Факторный анализ можно определить как анализ влияния на финансовый результат ряда внешних и внутренних факторов с установлением количественной степени влияния каждого из них (рис. 4).
Внешние факторы оказывают влияние на величину прибыли до налогообложения, а внутренние — на величину валовой прибыли.
Факторный анализ представляет собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Факторный анализ состоит из следующих этапов:
Отбор факторов, их классификация и систематизация факторов.
2. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями.
Рис. 4. Влияние внешних и внутренних факторов на финансовый результат предприятия
3. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
4. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).
Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.
При проведении факторного анализа прибыли используются данные отчета о прибылях и убытках, в котором расходы выделялись по направлениям деятельности предприятия, в том числе расходы по себестоимости; коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы. При статистическом изучении показателей прибыли и рентабельности определяется влияние отдельных факторов на их изменение по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:
— изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;
— изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого
вида;
— увеличением или уменьшением объема реализованных товаров и услуг;
— изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.
Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчи
тать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода
В табл. 1 приведен пример такого пересчета.
Таблица 1
Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг
Показатель | За предыдущий период | Фактически по ценам и себестоимости преды
дущего периода |
Фактически за отчетный период |
Выручка от реализации товаров и услуг в фактических отпускных ценах предприятия, тыс.руб. | 6604 | 7534 | 13506 |
Полная себестоимость продукции, тыс.руб. | 5080 | 4364 | 9910 |
Прибыль, тыс.руб. | 1524 | 3170 | 3596 |
Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг за фактический период (П1) по сравнению с предыдущим периодом (П0) увеличилась на 2072 тыс. руб.:
= 3596 — 1524 = 2072 (тыс. руб.)
Ключевая задача анализа — оценить влияние на этот результат каждого из четырех вышеперечисленных факторов.
1. Влияние изменения цен (jE ■’Р.>) определить, сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах с вы-
ручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:
Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализованную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс. руб. прибыли.
2. Влияние изменения себестоимости ■ JiГ\7 \ • определить, сопоставляя
фактические затраты на реализованную продукцию и услуги c ус
ловными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:
V S 1 \J ^LUtV. J \J.
то есть увеличение себестоимости на 5546 тыс. руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.
3. Для определения влияния такого фактора, как изменение объема
реализации продукции и услуг вычислить индекс физического
объема реализации (Л.):
то есть объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следовательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропорции. Расчет выполнен по следующей формуле:
4. Определяя влияние изменения структуры реализованной продукции и услуг на изменение прибыли, следует рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне
предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содержаться (1524:6604) 0,2307692 тыс. руб. прибыли; при фактическом ассортименте это соотношение составило 3170:7534=0,4207592 тыс. руб., то есть на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема в реализации в ценах предыдущего периода, получается следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:
= (0,4207592 — 0,2307692) х 7534 = (+0,18999) х 7534 1431 тыс. руб.
Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет (тыс. руб.):
Как видно, сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции и роста цен, а общее изменение прибыли составило + 2072 тыс. руб.
Факторный анализ рентабельности.
В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фондоотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).
Для выявления влияния указанных факторов преобразовать формулу расчета рентабельности производства:
разделив и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:
где Rnp — рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1 руб. реализованной продукции;
h — фондоемкость, которую можно получить как ;
H — уровень фондоотдачи;
Кз — коэффициент закрепления, который может быть рассчитан и как ;
К
К — коэффициент оборачиваемости.
Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности производства, осуществляется в динамике (в сравнении с данными за предыдущие годы). Для оценки влияния названных факторов следует выполнить следующие расчеты. Сначала определить общее изменение рентабельности производства
Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение
рентабельности производства:
Предлагается рассмотреть изложенную методику анализа на конкретном примере (табл. 2).
Таблица 2
Рентабельность производства и определяющие ее факторы по предприятию за год
Уровень рентабельности производства за отчетный год повысился на 0,84 коп.:
Влияние отдельных факторов было следующим.
1. Увеличение рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) привело к росту уровня рентабельности производства на 0,31 коп. на каждый рубль использованных ресурсов:
Таково общее изменение рентабельности производства по сравнению с данными за предыдущий год (12,93 — 12,09 = 0,84 коп.)
Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и себестоимости. Влияние этих факторов предлагается рассмотреть на сле
дующем примере (табл. 3).
Таблица 3
Влияние факторов на рентабельность изделий
Рентабельность изделия увеличилась на 1,1 процентного пункта. На это изменение оказало влияние повышение цены и удорожание себестоимости. Чтобы определить влияние каждого фактора, необходимо провести следующие расчеты:
Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило:
9,8 + (- 8,7) = +1,1 %.
Рентабельность продукции необходимо анализировать в динамике за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов .
Интегральный финансовый анализ позволяет получить наиболее углубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.
В финансовом анализе часто применяется факторный анализ рентабельности использования собственного капитала (формула Дюпона).
При таком анализе рентабельность собственного капитала (ROE) раскладывается на три множителя (фактора):
— операционную эффективность (рентабельность продаж по чистой прибыли);
— эффективность использования всех активов (оборачиваемость активов);
— кредитное плечо, соотношение всех активов и собственного капитала (финансовый леверидж).
Показатель впервые был использован корпорацией «DuPont» в 20-х годах прошлого века, откуда и пошло его название.
Расчет ключевого показателя эффективности деятельности — рентабельности собственного капитала (ROE) осуществляется по следующей формуле Дюпона:
В случаях, когда у организации неудовлетворительная рентабельность собственного капитала, формула Дюпона помогает выявить, какой из факторов привел к такому результату.
В целом, факторный анализ не ограничивается анализом прибыли или рентабельности. Практически любой финансовый показатель можно разложить на ряд факторов и проанализировать влияние каждого из них (например, с использование метода цепных подстановок).
Вертикальный анализ – это метод диагностики финансового состояния организации и оценка динамики изменения структуры. Цель и суть вертикального анализа финансовой отчетности является анализ изменения структуры финансовых показателей за рассматриваемый период. Данный анализ применяется для оценки структуры бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. В статье рассмотрим как осуществляется вертикальный анализ баланса и отчета о финансовых результатах на примере предприятия ПАО «КАМАЗ”.
Направления проведения вертикального анализа бухгалтерского баланса организации несет следующие:
- Оценка структурного изменения активов / пассивов компании.
- Расчет изменения доли заемного капитала организации.
- Определение состава оборотного и внеоборотного капитала.
- Сравнение между собой структуры капитала различных компаний или компаний различной отрасли.
Вертикальный анализ может применяться не только для бухгалтерского баланса, а также для отчета о финансовых результатах (форма №2) при определении структуры доходов и расходов. Например, для диагностики структуры выручки или прибыли от продаж и т.д. Вертикальный анализ аналогично может использоваться для отчета об изменениях капитала (форма №3) и отчете о движении денежных средств (форма №4), но, как правило, вертикальный анализ ограничивается для баланса и отчета о финансовых результатах.
![]() |
★ Горизонтальный и вертикальный анализ баланса в Excel за 5 минут (проведение горизонтального и вертикального анализа по балансу) куплено > 200 excel листов с формулами, расчетами и графиками |
Для чего нужен анализ отчета о результатах
Отчет о финансовом результате отражает статистические данные о доходах и расходах компании. Именно поэтому раньше он назывался отчетом о прибылях и убытках. Отчет представляет собой таблицу, предусматривающую наименование показателя (например, «Выручка», «Прочие расходы» и т.д.) и периоды, за которые отражаются данные. Информация в отчете может быть показана за 3 месяца, полгода, 9 месяцев и год. Причем данные приводятся в сравнении за два года — текущий и предыдущий.
Отчет является содержательным документом для исследования. Анализ отчета о финансовых результатах дает возможность выявить ключевые показатели, по которым можно судить о жизнеспособности организации, результативности ее функционирования. Сведения из отчета необходимы как для внутреннего использования, так и для сторонних организаций и государственных органов: налоговых инспекций, банков, инвесторов и др.
Пример вертикального анализа баланса для ПАО КАМАЗ в Excel
Рассмотрим пример вертикального анализа бухгалтерского баланса для компании ПАО «КАМАЗ». Для этого необходимо скачать баланс с официального сайта компании или по ссылке → Скачать бухгалтерский баланса ПАО «КАМАЗ» в PDF.
Проведем вертикальный анализ внеоборотных активов, для этого необходимо оценить какую часть / долю занимают ее составные части.
Доля нематериальных активов (F9) =C9/$C$18
Доля результатов исследований и разработок (F10) = C10/$C$18
Доля основных средств (F13) = C13/$C$18
Доля доходных вложений в материальные ценности (F14) = C14/$C$18
Доля финансовых вложений (F15) = C15/$C$18
Доля отложенных налоговых активов (F16) = C16/$C$18
Доля прочих внеоборотных активов (F17) = C17/$C$18
Можно заметить, что сумма всех частей дадут 100%. На рисунке ниже представлен пример проведения вертикального анализа внеоборотных активов в бухгалтерском балансе ⇓.
На следующем этапе можно выделить максимальные и минимальные доли в формировании внеоборотных активов на 2014 год.
Максимальную долю в формировании внеоборотных активов (66,3%) занимает основные средства, минимальная доля у результатов исследований и разработок (0,4%). Для отражения динамики изменения структуры необходимо построить диаграмму областей ⇓.
Можно отметить, что к 2016 году наблюдается снижение доли основных средств (ОС) с 66,3% до 36,1% и увеличение доли финансовых вложений с 7% до 43%. Снижение доли ОС может свидетельствовать о снижении вложений предприятия в производство и развитие долгосрочного потенциала. К основным средствам относят: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инструмент и инвентарь.