Как рассчитать себестоимость импортного товара?

Автор статьи Юрий Станиславович Бурашников Время на чтение: 4 минуты АА

При таможенном оформлении груза работники таможни могут затребовать калькуляцию себестоимости единицы товара, чтобы доказать правильность указанной цены. Такая ситуация часто возникает, когда стоимость товаров оказывается ниже пропускной. Хотя многие участники ВЭД убеждены в том, что эта информация является коммерческой тайной производителя, и что по сути, ни один поставщик не обязан посвящать покупателя в тонкости его заработка, мы всё же расскажем вам, что такое калькуляция себестоимости товара. Эта информация пригодится производителям и участникам ВЭД при расчёте планируемой прибыли от реализации того или иного товара.

Что такое калькуляция себестоимости товара

Калькуляция себестоимости продукции представляет собой вычисление затрат на единицу товара. При внешнеторговых операциях производится расчёт стоимости расходов при пересечении границы. При произведении расчётов себестоимости продукции учитываются следующие затраты:

  • стоимость товара;
  • цена доставки груза;
  • пошлины, таможенные платежи, НДС;
  • затраты на услуги таможенного брокера;
  • стоимость таможенной очистки.

Перевозка груза – довольно масштабная процедура, при которой важно учесть все издержки. Калькуляция затрат помогает не только учитывать их, но и снижать путём поиска более экономичных и эффективных решений.

На таможне калькуляция себестоимости может потребоваться в том случае, если таможенная стоимость товаров вызывает сомнения у таможенников, то есть вас заподозрят в занижении стоимости. Ни в каких международных торговых правилах обязательное предоставление данной информации не предусмотрено, в контрактах такой пункт обычно тоже отсутствует, тем не менее, участники ВЭД часто сталкиваются с этой проблемой.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Определение таможенной стоимости — методы определения таможенной стоимости

Обязанность по определению таможенной стоимости товара возложена на декларанта. Декларант должен правильно определить таможенную стоимость перевозимого им товара, обосновать ее, предоставив подтверждающие документы (контракты, счета, платежки, чеки, и др.), самостоятельно высчитать размер таможенных платежей (размер таможенных пошлин, налогов и сборов) и оплатить их. В некоторых случаях (они оговорены в законодательстве отдельно) таможенную стоимость товара определяет не декларант, а таможенный инспектор.

Напоминаем, что намеренное введение таможенных органов в заблуждение и недостоверное декларирование таможенной стоимости товара преследуется по закону и предусматривает наложение штрафа за недостоверное декларирование!

Таможенная стоимость подтверждается следующими документами:

  1. Внешнеторговый контракт (с производителем или продавцом);
  2. Условия поставки указанные по контракту согласно Инкотермс;
  3. Инвойс;
  4. Документы, подтверждающие факт оплаты за товар (платежки, чеки, выписки из банковского счета и т.д.);
  5. При необходимости счет за перевозку;
  6. При необходимости счет за страховку;
  7. Экспортная декларация;
  8. Прайс-лист от производителя или продавца;
  9. Спецификация приложения к контракту с ценами;
  10. Официальный сайт производителя или продавца с ценами и артикулами (в некоторых случаях достаточно предъявить ссылку на документ в сети Интернет или скриншот интересуемой страницы сайта);
  11. Документы, подтверждающие цену товара на внутреннем рынке страны-производителя.

Виды калькуляции себестоимости единицы продукции

Различают следующие типы калькулирования себестоимости:

  • Нормативная. Рассчитывается с учётом актуальных для начала месяца норм расхода материалов. При этом расчёты выполняются на основании текущих норм затрат, которые могут отличаться от плановых норм. Из-за этого нормативная и плановая себестоимость товара различается;
  • Плановая. Предполагает среднюю себестоимость товара. Рассчитывается на конкретный плановый период. При этом в расчёты включаются средние нормы расходы. Для разовых заказов составляется сметная калькуляция. Также в рассматриваемое определение входит счётная калькуляция. Она предполагает калькуляцию на разовый заказ с целью расчёта стоимости, работы с заказчиками. Выполняется она без учёта норм расхода;
  • Отчётная. Рассчитывается по окончанию отчётного периода. Составляется на основании информации бухгалтерского учёта. Такая калькуляция помогает проследить выполнение заданного плана по уменьшению себестоимости товара, увидеть изменения себестоимости в ту или иную сторону. Данная калькуляция показывает фактическую себестоимость товара. Она же помогает проследить разницу фактической себестоимости с плановой и нормативной калькуляцией. Для расчёта фактической калькуляции применяется информация бухгалтерского учёта о фактических тратах, в том числе о затратах на производство продукции, и объёмах выпускаемого товара.

Типы калькуляции различаются в зависимости от используемых в расчётах данных. Каждый из видов имеет свою цель.

Калькуляция позволяет снизить затраты материальных ресурсов и труда.

Методы калькуляции

Существует три основных метода калькуляции себестоимости продукции:

  1. Попередельный. Передел – это завершающая фаза обработки и заключительный этап, в результате которого производится продукт. То есть, калькуляция выполняется по данным переделам, либо или статьям производства. Такой метод актуален для нефтеперерабатывающих, металлургических, пищевых и других отраслей.
    Это довольно простой метод, при котором не требуется ведомостей, распределения косвенных затрат между разными заказами.
    Сначала производится расчёт в условных единицах. Далее определяется себестоимость условной единицы. Только после этого рассчитывается себестоимость товара;
  2. Попроцессный. При расчёте калькуляции себестоимости продукции этим методом принимается во внимание отдельный передел, в котором может быть ряд процессов. Процесс – это технологический этап, включённый в производственную процедуру. Такой метод актуален для добывающих, химических и других областей.
    Он применяется при массовом производстве. В том случае, если нет незавершённого производства, себестоимость условной единицы рассчитывается делением расходов за конкретное время на объемы выпущенных товаров. Если это длительный цикл выпуска, затраты разделяются между производством товара и остатками незавершенного производства;
  3. Позаказный. В качестве заказа могут выступать и товары, и строительные объекты. Применяются в строительных, авиационных отраслях. Такая калькуляция востребована в сферах малого и среднего бизнеса: пошив одежды, выпуск мебели, ремонтные работы и многое другое.
    Данный метод позволяет без затруднений произвести учёт затрат. Однако применяться метод может только по окончанию работ. При такой калькуляции необходимы полные данные о затратах.

Данные калькуляции используются в управлении производством.

Каждый из рассмотренных видов калькуляции имеет свои достоинства и недостатки. Выбор метода зависит от области, для которой нужно произвести расчёты.

Пример калькуляции

К примеру, в мастерской нужно выполнить 240 межкомнатных дверей. Калькуляция производится по следующей схеме:

  1. Расходы материалов. Учитываются материалы и стоимость их единицы. К примеру, стекла требуется 6,8 условных единиц. Стоимость одной единицы составит 85 рублей. Стоимость умножается на нужное количество условных единиц. Учитывать в этой статье расходов можно траты на деревянные плиты, стекло, лакокрасочные материалы, комплектующие;
  2. Расход энергии. Учитываются нужные для работы объёмы электроэнергии, затем они умножаются на стоимость 1 кВт;
  3. Зарплата. Берётся зарплата рабочих за заказ и делится на количество требуемых дверей. Таким же образом поступаем с дополнительной оплатой сотрудникам;
  4. Ремонтные работы. Затраты на ремонт и обслуживание оборудования, нужного для производства дверей, делятся на количество дверей;
  5. Целевые затраты. Берутся расходы (это может быть зарплата руководителей, оплата за содержание здания) и делятся на количество требуемых дверей;
  6. Коммерческие расходы. Сюда входят расходы на рекламные материалы, доставку. Они также делятся на число дверей.

Все вычисленные показатели суммируются. В итоге мы получим себестоимость услуги.

Транзите груза по территории какой-либо страны необходима транзитная декларация. Участникам ВЭД нужно знать правила её оформления.
Информация о том, как заполнить инвойс . Это один из главных документов при внешнеторговых операциях.

Что касается предоставления калькуляции на таможне, то опытные бизнесмены советуют писать на имя начальника таможни пояснительную записку о том, что производитель отказался предоставлять данные, сославшись на коммерческую тайну, в ней указываются контактные данные поставщика и предлагается сделать запрос самостоятельно. У некоторых «срабатывает» и таможенники снимают этот вопрос с повестки.

Доказательством того, что таможенная стоимость не занижена может быть:

  • прайс-лист, заверенный таможенным пунктом страны отправления товара;
  • оригинал экспортной декларации.

Виды и методы калькуляции рассчитаны на максимальное удобство расчётов в разных производственных отраслях. Калькуляция, применяемая в нефтяной промышленности, отличается от калькуляции, используемой в малом бизнесе. Однако цель таких расчётов одна – анализ изменения себестоимости товара, поиск возможностей для уменьшения себестоимости.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Документы».

Автор статьи Юрий Станиславович Бурашников Стаж юридической практики более 12 лет. Специализируюсь на административном, таможенном, гражданском праве, интеллектуальной собственности. Написано статей 25

Бесплатная консультация по телефону:

Как рассчитать себестоимость импортного товара? Казалось бы, для человека, проработавшего в импортной логистике хотя бы полгода, это не должно составлять проблемы. Однако, по словам директора по таможенному оформлению и ВЭД одной из крупных компаний Роберта Аристова, из 70 кандидатов на должность только один справляется с пустяковой, на первый взгляд, задачей. На страницах ПРОВЭД Роберт Аристов запускает серию статей, которые помогут новичкам и специалистам в сфере ВЭД решать повседневные задачи.

Мы занимаемся импортом и экспортом товаров бытового назначения. Наш средний объем — от 30-40 контейнеров в месяц и 5-10 авиагрузов. С вступлением в должность передо мной встала одна из основных задач — формирование эффективной команды отдела импортной логистики.

На своих собеседованиях я предлагал кандидатам решить достаточно типовую задачу. По предоставленным ниже в таблице данным необходимо рассчитать себестоимость единицы каждого продукта на нашем складе. Из 70 претендентов на место эту задачу смог решить только один человек!

Безусловно, пугающая статистика. Поэтому я посчитал необходимым пошагово объяснить , как складывается себестоимость импортного товара, показать те нюансы, на которые необходимо обращать внимание как рядовым исполнителям, так и топ-менеджменту компании, поскольку на этих двух уровнях есть различия в оценке эффективности данного процесса.

Итак приступим к расчетам. Сразу оговорюсь, что в разных компаниях разная учетная политика и разный подход к расчету себестоимости импортной продукции. Кто-то включает НДС в структуру себестоимости, кто-то нет. Я буду опираться на наш опыт.

Что мы имеем? 2 разных вида продукции в одном контейнере, который отгружается на условиях FOB Xiamen из Китая в порт Восточный. Мы имеем все расходы, которые будут связаны с поставкой товаров от поставщика в Китае до нашего склада.

1. Необходимо рассчитать размер таможенной пошлины и НДС, который будет обязателен к уплате при декларировании продукции. Ставка таможенной пошлины в процентах указана в условиях задачи. Ее необходимо умножить на таможенную стоимость продукции.

Таможенная стоимость, в свою очередь, состоит из всех платежей, которые импортер перевел за рубеж по данной продукции: стоимость товара + транспорт до границы РФ + лицензионные платежи + страховка и пр. Мы видим, что ставка пошлины на нашу продукцию разная. Поэтому необходимо пропорционально разделить стоимость фрахта Xiamen-Восточный на виды продукции. Встает логичный вопрос: «пропорционально” чему необходимо делить ставку? Я всегда советую опираться на следующий принцип: какой параметр является ограничивающим, по тому и делаем пропорцию. Если мы взглянем на наш пример, то общий вес товара 16 600 кг, что далеко от максимальных значений для контейнера 40HQ (26,5 тонн), а объем 65 кубов является максимальной загрузкой в данный вид контейнеров для нашего товара. Таким образом пропорцию на распределение транспорта будем делать по объему груза. Получаем долю транспорта, которую таможня отнесет на нашу продукцию:

Продукт 1 = 1050$ * 29.9 / 65 = 483$

Таможенная стоимость П1 = 102’700$ + 483$ = 103’183$

Продукт 2 = 1050$ * 35.1 / 65 = 567$

Таможенная стоимость П2 = 65’500$ + 567$ = 66’067$

Размер таможенной пошлины:

Пошлина П1 = 103’183$ * 0 = 0$

Пошлина П2 = 66’067$ * 0.125 = 8’258.38$

НДС рассчитывается следующим образом: (Таможенная стоимость + Пошлина)*Ставка НДС

НДС П1 = 103’183$ * 0.18 = 18’572.94$

НДС П2 = (66’067$ + 8’258.38$) * 0.18 = 13’378.57$

2. Считаем сумму всех накладных расходов на каждый вид продукта.

Тут все просто, берем все расходы: Транспорт + ТО + Простой и пр., и так же пропорционально делим между видами продукции. Договоримся, что на момент расчета курс доллара США равен 59,50р.

Продукт 1 = (1050$*59.5 + 145’000 + 17’000 + 1’500) * 29.9 / 65 = 103’948.50р.

Продукт 2 = (1050$*59.5 + 145’000 + 17’000 + 1’500) * 35,1 / 65 = 122’026.50р.

3. Собираем все цифры воедино и делим на количество Продукта. Оговорюсь, что курсы необходимо использовать те, которые были актуальны на момент отправления денег по счету. Например, если у вас валютные счета за транспорт оплачиваются с отсрочкой, то курс нужно брать на момент платежа, так же как и платеж поставщику необходимо считать на момент перевода денег зарубеж.

Скажем, что курс на момент перевода денег поставщику был равен 58,2р., тогда финальная формула будет следующей:

Себестоимость П1 = Пошлина П1 + НДС П1 + Расходы П1 =

(102’700$ * 58.20р. + 0 + 18’572.94$ * 59,50р. + 103’948.50р.)/130’000шт. = 55,28р. за 1шт.

С/с П2 = (65’500$ *58.20р. + (8’258.38$ + 13’378.57$) * 59.50р. + 122’026.50р.)/50’000шт.= 104,43р. за 1 шт.

При условии, что цена на условиях FOB за штуку = П1 =45,98р. и П2 = 76,24р., то Коэффициент затрат на логистику (КТЗ):

КЗЛ П1 = (55,28 / 45,98 — 1)*100% = 20,23%

КЗЛ П2 = (104,43 / 76,24 — 1)*100% = 36,97%

Таким образом, мы полностью посчитали себестоимость каждого товара.

Все предельно просто, и мое мнение таково, что все без исключения специалисты в области импортной логистики должны понимать структуру данного расчета.

Что руководителям дает показатель КТЗ?

Группируя товар по однородности (размер пошлины, географическое расположение поставщика, условия отгрузки, вид транспортировки), вы можете устанавливать целевые показатели на группы товаров, по которым сможете в динамике отслеживать эффективность работы подразделения в целом.

Отмечу, что данный расчет полон и достаточен для уровня исполнителя или начальника отдела. Если же мы выйдем на уровень выше (директор ВЭД, финансовый директор, генеральный директор), то обязательным условием является необходимость рассмотреть стоимость денег во времени. ВЗачем? На мой взгляд, это абсолютно необходимо, так как сейчас очень сложно найти компании, которые полностью развиваются на свои деньги и не используют кредитные под операционную деятельность, а значит каждый отвлеченный рубль из оборота сколько-то стоит в единицу времени.

Что выгоднее? получить скидку в 100$ на фрахт или отсрочку платежа в 60 дней?

В своем примере я хочу затронуть тему оптимального момента таможенного оформления груза по данному маршруту.

Кто-то может сказать, что декларировать товар необходимо, когда он будет на границе (порт Восточный), дабы избежать дополнительных платежей за оформление ВТТ. И в какой-то степени они будут правы, так как в этой схеме есть свои плюсы. Но давайте порассуждаем, что происходит при таком сценарии?

Груз пришел в Восточный, вы подали ДТ и отправили на таможню 2’392’488.46р. После этого ваш груз 1-2 дня будет в таможенном оформлении, после еще 6-7 дней (в среднем) будет постановка на поезд, после 12-14 дней он будет идти по ж/д, после — 2-3 дня на выгрузку контейнера и доставку вам на склад. Что мы имеем? 26 дней на доставку груза в ваше распоряжение после оплаты таможенных платежей. Расчет грубый, возможно все пройдет быстрее. Возьмем банковский процент для юр.лиц, равный 12,5% годовых. Получаем, что за 26 дней вы заплатите 21’303р. процентов за использование этих средств, пока контейнер шел к вам через нашу необъятную страну! При том, что стоимость оформления ВТТ в наши дни не превышает 6’500-7’000р. Дельта получается 14 303р. на каждом контейнере.

В условиях наших объемов в 30 контейнеров в месяц получаем 429’090р. экономии каждый месяц или 5,150 млн.р. в год. Ощутимая экономия.

Конечно, есть оговорки и ограничения у данного метода. И я не буду утверждать, что оформляю ВТТ на каждый контейнер, который идет через Дальний Восток. Я хочу лишь обратить ваше внимание, что логистику необходимо считать во времени и с точки зрения стоимости денег. И никогда не упускать данный вопрос из вида.

Кому поручить расчеты?

Большие сложности возникают при расчетах для продовольственной продукции — она требует включения в себестоимость расходов на хранение с особыми условиями.

При отсутствии навыков в расчете лучше прибегнуть к услугам специализированных фирм и специалистов в этой области. Ошибки и просчеты могут стоить очень дорого, а потеря прибыли не компенсируется экономией на использовании качественных услуг или некомпетентном расчете.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *