Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Узнать детали

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Все направления охраны атмосферы можно объединить в четыре большие группы:

1. Группа санитарно-технических мероприятий – сооружение сверхвысоких дымовых труб, установка газопылеочистного оборудования, герметизация технического и транспортного оборудования.

2. Группа технологических мероприятий – создание новых технологий, основанных на частично или полностью замкнутых циклах, создание новых методов подготовки сырья, очищающих его от примесей до вовлечения в производство, замена исходного сырья, замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми, автоматизация производственных процессов.

3. Группа планировочных мероприятий – создание санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий, оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом розы ветров, вынос наиболее токсичных производств за черту города, рациональная планировка городской застройки, озеленение городов.

4. Группа контрольно-запретительных мероприятий – установление предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ, запрещение производства отдельных токсичных продуктов, автоматизация контроля за выбросами.

К основным мероприятиям по охране атмосферного воздуха относится группа санитарно-технических мероприятий. В этой группе важным направлением охраны воздуха является очистка выбросов в сочетании с последующей утилизацией ценных компонентов и производством из них продукции. В цементной промышленности — это улавливание цементной пыли и ее использование для производства твердых покрытий дорог. В теплоэнергетике – улавливание летучей золы и утилизация ее в сельском хозяйстве, в промышленности строительных материалов.

При утилизации уловленных компонентов возникают два вида эффекта: экологический и экономический. Экологический эффект состоит в снижении загрязнения окружающей среды при использовании отходов по сравнению с применением первичных материальных ресурсов. Так, при производстве бумаги из макулатуры или использования металлолома в сталеплавильном производстве загрязнение атмосферы уменьшается на 86%. Экономический эффект утилизации уловленных ингредиентов связан с появлением дополнительного сырьевого источника, имеющего, как правило, более благоприятные экономические показатели по сравнению с соответствующими показателями производства из природного сырья. Так, производство серной кислоты из газов цветной металлургии по сравнению с производством из традиционного сырья (природной серы) в химической промышленности имеет более низкую себестоимость и удельные капитальные вложения, более высокую годовую прибыль и рентабельность.

К наиболее эффективным способам очистки газов от газовых примесей относятся три: абсорбция жидкостью, адсорбция твердым веществом и каталитическая очистка.

В абсорбционных способах очистки используются явления различной растворимости газов в жидкости и химические реакции. В жидкости (обычно воде) используются такие реагенты, которые образуют с газом химические соединения.

Адсорбционные методы очистки основаны на способности мелкопористых адсорбентов (активных углей, цеолитов, простых стекол и др.) улавливать из газов при соответствующих условиях вредные компоненты.

Основу каталитических методов очистки составляют каталитические превращения вредных газообразных веществ в безвредные. К этим методам очистки относятся инерционная сепарация, электрическое осаждение и др. При инерционной сепарации осаждение взвешенных твердых частиц происходит благодаря их инерции, возникающей при изменении направления или скорости потока в аппаратах, называемых циклонами. Электрическое осаждение основано на электрическом притяжении частиц к заряженной (осадительной) поверхности. Электрическое осаждение реализуется в различных электрофильтрах, в которых, как правило, зарядка и осаждение частиц происходит совместно.

Для уменьшения загрязнения атмосферы выбросами транспорта необходимо осуществлять следующие мероприятия:

1. совершенствование двигателей и создание новых двигателей;

2. применение альтернативных видов топлива (сжатого природного газа, сжиженных нефтяных газов, синтетических спиртов и т.д.) При использовании природного газа выброс автомобилями вредных компонентов сокращается в 3-5 раз, хотя расход горючего в двигателях внутреннего сгорания больше (при этом экономится нефть);

3. создание новых транспортных средств (электромобилей) и замена одних транспортных средств другими (автобуса – троллейбусом);

4. защита от шума (пассивная и активная). Автотранспорт снижает шум за счет развития шумоподавления дорог, снижения скорости в населенных пунктах, сооружения поперечных валков. Снижение шума на железнодорожном транспорте обеспечивается созданием экранов, тоннелей, улучшением аэродинамики локомотивов;

5. специальные мероприятия административного характера: ограничения на въезд, запреты на парковку, транспортные сектора и др.

Нормативной основой управления охраной атмосферы является стандарты качества воздуха. Показателями качества воздуха является ПДК вредных веществ, ПДВ. ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека. При определении ПДК учитывается влияние загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

Для санитарной оценки воздушной среды используется ПДК для рабочей зоны ( ПДК р.з.), максимально разовая (ПДК м.р.) и среднесуточная (ПДК с.с.). ПДК р.з. – предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны. Эта концентрация не должна вызывать у работающих при ежедневном вдыхании в течение 8 ч за все время рабочего стажа каких-либо заболеваний или отклонений от нормы в состоянии здоровья. При этом рабочей зоной считается пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которой расположены места пребывания работающих.

ПДК м.р. – максимально разовая концентрация вредного вещества в воздухе населенных пунктов, которая не должна вызывать рефлекторных реакций в организме человека.

ПДК с.с. – среднесуточная предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.

Для гигиенической оценки загрязнения воздуха используется комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). ИЗА, учитывающий m примесей в атмосфере, рассчитывается по формуле:

ИЗА m = ( gср i/ПДКс.с.i )К

g cрi — среднесуточная концентрация i примеси

ПДКcci — среднесуточная ПДК для i –й примеси

К – 0,85; 1,0; 1,3; 1,7 соответственно для 4, 3, 2, 1 классов опасности. В зависимости от степени воздействия на организм человека все вещества подразделяются на 4 класса опасности:

1-й класс – чрезвычайно опасные вещества, значение ПДК которых в воздухе рабочей зоны не превышает 0,1 мг/м3 (бенз(а)пирен);

2 класс — высокоопасные со значением ПДКр.з. от 0,1 до 1 мг/м3

(сероводород, фенол, диоксид азота);

3 класс — умеренно опасные со значением ПДКр.з. от 1 до 10 мг/м3 (диоксид серы, сажа);

4 класс – малоопасные со значением ПДК более 10 мг/м3 .

В Беларуси уровень загрязнения считается низким при ИЗА меньше 5, повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА равном или большем 14.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Использование и охрана ресурсов гидросферы
  • Запасы воды на планете
  • Мировое водопотребление
  • Источники загрязнения гидросферы и последствия
  • Антропогенное изменение поверхностного стока

Современные методы очистки воздуха

В зависимости от физико-химических свойств загрязнителей выбирают те или иные способы очистки воздуха.

Наиболее широкое распространение получили следующие современные методы:

  1. Фотокаталитический. С помощью него вредные субстанции разлагаются на углекислый газ, воду, кислород. Фотокатализаторы – вещества, поглощающие свет и участвующие в циклических химических реакциях. После каждой такой реакции, они разлагают элементы, с которыми вступали в нее. Данный метод очистки признан наиболее эффективным, выгодным и удобным.
  2. Механический. Осуществляется фильтрация частиц через специальные материалы, которые пропускают воздушный поток, но задерживают загрязнитель. От размера материала зависит качество очистки воздуха. Чем он больше, тем ниже качество.
  3. Электрический. Эффективный и легкий способ очистки. При фильтрации воздуха через электрическое поле, частица загрязнителя заряжается и оседает на электроде. Такой метод не требует замены отдельных элементов, поэтому он долговечен.
  4. Адсорбционный. Применяется для удаления неприятного запаха и вредоносных веществ. Основан на контактировании газообразных загрязнителей с поверхностью активированного угля, после чего частицы грязи выпадают в виде осадка.
  5. Озонный. Озон — природный очиститель воздуха. Его используют на мясо- и жирокомбинатах, в быту. Он обеззараживает воздух путем окисления примесей, находящихся в нем.
  6. Термокаталитический. Заключается в использовании катализатора, как окислителя. Способен очищать воздух от токсичных веществ. Применяется при очищении газов от оксидов азота.
  7. Термический. Применяется при большом объеме выбросов и концентрации загрязняющих веществ. Эффективный метод борьбы с древесной пылью, сажей, частицами углерода.

Последствия выбросов могут быть необратимыми. Они влекут за собой глобальное потепление, затопление прибрежных материков, массовую гибель людей, животных, растений. Перечисленные способы очистки и профилактические мероприятия помогут сохранить здоровье населения и уменьшить загрязнение атмосферы.

Система мероприятий по охране атмосферного воздуха поселений от загрязнения

Охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье и условия жизни человека и окружающую среду.

В системе мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения на первое место следует поставить технологические мероприятия, внедрение которых способно наиболее полно и принципиально разрешить противоречие между производством благ для человека и сос­тоянием среды его обитания. Однако, как и всегда в жизни, добиться идеала, в данном случае полного исключения выбросов из технологического цикла, невозможно. Поэтому наряду с технологическими мероприятиями, направленными на максимальное сокращение выбросов, чаще всего приходится прибегать к снижению вредности выбросов, или их очистке, которая осуществляется посредством санитарно-технических мероприятий. С целью пространственного разобщения источника выброса со средой обитания человека обязательно проводятся планировочные мероприятия.

Система мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения включает также группу административных мероприятий, одной из целей которых является ограничение техногенного давления на всю природную окружающую среду, в том числе и на среду обитания человека, в периоды неблагоприятной синоптической обстановки, когда снижается элиминирующая способность природы по отношению к выбросам в атмосферный воздух. Административные мероприятия призваны также способствовать своевременной реализации упомянутых выше мероприятий, упорядочивая общественные отношения.

В конкретной санитарной ситуации для охраны атмосферного воздуха от загрязнения необходимо комплексное использование перечисленных мероприятий с целью достижения максимального эффекта при наименьших затратах. Эффективное решение этого вопроса возможно, как правило, лишь в масштабе крупного территориального промышленного комплекса, а не в масштабе одного предприятия. Для грамотной оценки проектируемой системы мероприятий по охране атмосферного воздуха санитарный врач должен быть знаком с принципами и приемами ограничения техногенной нагрузки на атмосферный воздух поселения.

Технологические и технические мероприятия осуществляются в источнике загрязнения атмосферного воздуха. К ним относятся замена источников энергии менее вредными, сырья — менее токсичными, предварительная обработка топлива или сырья с целью снижения вредности выброса, совершенствование технологического процесса с целью снижения объема выброса или его вредности (использование мокрых технологических процессов взамен сухих). Большое значение имеет также герметизация технологического оборудования, аппаратуры, межцехового транспорта, рекуперация (возвращение в технологический процесс) летучих веществ.

Санитарно-технические мероприятия, их целью является извлечение или нейтрализация компонентов выбросов, находящихся в газообразной, жидкой или твердой форме, от организованных стационарных источников. Уловленные компоненты в дальнейшем могут быть возвращены в это же производство, использованы в качестве сырья или добавок на других предприятиях или захоронены на полигонах твердых промышленных отходов (ТПО), в золоотвалах.

Требования к очистке выбросов от пыли и газа предъявляются с учетом большого многообразия компонентов выбросов в атмосферу, их качественных особенностей. Методы очистки выбросов могут быть разделены на две группы.

Физические методы, используемые для извлечения твердых и жидких примесей — пыли, дыма, капелек тумана или брызг. Это так называемое пылеулавливание. Сюда относятся механические и электростатические методы очистки.

Физико-химические методы очистки для извлечения и утилизации тех или иных примесей из отходящих газов — газоочистка.

Технологическими и санитарно-техническими мероприятиями не всегда удается обеспечить качество выброса, при котором соблюдается состав атмосферного воздуха поселений на уровне требований санитарных правил и нормативов. В этом случае возникает необходимость использования планировочных мероприятий. Среди них наиболее важными являются функциональное зонирование территории поселения, планировка жилых районов, озеленение территории поселений, организация санитарно-защитных зон, увеличение высоты дымовой или вентиляционной трубы предприятия.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) — территория вокруг промышленного предприятия или иного технического объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, размеры которой обеспечивают снижение уровней воздействия производственных факторов (выбросов в атмосферный воздух, уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучения и пр.) в селитебной и рекреационной зонах до пределов, допустимых сани­тарными правилами, гигиеническими и экологическими нормативами.

Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 являются антропогенные объекты, уровни производственных факторов которых за пределами промплощадки превышают гигиенические нормативы (ПДК или предельно допустимый уровень) для населенных мест или вклад которых в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК (ПДУ).

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (№ 136-ФЗ 2001 г.) территория СЗЗ относится к категории земель промышленности (ст. 88) и на ней вводится «особый режим использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с целями установления зон» (ст. 87, п. 3). Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» диктует необходимость соблюдения санитарных правил при организации СЗЗ и установлении в них соответствующего режима. Гигиенические требования к организации СЗЗ и режиму на их территории установлены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Организация СЗЗ необходима в том случае, если после проведения на предприятии всех технологических и технических мер по очистке и обезвреживанию выбросов в атмосферный воздух, ограничению распространения техногенных физических факторов, разработанных на уровне передовых достижений науки и техники, не удается достичь снижения уровней воздействия на территории селитебной и рекреационной зон до допустимого санитарными правилами и гигиеническими нормативами. Исходя из этого, можно сформулировать цель СЗЗ: разобщение пространством источника воздействия на среду обитания и территории селитебной и рекреационной зон для создания условий рассеивания промышленных выбросов в атмосферу, обеспечивающих соблюдение гигиенических нормативов на территории селитебных и рекреационных зон.

В СЗЗ не допускается размещение коллективных и индивидуальных дачных и садово-огородных участков; предприятий по производству лекарственных средств, складов фармацевтических предприятий, предприятий пищевой промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексов сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, спортивных сооружений, парков, образовательных, детских, лечебно-профилактических и оздоро­вительных учреждений.

На территории СЗЗ может быть разрешено размещение сельхозугодий для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания и кормов для домашних животных. Возможно размещение пожарных депо, прачечных, гаражей и площадок для стоянок общественного и индивидуального транспорта, авто­заправочных станций, а также связанных с обслуживанием данного предприятия зданий управления, конструкторских бюро, поликлиник. Санитарными правилами разрешено также размещение на территории СЗЗ предприятий меньшего класса вредности. Однако при согласовании такого проекта необходимо убедиться, что работники такого предприятия не подвергнутся неблагоприятному воздействию на здоровье производственных факторов, для нейтрализации которых была организована СЗЗ.

Высота дымовой или вентиляционной трубы. Одним из планировочных мероприятий по защите атмосферного воздуха поселений является регулирование условий рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере путем увеличения высоты выброса (высоты дымовой или вентиляционной трубы). Чаще всего это касается высоты трубы предприятий тепловой энергетики государственной районной электростанции (ГРЭС) и ТЭЦ. Обычная высота трубы таких предприятий 100-120 м. При этом радиус зоны задымления, в которой приземные концентрации превышают уровень ПДК, составляет 2-2,5 км. При увеличении высоты трубы до 180-240м, а в некоторых случаях до 300 м радиус зоны задымления увеличивается до 5-10 км, однако приземные концентрации загрязнений значительно уменьшаются. Это обусловлено двумя причинами: расширением угла раскрытия факела выброса и повышением турбулентности за счет более высоких скоростей ветра на высоте. Однако специалисты считают, что использование для развития города территорий, попадающих в зону за­дымления, не оправдано даже в том случае, когда расчеты показывают, что приземные концентрации не превысят ПДК. Существует опасность попадания таких территорий в неблагоприятные санитарные условия в периоды ухудшения условий рассеивания в условиях штиля или температурной инверсии, туманообразования, а также в связи с возможным дальнейшим наращиванием мощности тепловой (электрической) станции. Таким образом, увеличение высоты трубы на энергетических объектах не сопровождается сокращением объема выброса или снижением его вредности; оно лишь снижает приземные концентрации его компонентов. Однако при этом увеличивается количество населения, проживающего в зоне влияния выброса. Поэтому увеличение высоты трубы нельзя рассматривать как мероприятие, компенсирующее известные, но отсутствующие на данном объекте приемы обезвреживания выбросов. В условиях большого города с большим количеством разнообразных источников загрязнения воздуха и многокомпонентным составом выбросов увеличение высоты трубы не улучшит санитарную обстановку. Строительство высоких труб на энергетических объектах целесообразно при их расположении на территориях с низкой плотностью населения при условии полного комплекса технологических и санитарно-технических мероприятий и при отсутствии поблизости других серьезных источников загрязнения атмосферы.

Планировка территории поселения. Некоторые планировочные мероприятия на территории селитебной зоны направлены в основном на уменьшение вредности автотранспорта, как источника загрязнения атмосферного воздуха. Кроме упомянутых выше санитарных разрывов между автомагистралями и жилой зоной и их озеленения, снижения концентрации отработавших газов ДВС в жилой зоне можно добиться и некоторыми планировочными приемами.

Учитывая, что неравномерность работы ДВС (частые остановки, работа на холостом ходу, частые переключения скоростей и т.п.) является ведущей причиной повышения токсичности отработавших газов, большую роль в оздоровлении атмосферы городов играет рационализация дорожной сети. К приемам рационализации дорожной сети относится организация безсветофорных транспортных развязок путем строительства подземных туннелей, надземных эстакад. Большой эффект дает строительство обводных или кольцевых дорог для исключения транзитных потоков автотранспорта через территорию городской застройки.

Административные мероприятия, направленные на охрану атмосферного воздуха поселений, заключаются в организации одностороннего движения на узких улицах города, пешеходных зон, на которых запрещено движение автотранспорта, оборудование перехватывающих стоянок автотранспорта у конечных станций метрополитена и других способов регулирования транспортных потоков.

Не менее эффективны и мероприятия, направленные на контроль состояния ДВС: соблюдение установленных сроков и регламента технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2), сроков техосмотра транспортных средств органами ГАИ, введение штрафных санкций за нарушение указанных сроков.

Особо следует отметить административно вводимое временное ограничение мощности предприятий, имеющих выбросы в атмосферу, на период прогноза опасных погод (глубокие температурные инверсии, длительное безветрие и пр.).

Закон об охране атмосферного воздуха

В нем описаны требования, обязательные для всех граждан и организаций, а именно:

  • Основные принципы охраны атмосферы.
  • Создание хороших экологических условий настоящим и будущим поколениям.
  • Мониторинг попадающих в воздушную среду веществ.
  • Контроль эффективности мер.
  • Недопущение загрязнений с необратимыми последствиями.
  • Общая доступность, правдивость и развернутость сведений о составе воздушной среды.
  • Комплексное проведение научно обоснованных охранных мероприятий.
  • Содействие организации деятельности в области охраны атмосферного воздуха.

Требования к охране воздуха

Одним из путей разрешения проблемы охраны атмосферы, является исполнение законодательных требований. Не допускается:

  • использование сырья, не отвечающего действующим нормам;
  • выброс элементов с неопределенной степенью опасности;
  • выпуск транспортных средств, с предельными выхлопами;
  • сбор отходов с резкими запахами, их сжигания без оформления разрешительной документации.

Обязательно:

  • сокращение доли светлых нефтепродуктов, несущих опасность при сгорании;
  • проведение мониторинга выбросов и применение сооружений очистки;
  • соблюдение ПДК опасных элементов;
  • сертифицирование топлива.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 сентября 2019 года N 12-47/22755

Об осуществлении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха

Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо ООО «Институт Гипроникель» от 13.08.2019 N ГН-01-01-13/834/1309-исх с просьбой предоставить разъяснения в части осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) в области охраны атмосферного воздуха, а также содержащее предложения по актуализации Требований к содержанию программы ПЭК (далее — Требования), утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74, и сообщает.

1. В соответствии с пунктом 9.1 Требований подраздел программы ПЭК «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен содержать, в том числе план-график контроля стационарных источников выбросов (далее — План-график контроля) с указанием номера и наименования структурного подразделения (площадка, цех или другое) в случае их наличия, номера и наименования источников выбросов, загрязняющих веществ, периодичности проведения контроля, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля (расчетные и инструментальные) загрязняющих веществ в источниках выбросов.

По мнению Минприроды России, при указании в Плане-графике контроля мест отбора проб указываемая информация о данных местах отбора проб должна позволять идентифицировать данные места отбора проб, а также при необходимости их технологические особенности.

2. Согласно пункту 9.1.1 Требований в План-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы.

В отношении выбросов загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных, для объектов III категории в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) необходим расчет нормативов допустимых выбросов для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов таких веществ разрабатывается план мероприятий по охране окружающей среды, и устанавливаются временно разрешенные выбросы (статья 23.1 Закона N 7-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении ПЭК на объекте III категории в настоящее время обязательно включение в План-график контроля веществ I, II класса опасности, а также маркерных веществ.

3, 4. Пунктом 9.1.2 Требований установлено, что в План-график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 загрязняющих веществ на границе предприятия.

Таким образом, в случае, если выбросы загрязняющих веществ от источника по веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (перечень данных веществ утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р), а также маркерным веществам превышают 0,1 загрязняющих веществ на границе предприятия, данный источник выброса и выбрасываемые им загрязняющие вещества необходимо включить в План-график контроля.

В случае, если для выбрасываемых загрязняющих веществ не установлен , а установлены или ОБУВ, при составлении Плана-графика контроля, полагаем возможным ориентироваться на установленные нормативы.

При включении источника выбросов в План-график контроля контроль по выбросам от данного источника осуществляется в отношении загрязняющих веществ, выброс от которых превышает 0,1 на границе предприятия, либо (в случае отсутствия утвержденной для данных веществ ) 0,1 ПДКСС или 0,1 ОБУВ на границе предприятия.

5. По мнению Минприроды России и Росприроднадзора под «границей предприятия» и «границей территории объекта» целесообразно понимать границу земельного участка, в пределах которого расположен объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с правоустанавливающими документами, зарегистрированными в государственном кадастре недвижимости.

6. При выборе расчетных точек для проведения на объекте расчетов рассеивания полагаем целесообразным руководствоваться Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273.

По конкретным вопросам в части применения указанных Методов целесообразно обращаться в Росгидромет и ФГБУ «ГГО им.А.И.Воейкова».

7. В случае отсутствия предприятия в формируемом соответствующим территориальным органом Росприроднадзора Перечне объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха в рамках ПЭК, при условии осуществления данным предприятием наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в близлежащих населенных пунктах, по мнению Минприроды России, решение о включении информации о данных наблюдениях в Программу ПЭК данного предприятия принимается хозяйствующим субъектом.

8. В соответствии с пунктом 1 Требований в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать программу ПЭК в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

По мнению Минприроды России, в данном случае корректировки в программу ПЭК вносятся при изменении валовых выбросов от предприятия.

В Требованиях не содержится указаний о необходимости корректировки программы ПЭК только в случае увеличения объема выбросов.

9. В отношении изложенных в вышеуказанном письме ООО «Институт Гипроникель» предложений по актуализации Требований.

Минприроды России в настоящее время прорабатывается вопрос актуализации Требований в целях их приведения в соответствие с вступившими в силу в 2019 году изменениями законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.

При работе по актуализации Требований Министерство примет во внимание замечания и предложения ООО «Институт Гипроникель».

Директор Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
И.В.Ивачёв

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *