Нормативно-правовая база финансового анализа.

В соответствии с методическими указаниями Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ для оценки и прогнозирования финансового состояния организаций используется следующий перечень показателей, характеризующих различные аспекты их деятельности :

.Показатели для оценки и прогнозирования финансового состояния

Показатель Алгоритм расчета Что характеризует
1. Общие показатели
Среднемесячная выручка (К1) Валовая выручка по оплате /Число месяцев периода масштаб бизнеса организации
Доля денежных средств в выручке (К2) Денежные средства в выручке / Валовая выручка по оплате Финансовый ресурс организации, возможность своевременого исполнения своих обязательств
Среднесписочная численность персонала (К3) Соответствует строке 850 формыы№5 по ОКУД Масштаб деятельности организации
2. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости
Степень платежеспособности общая (К4) (Стр.590+ стр. 690) ф. №1 / К1 срок возможного погашения всей кредиторской задолженности, если всю выручку направлять на расчеты с кредиторами
Коэффициент задолженности по кредитам (К5) (Стр.590+ стр. 610) ф. №1 / К1 Уменьшение его уровня характеризует перекос труктуры долгов в сторону товарных кредитов, неплатежей бюджету и по внутренним долгам, что оценивается отрицательно
Коэффициент задолженности другим организациям (Кб) (стр.621 + стр.625) ф.№1 Повышение его уровня характеризует увеличение удельного веса товарных кредитов в общей сумме долгов
К1
Коэффициент задолженности фискальной системе (К7) (стр.623+ стр.624) ф.№1 Повышение его уровня характеризует увеличение удельного веса задолженности бюджету в общей сумме долгов
К1
Коэффициент внутреннего долга (К8) (стр. 622 + стр. 630 + стр. 640+ +стр.650 + стр.660) Повышение его уровня характеризует увеличение удельного веса внутреннего долга в общей сумме долгов
К1
Степень плате­жеспособности по текущим обязательствам (К9) стр.690 ф.№1 / К1 Сроки возможного погашения текущей задолженности перед кредиторами
Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами (К10) стр.290 ф.№1 Показывает, насколько текущие обязательства покрываются оборотными активами
стр.690 ф.№°1
Собственный капитал в обороте (К11) К11 = (стр.490 – стр190) ф. №1 Отсутствие его показывает, что все оборотные активы сформированы за счет заемных средств
Доля собственного капитала в оборотных активах (К1 2) (стр.490 –стр190)ф.№1 Определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами
стр.290 ф.№°1
Коэффициент финансовой автономии (К13) стр.490 ф.№1 Показывает, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации
стр.300 ф.№1
3. Показатели деловой активности
Продолжительность оборота оборотных активов (К14) стр.290 ф.№1/К1 Показывает, за сколько месяцев оборачиваются оборотные активы
Продолжительность оборота средств в производстве (К15) (стр.210+стр.220-стр. 215) ф. №1 / К1 Характеризует скорость оборачиваемости капитала в запасах
Продолжительность оборота средств в расчетах (К16) (стр.290 -стр.210 —стр.220 + стр.215) ф.№1 / К1 Характеризует скорость погашения дебиторской задолженности
4. Показатели рентабельности
Рентабельность оборотного капитала (К17) стр.160 ф.№2 Характеризует эффектив­ность использования оборотного капитала организации
стр.290 ф.№1
Рентабельность продаж (К18) стр.050 ф.№2 Сколько получено прибыли на рубль выручки
стр.010 ф.№2
5. Показатели интенсификации процесса производства
Среднемесячная выработка на одного работника (К19) К1 / К3 Характеризует уровень производительности (интенсивности) труда работников предприятия
Фондоотдача (К20) К1 / стр.190 ф.№1 Характеризует интенсивность использования основных средств
6. Показатели инвестиционной активности организации
Коэффициент инвестиционной активности (К21) (стр. 130+ стр. 135+ +стр.140)ф.№1 / стр.190 ф.№ 1 Характеризует инвестиционную активность организации
7. Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами
Коэффициенты исполнения текущих обязательств перед федеральным бюджетом (К22), бюджетом субъекта РФ (К23), местным бюджетом (К24), государственными внебюджетными фондами (К25) и Пенсионным фондом РФ (К26) определяются как отношение величины уплаченных налогов (взносов) к величине начисленных налогов (взносов) за тот же период: Налоги (взносы) уплаченные / Налоги (взносы) начисленные

Изучение динамики данных показателей позволяет довольно полно охарактеризовать финансовое состояние предприятия и установить наметившиеся тенденции его изменения.

Для диагностики несостоятельности хозяйствующих субъектов довольно часто применяют ограниченный круг наиболее существенных ключевых показателей. Так, вРеспублике Беларусь для этой цели применяют следующие показатели:

коэффициент текущей ликвидности;

коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом;

коэффициент финансовой зависимости (удельный вес заемных средств в общей сумме активов);

доля просроченных финансовых обязательств в общей сумме активов предприятия).

Учитывая многообразие показателей финансовой устойчивости, различие уровня их критических оценок и возникающие в связи с этим сложности в оценке кредитоспособности предприятия и риска его банкротства, многие отечественные и зарубежные экономисты рекомендуют использовать интегральную оценку финансовой устойчиво­сти на основе скорингового анализа. Методика кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х гг. Сущность этой методики — классификация предприятий по степени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выражен­ного в баллах на основе экспертных оценок.

Рассмотрим простую скоринговую модель с тремя балансовыми показателями (табл. 15.35).

Таблица 15.35

Группировка предприятий на классы по уровню платежеспособности

I класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств;

II класс — предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматривающиеся как рискованные;

III класс — проблемные предприятия;

IV класс — предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты;

V класс — предприятия высочайшего риска, практически несостоятельные.

В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредито­способности предприятий широко используются факторные модели известных западных экономистов Альтмана, Лиса, Таффлера, Тишоу и др., разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа.

Наиболее широкую известность получила модель Альтмана:

Z — 0,717X1 +0,847Х2 + 3,107Х3 + 0,42X4 + 0,995Х5,

где Х1 — собственный оборотный капитал / сумма активов;

Х2 — нераспределенная прибыль / сумма активов;

Х3 — прибыль до уплаты процентов / сумма активов;

Х4 — балансовая стоимость собственного капитала/заемный ка­питал;

Х5 — объем продаж (выручка) / сумма активов.

Константа сравнения 1,23.

Если значение Z < 1,23, то это признак высокой вероятности бан­кротства; значение Z > 1,23 и более свидетельствует о малой вероятности банкротства.

Однако использование таких моделей требует больших предос­торожностей: они не вполной мере подходят для оценки риска банкротства отечественных субъектов хозяйствования из-за разной методики отражения инфляционных факторов, разной структуры капитала, а также из-за различий в законодательной и информационной базе.

Пояснение.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет три основные цели его деятельности (ст. 3):

1) защита и обеспечение устойчивости рубля, в т.ч. его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) м организует их обращение;

2) развитие и укрепление банковской системы страны;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Центральный банк призван быть:

· Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

· Банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор над банками и другими небанковскими организациями;

· Банкиром правительства, т.е. должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

· Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на счете взаимных требований и обязательств (клирингов);

· Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

Исходя из этого, правильный ответ: 346

Анализ нормативной законодательной базы

В соответствии со специальными требованиями и рекомендациями по технической защите конфиденциальной информации, утвержденными приказом Гостехкомиссии России от 30 августа 2002 года, конфиденциальная информация — информация с ограниченным доступом, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации

Перечень конфиденциальной информации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188. К настоящему времени принят ряд законодательных актов, в которых регулируются отношения, связанные с различными видами конфиденциальной информации:

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»;

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г.. N 152-ФЗ «О персональных данных».

В статье 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» даётся классификация информации в зависимости от порядка её распространения, Законодатель разделяет информацию на следующие группы:

1. информацию, свободно распространяемую;

2. информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3. информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4. информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

В статье 9 говориться, что Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. Ниже будут рассмотрены упомянутые законы.

Коммерческая тайна в соответствии с законом «О коммерческой тайне» определена как конфиденциальность информации. Данная конфиденциальность дает возможность обладателю коммерческой тайны получить при равных возможностях экономическую выгоду в виде сохранения на рынке, в виде увеличения доходов и сокращения расходов. Содержание коммерческой тайны — это экономическая, в том числе финансовая, научно-техническая, в том числе «ноу-хау», и производственная информация.

Чтобы вышеуказанная информация получила статус коммерческой тайны, в отношении этой информации обладателем должен быть введен режим коммерческой тайны. Кроме того, эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, она неизвестна никому, кроме ее обладателя. Также не должно быть свободного доступа к этой информации.

Режим коммерческой тайны определен в законе как меры, которые предпринимает ее обладатель для охраны ее конфиденциальности. Эти меры носят правовой, организационный, технический и иной характер.

В статье 4 закона содержится норма о том, кому принадлежит право решать, относится или нет информация к коммерческой тайне. Данное право принадлежит обладателю такой информации с учетом положения данного Закона.

Весьма важна для понимания совокупности норм закона статья 5, закрепляющая состав сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Перечислим сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну:

1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7. о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Права обладателей коммерческой тайны закреплены в ст. 7 Закона. Данные права приобретаются владельцем с момента установления режима коммерческой тайны для той или иной информации. Обладатель имеет следующие права:

1. устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны;

2. использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд;

3. разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4. вводить в гражданский оборот информацию, составляющую коммерческую тайну, на основании договоров, предусматривающих включение в них условий об охране конфиденциальности этой информации;

5. требовать от юридических и физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;

6. требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, осуществленных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

7. защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Ст. 10-13 Закона посвящены охране коммерческой тайны. Общими мерами обеспечения соблюдения конфиденциальности информации являются следующие:

— разработка перечня информации, относящейся к коммерческой тайне;

— ограничение и регламентирование доступа к носителям информации;

— определение круга лиц, имеющих права доступа к информации;

— разработка и закрепление правил по регулированию отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, в системе трудовых договоров, договоров с контрагентами;

— нанесение на документы, договора, составляющие коммерческую тайну надписи «конфиденциальная информация», при этом необходимо указывать обладателя информации (место нахождения, наименование).

После принятия вышеуказанных мер режим коммерческой тайны считается установленным.

Кроме того, обладатель информации, признанной коммерческой тайной, вправе применить разрешенные, не противоречащие закону, методы и средства технической защиты носителей конфиденциальной информации.

Ст. 11 Закона посвящена охране конфиденциальной информации в рамках трудовых правоотношений. Здесь работодатель для охраны коммерческой тайны обязан:

— составить перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

— ознакомить с указанным перечнем под роспись всех сотрудников, доступ к коммерческой тайне которых необходим по долгу службы;

— ознакомить под роспись сотрудников с режимом коммерческой тайны и мерой ответственности за его нарушение;

— обеспечить условия для соблюдения режима коммерческой тайны на рабочих местах.

Получение работником сведений, составляющих коммерческую тайну, осуществляется только с его согласия, за исключением случая, когда получение таких сведений прямо предусмотрено его трудовыми обязанностями. В случае незаконного установления режима коммерческой тайны относительно информации, к которой работник получил доступ при исполнении им своих трудовых обязанностей, он может обжаловать это в суде.

Для защиты конфиденциальности информации работник должен придерживаться следующих правил. Он обязуется:

— выполнять установленный в организации режим коммерческой тайны;

— не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну, и не использовать без согласия работодателя и его контрагентов эти сведения в личных целях;

— вернуть все имеющиеся у него документы, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну;

— не разглашать вышеуказанные сведения после окончания трудового договора. Если между работником и работодателем было заключено соглашение о неразглашении коммерческой тайны с указанием срока такого неразглашения, то работник обязан хранить молчание по поводу коммерческой тайны в течение этого срока. Если данное соглашение не заключалось, то в течение трех лет с момента прекращения трудового договора.

При разглашении коммерческой тайны работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб.

Федеральный закон от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных” регулирует отношения по обработке информации, относящейся к физическим лицам (субъектам персональных данных), в государственных и муниципальных органах юридическими и физическими лицами (операторами). Рассмотрим положения данного Закона, касающиеся трудовых правоотношений.

К персональным данным относится любая информация о физическом лице: фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. Обработкой персональных данных признаются действия (операции) с ними, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т. ч. передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение данных.

Одной из важнейших норм Закона является обязанность оператора по обеспечению конфиденциальности персональных данных, полученных от субъекта, что подразумевает недопущение распространения такой информации без согласия на это субъекта, к которому они относятся. Есть и исключения: например, на обработку общедоступных персональных данных (т. е. уже содержащихся в открытых для общественности справочниках, адресных книгах) получения такого согласия не требуется. Также не требуется согласия субъекта и в том случае, если обработка его персональных данных осуществляется в целях исполнения договора, одной из сторон которого является данный субъект, в частности трудового договора. Что же касается хранения работодателем данных о лицах, с которыми его не связывают договорные отношения, то получение согласия на их обработку обязательно.

На обработку своих персональных данных субъект должен дать согласие, причем он имеет право его отозвать в любой момент. Согласие может быть выражено в устной или письменной форме — в зависимости от категории персональных данных, а также характера их обработки.

Согласие субъекта персональных данных в письменной форме требуется в следующих случаях:

— при обработке специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни. Обрабатывать такие сведения без письменного согласия субъекта категорически запрещено (за исключением случаев, когда они являются общедоступными). Письменное согласие на подобные действия необходимо, даже если субъекта персональных данных и оператора связывают договорные отношения. В общественных объединениях или религиозных организациях обработка специальных категорий персональных данных членов (участников) осуществляется при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия субъектов, данного в письменной форме;

— при обработке биометрических персональных данных — сведений, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (сведения об особенностях строения папиллярных узоров пальцев рук человека, сетчатки глаз, о коде ДНК и т. д.). Это требование также должно соблюдаться независимо от наличия договорных отношений между субъектом персональных данных и оператором, кроме отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

— при передаче персональных данных субъекта оператором через Государственную границу РФ органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства, не обеспечивающему адекватную защиту прав субъекта персональных данных.

В соответствии с Законом «о персональных данных» письменное согласие субъекта на обработку его персональных данных должно включать:

— фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

— наименование (фамилия, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

— цель обработки персональных данных;

— перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

— перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

— срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.

Оператор обязан предоставить субъекту персональных данных доступ к его данным в любой момент по просьбе субъекта. У субъекта есть право на получение следующей информации:

1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором, а также цель такой обработки;

2. способы обработки персональных данных, применяемые оператором;

3. сведения о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым может быть предоставлен такой доступ;

4. перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения;

5. сроки обработки персональных данных, в т. ч. сроки их хранения;

6. сведения о том, какие юридические последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его данных.

В том случае, если оператор осуществляет обработку персональных данных с нарушением требований закона, субъект вправе обжаловать его действия в Федеральную службу по надзору в сфере связи, которая является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, или в суд.

Что касается хранения персональных данных, то оно может реализовываться оператором как на материальных носителях, так и путем включения данных сведений в информационные системы персональных данных. Важно, что оператор при обработке подобной информации обязан принимать необходимые организационные и технические меры, в частности использовать шифровальные (криптографические) средства, для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, от уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения.

1.4 Анализ системы защиты конфиденциальной информации

На момент анализа на предприятии абсолютно не были реализованы организационные меры по защите информации, однако были представлены программно-аппаратные и инженерно-технические средства защиты информации. Из инженерно-технических мероприятий стоит отметить наличие сейфа в бухгалтерии, а также наличие железной двери на входе в офисное помещение. Программно-аппаратные средства защиты информации на предприятии представлены ниже.

Анализ законодательной базы перехода в новый статус образовательных организаций

Длительное время в нашей стране поднимался вопрос об изменении формы учреждения. Необходимо было разработать механизмы, которые позволили бы быть более самостоятельными, включиться в деятельность на рынке образовательных услуг, активно использовать свои конкурентные преимущества.

3 ноября 2006 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 174 – ФЗ «Об автономных учреждениях», где предусматривалась возможность создания нового типа учреждения – автономного учреждения. По своему статусу автономное учреждение существенно отличалось от классического учреждения. Одновременно с законом № 174-ФЗ был принят Федеральный закон от 03.11.06 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений». Данный закон скорректировал положения закона РФ «Об образовании», Гражданского, Налогового и Бюджетного кодексов РФ и иных законодательных актов.

Выгодно ли появление автономных учреждений обществу, образовательной системе, как это скажется на управлении образовательным учреждением, финансировании, процессе обучения, работниках и обучающихся?

Закон дает следующее определение автономного учреждения (п.1 ст.2):

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта».

Основная цель введения автономного учреждения была в увеличении свободы образовательных учреждений в распоряжении собственностью и средствами, но за это органы власти уменьшают свою ответственность за результаты деятельности автономного учреждения, то есть снималась субсидиарная ответственность государства.

В главе 2 «Создание автономного учреждения» в п.4 ст.5 говорится, что «решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни».

Согласно Закону № 174-ФЗ предложение о создании автономного учреждения подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. «Имущество, закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа».

Для обеспечения реализации в автономных образовательных организациях принципов государственно-общественного управления, единоначалия и самоуправления законодатель наряду с обязательным для всех автономных учреждений наблюдательным советом дает возможность создания органов самоуправления.

Поскольку действие Закона № 174-ФЗ распространяется не только на образовательные учреждения, но и на учреждения здравоохранения, культуры и спорта он не касается вопросов государственно-общественного управления. Согласно Федеральному Закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.4 ст.26) «в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации».

Согласно п.2 ст.4 Закона № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономных образовательных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Уменьшение субсидирования для автономных учреждений возможны только при уменьшении государственного задания. Кроме выполнения государственного (муниципального) задания, автономные учреждения могут оказывать платные услуги.

С 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 83-ФЗ. Это закон о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений, в соответствии с которым предусмотрено три типа таких учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Образовательные учреждения с 1 июля 2012 года определились со своим новым статусом и перешли на новую систему финансирования – в соответствии с государственным заказом.

Еще на этапе подготовки закона эксперты видели главную опасность в том, что учреждения, поставленные в жесткие рыночные условия, начнут наращивать объемы платных услуг в ущерб бесплатным.

Закон № 83-ФЗ создает условия для оптимизации федеральными органами исполнительной власти работы подведомственных им учреждений. Его положения направлены на решение следующих задач:
– создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;
– внедрение элементов рыночных отношений в их деятельность;
– переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и дальнейшего их освоения на максимальный учет интересов потребителей услуг;
– ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;
– развитие материальной базы за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;
– привлечение и удержание в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;
– создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений.

Закон № 83-ФЗ дает образовательным организациям право становиться автономными, то есть получить больше самостоятельности в распоряжении теми средствами, которые выделяет государство, и на законных основаниях получать внебюджетный доход. Автономная организация, в отличие от бюджетной, может вести свою финансово-хозяйственную деятельность за пределами казначейской системы, открыв расчетный счет в кредитном учреждении (банке).

Федеральный закон № 83-ФЗ стал ключевым инструментом реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р.

Говоря о целях Закона, следует выделить следующие:

— Повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.

— Повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Одним из основных приоритетов и принципов бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов, формирование новых типов учреждений: казенных, бюджетных и автономных. Основными целями совершенствования правового статуса учреждений являются следующие:

— создание условий для финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности;

— повышение эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов;

— привлечение инвестиций и расширение источников финансирования текущей деятельности учреждений;

— формирование системы четкого разграничения функций и полномочий между заказчиком, производителем и потребителями услуг;

— усиление ответственности за конечные результаты деятельности учреждении, повышение результативности и прозрачности финансирования бюджетного сектора;

— повышение доли внебюджетных доходов учреждений.

Введение новых организационно-правовых форм, в которых могут создаваться и функционировать государственные и муниципальные учреждения, является одним из механизмов модернизации социальной сферы.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *