Какая ответственность работодателя за невыплату заработной платы

Актуально на: 25 октября 2016 г.

Мы рассказывали в отдельной консультации о праве работников на приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы. А какой штраф грозит работодателю в случае, если заработную плату он вовремя не выплачивает. Напомним об этом в нашем материале.

Что заплатит работодатель при задержке зарплаты

Помимо выплаты работнику денежной компенсации, рассчитанной от невыплаченной заработной платы исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ за каждый день задержки зарплаты (ст. 236 ТК РФ), работодателю придется заплатить и штраф. Рассчитать компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы вам поможет наш калькулятор.

Материальная ответственность

ФЗ № 272 предусмотрел серьезные изменения в ТК и ГПК (Гражданский процессуальный кодекс), цель которых – предупредить факты нарушений выплаты заработной платы. Последняя редакция ст. 236 ТК содержит правило о том, что если руководитель нарушает положенные сроки выдачи заработной платы и прочих выплат (отпускных, выходного пособия), подлежащих уплате работнику, то на него возлагается обязанность по выплате этих сумм, причем с добавлением процентов.

Обновленная ст. 236 повысила и величину этих процентов.

Если в прежнем законодательстве сумма такого процента ограничивалась 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченных вовремя сумм за каждый день просрочки, начиная отсчет со следующего дня срока выплаты и кончая днем реального расчета, то теперь сумма процента увеличена и доходит до 1/150 ключевой ставки ЦБ.

Предназначавшееся сотруднику денежное возмещение возможно повысить колдоговором, трудовым договором или локальным нормативным документом. Уплачивать эту компенсацию работодатель обязан и при отсутствии своей вины. Из этого следует, что ответственность работодателя повысилась в 2 раза, и помимо этого, произошло изменение базовой точки отсчета: ставку рефинансирования заменила ключевая ставка.

Нарушения работодотелей в сфере оплаты труда

Сегодня широко распространены нарушения трудовых отношений в виде неправомерных задержек выплат заработной платы работникам. Впрочем, касается это не только зарплат, но и других выплат.

Редкий руководитель никогда не нарушал эти нормы. Особенно частыми нарушениями в этой сфере являются:

  • неуплата зарплаты полностью либо в части;
  • оплата труда, произведенная не в полном объеме;
  • оплата труда, произведенная предметами, свободный гражданский оборот которых запрещен или ограничен;
  • неправильное начисление заработной платы;
  • неправильный расчет оплаты за сверхурочную работу;
  • лишение премии;
  • установление оклада ниже МРОТ и другие.

К ответственности за подобные нарушения могут быть привлечены работодатели и его представители. Особо подчеркивается ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы. В качестве представителя работодателя – юридического лица закон называет руководителя организации, а также должностных лиц (руководящих работников). Эти лица в силу различных документов, должностных инструкций, обязаны заниматься делопроизводством, касающимся оплаты труда. В зависимости от своих обязанностей указанные лица могут быть заместителями руководителя, главными бухгалтерами, руководителями структурных подразделений.

Кто может привлекаться к ответственности

На сегодняшний день с целью повышения защищенности работников от работодателей-нарушителей трудового законодательства подготовлен Закон РФ от 03.07. 2016 № 272 – ФЗ, который вступает в силу 3 октября 2016 года. Данный закон внесет коррективы в статьи КоАП РФ о нарушениях, связанных с невыплатами зарплаты, а также других платежей.

Планируется увеличение размеров штрафов за неоднократные нарушения. Здесь необходимо обратить особое внимание на то, что, если раньше за невыплату зарплаты или иных, полагающихся работнику денежных сумм, работодателя можно было привлечь к ответу по ч.1 ст. 5.27, то в соответствии с новеллами он будет отвечать по ч.6 ст.5.27 КоАП.

Следовательно, если помимо нарушений по задержке сумм зарплаты будут обнаружены и иные проступки, нарушающие трудовые правоотношения, то сотрудник может быть подвергнут сразу нескольким штрафам.

Часть 1 ст. 142 ТК РФ установила, что за нарушение правил о своевременной выплате зарплаты работникам, а также за иные, предусмотренные законом правонарушения, несут ответственность работодатель и назначенные им представители. Здесь не имеет значения – одному работнику или целому коллективу были задержаны заработные платы.

Сколько составит штраф за несвоевременную выплату зарплаты

В случае невыплаты или неполной выплаты зарплаты в установленные сроки предусмотрена следующая ответственность (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • штраф на ИП – от 1 000 до 5 000 рублей;
  • штраф на организацию – от 30 000 до 50 000 рублей.

Штраф за задержку зарплаты при повторном нарушении

Если произошла задержка выплаты заработной платы повторно в течение года с момента предыдущего нарушения, ответственность работодателя возрастает (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • штраф на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  • штраф на ИП — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • штраф на организацию — от 50 000 до 100 000 рублей.

Новая редакция Ст. 5.27 КоАП РФ

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.27 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются трудовые, а также связанные с ними общественные отношения. Трудовое законодательство призвано регулировать, прежде всего, те общественные отношения, которые складываются в процессе трудовой деятельности, т.е. трудовые отношения. Однако особенностью трудового права является то, что помимо отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности, т.е. собственно трудовых отношений, в предмет его правового регулирования входят отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких общественных отношений приводится в ст. 1 Трудового кодекса РФ.

Прежде всего, к ним необходимо отнести организационно-управленческие отношения, которые возникают в связи с необходимостью организации трудового процесса и управления трудом. Управление трудовой деятельностью осуществляет преимущественно работодатель (например, путем установления обязательных для работников данной организации правил внутреннего трудового распорядка). Вместе с тем трудовое законодательство предусматривает участие работников либо их представителей в управлении организацией (например, те же правила внутреннего трудового распорядка принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа). Такое участие работников в процессе организации труда и управления трудом реализуется в рамках социального партнерства.

Социально-партнерские отношения складываются по поводу ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, участия в управлении организацией и т.п. Их спецификой является равенство участников (представителей работников и работодателей), а также преимущественно договорный характер регулирования таких отношений.

Традиционно в сферу правового регулирования трудового права включаются отношения, связанные с трудоустройством и занятостью. Эти отношения возникают в связи с обращением гражданина в службу занятости, регистрацией его в качестве безработного, деятельностью органов занятости по его трудоустройству, оказанием ему различных мер социальной поддержки и т.п.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников возникают между учеником работника и работодателем по поводу непосредственного обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства, а также по поводу руководства обучением. В этих случаях работодатель может заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации — ученический договор на переобучение без отрыва от работы (ст. 198 ТК РФ). При этом ученический договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством, а ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством.

Определенной спецификой обладают отношения, возникающие в связи с материальной ответственностью работников и работодателей. Материальная ответственность сторон трудового договора выражается в необходимости возместить ущерб, причиненный виновным и противоправным поведением (действием или бездействием). Несмотря на некоторое сходство с гражданско-правовой ответственностью, которая также выражается в возмещении причиненного ущерба, материальная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности.

К отношениям, связанным с трудовыми, также относятся отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства — контрольно-надзорные отношения. Эти отношения возникают при реализации своей компетенции по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, а также законодательства об охране труда как специально уполномоченными государственными органами, так и выборными профсоюзными органами работников.

К отношениям, тесно связанным с трудовыми, закон относит и отношения, возникающие в связи с разрешением трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры рассматриваются Комиссией по трудовым спорам (КТС) и судами. Коллективные споры разрешаются путем проведения примирительных процедур, в которых помимо сторон спора могут участвовать посредники и трудовые арбитры.

Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в самых различных действиях или бездействии, которые нарушают трудовое законодательство. В этой связи чрезвычайно важным является четкое определение круга нормативных актов, которые включаются в понятие «трудовое законодательство».

Понятие «законодательство» может трактоваться в широком и узком смысле этого слова. Формально юридически, т.е. в узком понимании, оно охватывает только федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Однако существует и расширительное понимание данного термина. Так, А.Б. Агапов высказывал точку зрения, что в смысле комментируемой нормы «к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ» <3>. Нужно сказать, что ранее Трудовой кодекс РФ не содержал разъяснения данного правового термина. Однако новая редакция ТК РФ (с изменениями от 30.06.2006) прямо закрепляет в ст. 5, что трудовое законодательство (включая законодательство об охране труда) состоит из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Таким образом, исходя из буквального толкования этой нормы, объективную сторону этого правонарушения образуют только деяния, нарушающие предписания, установленные федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, но не подзаконным актом. В этой связи можно отметить две проблемы, связанные с применением данной нормы.
———————————
<3> Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики (в двух книгах). М.: Статут, 2004.

Во-первых, если закон содержит отсылочную норму к подзаконному акту. Например, согласно ст. 66 ТК РФ форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации. Если работодатель или соответствующее должностное лицо нарушает порядок ведения трудовой книжки, установленный постановлением Правительства РФ, могут ли его действия квалифицироваться как нарушение трудового законодательства? Как нам представляется, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Однако правоприменительная практика идет по иному пути.

Во-вторых, определенные сложности в ряде случаев может вызвать формулировка «закон, содержащий нормы трудового права». Например, профессиональная деятельность государственных гражданских служащих регулируется на сегодняшний день ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года (с последующими изменениями) N 79-ФЗ. Данный Закон содержит очень большое количество норм, регулирующих поступление на службу, ее прохождение, увольнение с гражданской службы. Следует ли относить данные нормы к трудовым? В этой связи в специальной литературе сформировались две полярные позиции по вопросу регулирования государственно-служебных отношений.

Между тем в данном случае этот вопрос выходит за рамки теоретической дискуссии. Если следовать второй точке зрения, то соответствующее должностное лицо не может быть привлечено к административной ответственности по данной статье, поскольку ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не относится к собственно трудовому законодательству. На наш взгляд, такой подход совершенно неприемлем. Ведь по существу речь может идти о совершенно аналогичных деяниях. Например, о не предоставлении в установленный срок ежегодного оплачиваемого отпуска. Как нам представляется, нормы, регулирующие труд государственных гражданских служащих, включенные в Закон о государственной гражданской службе, в смысле комментируемой статьи должны признаваться трудовыми, а их нарушение — нарушением трудового законодательства.

Субъект данного правонарушения специальный, поскольку комментируемая норма предусматривает наложение административного штрафа лишь на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Следует отметить, что ранее рассматриваемая статья 5.27 КоАП прямо не предусматривала возможность привлечения к ответственности за нарушение трудового законодательства работодателя (в прежней редакции в качестве субъекта данного правонарушения были обозначены только должностные лица). Между тем правоприменительная практика скорректировала эту норму. Так, предприниматель В.А. Пронькин обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Государственной инспекции труда в Рязанской области от 25.11.2002 N 03-04-20/10-02 о привлечении его к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.27 КоАП <6>. Заявитель, в частности, указывал, что он не может быть субъектом данного правонарушения, поскольку должностным лицом не является.
———————————
<6> См.: Постановление Президиума ВАС РФ N 8908/03 от 04.11.2003 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 3.

Данное дело дошло до Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что, выступая работодателем, предприниматель В.А. Пронькин выполнял в отношении нанятых им работников функции и обязанности, присущие должностному лицу и предусмотренные трудовым законодательством, следовательно, он привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых правоотношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

Таким образом, если работодатель выполняет функции, например, руководителя организации, то он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Если же работодатель является лишь собственником имущества организации, а организационно-управленческие функции выполняет иное лицо, то субъектом данного правонарушения будет соответствующее должностное лицо.

С субъективной стороны нарушение трудового законодательства может быть допущено как умышленно, так и по неосторожности.

Следует отметить, что с 1 сентября 2007 г. вступит в силу Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», согласно которому нижний предел размера административного штрафа, накладываемого на должностных лиц и на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение законодательства о труде и об охране труда будет увеличен с пятисот рублей до одной тысячи рублей.

2. Часть вторая комментируемой нормы устанавливает повышенную ответственность за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Понятие «аналогичное административное правонарушение» разъяснялось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 (ред. от 25.05.2006) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <7>. Согласно п. 17 этого Постановления под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника).
———————————
<7> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.

Л. являлся президентом Амурской торгово-промышленной палаты (АТПП). По заявлению работника АТПП Н.И. Вилль Государственной инспекцией труда в Амурской области проведена проверка соблюдения трудового законодательства, которая выявила нарушение ст. 62, 282 Трудового кодекса РФ в отношении Н.И. Вилль, принятой в АТПП на условиях совместительства. Нарушение заключается в том, что с ней не был заключен письменный трудовой договор.

Ранее президент АТПП Л. Постановлением Государственной инспекции труда в Амурской области N 63 от 11 июня 2004 года был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП в виде штрафа в сумме 2000 рублей за нарушение ст. 116 Трудового кодекса РФ — непредоставление работникам ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 8 календарных дней — и за нарушение ст. 183 названного Кодекса — неоплата листков нетрудоспособности.

Верховный Суд РФ указал, что вывод судьи о том, что действия Л. должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 5.27 КоАП, нельзя признать обоснованным, поскольку нарушения трудового законодательства, допущенные Л., не являются аналогичными. Таким образом, Л. субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27 КоАП, не является, и его действия не могут быть квалифицированы по этой статье.

Уголовная ответственность за невыплату зарплаты

Если половина и более зарплаты не выплачивается свыше 3 месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности руководства, предусмотрена следующая ответственность для руководителя (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ):

  • штраф в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
  • либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 1 года;
  • либо принудительные работы на срок до 2 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 1 года.

За полную невыплату заработной платы свыше 2 месяцев, а также за указанные нарушения, повлекшие тяжкие последствия, предусмотрена более суровая ответственность (ч. 2, 3 ст. 145.1 УК РФ).

Сотрудники могут инициировать банкротство

Работники компании имеют право стать инициаторами банкротства компании или заявить свои требования о выплате им долгов по заработной плате и выходные пособия уже в самой процедуре банкротства. В 2019 году появились первые подобные дела и, увы, их итого печален для компаний.

Согласно пункту1 статьи 7 Закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сотрудники, в том числе бывшие, могут обратится в суд с заявлением о признании работодателя банкротом из-за долгов по заработной плате.

Чтобы заявить свои требования в процедуре банкротства, сотрудники должны провести собрание не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов и заявить свои требования. На собрании сотрудники выбирают своего представителя, который будет защищать их интересы в процессе банкротства работодателя. Требования о выплате долгов по оплате труда включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим.

Сотрудники могут остановить работу

В 2019 году в СМИ часто появлялись сообщения о том, что сотрудники из-за долгов по зарплате не вышли на работу. Да, и в целом, конфликты из-за зарплаты стали трендом 2019 года. Вспомним хотя бы скандал вокруг ухода с рынка компании Ford. Сотрудники требовали и то, что им положено по российскому законодательству и то, что выходит за все разумные рамки.

Обратите внимание

Достаточно одного работника, который не получил зарплату вовремя, чтобы вас наказали.

Сотрудники имеют право прекратить работу, если им задержали выплату заработной платы более чем на 15 дней. Сумма задолженности и степень виновности работодателя значения не имеют.

До того, как прекратить работу, сотрудники обязаны письменно сообщить директору компании о своих намереньях и только после этого, они имеют права не выходить на работу. Работа может остановлена до полного погашения задолженности по заработной плате.

Обратите внимание

Дни, когда компания не работает по инициативе работников из-за задержки заработной платы, оплачивают в размере среднего заработка.

Чтобы возобновить работу компании, руководство обязано письменно уведомить работников о готовности выплатить задолженность и сделать это в день возвращения работников на рабочие места.

Дни, когда работа компании была приостановлена из-за долгов компании перед работниками по зарплате, оплачиваются в размере среднего заработка.

В статье 142 ТК РФ приведен перечень работ, по которым приостанавливать работу запрещено. В основном это касается военных, работников, МЧС, пожарных, госслужащих и работников в сферах, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Что предпринять, если не выплатили зарплату

В таких ситуациях не рекомендуется опускать руки, а нужно активно действовать. Недоплаты или задержки зарплаты представляют собой грубейшее правонарушение. Поэтому следует разобраться в произошедшем и попробовать отстоять свои права.

Прежде чем отправляться в Трудовую инспекцию и другие инстанции, необходимо побеседовать с начальством или главным бухгалтером предприятия для выявления причин случившегося, возможных сроках погашения задолженностей по зарплате. Если диалог не достиг результата, можно обращаться в более серьезные учреждения – в Трудовую инспекцию и в суд.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *