Функции логистики

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:

1. интегрирующая — формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

2. организующая — обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

3. управляющая — поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Интегрирующая функция

При доставке товаров от поставщика к потребителю материальный поток проходит стадии закупки материалов, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает организационные и экономические особенности производства, объем и номенклатуру закупок материалов, а также отношения этих стадий друг к другу. Вместе с тем каждая из стадий товародвижения, в свою очередь, оказывает воздействие как непосредственно на процесс производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту объема производства и закупок. Временное прекращение поставок материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п.

Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.

Организующая функция

В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи. Объективной основой хозяйственных связей выступает разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение данной задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.

Управляющая функция

Для того чтобы добиться рационального взаимодействия и согласования всех частей рассматриваемого процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком смысле управляющее воздействие логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Таким образом, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением материальных потоков.

Интегрирующая функция логистики

  • 1. Наиболее рациональная организация пространственного размещения и материального потока.
  • 2. Формирование хозяйственных связей (внутри- и внепроизводственных).

Взаимоотношение между поставщиком и потребителем формируется за счет того, что существует:

  • — территориальное разобщение — преодолевается путем создания транспортных связей;
  • — разобщение во времени из-за несовпадения процессов пр-ва и потребления — преодолевается путем создания запасов;
  • — персептивное разобщение — производители не знают, что требуется потребителю и наоборот — устраняется установлением каналов общения;
  • — разобщения во владении — преодолевается за счет актов купли-продажи.
  • 3. Изучение рынка и прогнозирование спроса.
  • 4. Определение потребностей в материальных ресурсах (определение объемов и направления перевозок, требуемого количества и видов транспорта, количество и объем складов и т.д.)

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

Идеи логистики являются принципиально новыми для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса.

Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом. Все процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, производство, сбыт, потоки материалов, транспорт, информация, финансы, а также системы управление запасом, качеством, планирование потребности в материалах и т.п.

Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров — поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики.

Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Основные трудности, имеющиеся, на мой взгляд, на пути развития логистики в России:

нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.

Система распределения характеризуется замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей.

Особая роль в процессе распространения концепции логистики принадлежит транспорту. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов: интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки JIT и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т.д. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности.

Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Что значит интеграция

Итак, это понятие происходит от латинского слова «integratio», которое в переводе на русский означает «вставка», «соединение» (противоположным по смыслу является «дифференциация», то есть, расчленение, разделение на фрагменты). Думаю, это уже шаг к пониманию его сути.

Интеграция — это объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.

Интегрировать — соединять, объединять, переплетать, спаивать, вставлять, внедрять.

Таким образом, на основании выше сказанного логично сделать вывод, что процесс интеграции может происходить в двух вариациях, которые можно представить на простейших примерах:

  1. Сборка пазлов, где из отдельных равнозначных элементов составляется целая картинка. Тут каждая из частей одинаково важна для монолитности общей конструкции.
  2. Пресловутая «вишенка на торте», которая интегрируется в уже готовый шедевр. Она сильно не влияет на вид и вкус композиции, однако, придает ей известный шарм и эксклюзивность.

Наверное, весьма наглядным примером мы вправе считать интеграцию Белоруссии и России, которая пока еще до конца не завершена. Ее итогом теоретически может стать любой из двух выше означенных вариантов: либо страны сформируют политический и экономический союз (произойдет их слияние с образованием нового субъекта в виде Союзного государства) в целях взаимовыгодного сотрудничества, либо Беларусь вольется в состав Российской Федерации.

На современном этапе наиболее реальным видится первый вариант интеграции с возникновением Союзного государства. Но при иных условиях и в рамках другой эпохи развития человечества более вероятным мог бы быть второй вариант (как это было во время образования Советского Союза, когда происходило поэтапное присоединение республик). Все зависит от политической и экономической конъюнктуры (проще говоря, обстановки), сложившейся на конкретный момент.

Экономическая интеграция

Естественно, интеграционные процессы в каждой из областей обладают своими особенностями. Объектами международной экономической интеграции становятся страны, объединенные в союз, который предполагает взаимовыгодное сотрудничество в нескольких сферах или в какой-то одной конкретной. Вот примеры таких сообществ в разных частях света:

  • Евросоюз (ЕС), включающий несколько стран Европы. Тут создана общая экономическая система, а также в пределах некоторых государств действует единая валюта;
  • Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), куда входят США, Мексика и Канада. В границах этих государств создаются свободные торговые зоны;
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум, образованный для повышения экономического роста и укрепления связей между странами данного региона.

Существует несколько форм интеграционных объединений в международном масштабе (по мере усиления интеграции):

  1. Преференциальная зона — в торговле между государствами, входящими в это объединение, отменены или уменьшены таможенные пошлины на те или иные ввозимые товары.
  2. Зона свободной торговли — это следующая ступень интеграции, усиленная по сравнению с преференциальными отношениями. Здесь в пределах стран-участниц происходит отмена всех таможенных пошлин и налогов, а также устраняются все лимиты в торговле между ними. При этом за каждым находящимся в этой зоне государством закрепляется право устанавливать собственные правила торговли в отношении третьих стран.
  3. Таможенный союз — не только отменяются все ограничения в торговле между входящими в данное объединение членами, но и происходит создание единой таможенной территории. При этом предусмотрено создание специальных органов, координирующих все связи.
  4. Общий рынок — ступень интеграции, при которой обеспечивается свободное перемещение всех товаров и услуг, а также производственных факторов в виде ресурсов труда и капитала.
  5. Экономический союз — полная унификация экономической политики в рамках созданного сообщества, которая заключается во взаимопроникновении национальных производственных процессов, оптимизации тарифов и появлении единой финансовой и социальной политики.
  6. Экономический и валютный союз — максимальная степень международной интеграции, которая помимо выше названных пунктов включает еще и межгосударственное соглашение о взаимозаменяемости валют при внутренних расчетах.

Если мы перейдем от общего к частному, то в рамках одного государства также возможно сближение в экономическом пространстве разных регионов, целых отраслей и предприятий. Если брать в расчет предприятия как составляющие экономики, то здесь есть свои нюансы, один из которых заключается в том, что существует три вида их интеграции:

1. Горизонтальный. Слияние приблизительно равных по значению компаний, которые выпускают однотипную продукцию или оказывают сходные услуги. Целью подобного действа является расширение производства, увеличение сферы влияния и доли рынка.

2. Вертикальный. Этот метод используется при объединении предприятий, специализирующихся на сферах деятельности, каждая из которых жизненно необходима для изготовления и реализации конечного продукта. Примером может служить любая крупная топливная корпорация, в которой задействованы несколько компаний (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, транспортная и т.д.). Таким образом достигается сокращение разного рода издержек.

3. Диагональный. В соответствии с данным методом в создаваемый консорциум интегрируются предприятия из различных сфер деятельности, что позволяет достичь диверсификации (вложения средств в несколько проектов) с целью снижения рисков и оптимизации прибыли. Примером может быть любая крупная кампания, предлагающая не связанные между собой товары и услуги (скажем, страхование, выпуск и реализация бытовой техники, продажа спортинвентаря).

В экономике и бизнесе важной частью является системная интеграция, которая обеспечивает автоматизацию и объединение технологических и бизнес-процессов предприятий, что позволяет усилить эффективность их деятельности. Реализуют данную услугу обычно специализированные IT-компании (системные интеграторы), обладающие нужными ресурсами, заказчиками которых являются представители крупного и среднего бизнеса, а также государственные корпорации.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *