Общественный экологический контроль

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды оказывают содействие Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, Федеральному агентству лесного хозяйства, их территориальным органам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим в соответствии с установленной компетенцией государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Нормативная база

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

Приказ Минприроды России от 12.07.2017 № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды»

Как стать общественном инспектором

Порядок присвоения статуса общественного инспектора установлен Приказ Минприроды России от 12.07.2017 № 403.

Для получения удостоверения общественного инспектора по охране окружающей среды необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора по месту жительства.

Адреса территориальных органов Росприроднадзора приведены во вкладке «Выбрать регион / Контакты».

Новости Росприроднадзора по данной теме

26 июля, 2019. Росприроднадзор подвел итоги работы общественных инспекторов за 2018 год и первое полугодие 2019 года

9 июля, 2019. Марианна Климова выступила с докладом на Общественном совете Минприроды

11 июня, 2019. Росприроднадзор и ОНФ подписали соглашение о сотрудничестве

25 апреля, 2019. В Общественной палате РФ прошло заседание Общественного совета при Росприроднадзоре

К сожалению, Россия не относится к числу стран, где государство проявляет достаточно заботы об экологической обстановке.
Скорее даже наоборот — если верить аналитикам Всемирного экономического форума, прошедшего в Давосе в 2012 г.
Поэтому на помощь и активное участие чиновников в сохранении нашей среды обитания надеяться не приходится — чаще приходится им активно противостоять, борясь либо с антиобщественными и грабительскими решениями, либо с их категорическим нежеланием работать. Примеров обратного критически мало.
Потому, добиваясь от нашего государства или органов местного самоуправления качественной работы, надо уже иметь на руках пакет доказательств.
Для этого (в том числе 😉 ) и существует общественный экологический контроль.
Сразу оговорюсь, что эта статья ни в коем случае не претендует на полноту раскрытия темы — скорее описывает практически наработки, которыми мы уже можем поделиться со всеми желающими.
Правовой основой общественного экологического контроля являются высшие нормативные правовые акты России:
Конституция России устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Таким образом, проводя общественный экологический контроль, мы не только реализуем свои конституционные права, но и выполняем свои, как граждан, прямые обязанности.
Очень важно это понимать.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» говорит буквально следующее:
Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
1. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
2. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Обратите особое внимание на третий пункт.
Сейчас нет каких-либо законодательных актов, конкретизирующих порядок проведения гражданами общественного экологического контроля — поэтому фразу «в соответствии с законодательством» можно трактовать только одним образом: любыми не противоречащими закону способами и средствами.
Вообще, если вы занимаетесь общественной деятельностью в области охраны окружающей среды (как бы высокопарно это ни звучало =) ), очень рекомендую изучить закон «Об охране окружающей среды». Как правило, чиновники, и, тем паче «крепкие хозяйственники», «бизнесмены» и прочие бандиты знают этот закон очень плохо и его соблюдением себя не утруждают — не стоит им уподобляться. А вот ловить за руку и выставлять незаконные дела, наносящие вред нашей земле и нашим природным богатствам очень даже стоит. Для этого, опять же, и существует общественный экологический контроль.
Результатом контроля всегда должен быть документ, в котором вы зафиксируете все, что выявили. Он называется акт.
Никакой установленной формы акта нет — можете просто набросать его от руки на листе бумаги.
А можете воспользоваться вот этой удобной и универсальной формой, по которой работаем мы:
-= Акт общественно-экологического контроля (бланк) =-
Повторюсь, что этот бланк — всего лишь шаблон, его совершенно свободно можно изменять по своему усмотрению.
Общественный контроль (в т.ч. экологический) всегда проводится применительно к чему-то. Это называется объектом контроля.
Этот объект надо достаточно четко указать.
Как правило, это какой-либо участок земли. Например, у вас во дворе недавно прошла вырубка — следовательно, объектом контроля будет территория города такого-то в границах таких-то, либо вблизи какого-либо отмеченного на карте объекта.
Примеры:
1) … провели осмотр территории парка «Дубки» в г. Химки в границах: Нагорное шоссе — ул. 9 мая — центральная аллея парка — территория детской площадки.
2) … провели общественный экологический контроль в отношении территории г. Химки вблизи д. 66 по Юбилейному проспекту.
3) … провели общественный экологический контроль состояния двора и внутриквартальной дороги на территории г. Химки, вблизи д. 9 и 10 по ул. 9 Мая.
и тому подобное.
Главное требование — чтобы по записи в акте можно было четко и однозначно понять, что именно мы с вами проверяли. Помимо акта, этому помогут сделанные в ходе осмотра фотографии.
Далее — в акте обязательно укажите время проведения осмотра, его начало и окончание.
Почему это важно? Смысл общественного контроля — перевести некие события или обстоятельства в юридическую плоскость.
То есть все, под чем мы подписываемся в составленном акте, нами фиксируется. Уже нельзя будет сказать, что этого не было — ведь несколько граждан своей подписью засвидетельствовали все, что увидели. Например, строительная техника припарковалась на газоне, повредив травяное покрытие — 5-6 подписей местных жителей, которые составили акт, уже не позволят сказать, что в такое-то время техника там не стояла. Или, к примеру, если у вас во дворе срубили пять деревьев, и в акте вы поставили подписи о том, что вечером такого-то дня в такое-то время нашли во дворе пни и опилки — уже нельзя будет сказать, что вам померещилось. По сути, подписи в акте — своего рода свидетельские показания. Это уже доказательство, а не просто голословные заявления.
Тут мы подходим к очень важному моменту и частой ошибке, которую допускают люди. Актом вы фиксируете только то, что увидели в ходе осмотра.
Никакие предположения, догадки, оценки и тому подобное неуместны.
Неправильно: … в ходе осмотра было обнаружено, что деревья были недавно незаконно вырублены…
Правильно: …в ходе осмотра были обнаружены пять пней. Древесина на срезе влажная, мягкая, почва вокруг пней усеяна опилками, ветвями, кусками древесины …
Только факты. Только то, что видно по сути.
В то же самое время, если в ходе осмотра вы поймали потенциальных злоумышленников, что называется, с поличным — обязательно укажите это в акте.
Например: … в ходе осмотра была обнаружена группа из трех человек, при помощи бензопил производящая валку деревьев, разделение стволов спиленных деревьев на части и отделение ветвей от стволов …
или так: … в ходе общественного экологического контроля было обнаружено, что на указанной территории работает экскаватор с номером (таким-то), при помощи которого неустановленное лицо производит выемку грунта …
Если на спецодежде рабочий или технике есть логотипы, указывающие на их принадлежность к организации — обязательно укажите их.
На любой строительной технике (кроме, разве что, тачек 😉 ) должны быть номера — будь то самосвалы, бульдозеры, тракторы, экскаваторы, или, не дай Бог, харвестеры.
В случае, если движется и работает техника без номерных знаков — обязательно укажите это в акте и постарайтесь сфотографировать ее со всех сторон в качестве подтверждения.
Это уже, само по себе, нарушение.
Важно! Мы не должностные лица и не имеем права требовать, чтобы нам предъявляли документы — НО! мы имеем полное право попросить предъявить их нам. Разрешение на строительство, ордер на строительные работы, ордер на производство земляных работ, порубочный билет и т.п. Вежливо попросите вам их показать. Если их предъявляют — сфотографируйте. Если отказываются — обязательно укажите в акте, что на просьбу продемонстрировать (показать) вам разрешительные документы встретили отказ. В конце концов, если эти люди работают законно — вся документация должна быть у них на руках, а если вам почему-то отказываются продемонстрировать документы — можно смело считать, что их нет.
Обратите внимание, что действительны только документы с «живыми» подписями и синими печатями, либо заверенные копии. Ксерокопия — не документ. Может, они ее только что нарисовали на компьютере и распечатали? Такие примеры в нашей практике, увы, были.
Вы, наверное, обратили внимание, что выше мы неоднократно упоминаем фотографии.
Ваш верный друг и товарищ во время общественного контроля — фотоаппарат. Снимите на него все, что осматривали. Снимите территорию в целом и отдельные объекты, которые упомянули в акте.
На фотографиях должны стоять дата и время съемки, и очень хорошо будет, если в кадр попадут участники общественного контроля (не «злоумышленники» и не случайные прохожие, а те, кто подпишет с вами акт).
Если ваш фотоаппарат не выставляет время и дату автоматически (не все так хорошо настраивают технику) — не страшно. На распечатанные снимки от руки поставьте дату, время и место съемки.
В любом случае поставьте на распечатанные снимки свои подписи — чтобы заверить их таким образом.
К сведению: часто потенциальные нарушители (назовем их так) кричат «Не снимайте нас! Вам нельзя нас снимать!» Обычно это наглая ложь. Действительно, есть места, где съемка запрещена — но таких мест очень мало, и там общественный экологический контроль обычно проводить нет причин.
В любых местах, открытых для общего доступа (т.е. куда можно пройти законно и свободно, где нет сплошного ограждения и т.п.) снимать можно.
Законом также установлено, что не допускается сбор и распространения информации о частной жизни человека без его согласия — такой нелепый аргумент нам доводилось слышать от сотрудников ЧОП или рабочих, изображающих юридическую грамотность.
Но вот «беда» — какая такая частная жизнь у человека на работе? Вы же снимаете не гражданина такого-то. Вы снимаете работника в униформе, экскаватор с водителем и т.п.
То есть — снимаете не личную жизнь конкретного лица, а служащего, исполняющего свои трудовые (или не очень) обязательства.
Кроме того, законом даны оговорки:
— если человек просто попал в кадр и не является основным объектом съемки. Например, когда вы снимаете работы во дворе — и среди этого в кадре оказался рабочий, или когда снимаете вырубку — и в кадре, естественно, оказался и человек с бензопилой.
— если вы снимали, опять-таки, в открытом для общего доступа месте — в лесу, на улице и т.п. Если возмущающийся субъект и так у всех на виду — с чего ему возмущаться, что его здесь увидят и на фото?
Суд рассматривал такие случаи: к примеру, одна женщина судилась с газетой по поводу того, что попала в кадр курящей на улице, родственники увидели ее и случился скандал, т.к. она скрывала от родных, что курит. Суд она проиграла по указанным выше причинам.
Вообще же, возьмите на заметку статью 152.2 Гражданского кодекса РФ:
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Заметьте, что даже эти нормы касаются обнародования и дальнейшего использования снимков — а с самой съемкой и того проще.
Но в любом случае учтите, что не всем нравится, когда их снимают даже на законных основаниях… особенно, если эти кто-то занимаются чем-то, за что могут получить крупный штраф, лишиться работы или сесть года эдак на три (см. статью 260 УК РФ, Незаконная рубка лесных насаждений) — поэтому агрессия в таких случаях не является чем-то необычным.
Это еще одна причина, почему общественный экологический контроль должны проводить несколько человек. В любой сложной ситуации ведите себя спокойно, сдержанно, без эмоций и оскорблений — и держитесь вместе, не допуская, чтобы кто-то один оказывался далеко от остальных. Особенно, если он и проводит съемку. Автор этих строк испытал на себе, что бывает при нарушении этих простых правил безопасности…
Важно! Кроме того, в ходе общественного экологического контроля вы не имеете права без разрешения проникать на частную территорию, закрытые и охраняемые объекты — хотя ничто не мешает вам такое разрешение попросить прямо на месте. Даже если вас не пускают куда-либо (например, на обнесенный ограждением сквер во время рубки) — ничто не мешает снять все, что нужно, издалека, из окон домов либо с возвышенности (зимой подходят даже сугробы плотного снега).
Важно! А еще общественный контроль, сам по себе, не дает вам права требовать остановки работ или блокировать технику.
В то же время, если есть все основания полагать, что происходит что-то незаконное — например, работы без документов людей без спецодежды на технике без опознавательных знаков — вы можете, а в ряде случаев даже обязаны принять меры по предотвращению правонарушения. Это не значит, что можно кидаться на рубщиков с кулаками (во-первых, это будет нападением, во-вторых, бензопила в руках противника может серьезно повредить вашему здоровью). В случае, если на ваших глазах происходит правонарушение, вы можете встать на пути у техники, обхватить руками дерево — и обязательно немедленно вызовите полицию либо попросите сделать этого кого-нибудь, если не можете сами.
Ваше оружие здесь — собственный гражданский долг и две статьи:
Уголовный Кодекс Российской Федерации
Статья 39. Крайняя необходимость
1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости.
2. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 2.7. Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Главное помнить — правопорядок у нас охраняют (по закону) соответствующие государственные органы. Мы, рядовые граждане, лишь оказываем им содействие.
Но общественный экологический контроль, напоминаем, это не остановка работ и ловля преступников. Общественный экологический контроль сводится к мирным и безобидным действиям: пришли, увидели, засняли, составили акт.
Дальнейшие действия
Итак, контроль успешно проведен, у вас на руках акт и фотографии: все с подписями участников мероприятия. Что делать дальше?
Акт, как мы с вами говорили в самом начале, является доказательством. Прикладывайте его (или заверенную копию) к заявлениям. Помните, о чем было сказано ранее? Федеральный Закон «Об охране окружающей среды»: результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Напоминайте об этом и ссылайтесь на эту статью в заявлениях и жалобах.
Кстати, мы все это время говорили только об актах с фотографиями — но, по сути, понятие «результаты» может включать и простое коллективное заявление в свободной. Можно, конечно, и так — но с актом и фотографиями будет гораздо надежнее, внушительнее и нагляднее, поэтому лучше сразу делать такую работу «не за страх, а за совесть».
Наконец, не надо забывать, что вся общественная деятельность — это деятельность от имени общества, публичная и открытая. Поэтому лучше всего не просто провести мероприятие и составить акт. Хорошим и полезным результатом общественного экологического контроля становится публикация в СМИ, либо, хотя бы, публикация в Интернете — в живых журналах, на сайтах. Естественно, что для публикаций очень даже уместно отойти от «протокольного» изложения, и вволю рассказать все, как есть — простым и понятным языком, с личными впечатлениями, по всем правилам хорошей статьи, которую интересно читать. =)
Подытоживая, позвольте привести пару примеров общественного экологического контроля из нашей практики:
17 июля 2013 г, общественно-экологический контроль в парке «Дубки»: фото и видео
Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 21.07.2012
Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 2 июня 2013 г.: фото, видео, результаты
Общественно-экологический контроль в Химкинском лесу 23 июня 2013 г.: фото, видео, результаты
Три дня общественно-экологического контроля: часть первая. «Дубки» и «Парк имени Л.Н.Толстого»
Три дня общественно-экологического контроля: часть вторая. Куркино, парк «Дубрава».Tags: Химкинский лес, парк «Дубки», точечная застройка

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Узнать детали

Экологический контроль

Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (ОС), обеспечение соблюдения воинскими частями требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области ее охраны.

Основными задачами Э.к. в РВСН являются: проверка соблюдения в воинских частях требований законодательства РФ, международных договоров в области охраны ОС; проверка выполнения планов обеспечения экологической безопасности деятельности воинской части, нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, ликвидации загрязнений ОС; проверка выполнения выданных воинской части предписаний и актов проверок по вопросам охраны ОС.

Объектами Э.к. воинских частей являются: территории военных городков, предприятий (включая административно-жилую, производственную, парковую и хозяйственную зоны); базы и склады горючего и горюче-смазочных материалов, в т.ч. ракетного топлива; природоохранные сооружения, технические средства и оборудование по предотвращению загрязнения ОС; учебные поля; объекты хранения и обезвреживания отходов производства и потребления, в т.ч. радиоактивных отходов, обычных боеприпасов, вредных химических веществ; полигоны и поля падения отделяющихся частей ракет-носителей; аэродромы; территории ремонтно-технических и тыловых подразделений; вооружение и военная техника; другие объекты и территории размещения и деятельности воинских частей, экологическое загрязнение которых возможно в ходе повседневной деятельности войск, а также при авариях и чрезвычайных ситуациях.

Энциклопедия РВСН. 2013.

Заполняя настоящую форму, в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», я подтверждаю свое согласие на обработку вносимых в форму моих персональных данных, лицом оказывающим услуги на основании данной формы (далее Оператор), том числе:

  • 1) фамилию, имя, отчество;
  • 2) контактный номер телефона;
  • 3) адрес электронной почты;
  • 4) фактический адрес проживания;

Предоставляю Оператору право осуществлять все действия (операции) с моими персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, обезличивание, блокирование, уничтожение.

Целью обработки персональных данных является оказание мне услуг на основании заполненной формы.

Оператор имеет право на обмен (прием и передачу) моими персональными данными с использованием машинных носителей или по каналам связи, с соблюдением мер, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа.

Настоящее согласие действует бессрочно, срок хранения моих персональных данных не ограничен.

Оставляю за собой право отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручен лично под расписку представителю Оператора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *