Кто и какую ответственность несет за нарушение законодательства о персональных данных

ООО «РИЦ КонсультантПлюс Пермь» » Правовая поддержка » Новости законодательства » Кто и какую ответственность несет за нарушение законодательства о персональных данных

Если вы обрабатываете персональные данные граждан (клиентов, сотрудников), то за нарушения по работе с этими данными вас могут привлечь прежде всего к административной ответственности. Например, административный штраф может быть назначен за сбор персональных данных в ненадлежащих целях.

Гражданско-правовая ответственность наступит, если вы причинили убытки или моральный вред гражданину. Своих сотрудников, допустивших нарушение, вы можете привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности. Как работодатель вы отвечаете за нарушение правил работы с персональными данными работников.

Если действия физлица содержат признаки преступления, то его могут привлечь к уголовной ответственности.

1. Какая административная ответственность грозит за нарушение законодательства о персональных данных

2. В чем состоит гражданско-правовая ответственность

3. Какую ответственность несут работник и работодатель за нарушения законодательства о персональных данных

4. В каких случаях нарушение законодательства о защите персональных данных может повлечь уголовную ответственность

1. Какая административная ответственность грозит за нарушение законодательства о персональных данных

Административная ответственность установлена:

  • за нарушение правил обработки персональных данных;
  • неисполнение обязанностей при взаимодействии с гражданином — субъектом персональных данных;
  • невыполнение требований по защите персональных данных;
  • неисполнение обязанностей при взаимодействии с Роскомнадзором.

Если в ходе проверки будет выявлено несколько нарушений, к ответственности вас привлекут за каждое из них. Также обратите внимание, что к ответственности за нарушение могут одновременно привлечь и организацию, и виновное физическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Основной вид административного наказания за нарушение законодательства о персональных данных — штраф, размер которого зависит от конкретного нарушения. Максимально возможный — 75 000 руб. Он предусмотрен для организации за обработку персональных данных без письменного согласия гражданина, когда такое согласие требуется, или за отсутствие в нем всех необходимых сведений (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Далее рассмотрим подробнее группы нарушений и размеры штрафов за них.

Когда вместо административного штрафа возможно предупреждение

Это возможно, если такая санкция предусмотрена за ваше нарушение, вы совершили его впервые и при этом соблюдены условия, перечисленные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Если вы субъект малого и среднего предпринимательства, штраф вам и вашим работникам могут заменить на предупреждение, даже если норма этого не предусматривает (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

1.1. Административная ответственность за нарушение правил обработки персональных данных

К административной ответственности за нарушение правил обработки вашу организацию и ее должностных лиц могут привлечь, если вы будете обрабатывать персональные данные:

1) в не предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Максимальный штраф для должностных лиц — 10 000 руб., для организации — 50 000 руб.

Перечень случаев, в которых допускается обработка персональных данных, установлен в ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных. К их числу относится и обработка с согласия физлица, но обратите внимание, что под него состав отдельный — по ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ;

См. также: Что считается обработкой персональных данных

2) в целях, несовместимых с целями сбора (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Максимальный штраф для должностных лиц — 10 000 руб., для организации — 50 000 руб.

Учтите, что у вас должны быть заранее определены законные и конкретные цели обработки персональных данных и все ваши действия с персональными данными должны им соответствовать (ч. 2, 5 ст. 5 Закона о персональных данных);

См. также: Что такое целевая обработка персональных данных и как ее обеспечить

3) без согласия, когда оно требуется, или с согласия, но с неполными сведениями (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Максимальный штраф для должностных лиц — 20 000 руб., для организации — 75 000 руб.

Обратите внимание, что согласие требуется далеко не всегда, есть большой перечень случаев, когда в нем нет необходимости.

См. также: Случаи, когда согласие не нужно и когда оно требуется

1.2. Административная ответственность за неисполнение оператором обязанностей при взаимодействии с гражданином

Вас могут привлечь к ответственности, если вы:

1) в определенный срок не представите гражданину запрошенную им информацию (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ).

Максимальный штраф для должностных лиц — 6 000 руб., для организации — 40 000 руб., для ИП — 15 000 руб.

Вас могут привлечь к ответственности, если вы, например, не подтвердите, что вы обрабатываете персональные данные, в течение 30 дней с получения соответствующего запроса гражданина (ч. 7 ст. 14, ч. 1 ст. 20 Закона о персональных данных);

2) не выполните требование об уточнении, блокировании или уничтожении его персональных данных, если они неполные, неточные, устарели, были незаконно получены или не являются необходимыми для целей обработки (ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ).

Максимальный штраф для должностных лиц — 10 000 руб., для организации — 45 000 руб., для ИП — 20 000 руб.

В частности, к ответственности вас могут привлечь, если вы не уточните персональные данные в течение семи рабочих дней со дня представления субъектом актуальных сведений (ч. 2 ст. 21 Закона о персональных данных).

1.3. Административная ответственность за невыполнение требований по защите персональных данных

К такой ответственности вас могут привлечь, если вы:

1) не опубликуете необходимые документы о вашей политике в отношении обработки персональных данных и о том, какие требования по их защите вы реализуете, или не обеспечите иным образом неограниченный доступ к ним (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).

Максимальный штраф для должностных лиц — 6 000 руб., для организации — 30 000 руб., для ИП — 10 000 руб.;

См. также: Какой комплект документов необходим для защиты персональных данных

2) не обеспечите сохранность данных при их неавтоматизированной обработке, если это повлечет неправомерный или случайный доступ к ним, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ).

Максимальный штраф для должностных лиц — 10 000 руб., для организации — 50 000 руб., для ИП — 20 000 руб.

См. также: Какие действия нужно совершить, чтобы обеспечить защиту персональных данных физлиц при их обработке

1.4. Административная ответственность за неисполнение оператором обязанностей при взаимодействии с Роскомнадзором

К административной ответственности при взаимодействии с Роскомнадзором — уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных вас могут привлечь, если вы, в частности:

  • не представите информацию, запрошенную им в порядке ч. 3 ст. 23 Закона о персональных данных (ст. 19.7 КоАП РФ);
  • не выполните в срок законное предписание Роскомнадзора об устранении нарушений (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • будете препятствовать проведению проверки либо уклоняться от нее (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ);
  • не выполните требование Роскомнадзора об уточнении, блокировании или уничтожении персональных данных, если они неполные, неточные, устарели, были незаконно получены или не являются необходимыми для целей обработки (ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ).

2. В чем состоит гражданско-правовая ответственность

Нарушение законодательства в области персональных данных может повлечь гражданско-правовую ответственность в форме компенсации морального вреда, возмещения убытков, взыскания неустойки, если она была предусмотрена вашим договором.

Обратите внимание, что моральный вред вы обязаны возместить вне зависимости от того, возмещали ли вы имущественный вред физлицу и понесенные им убытки (ч. 2 ст. 24 Закона о персональных данных).

Ваша ответственность может наступить, если вы нарушаете:

  • права субъекта, установленные Законом о персональных данных;
  • правила обработки персональных данных;
  • требования к их защите.

См. также:

  • В каком порядке должна осуществляться обработка персональных данных физлиц
  • Какие меры по защите персональных данных физлиц должны приниматься при обработке этих данных

Компенсировать моральный вред вы будете в денежной форме, размер компенсации определит суд с учетом степени вашей вины и степени страданий гражданина (ст. ст. 151, 1101 ГК РФ).

Убытки суд взыщет, если будут доказаны наступление вреда, противоправность вашего поведения и ваша вина, а также причинно-следственная связь между ними (см. Позицию КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ). Учтите, что вина презюмируется и ее отсутствие придется доказывать вам (п. 2 ст. 1064 ГК РФ).

Обратите внимание, что возмещать вред будет организация, а не должностные лица, поскольку вред, причиненный работником, должен возмещать работодатель (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).

3. Какую ответственность несут работник и работодатель за нарушения законодательства о персональных данных

Работодатель в этом случае может понести материальную ответственность перед своими сотрудниками.

Работника можно привлечь как к дисциплинарной, так и к материальной ответственности, если по его вине при обработке персональных данных произошло нарушение законодательства в области персональных данных.

Далее расскажем об этом подробнее.

3.1. Какую ответственность несет работодатель перед своими работниками

Вы несете материальную ответственность перед своими работниками, если, нарушив по своей вине законодательство в области персональных данных, причините им материальный ущерб и (или) моральный вред (ст. 90, ч. 1 ст. 232, ч. 1 ст. 233 ТК РФ).

Например, такое возможно, если вы не обеспечили защиту персональных данных работника (не организовали особый режим доступа, хранение в особых местах и так далее), из-за чего они стали доступны посторонним лицам.

В таком случае вы обязаны возместить работнику ущерб в полном объеме, а моральный вред — в той сумме, о которой договоритесь с работником или которую определит суд (ч. 1 ст. 235, ст. 237 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность для работодателя законодательством не предусмотрена.

3.2. К какой ответственности работодатель может привлечь работника

Вы можете привлечь работника к дисциплинарной и материальной ответственности, если он по своей вине нарушил нормы, регулирующие обработку и защиту персональных данных других работников. Но потребуется соблюсти определенные условия (ч. 1 ст. 22, ст. 90 ТК РФ).

3.2.1. Дисциплинарная ответственность работника

Работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, если он виноват в неисполнении (ненадлежащем исполнении) своих трудовых обязанностей по обработке персональных данных (ч. 1 ст. 192 ТК РФ). Например, такое возможно, если работник отдела кадров разгласит персональные данные других лиц, которые стали ему известны в связи с исполнением своих трудовых обязанностей и которые он обязался не разглашать.

Такие действия могут быть признаны однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей. И в этом случае вы вправе применить к нему дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения по пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Учтите только, что нельзя уволить по этому основанию беременную женщину, работника, который находится в отпуске или на больничном, а также несовершеннолетнего, если нет на это согласия трудинспекции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пп. «в» п. 6 ч. 1, ч. 6 ст. 81, ч. 1 ст. 261, ст. 269 ТК РФ).

Чтобы привлечь работника к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения, вам потребуется соблюсти специальный порядок, в частности: затребовать у него письменное объяснение, составить акт, если работник не представит его по истечении двух рабочих дней, оформить приказ о наложении дисциплинарного взыскания и ознакомить с ним работника (ч. 1, 2 ст. 192, ч. 1, 6 ст. 193 ТК РФ).

См. также:

  • Что делать, если работник допустил грубое нарушение трудовых обязанностей
  • Как привлечь к ответственности за невыполнение работником должностных обязанностей

3.2.2. Материальная ответственность работника

Вы можете привлечь работника, ответственного за обработку персональных данных, в том числе за их неразглашение, если он нарушил свои обязанности и причинил вам тем самым ущерб (ст. 90, ч. 1 ст. 238 ТК РФ). То есть если вам пришлось возмещать материальный ущерб и (или) моральный вред пострадавшим по его вине работникам или третьим лицам.

Взыскать можно только прямой действительный ущерб, в том числе сумму ущерба и (или) морального вреда, выплаченную вами пострадавшим по его вине работникам или третьим лицам (ст. 90, ч. 1 ст. 238 ТК РФ).

Но сначала обязательно проведите проверку для определения размера ущерба и причин его возникновения, истребуйте от работника письменное объяснение, а также учтите другие обязательные требования, предусмотренные ст. ст. 246, 247, 248 ТК РФ.

См. также: Как провести служебное расследование в случае причинения работником ущерба

4. В каких случаях нарушение законодательства о защите персональных данных может повлечь уголовную ответственность

Специальной нормы об ответственности за нарушение Закона о персональных данных в Уголовном кодексе РФ нет. Однако действия лица, нарушившего правила работы с персональными данными, могут образовать состав преступления из числа предусмотренных Уголовным кодексомРФ.

В частности, уголовная ответственность установлена:

  • за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, без его согласия (ч. 1 ст. 137 УК РФ);
  • неправомерный доступ к компьютерной информации, в результате которого произошло уничтожение, блокирование, модификация (изменение) или копирование информации (ч. 1 ст. 272 УК РФ);
  • неправомерный отказ должностного лица в представлении гражданину документов и материалов, собранных в установленном порядке и непосредственно затрагивающих его права и свободы гражданина (ст. 140 УК РФ).

Учтите, что к уголовной ответственности могут привлечь только физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Однако привлечение виновного физического лица к уголовной ответственности не освобождает от административной ответственности организацию (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Ст 13.11 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Другой комментарий к статье 13.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Порядок сбора, хранения, использования, распространения информации о гражданах (персональных данных) установлен Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно ст. 2 данного Федерального закона под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информацией о гражданах (персональными данными) являются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность.

2. В соответствии с п. 1 — 3 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ. Ограничение прав граждан РФ на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

При толковании указанных предписаний ст. 11 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» следует иметь в виду, что федеральный закон, устанавливающий перечни персональных данных, включаемых в состав информационных ресурсов, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, пока еще не принят Государственной Думой.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г. N 86-О по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой персональная информация Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» отнесена к сфере конфиденциальной. Она не может быть засекречена от того лица, с которым идентифицируется. В противном случае это будет являться полным отрицанием его права. По судебному решению сбор персональной информации может быть допустим негласно, конспиративно от объекта наблюдения.

3. В соответствии с п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

По смыслу ст. 2 указанного Федерального закона под документированной информацией (документом) понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

4. В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по технической защите конфиденциальной информации (в том числе и персональных данных), а также деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации вправе осуществлять только лицензиаты. Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135, лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации отнесено к ведению Гостехкомиссии России. Лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляется Гостехкомиссией России.

Согласно Положению о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. N 290 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 689), конфиденциальной является информация, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Под технической защитой конфиденциальной информации понимается комплекс мероприятий и (или) услуг по защите ее от несанкционированного доступа, в том числе и по техническим каналам, а также от специальных воздействий на нее в целях уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации являются:

— осуществление лицензируемой деятельности специалистами, имеющими высшее профессиональное образование по специальностям «компьютерная безопасность», «комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» или «информационная безопасность телекоммуникационных систем», либо специалистами, прошедшими переподготовку по вопросам защиты информации;

— соответствие производственных помещений, производственного, испытательного и контрольно-измерительного оборудования техническим нормам и требованиям, установленным государственными стандартами Российской Федерации и нормативно-методическими документами по технической защите информации;

— использование сертифицированных (аттестованных по требованиям безопасности информации) автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации;

— использование третьими лицами программ для электронно-вычислительных машин или баз данных на основании договора с их правообладателем.

Лицензиатами по указанному виду деятельности являются юридические лица и предприниматели.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 348, лицензирование деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации осуществляет Гостехкомиссия России.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, отнесенных к компетенции Гостехкомиссии России, являются:

— выполнение требований государственных стандартов РФ, конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, а также иных нормативных правовых актов;

— осуществление лицензируемой деятельности специалистами, имеющими высшее техническое образование или прошедшими профессиональную подготовку в области защиты информации;

— соответствие производственного, испытательного, контрольно-измерительного оборудования и производственных помещений техническим нормам и требованиям, установленным государственными стандартами РФ и иными нормативными правовыми актами;

— использование программ для электронно-вычислительных машин или баз данных третьими лицами (пользователями), осуществляемое на основании договора с правообладателем.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, отнесенных к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области правительственной связи и информации (см. п. 1 комментария к ст. 23.45), являются:

— соблюдение нормативных правовых актов и стандартов РФ, относящихся к лицензируемой деятельности, нормативных и методических документов, регламентирующих осуществление лицензируемой деятельности;

— соблюдение лицензиатом режима конфиденциальности при обращении со сведениями, которые ему доверены или стали известны по работе; обеспечение ограничения круга лиц, допущенных к конфиденциальной информации, установление порядка допуска лиц к работам, связанным с использованием конфиденциальной информации, организация обеспечения безопасности ее хранения, обработки и передачи по каналам связи и установление обладателем конфиденциальной информации требований к обеспечению безопасности этой информации;

— наличие условий, предотвращающих несанкционированный доступ к средствам защиты конфиденциальной информации, обеспечивающих хранение нормативной и эксплуатационной документации, инсталляционных дискет и дистрибутивов программных и программно-аппаратных средств защиты конфиденциальной информации в металлических шкафах (хранилищах, сейфах), оборудованных внутренними замками, а также хранение дубликатов ключей от металлических шкафов (хранилищ, сейфов) и входных дверей в сейфе ответственного лица, назначенного руководством лицензиата;

— соответствие помещений (производственная площадь, состояние помещений, обеспечиваемые в них условия) требованиям технической и технологической документации на оборудование, размещаемое в этих помещениях и используемое для осуществления лицензируемой деятельности;

— соответствие производственного, технологического, испытательного и контрольно-измерительного оборудования требованиям, установленным государственными стандартами РФ и нормативными правовыми актами, относящимися к лицензируемой деятельности;

— аттестование средств обработки информации, используемых для разработки средств защиты конфиденциальной информации, а также для автоматизированного учета, в соответствии с требованиями по защите информации с использованием лицензионного программного обеспечения для электронно-вычислительных машин и баз данных;

— выполнение требований государственных стандартов РФ, конструкторской, программной и технологической документации, единой системы измерений, системы разработки и запуска в производство средств защиты конфиденциальной информации, в соответствии с которыми конструкторская документация лицензиата имеет номер, зарегистрированный в государственном реестре разрабатывающих предприятий;

— наличие системы учета изменений, внесенных в техническую и конструкторскую документацию, и системы учета готовой продукции;

— наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего образования и (или) профессиональной подготовки в области защиты информации с квалификацией «специалист по защите информации» и производственным стажем в области лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

— наличие у инженерно-технического персонала, осуществляющего работы в области лицензируемой деятельности, высшего образования и (или) профессиональной подготовки со специализацией, соответствующей выполняемым работам.

Лицензиатами по указанному виду деятельности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Совершение лицензиатом проступка, предусмотренного комментируемой статьей, квалифицируется как нарушение лицензионных требований и условий и влечет за собой применение санкций в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, установленных ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой определены комментируемой статьей.

5. Осуществление предпринимательской деятельности по лицензируемым видам деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (т.е. дохода, сумма которого превышает 200 МРОТ), квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 171 УК).

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *