росприроднадзор подаются документы на не внесенный отход V класса с целью занесения его в ФККО:

  • заявление;
  • копия ИНН юр. лица или ИП, при деятельности которого образовалось вещество;
  • выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП об организации, включающей свой отход в справочник ФККО;
  • данные об исходном сырье и техпроцессах, приведших к образованию отхода;
  • данные для занесения отхода в классификатор ФККО и базу данных по отходам (БДО);
  • протокол биотестирования и прочая документация о составе и степени опасности вещества.

Собранный пакет документов сдается в местное отделение Росприроднадзора, а оттуда документацию переправляют в Москву для проверки данных центральными органами РП и ФБУ ФЦАО – центром анализа техногенной опасности веществ. После этого новое вещество внесут в ФККО, о чем уведомят организацию, подавшую документы.

СОПУТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
2. Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
3. Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
4. Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
5. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»);
6. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 г. N 242 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
7. Приказ МПР России от 04.12.2014 г. N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;
8. Приказ Минприроды России от 01.09.2011 г. N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
9. Приказ Минтранса России от 15.01.2014 г. N 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»;
10. СанПиН 2.1.7.1322-03. «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
11. Временные правила охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации (утв. Минприроды РФ 15.07.1994 г.);
12. ПОТ Р М-004-97 «Межотраслевые правила по охране труда при использовании химических веществ» (утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.09.1997 г. N 44);
13. ТИ Р М-067-2002 «Типовая инструкция по охране труда для аккумуляторщика»;

14 ГОСТ Р 53165-2008 (МЭК 60095-1:2006) «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия»;
15. «ГОСТ Р 50728-95 Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные напряжением 12 В для автотракторной техники. Типы, основные параметры и размеры»;
16. ГОСТ Р 52846-2007 «Батареи аккумуляторные свинцовые тяговые. Часть 1. Основные требования и методы испытаний»;
17. ГОСТ 23216-78 «Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний»;
18. ГОСТ Р 54564-2011 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия»;
19. РД-3112199-1089-02 «Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков»;
20. МРО 4-99 Методика расчета объемов образования отходов. Отработанные элементы питания (разработана Центром обеспечения экологического контроля при Госкомэкологии России) Санкт-Петербург, 1999 г.;
21. ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»;
22. ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка»;
23. РД 3112199-0199-96 «Руководство по организации перевозок опасных грузов автомобильным транспортом».

Отходы 5 класс опасности: что делать, если они запрещены к размещению

25.07.17 года было принято Расп. 1589-р, запрещающее утилизацию целого ряда отходов V класса, к которым относятся:

  • металл, металлолом и металлические изделия;
  • стекло и стеклянная тара;
  • макулатура, в том числе тара из бумаги и картона;
  • бумажные втулки и шпули;
  • полиэтилен и полиэтиленовая тара;
  • пластик и полимерные материалы.

Эти отходы можно сдавать в пункты вторсырья или передавать организациям, занимающимся сбором и переработкой отходов. Главное, чтобы в заключенном договоре было написано, что материал отправляется не на утилизацию, а на переработку.

Получение документов на биотестирование и подтверждение отнесения отходов, не включенных в ФККО, к V классу часто вызывает трудности, поэтому лучше эту процедуру поручить организации, оказывающей экологические услуги.

ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА

6. ОПАСНЫЕ СВОЙСТВА И ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЧЕЛОВЕКА
6.1. Опасные свойства компонентов отхода

Опасными компонентами отхода «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом» оказывающими токсическое воздействие на человека и окружающую среду являются свинец и его соединения, а также серная кислота (отработанный электролит).
Свинец (Pb) по степени токсического воздействия на человека относится к самому высокому 1 классу опасности. Опасность свинца для человека определяется его значительной токсичностью и способностью накапливаться в организме. Свинец и его соединения являются политропными ядами и вызывают изменения иммунного статуса организма, влияют на нервную, сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы. Токсичность свинца обусловлена денатурирующим (разрушающим белки) действием на ткани и клетки организма. Органические соединения свинца более токсичны, чем неорганические, но обладают меньшей кумулятивной способностью (свойство вещества накапливается в живом организме в течение всей жизни, не выводиться из него). Свинец обладает мутагенной активностью (действие вещества на организм человека в стадии внутриутробного развития, вызывающее наследуемые мутационные изменения в организме). Предельно-допустимые концентрации соединений свинца в атмосферном воздухе 0,003 мг/мі, в воде 0,03 мг/л, в почве 20,0 мг/кг, токсическая доза свинца — 1мг, летальная — 10г.
Свинец — голубовато-белый тяжёлый металл с металлическим блеском в свежем срезе, плотность 11,34 г/см(3), температура плавления 327,4єС, температура кипения 1745єС, имеет довольно низкую теплопроводность — 35,1 Вт/(мК) при температуре 0°C. По химическим свойствам свинец — малоактивный металл. На поверхности он обычно покрыт плёнкой оксидов, при разрезании открывается блестящая поверхность, которая на воздухе быстро исчезает из-за того, что свинец покрывается слоем окиси и солей, получающихся при доступе влаги и кислот воздуха. Тонкоизмельченный свинец обладает пирофорными свойствами — вспыхивает на воздухе. Свинец сплавляется со многими металлами. Это один из самых мягких металлов, легко царапается ногтем и режется ножом, легко прокатывается в тонкие листы и ленты, продавливается на прессах в трубы, из него изготовляют проволоку, а также запорные устройства водопроводных сетей. Свинец иногда формуют, но из-за низкой прочности на разрыв он плохо поддается ковке. Хотя свинец нерастворим в чистой воде при обычной температуре, он растворяется в воде, насыщенной кислородом, поэтому свинец непригоден для трубопроводов с питьевой водой. Достаточно, чтобы в литре воды был один миллиграмм свинца и питье такой воды становится крайне опасным. Это количество свинца так малу, что не изменяет ни запаха, ни вкуса воды, обнаружить его можно только с помощью точных приборов.
Серная кислота (H2SO4) — бесцветная жидкость без запаха. Очень сильная двухосновная кислота. Смешивается с водой во всех соотношениях, растворение сопровождается выделением значительного количества тепла, паров и газов. Кислота серная отработанная пожаро- и взрывобезопасна. Токсична. По степени воздействия на организм относится к веществам 2-го класса опасности. Чрезвычайно агрессивное вещество, поражает дыхательные пути, кожу, слизистые оболочки, вызывает затруднение дыхания, кашель, нередко — ларингит, трахеит, бронхит и т. д. Предельно-допустимая концентрация (ПДК) аэрозоля серной кислоты в воздухе рабочей зоны 1,0 мг/м(3), в атмосферном воздухе 0,3 мг/м(3) (максимальная разовая) и 0,1 мг/м(3) (среднесуточная). Поражающая концентрация паров серной кислоты 0,008 мг/л (экспозиция 60 мин), смертельная 0,18 мг/л (60 мин). Аэрозоль серной кислоты образуется в атмосфере в результате выбросов диоксида серы котельными, химическими и металлургическими производствами, выхлопными газами автотранспорта и выпадает в виде кислотных дождей.

6.2. Воздействие компонентов отходов на окружающую среду

Воздействие свинца и его соединений на окружающую среду. Содержание свинца в земной коре (кларк) 0,0016 % по массе. В биосфере свинец рассеивается, его мало в живом веществе — 0,00005%, в морской воде — 0,000000003%. Значительное повышение содержания свинца в окружающей среде (в т.ч. и в поверхностных водах) связано с промышленным применением свинца (в аккумуляторах), а также с применением тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора в моторном топливе.
Свинец образуется при сгорании этилированного бензина и легко проникает в почву. В сухую погоду происходит накопление свинца на поверхности растений, но после обильных дождей значительная его часть смывается на почву. Из загрязненной почвы свинец поступает в растения и сельскохозяйственные культуры, а затем вместе с пищей непосредственно в организм человека. Отмечено активное накопление данного металла в капусте и корнеплодах, причем именно в тех, которые повсеместно употребляются в пищу (картофель, морковь, свекла и т.п.). Загрязненная свинцом почва является источником его поступления в продовольственное сырье, корма сельскохозяйственных животных, воздух, воду и по ходу пищевой цепи непосредственно в организм человека. Человек, представляющий собой одно из последних звеньев пищевой цепи, испытывает на себе наибольшую опасность нейротоксического воздействия свинца вследствие возрастания биологической аккумуляции вдоль пищевой цепи. Некоторые виды почв прочно связывают свинец, что предохраняет от загрязнения грунтовые и питьевые воды, растительную продукцию. Но тогда сама почва постепенно становится все более зараженной и в какой-то момент происходит разрушение органического вещества почвы с выбросом свинца в почвенный раствор. В итоге почва оказывается непригодной для сельскохозяйственного использования, одновременно происходит загрязнение свинцом поверхностных и подземных водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, а также атмосферного воздуха (с пылью).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *