КС дал возможность юрлицам обращаться в органы власти

Переписка с государственными органами часто стоит особняком в деловых коммуникациях организации. А для физических лиц переписка с «инстанциями» – настоящая эпопея. В статье разберем нюансы составления текстов писем для каждого из адресантов, а также выясним, как отправить письмо и когда ждать ответа.

Правила обращения: нормативная база

Обратиться в государственный орган с «челобитной» может как физическое лицо, так и организация. Двум категориям заявителей, чтобы знать свои права при направлении обращения, нужно ознакомиться с разными документами.

Физические лица ориентируются на Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27.11.2017; далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

Юридические лица внимательно читают Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477, с изм. в ред. от 26.04.2016; далее – Правила делопроизводства для ФОИВ), а также Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452, в ред. от 10.07.2017; далее – Типовой регламент для ФОИВ).

Сообщение от
k_maruhina
а на какие нпа можно сослаться?
На ваш вопрос отвечаем следующее.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином России закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения этих обращений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1).
В силу ч. 1 ст. 9 Закона N 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Такие органы или должностное лицо дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона N 59-ФЗ).
Указанное обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).
В силу универсальной позиции законодательства и правового равенства, закрепленного Конституцией РФ с учетом соблюдения частных и публичных интересов, положения Закона N 59-ФЗ распространяются и на обращения в органы местного самоуправления индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.10.2011 по делу N А19-22477/10, ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2009 N Ф03-3212/2009, ФАС Поволжского округа от 09.04.2009 по делу N А12-3903/2008, от 22.01.2009 по делу N А49-4074/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 02.07.2009 по делу N А32-24279/2008).

Что такое обращения граждан

Виды документов, поступающих в государственные органы, разнообразны. Нас с вами интересуют те, авторами которых являются обыкновенные люди. Они идут к власти не только с жалобами и проблемами, часто граждане стремятся донести до начальства свои предложения по оптимизации работы, улучшению качества жизни людей. Если правильно настроить работу, можно получить кладезь полезной информации. Но для этого необходимо четко разобрать понятие и виды обращений граждан.

Люди идут в госучреждения с различными вопросами. Не все из них подпадают под категорию обращений. Кроме того, организация имеет право рассматривать только те вопросы, что находятся в его компетенции. Регулирует эту работу Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Документ описывает, какие именно вопросы считаются официальными обращениями, а какие следует рассматривать обычным способом. Последних, к слову, совсем не много.

Просто так граждане и между собой общаться могут. В государственные учреждения они идут, имея серьезный повод. Чаще всего люди пишут жалобы на неудовлетворительное, с их точки зрения, выполнение обязанностей. Например, темой обращений являются невыплаты положенных денег, плохое обслуживание в учреждении, отказ от выдачи какого-либо документа.

С каждым вопросом специалисты обязаны разобраться конкретно и по существу, причем в установленные законом сроки. Обращения граждан, виды их, порядок рассмотрения прописаны в уже упомянутом законе. Знание его содержания обязательно для любого государственного служащего. Практически каждому приходится сталкиваться с обращениями. А неправильная работа с ними приводит к печальным последствиям.

Как написать обращение

Давайте перейдем к более практическим вопросам. Не каждую бумагу примут в качестве обращения. Конституция гарантирует гражданам право на заявление в любые органы. Но оно должно быть оформлено соответствующим образом. На анонимное письмо никто отвечать не обязан. Поэтому любые виды обращений граждан: предложение, заявление, жалоба — необходимо писать, в соответствии с законодательно закрепленными нормами.

Бумага должна содержать:

  • Наименование учреждения или организации, куда направляется документ. Желательно указать адрес, ФИО или должность того, к кому обращается человек.
  • Свои реквизиты. Они состоят из ФИО, написанных полностью, и адреса для получения ответа. Желательно добавить номер телефона с целью организации более оперативного общения.
  • Уведомление, в случае необходимости о переадресации ответа.
  • Суть обращения. Ее следует внимательно продумать, сделать лаконичной и содержательной, без излишней эмоциональности.
  • Бумага подписывается составителем лично. Кроме того, следует указать дату направления.

Все указанные пункты обязательны для исполнения. Гражданин, который составляет документ, должен быть внимателен, чтобы ничего не пропустить. В случае ошибки его письмо не будет рассмотрено чиновниками, отнесено в разряд анонимок. Отметим, законодательство, разбирая основные виды обращений граждан, не настаивает на том, чтобы люди указывали номер телефона. Обязательным является только адрес его проживания. Однако практика показывает, что наличие дополнительных сведений повышает качество работы с документом.

Как еще можно взаимодействовать с госорганами

Кроме письменных заявлений, законодательно закреплены и иные виды (формы) обращений граждан. К ним относятся электронные письма. Их тоже составляют по определенным правилам. Необходимо также указать адресата, то есть название учреждения, должность лица, к кому вы обращаетесь или его ФИО. Подписывать этот документ следует настоящими именем и фамилией. Далее следует указать электронный адрес, на который отправят ответ.

Нынче практически все учреждения имеют собственные сайты. Если хотите написать в соответствующую структуру, нужно найти на этом интернет-ресурсе специальную форму и заполнить ее. Там уже есть все обязательные поля. Кроме того, в некоторых случаях к письму можно прикрепить необходимые документы в электронном виде.

Так, например, работает сайт президента Российской Федерации. Любой гражданин не только может направить ему письмо, но и отслеживать его прохождение по службам в особом кабинете (виртуальном). Когда рассматривают виды обращений граждан в государственные органы, нельзя обойти вниманием личный прием. Это особая форма взаимодействия населения с властью.

Гражданин имеет право на устное обращение. Оно формулируется в ходе личного приема, который ведет руководитель соответствующей организации. В этом случае ответ может быть как устным, так и письменным. Если не требуется дополнительных проверок и исследований, то человеку разъясняют ситуацию тут же на месте. Когда же суть вопроса необходимо детально изучить, у него просят реквизиты для направления ответа почтой.

Разберемся с сутью документа

Следует понимать, виды письменных обращений граждан различны. Когда пишете документ, необходимо составлять его соответствующим образом, чтобы специалисты поняли, что от них требуется. Так, в жалобе отмечают факты нарушения прав человека. Необходимо четко указать, какое положение законодательства и кем не выполнено. Желательно составлять документ предельно лаконично, концентрируясь на фактах, опуская маловажные подробности.

Кроме того, в жалобах содержатся критические замечания и предложения. Однако рекомендуется воздержаться от эмоциональной оценки работы служащих учреждений, не стоит настаивать на их увольнении. Поверьте, любое обращение рассматривается предельно подробно. Руководитель организации сам разберется с наказанием. Дело гражданина – перечислить факты и попросить восстановить свои права.

Предложение – это иная форма обращений. В нем приводятся мысли человека по поводу улучшения деятельности госорганов, возможно, дополнения к действующему законодательству. Иногда люди предлагают конкретные меры по усовершенствованию определенных сфер взаимодействия власти и общества. Желательно в данном документе не только критиковать, но и инициировать конкретные пути решения проблемы.

В заявлении, как правило, указывается проблема. Это может быть недостаточная работа госорганов, нарушение прав человека. В отличие от предложения в нем не содержится вариант решения проблемы.

Когда перечисляют виды обращений граждан в органы местного самоуправления, не всегда приводят ходатайство. Оно введено только в последние годы. В нем гражданин просит признать его права или льготы. К ходатайству необходимо приложить документы, являющиеся правовым основанием для такового.

Как обратиться в муниципалитет

Следует сразу сказать, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления точно такие, как описаны выше. Они подпадают под действие федерального и регионального законодательства. То есть гражданин смело может писать жалобы, предложения или ходатайства и направлять их в муниципалитет. Правда, есть некоторые особенности данного вида общения с властью.

Необходимо выяснить, каков порядок рассмотрения обращений. В разных органах его формируют отдельно. Чтобы заявление было рассмотрено побыстрее и на более серьезном уровне, писать нужно на имя руководителя. Как правило, к таким бумагам относятся очень внимательно. Не забывайте, что виды обращений граждан в органы местного самоуправления такие же, как и в федеральные учреждения. То есть иногда лучше сходить на личный прием к руководителю, имея при себе уже написанное заявление. Согласитесь, попасть к муниципальному чиновнику проще, чем к президенту. Нужно пользоваться своими правами, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. В случае нежелания руководителя вас принять, есть специальные органы, в чьи обязанности входит контроль исполнения прав граждан. К ним, не забывайте, относится прокуратура.

Особые случаи

Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.

Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.

О сроках и ответственности

Для работника, рассматривающего обращение, это самые важные вопросы. Здесь законодательство целиком и полностью на стороне гражданина. Сроки рассмотрения описаны очень четко и строго. Ответ должен быть направлен заявителю в течение тридцати дней с момента регистрации.

Нарушить эту норму можно только в одном случае, когда требуется дополнительное, обоснованное время для рассмотрения. Решает данный вопрос руководитель учреждения. А заявителю направляется промежуточный ответ, чтобы держать его в курсе событий. Срок отсчитывается от момента регистрации обращения. Он тоже регулируется законодательством.

Если обращение срочное, его должны безотлагательно внести в журнал и отнести руководителю. Остальные регистрируются в течение дня. На каждом обращении должна быть резолюция руководства. Как правило, это задание работникам подготовить ответ. Служба делопроизводства регистрирует в специальном журнале все этапы прохождения документа. То есть фиксируется все: кому поручено отвечать, где находится обращение. В любой момент ответственное лицо обязано доложить, у кого нынче сама бумага на рассмотрении.

Бывают сложные заявления, которые направляются разным специалистам для подготовки ответа. Тогда ответственным за него назначается один человек из группы. Вот почему необходимо четко знать, что из себя представляют понятие, виды обращений граждан. Административное право предполагает строгую ответственность за нарушение закона в этой части.

Личный прием граждан

Не стоит считать, что устные обращения отслеживаются не так строго, как письменные. В законе прописана процедура их оформления. Она так же строга и точна, как и при приеме документов на физических или электронных носителях. Все обращения регистрируются в журнале или в специальной карточке. Если вопрос решили тут же в ходе разговора, то решение кратко заносится в этот же документ.

В случае, когда обращение нельзя рассмотреть быстро, его следует оформить в письменном виде. Заявителю предлагается составить документ. Его рассматривают как обычно. Все этапы прохождения бумаги контролируются службой делопроизводства.

Гражданам, идущим на прием к начальникам, следует помнить, что придется подтверждать свою личность. Это записано в законе, и обойти данный пункт сложно. Возьмите с собой паспорт, чтобы не возникло проблем.

Кроме того, необходимо сформулировать заранее суть обращения. Специалист обязательно спросит вас, с чем пришли. Необязательно ему передавать всю проблему, но придется назвать вид обращения: жалоба, предложение, ходатайство или заявление. А определить это позволит вам четкая формулировка смысла того, зачем нужна встреча с руководителем. Кроме того, понимание сути проблемы поможет передать ее четко и конкретно. А это, в свою очередь, поможет специалистам дать обоснованный и конкретный ответ.

Что делать, если на обращение не реагируют?

Как правило, госорганы довольно оперативно рассматривают заявления граждан. Редко какое остается без ответа, хоть и формального. Но такие случаи тоже встречаются в практике. Гражданину следует помнить о своих правах и конституционных обязанностях служб. Не желают работать, на первый раз сходите к руководителю и пожалуйтесь. Это нормальная реакция на недобросовестность государственных служб. Не захотят с вами разговаривать – отправляйтесь в прокуратуру. В обязанности этого органа входит надзор над исполнением законодательства в части рассмотрения обращений граждан. Напишите заявление и ждите ответа.

Нынче работа с обращениями находится на высоком уровне. Почти в любое учреждение, вплоть до самых высоких, можно написать письмо по Интернету. Пользуйтесь этим прекрасным правом без стеснения. Но, если задумаете жаловаться, запаситесь документальными подтверждениями нарушения закона. К примеру, когда обращаетесь в муниципалитет, просите, чтобы вам на копии документа поставили входящий номер. С этой бумагой правду в прокуратуре или у вышестоящего начальника найти легче.

Если ответ на обращение не устроил, не пишите такого же повторно. Нужно творчески подходить к общению с властью. Запросите у них более подробную информацию, объяснения и так далее. Если продублируете жалобу, ответа не последует. Законодательство позволяет игнорировать повторное обращение одного и того же гражданина, если тема не изменилась.

Мы с вами коротко рассмотрели виды обращений граждан. Поверьте, это очень объемный и изобилующий нюансами вопрос. Каждый конкретный случай индивидуален. Невозможно в общем описать все возникающие проблемы. Не секрет, иной раз мы требуем от власти ответов на вопросы, которые невозможно решить. Любой нюанс необходимо разбирать подробно. И желательно это делать не в конфронтации, а в сотрудничестве с представителями власти. Законы во всяком случае написано именно в таком духе. Но люди, что поделаешь, вносят свои коррективы в их исполнение.

ПРЕДЛАГАЕМ, ЗАЯВЛЯЕМ, ЖАЛУЕМСЯ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Каждая организация или физическое лицо имеет право обратиться в государственный орган с предложением, заявлением или жалобой. Рассмотрим, чем отличаются друг от друга эти три вида обращений. Определения раскрыты в ст. 4 Федерального закона № 59-ФЗ:

Таким образом, если мы хотим добиться установки знака пешеходного перехода там, где этот переход и так стихийно существует многие годы, составляется предложение.

Если желаем сообщить о бездействии управляющей компании, которая никак не отрегулирует освещение в подъезде, – пишем заявление.

К жалобе прибегаем, только если явно нарушены наши права. Например, при благоустройстве двора пострадал припаркованный там автомобиль, а подрядчик не торопится компенсировать ущерб.

Организация может предложить привести в порядок дорогу между несколькими тесно стоящими офисными зданиями, заявить о загрязнении окружающей среды, пожаловаться на проверяющего, который явно превышает свои полномочия.

Категории обращений достаточно условны, поэтому знать эти нюансы автору не требуется: обращение рассмотрят в любом случае. Но чем грамотнее составлено письмо, тем больше шансов продвинуться в достижении своей цели: тех, кто с порога заявляет о том, что знаком с правилами и знает закон, всегда слушают более внимательно и охотнее с ними контактируют.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Кому пишем?

Важно знать, по адресу ли направляется обращение, находится ли вопрос в компетенции того государственного органа, который автор письма избрал своим адресатом?

Зачастую обычному гражданину сделать это сложно. Например, если физическое лицо хочет пожаловаться на состояние автомобильной дороги, то теоретически писать можно и в районную, и в городскую администрацию, а также в муниципалитет и даже в ГИБДД.

Пожалуй, сначала лучше обзвонить все перечисленные учреждения и попытаться выяснить, кто отвечает за конкретную дорогу, после чего писать письма.

«На деревню дедушке» не доставили еще ни одно письмо. Хотя согласно Федеральному закону № 59-ФЗ госорган, даже получив «не свое» обращение, должен перенаправить его по адресу с обязательным уведомлением отправителя. Однако пути перенаправлений столь извилисты, что до конечной инстанции доходят не все письма.

Как пишем?

Для граждан нет правил составления обращения в государственные органы. То есть форма письма – свободная. Однако авторам – физическим лицам важно знать: в тексте не нужно выкладываться эмоционально.

Обязанности работников госучреждения могут распределиться таким образом, что глава этого учреждения письма даже не увидит. С письмом ознакомится специалист канцелярии, который передаст его заместителю главы, в ведении которого находится этот вопрос. Заместитель главы переадресует письмо своему подчиненному, тот – специалисту, который и подготовит ответ на обращение. Поэтому саркастические формулировки, остроты, а также любой негатив по отношению к чиновнику лично, ситуации и целиком власти пропадут зря.

Текст письма должен быть коротким и информационно насыщенным, а если эмоциональные формулировки неудержимо рвутся наружу, то лучше выплеснуть их в личный блог, а не в письмо в адрес госучреждения. В этом вопросе стоит ориентироваться на авторов писем от имени организации, которые знают, что деловой текст лишен эмоций.

Что указываем в обращении?

Общие требования к оформлению письма, которое составляет физическое лицо, содержатся в ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ (к перечисленному ниже необязательно, но нелишним будет указать контактный номер телефона):

Письмо от физического лица можно оформить, как в Примере 1.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Обращаются в государственные органы и учреждения многие организации. От таких обращений часто зависит благополучие организации, а порой и само ее существование.

Если государственный орган по отношению к организации выполняет контролирующие, надзорные функции, то, скорее всего, переписка между ними ведется весьма активно, и учить ее вести не нужно.

Но есть и другие организации – как правило, небольшие, которые с государством практически не пересекаются, а все свои деловые вопросы решают с физическими лицами и коммерческими предприятиями. Обращение в госучреждение для такой организации – целое событие.

Писать в государственный орган организация может и в имиджевых целях, демонстрируя заботу о людях, городе или окружающей среде. Иногда даже удается чего-то добиться, хотя едва ли только при помощи переписки: без личного участия первого лица любое дело вряд ли сдвинется с мертвой точки, а переписке отводится роль вспомогательная и информационная. И в этом принципиальная разница между заявителями: переписка для физического лица – основное и часто единственное орудие для достижения цели.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *