Нормативы качества окружающей среды

Нормирование в области охраны окружающей среды как правовой институт устанавливает пределы возможного воздействия на окружающую природную среду, при которых обеспечивается экологическая безопасность общества, т.е. определяет качество окружающей среды.

В самом общем виде качеством окружающей среды считается такое состояние экологических систем, которое постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии между природой и человеком и воспроизводит жизнь. Качество окружающей среды — это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов человека. Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Наиболее распространенный вид отрицательного воздействия — загрязнение окружающей среды, вызванное антропогенной деятельностью человека.

Основной целью нормирования в области охраны окружающей среды является установление таких предельно допустимых норм воздействий человека на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые бы гарантировали экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, а также обеспечивали рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Нормирование в данной области осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды осуществляется на основе проведенных научно-исследовательских работ по их обоснованию. Они подлежат экспертизе, утверждаются и опубликовываются в установленном порядке. При этом устанавливаются основания разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды. Постоянно осуществляется контроль за их применением и соблюдением. Соответствующий орган власти формирует и ведет единую информационную базу данных нормативов и осуществляет оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды, как правило, подразделяются на две основные группы, причем признаки градации нормативов внутри этих групп весьма разнообразны: но видам загрязнений, по средам антропогенного воздействия, по источникам возникновения, по объектам, по территориям и др.

Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормативы, которые устанавливают допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующее тог или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека. Это нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ — химических, физических, биологических воздействий в атмосфере, воде и почве, нормативы санитарно-защитных зон и предельно допустимых уровней (ПДУ) радиационного воздействия.

В соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на всей территории России действуют государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы). Их несоблюдение создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Они обязательны для соблюдения всеми государственными органами, их должностными лицами, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами.

Вторая группа представлена экологическими нормативами. В нее входят нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов вредных веществ (ПДВ), устанавливающие требования к источникам вредного воздействия, ограничивая их деятельность определенной пороговой величиной. К ним относятся и другие требования, предъявляемые к стационарным или передвижным источникам загрязнений, — ПДУ вредного физического воздействия на человека, оказываемого шумом, вибрацией, магнитными нолями, радиационным загрязнением. По этим видам воздействия ПДУ устанавливают органы здравоохранения РФ. Регламентированы также предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве, остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. В данную категорию входят технологические, строительные, градостроительные правила.

В Законе об охране окружающей среды представлена еще одна группа экологических нормативов, в которую, по существу, интегрированы параметры первых двух групп применительно к определенной территории. Речь идет о предельно допустимых нормах нагрузки (ПДН) на природную среду, под которыми понимаются размеры антропогенного воздействия на природные ресурсы или природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Нормативы ПДН разрабатываются с учетом хозяйственной или рекреационной нагрузки па природные ресурсы и утверждаются отраслевыми или местными органами. С учетом ПДН можно говорить о емкости природной среды, под которой понимается потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения своей экологической функции. Эти нормы имеют особое значение для регулирования жизнедеятельности в регионах, особенно в тех, которые пострадали от природных бедствий или техногенных катастроф.

Для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов устанавливаются нормативы качества окружающей среды. К таким нормативам относятся:

  • • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов;
  • • иные нормативы качества окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

  • • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • • нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду юридические лица и индивидуальные предприниматели в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности. Они рассчитываются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. При этом последние устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. В том случае, когда невозможно соблюсти нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы. Они устанавливаются на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина.

В целях предотвращения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду в соответствии с законодательством устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Для каждого источника, оказывающего физические воздействия на окружающую среду, устанавливаются нормативы допустимых физических воздействий на нее. Они рассчитываются исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Нормативы допустимого изъятия и порядок их установления определяются соответствующим законодательством (о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования), а также в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области охраны окружающей среды.

В целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий, для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей устанавливаются нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Данные нормативы устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

Применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения. К областям применения наилучших доступных технологий могут быть отнесены хозяйственная и (или) иная деятельность, которая оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду, и технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности. Области применения наилучших доступных технологий устанавливаются Правительством РФ. Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучшей доступной технологии, осуществляется не реже чем один раз в десять лет.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение, которое вводится с 01.01.2019 г.

Комплексное экологическое разрешение — документ, который выдастся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Подача заявки на получение комплексного экологического разрешения осуществляется не позднее чем за два месяца до ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или за четыре месяца до истечения срока действия комплексного экологического разрешения.

Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу комплексного экологического разрешения, размещает заявку на получение комплексного экологического разрешения на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивающей возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц.

Комплексное экологическое разрешение, выдаваемое для осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, где реализуются программы повышения экологической эффективности, дополнительно может содержать временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы. Программа повышения экологической эффективности является неотъемлемой частью комплексного экологического разрешения.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение выдается сроком на семь лет.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, которая вводится с 01.01.2019 г. Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. Декларация о воздействии на окружающую среду представляется один раз в семь лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ и стационарных источников.

Для объектов I, III и IV категорий представления декларации о воздействии на окружающую среду не требуется.

За непредставление декларации о воздействии на окружающую среду или представление недостоверной информации, содержащейся в этой декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством.

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки се качества в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, се субъектов могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.

  • Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ.

Основы определения экологического нормирования

Важным является определение якорных точек при создании экологических нормативов, именно тех жизненных институтов, которые бы стали хребтом в нелегкой деятельности нормотворца, т.к. все экологическое законодательство является очень важным, т.к. идет рука об руку со всей жизнеспособностью человека.

Такими якорными точками являются: здоровье человека, предопределение состояние окружающей среды в будущем, определение механизма воздействия в настоящее и будущее время человечества на окружающую среду.

Данный тезис закреплен в Конституции РФ, в ст. 42, которой объявляется право каждого на благоприятную окружающую среду. Природоохранное законодательство далее определяет право каждого на защиту окружающей среды. Именно с защитой окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью человека, а также чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, связана жизнеспособность человека.

Цели экологического нормирования

Таким образом, действие экологического нормирования стоит на охране человека и его здоровья и является функцией, осуществляемой в процессе государственного управления.

Согласно ст. 72 Конституции РФ экологическое законодательство отнесено к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Т.е. рассматриваемая функция государственного управления действует на всех уровнях осуществления этого управления, как на федеральном, так и субъектном.

Нормативы качества окружающей среды — нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда (Федеральный закон «Об охране окружающей среды»). Н.к.о.с. устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. В ранее действовавшем ФЗ «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось, что нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Данное положение представляется научно более обоснованным. В настоящее время отсутствует существенный критерий — охрана здоровья человека. Соответственно нормативы качества окружающей среды должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру, что автоматически будет способствовать сохранению и генетического фонда (см.: Бринчук М.М. Экологическое право: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 219). Н.к.о.с. являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается установление более строгих нормативов с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий. При разработке и утверждении н.к.о.с. учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Установление более жестких нормативов качества окружающей среды для особо охраняемых природных территорий служит одной из мер сохранения природных комплексов этих территорий и объектов.

Большой юридический словарь. — М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.

Нормативы качества окружающей среды подразделяются на: санитарно-гигиенические, экологические, производственно-хозяйственные и временные.

К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиенические и санитарно-защитные нормативы.

Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий — вибраций, шума, электромагнитного и радиоактивного излучения, не оказывающие какого-либо вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленные промежутки времени, а также на здоровье последующих поколений.

Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования от вредного воздействия источников загрязнения. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранения оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно определить их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т. п. Они используются при организации охранных зон заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т. п.

Применение системы показателей предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических связей, обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой научно обоснованные предельно допустимые антропогенные воздействия на определенный природно-территориальный комплекс.

Производственно-хозяйственные нормативы предназначены для ограничения параметров производственно-хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся технологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

Технологические нормативы включают: предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы, предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника поступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкретного горного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного горного предприятия (объединения). Область регламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормативов лимитируют отходы и выбросы, в результате осуществления горных работ, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допустимое количество загрязнений, поступающих в биосферу в зоне расположения источников, оборудованных системами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим системам обезвреживания.

Градостроительные нормативы разрабатывают для обеспечения экологической безопасности при планировке и застройке городов и других населенных пунктов.

Рекреационные нормативы определяют правила пользования природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

В случае, когда по тем или иным объективным причинам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совершенствования техники и технологии их регулярно пересматривают в сторону ужесточения, с тем чтобы воздействие на природу было минимальным.

При оценке качества компонентов биосферы применяются различные модификации рассмотренных нормативов.

Оценка качества воздушной среды осуществляется на основе следующих нормативов.

  • 1. Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны — ПДКр.з, мг/м3. При ежедневной восьмичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч в неделю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, которые можно обнаружить современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.
  • 2. Предельно допустимая максимальная разовая концентрация загрязняющего вещества в воздухе населенных мест ПДКм.р, мг/м3. При вдыхании в течение 30 мин эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.
  • 3. Предельно допустимая среднесуточная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест ПДКс.с, мг/м3, которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоящего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.
  • 4. Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны ВДКр. з, мг/м3. Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным уутем и действуют в течение 2 лет.
  • 5. Временно допустимая концентрация (ориентировочный / безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере ВДКв.в, мг/м3, размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.
  • 6. Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу ПДВ, кг/сут (или г/ч). Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.
  • 7. Временно согласованный выброс ВСВ, кг/сут (или г/ч). Срок действия этого норматива не более 5 лет. Он устанавливается в том случае, если по объективным причинам нельзя определить ПДВ для источника выброса в данном населенном пункте.
  • 8. Предельно допустимое количество сжигаемого топлива ПДТ, т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

Оценка качества водного бассейна осуществляется с помощью системы основных показателей.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоема ПДКв, мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования.
  • 2. Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, ПДКв.р, мг/л. Величина последней для подавляющего большинства нормируемых веществ всегда значительно меньше ПДКв. Это объясняется тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количествах без влияния на их жизнедеятельность.
  • 3. Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов ВДКв, мг/л. Нормативы, определяемые этим показателем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.
  • 4. Предельно допустимый сброс ПДС, г/ч (кг/сут), регламентирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого норматива должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, установленных для водных объектов. Величина ПДС определяется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекращения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

Оценка качества почвенного слоя проводится по нормативам, установленным в соответствии со следующими основными показателями.

  • 1. Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы ПДКп, мг/кг. При этом значении концентрации не должно оказываться прямого или косвенного отрицательного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищающую способность почвы.
  • 2. Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы ВДКп, мг/кг. Устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

При оценке шумового загрязнения биосферы используются следующие показатели.

  • 1. Предельно допустимый уровень шума ПДУШ, дБ(а). Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоянии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой деятельности.
  • 2. Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) ДУШ, дБ(А), при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 3. Допустимый уровень ультразвука ДУУ, дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.
  • 4. Предельно допустимый уровень инфразвука ПДУИ, дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклонениям в состоянии здоровья, обнаруживаемым современными методами исследований, и нарушать нормальную трудовую деятельность.
  • 5. Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов ПДШХ. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.
  • 6. Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов ТДШХ, применяемая в тех случаях, когда по объективным причинам невозможно установить уровень ПДШХ. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срока действия стандарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды проводится с использованием показателей трех видов: основного дозового предела, допустимого уровня и контрольного уровня.

К показателям основного дозового предела относятся:

  • — предельно допустимая доза радиации за год для работающих с источниками радиоактивного излучения ПДД, Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, обнаруживаемые современными методами исследований, в настоящее время и последующие годы;
  • — предел дозы радиации за год для населения ПД, Дж/кг, который на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облучения людей.

Показатели допустимого уровня:

  • — предельно допустимое годовое поступление радиоактивных веществ в организм работающих ПДП, кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;
  • — предел годового поступления радиоактивных веществ в организм человека ПГП, кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;
  • — допустимое среднегодовое содержание радиоактивных веществ в организме (критическом органе) ДС, при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;
  • — допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т. д.) ДЗ, частица/(см2- мин).

Контрольные показатели устанавливают для планирования мероприятий по защите и для оперативного контроля за радиационной обстановкой в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся:

  • — контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;
  • — контрольное содержание радиоактивных веществ в организме человека КС, кБк;
  • — контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека КК, кБк/м3.
  • — контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами КЗ, частица /(см2-мин).

Регламентирование содержания вредных веществ в атмосфере. Один из важнейших вопросов проблемы охраны окружающей среды — необходимость постоянного обеспечения строгого контроля содержания вредных веществ и регламентирование их поступления в биосферу. С этой целью разрабатываются нормативы качества окружающей среды. К настоящему времени установлено значительное число нормативов по показателям ПДК для всех компонентов биосферы. Так, для воды водоемов их установлено свыше 1000, для атмосферного воздуха—более 800, для радиоактивных изотопов — 700, а для почвы несколько десятков.

Регламентирование содержания загрязнений в атмосферном воздухе осуществляется на основе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе населенных мест (предельно допустимая максимальная разовая концентрация—ПДКм. р) и предельно допустимой среднесуточной концентрации ПДКс.с. Для вредных веществ, влияние которых на организм человека не до конца изучено, установлены временно допустимые концентрации вредных веществ ВДКа.в, регламентирующие их содержание в атмосферном воздухе.

Основная физическая характеристика содержания вредных веществ в атмосфере — концентрация, т. е. количество вещества, содержащегося в единице объема воздуха при нормальных условиях. Как правило, ее измеряют в мг/м3. Этот показатель характеризует физическое, химическое и другие виды воздействия на окружающую среду и относится к основным параметрам при регламентировании допустимых концентраций примеси в атмосфере. Предельно допустимые концентрации атмосферных загрязнений в воздухе населенных мест устанавливают на основе лимитирующего показателя, т. е. такой концентрации, которая оказывается наименьшей при проведении исследований на запах, раздражающие действия и специфические проявления реакций организма.

Среди нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере особое место занимают среднесуточные концентрации, превышение которых указывает на возможность неблагоприятных токсических действий вредных веществ на организм человека. Максимальные разовые концентрации устанавливают для тех веществ, которые обладают в большей степени раздражающим и рефлекторным действием. Их устанавливают с целью предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменения биоэлектрической активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных примесей. В том случае, если токсические реакции организма проявляются при меньшей концентрации вредных веществ, чем .рефлекторные или раздражающие реакции, то среднесуточные и максимальные разовые ПДК совпадают.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере населенных пунктов, установленные эмпирическим путем, регламентированы списком Министерства здравоохранения СССР от 1 августа 1978 г. с добавлениями от 11 октября 1979 г. и от 7 мая Г981 г., в соответствии с которыми установлены класс опасности вещества, допустимые максимальная разовая и среднесуточная концентрация примесей. Эти концентрации обосновываются клиническими и санитарно-гигиеническими исследованиями и носят законодательный характер.

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в атмосферу, мг/м3

Максимальная Средняя

Разовая суточная

Диоксид азота ………….……………0,085 0,04

Аммиак …………….…………………0,20 0,04

Сажа (копоть) ………….…………….0,15 0,05

Сернистый ангидрид ………..………0,03 0,005

Оксид углерода ………..…………….3 1

Фосфорный ангидрид ……….………0,15 0,05

Хлор…………………………………0,1 0,03

Пыль ………………………………..0,15-0,5 0,05-0,15

При совместном присутствии в атмосферном воздухе нескольких веществ, обладающих эффектом суммации (совмещенного действия), их суммарная концентрация не должна превышать единицы при расчете по формуле

С1 + С2 +… + Сn 1

ПДК1 ПДК2 ПДКn

где C1, С2, …, Сn—фактические концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе; ПДК1, ПДК2, … ПДКn—предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.

Эффектом однонаправленного действия (суммации) обладают, например, следующие сочетания вредных веществ: ацетон и ацетофенол; ацетон и фталевый ангидрид; ацетон и фенол; ацетон, фурфурол, формальдегид, фенол, ацетальдегид, винилацетат; бензол, ацетофенол, азон, диоксид азота; диоксид серы — и сероводород; формальдегид и оксид углерода; диоксид азота, формальдегид, гексан и т. д.

Регламентирование содержания примесей в воде. Регламентирование уровня содержания примесей в воде водоемов зависит от отнесения их к различным категориям водопользования. Различают две категории водопользования. К первой относятся объекты двух видов: 1) для централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения, водоснабжения предприятий пищевой промышленности; 2) для купания, спорта и отдыха населения, а также водоемы в черте населенных мест. Ко второй категории относятся объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к кислороду; для всех других рыбохозяйственных целей.

Тип водопользования, а также ближайшие к месту выпуска сточных вод участки устанавливаются органами и учреждениями Государственного санитарного надзора с учетом перспектив использования водного объекта.

При сбросе сточных вод в водоемы в обязательном порядке должны соблюдаться нормативы состава и свойства воды водных объектов соответствующих категорий водопользования.

Так, содержание взвешенных веществ в 1 л воды для водоемов первого вида не должно превышать 0,25 мг и для водоемов второго вида — 0,75 мг/л.

Наряду с ограничениями допустимого роста содержания взвеси в воде водоемов лимитируется крупность взвешенных частиц, которые могут содержаться в сточных водах. Запрещается сбрасывать в проточные водоемы сточные воды, содержащие взвеси со скоростью осаждения более 0,4 мм/с, а в водохранилища — сточные воды с взвесями, скорость осаждения которых превышает 0,2 мм/с.

Кроме требований по фракционному и массовому составу взвешенных веществ регламентируются также состав и свойства воды водоемов по следующим параметрам: наличие плавающих примесей, запах, привкус, окраска, температура воды, значение рН, состав минеральных примесей, биохимическая потребность воды в кислороде, количество растворенного в воде кислорода, наличие возбудителей заболеваний и ядовитых веществ. На поверхности водоемов не должно быть плавающих пленок, пятен минеральных масел и скоплений других примесей.

При сбросе сточных вод в пункте водопользования вода не должна приобретать запахи и привкусы интенсивностью более 3 баллов для морей и 2 баллов применительно к водоемам, обнаруживаемые непосредственно или при последующем хлорировании, а также сообщать посторонние запахи и привкусы мясу рыб.

Окраска воды должна обнаруживаться в столбике высотой не выше 20 и 10 см для водоемов соответственно первого и второго вида и морей.

В результате спуска сточных вод температура воды летом в водоемах первой категории не должна превышать более чем на 3° С среднемесячную температуру воды самого жаркого месяца года за последние 10 лет, а температура воды в рыбохозяйственных водоемах не должна быть выше естественной температуры этих водоемов более чем на 5° С.

Реакция воды водоемов по рН не должна выходить за пре-1делы 6,5<рН<8,5 после ее смешивания со сточными водами.

Содержание минеральных примесей для воды водоемов, относящихся к первому виду, не должно превышать по сухому остатку 1000 мг/л, в том числе по хлоридам—350 мг/л и сульфатам — 500 мг/л. Минеральный состав для водоемов второго вида нормируется по показателю привкуса.

Полная биохимическая потребность в кислороде при температуре 20° С не должна превышать 3 мг/л для водоемов первого вида, в том числе и для рыбохозяйственных водоемов обоих видов, а для водоемов второго вида первой категории водопользования — 6 мг/л.

Количество растворенного кислорода в воде водоемов после смешивания со сточными водами должно быть не менее 4 мг/л в любой период года в пробе, отобранной до полудня для водных объектов первой категории, и не меньше 6 и 4 мг/л в зимний период для рыбохозяйственных водоемов соответственно первого и второго видов, а также 6 мг/л в летний период.

При наличии в сточных водах возбудителей заболеваний вода должна подвергаться обеззараживанию после соответствующей очистки. При этом коли-индекс очищенных и обеззараженных сточных вод и вод водоемов не должен превышать 1000 палочек в 1 л воды при остаточном хлоре не менее 1,5 мг/л.

Основные требования к охране вод, а также комплекс требований к составу и свойствам воды в водоемах, используемых для рыбохозяйственных целей, регламентируются Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Содержание вредных и ядовитых веществ в водоемах обеих категорий и в морях не должно превышать ПДК, установленных но санитарно-токсикологическому, общесанитарному и органолептическому лимитирующим показателям.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в водоемах санитарно-бытового назначения — максимальная концентрация, которая не оказывает на состояние здоровья человека сейчас и в будущем прямого или опосредствованного влияния, выявляемого современными методами исследований, при воздействии вредного вещества на организм человека в течение всей его жизни и не ухудшает гигиенические условия водопользования населения.

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, поступающих в воды водоемов, мг/л

Акриламид ..…………… 0,01 Железо ………. 0,5

Барий …….…………….. 0,1 Кальций ……….. 180

Бензин топливный …….. 0,1 Кремний ………. 10

Бор ……….……………… 0,5 Медь ……….…… 1

Ванадий …….………….. 0,1 Сероуглерод ……. 1

Вольфрам ……..……….. 0,05 Нефть …………… 0,1

При наличии в воде водоемов вредных веществ, обладающих эффектом однонаправленного действия (суммации), санитарное состояние водоема должно определяться аналогично тому, как устанавливается суммарная концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе.

На горных предприятиях имеется множество разнообразных источников шума, влияющих на окружающую среду. В большинстве случаев уровни шума превышают нормативные. Человек по-разному реагирует на шум в зависимости от субъективных особенностей организма и привычного шумового фона. Считается, что шум с уровнем ниже 60 дБ вызывает психическое раздражение.

Раздражающее действие шума зависит от его уровня, спектральных и временных характеристик. Раздражающий эффект тональных, высокочастотных и импульсных шумов выше эффекта воздействия широкополосных, низкочастотных и постоянных во времени шумов одинакового уровня.

Нормируемыми параметрами постоянного шума являются уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц или уровни звука.

Непостоянный во времени шум нормируется эквивалентными уровнями звука постоянного широкополосного шума, оказывающего такое же воздействие на человека как и непостоянный шум. Значение этого уровня звука рассчитывается по результатам измерения уровней звука в дБ(А) в течение наиболее шумных 30 мин.

Стандартизация в области охраны природы. Особое место в системе мер по обеспечению охраны окружающей среды занимает стандартизация. Применительно к охране окружающей природной среды стандартизация — это разработка и внедрение в практику научно обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к природе.

Стандарты качества окружающей среды представляют собой установленные компетентными органами государства научно обоснованные предельно допустимые нормативы состояния природы, превышение которых создает угрозу для человека и окружающей его природной среды.

Стандарты деятельности промышленных предприятий, учреждений и организаций, поведения граждан, стандарты нормативно-правовых форм разрабатывают с целью развития и конкретизации законодательства об охране природы. В стандартах закрепляют требования государства по рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких технических параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие человеческой деятельности на природу.

Обеспечение качества окружающей среды требует выработки двух категорий взаимно дополняющих друг друга стандартов: природоохранительных и производственно-хозяйственных. Первые призваны характеризовать качественное состояние окружающей среды, ее объектов, регионов, комплексов, т. е. ПДК вредных веществ в компонентах биосферы. Вторые устанавливаются с целью соответствующего воздействия на реальный или потенциальный источник нарушения качества окружающей среды.

Принятая в СССР система государственных общесоюзных стандартов (ГОСТ) в области охраны природы включала стандарты: качества окружающей среды; деятельности предприятий, организаций, учреждений и поведения граждан; соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы. Эта система состоит из комплекса стандартов в области охраны и рационального использования вод (кодовое название «Гидросфера»), защиты атмосферы («Атмосфера»), рационального использования биологических ресурсов («Биологические ресурсы»), охраны и рационального использования почв («Почвы»), улучшения использования земель («Земля»), охраны флоры («Флора»), охраны фауны («Фауна»), охраны и преобразования ландшафтов («Ландшафты»), рационального использования и охраны недр («Недра»).

К настоящему времени разработана система государственных стандартов, определяющих основные положения по стандартизации в области охраны природы, установления предельно допустимых концентраций и выбросов вредных веществ промышленными предприятиями, правил по охране вод при бурении морских скважин для добычи нефти и газа, показателей качества вод различных видов водопользования, мер по охране недр и рационального использования минеральных ресурсов, по защите атмосферы от загрязнений, охраны флоры и фауны, рационального использования восстанавливающихся ресурсов и т. д.

В то же время работу по разработке системы стандартов нельзя считать законченной. Последующие этапы работы по стандартизации в области охраны окружающей среды должны быть направлены на дальнейшее решение вопросов, связанных с сохранением и повышением ресурсного потенциала страны, охраной ландшафтов, флоры, фауны, почв и использованием земель и т. д.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *