ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Факторный анализ можно определить как анализ влияния на финансо­вый результат ряда внешних и внутренних факторов с установлением ко­личественной степени влияния каждого из них (рис. 4).

Внешние факторы оказывают влияние на величину прибыли до нало­гообложения, а внутренние — на величину валовой прибыли.

Факторный анализ представляет собой методику комплексного и сис­темного изучения и измерения воздействия факторов на величину резуль­тативного показателя. Факторный анализ состоит из следующих этапов:

Отбор факторов, их классификация и систематизация факторов.

2. Моделирование взаимосвязей между результативными и факторны­ми показателями.

Рис. 4. Влияние внешних и внутренних факторов на финансовый результат предприятия

3. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

4. Практическое использование факторной модели (подсчет резервов прироста результативного показателя).

Факторный анализ прибыли от реализации товаров и услуг.

При проведении факторного анализа прибыли используются данные отчета о прибылях и убытках, в котором расходы выделялись по направле­ниям деятельности предприятия, в том числе расходы по себестоимости; коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные и чрез­вычайные расходы. При статистическом изучении показателей прибыли и рентабельности определяется влияние отдельных факторов на их измене­ние по сравнению с плановыми расчетами или базисным периодом. Это изменение может быть обусловлено:

— изменением уровней фактически действовавших отпускных цен на товары и услуги;

— изменением фактической себестоимости единицы продукции каждого

вида;

— увеличением или уменьшением объема реализованных товаров и услуг;

— изменением структуры (состава) реализованных товаров и услуг.

Для выявления степени влияния этих факторов необходимо пересчи­

тать выручку от реализации товаров и услуг отчетного периода по ценам базисного периода и себестоимость фактически реализованных товаров и услуг в отчетном периоде по себестоимости также базисного периода

В табл. 1 приведен пример такого пересчета.

Таблица 1

Факторы, влияющие на прибыль от реализации товаров и услуг

Показатель За преды­дущий пе­риод Фактически по ценам и себе­стоимости преды­

дущего периода

Фактически за отчетный период
Выручка от реализации то­варов и услуг в фактиче­ских отпускных ценах предприятия, тыс.руб. 6604 7534 13506
Полная себестоимость про­дукции, тыс.руб. 5080 4364 9910
Прибыль, тыс.руб. 1524 3170 3596

Из данных таблицы видно, что прибыль от реализации товаров и услуг за фактический период (П1) по сравнению с предыдущим периодом (П0) увеличилась на 2072 тыс. руб.:

= 3596 — 1524 = 2072 (тыс. руб.)

Ключевая задача анализа — оценить влияние на этот результат каждого из четырех вышеперечисленных факторов.

1. Влияние изменения цен (jE ■’Р.>) определить, сопоставляя выручку от фактической реализации товаров и услуг в текущих ценах с вы-

ручкой от фактической реализации товаров и услуг в ценах предыдущего периода:

Следовательно, в результате повышения цен (тарифов) на реализован­ную продукцию предприятие получило дополнительно 5972 тыс. руб. при­были.

2. Влияние изменения себестоимости ■ JiГ\7 \ • определить, сопоставляя

фактические затраты на реализованную продукцию и услуги c ус­

ловными затратами на ту же продукцию по себестоимости предыдущего периода:

V S 1 \J ^LUtV. J \J.

то есть увеличение себестоимости на 5546 тыс. руб. привело к снижению прибыли по предприятию в том же размере.

3. Для определения влияния такого фактора, как изменение объема

реализации продукции и услуг вычислить индекс физического

объема реализации (Л.):

то есть объем реализованной продукции и услуг вырос на 14,08%. Следо­вательно, и прибыль за счет этого фактора увеличилась в той же пропор­ции. Расчет выполнен по следующей формуле:

4. Определяя влияние изменения структуры реализованной продукции и услуг на изменение прибыли, следует рассуждать следующим образом. При сохранении ассортимента реализованной продукции и услуг на уровне

предыдущего периода в каждой тысяче рублей реализации должно содер­жаться (1524:6604) 0,2307692 тыс. руб. прибыли; при фактическом ассор­тименте это соотношение составило 3170:7534=0,4207592 тыс. руб., то есть на 0,18999 тыс. руб. больше. Исходя из фактического объема в реализации в ценах предыдущего периода, получается следующее влияние изменения ассортимента на сумму прибыли:

= (0,4207592 — 0,2307692) х 7534 = (+0,18999) х 7534 1431 тыс. руб.

Влияние всех рассмотренных факторов на изменение общей суммы прибыли от реализации товаров и услуг составляет (тыс. руб.):

Как видно, сумма прибыли увеличилась главным образом вследствие изменения объема и ассортимента реализованной продукции и роста цен, а общее изменение прибыли составило + 2072 тыс. руб.

Факторный анализ рентабельности.

В число факторов, влияющих на рентабельность производства, входят рентабельность реализованной продукции, фондоемкость продукции (фон­доотдача), коэффициент закрепления оборотных средств (оборачиваемость оборотных средств).

Для выявления влияния указанных факторов преобразовать формулу расчета рентабельности производства:

разделив и числитель, и знаменатель на сумму выручки от реализации продукции:

где Rnp — рентабельность реализованной продукции, или доля прибыли на 1 руб. реализованной продукции;

h — фондоемкость, которую можно получить как ;

H — уровень фондоотдачи;

Кз — коэффициент закрепления, который может быть рассчитан и как ;

К

К — коэффициент оборачиваемости.

Изучение факторов, влияющих на показатель рентабельности произ­водства, осуществляется в динамике (в сравнении с данными за предыду­щие годы). Для оценки влияния названных факторов следует выполнить следующие расчеты. Сначала определить общее изменение рентабельности производства

Суммарная величина влияния трех факторов даст общее изменение

рентабельности производства:

Предлагается рассмотреть изложенную методику анализа на конкрет­ном примере (табл. 2).

Таблица 2

Рентабельность производства и определяющие ее факторы по предприятию за год

Уровень рентабельности производства за отчетный год повысился на 0,84 коп.:

Влияние отдельных факторов было следующим.

1. Увеличение рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) привело к росту уровня рентабельности производства на 0,31 коп. на каж­дый рубль использованных ресурсов:

Таково общее изменение рентабельности производства по сравнению с данными за предыдущий год (12,93 — 12,09 = 0,84 коп.)

Рентабельность отдельных изделий зависит от их рыночных цен и се­бестоимости. Влияние этих факторов предлагается рассмотреть на сле­

дующем примере (табл. 3).

Таблица 3

Влияние факторов на рентабельность изделий

Рентабельность изделия увеличилась на 1,1 процентного пункта. На это изменение оказало влияние повышение цены и удорожание себестои­мости. Чтобы определить влияние каждого фактора, необходимо провести следующие расчеты:

Общее изменение рентабельности по обоим факторам составило:

9,8 + (- 8,7) = +1,1 %.

Рентабельность продукции необходимо анализировать в динамике за ряд лет, выявляя влияние соответствующих факторов .

Интегральный финансовый анализ позволяет получить наиболее уг­лубленную (многофакторную) оценку условий формирования отдельных агрегированных финансовых показателей.

В финансовом анализе часто применяется факторный анализ рента­бельности использования собственного капитала (формула Дюпона).

При таком анализе рентабельность собственного капитала (ROE) рас­кладывается на три множителя (фактора):

— операционную эффективность (рентабельность продаж по чистой прибыли);

— эффективность использования всех активов (оборачиваемость акти­вов);

— кредитное плечо, соотношение всех активов и собственного капитала (финансовый леверидж).

Показатель впервые был использован корпорацией «DuPont» в 20-х го­дах прошлого века, откуда и пошло его название.

Расчет ключевого показателя эффективности деятельности — рента­бельности собственного капитала (ROE) осуществляется по следующей формуле Дюпона:

В случаях, когда у организации неудовлетворительная рентабельность собственного капитала, формула Дюпона помогает выявить, какой из фак­торов привел к такому результату.

В целом, факторный анализ не ограничивается анализом прибыли или рентабельности. Практически любой финансовый показатель можно раз­ложить на ряд факторов и проанализировать влияние каждого из них (на­пример, с использование метода цепных подстановок).

Вертикальный анализ – это метод диагностики финансового состояния организации и оценка динамики изменения структуры. Цель и суть вертикального анализа финансовой отчетности является анализ изменения структуры финансовых показателей за рассматриваемый период. Данный анализ применяется для оценки структуры бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств. В статье рассмотрим как осуществляется вертикальный анализ баланса и отчета о финансовых результатах на примере предприятия ПАО «КАМАЗ”.

Направления проведения вертикального анализа бухгалтерского баланса организации несет следующие:

  • Оценка структурного изменения активов / пассивов компании.
  • Расчет изменения доли заемного капитала организации.
  • Определение состава оборотного и внеоборотного капитала.
  • Сравнение между собой структуры капитала различных компаний или компаний различной отрасли.

Вертикальный анализ может применяться не только для бухгалтерского баланса, а также для отчета о финансовых результатах (форма №2) при определении структуры доходов и расходов. Например, для диагностики структуры выручки или прибыли от продаж и т.д. Вертикальный анализ аналогично может использоваться для отчета об изменениях капитала (форма №3) и отчете о движении денежных средств (форма №4), но, как правило, вертикальный анализ ограничивается для баланса и отчета о финансовых результатах.

★ Горизонтальный и вертикальный анализ баланса в Excel за 5 минут
(проведение горизонтального и вертикального анализа по балансу)
куплено > 200 excel листов с формулами, расчетами и графиками

Для чего нужен анализ отчета о результатах

Отчет о финансовом результате отражает статистические данные о доходах и расходах компании. Именно поэтому раньше он назывался отчетом о прибылях и убытках. Отчет представляет собой таблицу, предусматривающую наименование показателя (например, «Выручка», «Прочие расходы» и т.д.) и периоды, за которые отражаются данные. Информация в отчете может быть показана за 3 месяца, полгода, 9 месяцев и год. Причем данные приводятся в сравнении за два года — текущий и предыдущий.

Отчет является содержательным документом для исследования. Анализ отчета о финансовых результатах дает возможность выявить ключевые показатели, по которым можно судить о жизнеспособности организации, результативности ее функционирования. Сведения из отчета необходимы как для внутреннего использования, так и для сторонних организаций и государственных органов: налоговых инспекций, банков, инвесторов и др.

Пример вертикального анализа баланса для ПАО КАМАЗ в Excel

Рассмотрим пример вертикального анализа бухгалтерского баланса для компании ПАО «КАМАЗ». Для этого необходимо скачать баланс с официального сайта компании или по ссылке → Скачать бухгалтерский баланса ПАО «КАМАЗ» в PDF.

Проведем вертикальный анализ внеоборотных активов, для этого необходимо оценить какую часть / долю занимают ее составные части.

Доля нематериальных активов (F9) =C9/$C$18

Доля результатов исследований и разработок (F10) = C10/$C$18

Доля основных средств (F13) = C13/$C$18

Доля доходных вложений в материальные ценности (F14) = C14/$C$18

Доля финансовых вложений (F15) = C15/$C$18

Доля отложенных налоговых активов (F16) = C16/$C$18

Доля прочих внеоборотных активов (F17) = C17/$C$18

Можно заметить, что сумма всех частей дадут 100%. На рисунке ниже представлен пример проведения вертикального анализа внеоборотных активов в бухгалтерском балансе ⇓.

На следующем этапе можно выделить максимальные и минимальные доли в формировании внеоборотных активов на 2014 год.

Максимальную долю в формировании внеоборотных активов (66,3%) занимает основные средства, минимальная доля у результатов исследований и разработок (0,4%). Для отражения динамики изменения структуры необходимо построить диаграмму областей ⇓.

Можно отметить, что к 2016 году наблюдается снижение доли основных средств (ОС) с 66,3% до 36,1% и увеличение доли финансовых вложений с 7% до 43%. Снижение доли ОС может свидетельствовать о снижении вложений предприятия в производство и развитие долгосрочного потенциала. К основным средствам относят: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инструмент и инвентарь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *