Единая государственная система экологического мониторинга ( ЕГСЭМ )

Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ) функционирует и развивается с целью информационного обеспечения управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития страны и ее регионов, ведения государственного фонда данных о состоянии окружающей среды и экосистем, природных ресурсах, источниках антропогенного воздействия.

Основными задачами ЕГСЭМ являются:

  • • проведение с определенным пространственным и временным разрешением наблюдений за изменением состояния окружающей природной среды и экосистемами, источниками антропогенных воздействий;
  • • проведение оценок состояния окружающей среды, экосистем территории страны, источников антропогенного воздействия;
  • • прогнозирование состояния окружающей среды, экологической обстановки на территории России и ее регионов, уровней антропогенного воздействия при различных условиях размещения производительных сил, социальных и экономических сценариях развития страны и ее регионов.

В соответствии с основными задачами в ЕГСЭМ осуществляется мониторинг состояния природных сред, экосистем, природных ресурсов и источников антропогенного воздействия, а также информационное обеспечение решения экологических проблем. Эти работы выполняются в рамках ЕГСЭМ на базе единых научно-методических и метрологических подходов.

Единая государственная система экологического мониторинга создается на основе территориально-ведомственного принципа построения, предусматривающего максимальное использование возможностей существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем. В ЕГСЭМ выделяются базовые и специализированные подсистемы мониторинга и подсистемы обеспечения функционирования системы в целом.

Базовые подсистемы создаются на основе служб наблюдения состояния природных сред и природных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг:

  • • состояния атмосферы;
  • • водных объектов (поверхностных вод, суши, морской среды, водной среды, водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод, подземных вод);
  • • недр (геологической среды), опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов;
  • • земель, почвенного покрова;
  • • наземной флоры и фауны (кроме лесов);
  • • лесов;
  • • фонового состояния окружающей природной среды;
  • • источников антропогенного воздействия.

Специализированные подсистемы функционируют на базе

служб наблюдений федеральных органов исполнительной власти и осуществляют мониторинг:

  • • промышленной безопасности;
  • • рыб, других водных животных и растений;
  • • воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения (в рамках системы социально-гигиенического мониторинга);
  • • околоземного космического пространства;
  • • военных объектов.

К специализированным подсистемам относится отраслевая система мониторинга окружающей среды Министерства сельского хозяйства РФ.

Руководство подсистемами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с распределением функций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.93 № 1229 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга».

Функционирование подсистем осуществляется на основании положений о подсистемах ЕГСЭМ, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими деятельность этих подсистем, по согласованию с Минприроды России (Росприроднадзор).

В ЕГСЭМ образуются специализированные ведомственные подсистемы, связанные с мониторингом источников антропогенного воздействия предприятий различных отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.

В ЕГСЭМ функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:

  • • топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых, электронных карт и гео- информационных систем;
  • • электронные системы передачи данных.

В ЕГСЭМ могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи. Единая государственная система экологического мониторинга функционирует и развивается во взаимодействии с Российской системой по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) и обеспечивает РСЧС всей необходимой информацией в согласованной форме и в согласованные сроки. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций федерального и регионального масштабов ЕГСЭМ функционирует как подсистема РСЧС. Единая государственная система экологического мониторинга функционирует на четырех основных уровнях: федеральном, региональном (бассейновом), субъектов Федерации (далее именуется территориальный уровень), локальном.

Территориальные системы экологического мониторинга организуются в субъектах Федерации и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, территориальные подсистемы формируются на основе базовых и специализированных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня.

На территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, которые организуются предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъектов Федерации.

Территориальные подсистемы ЕГСЭМ формируются в субъектах Федерации по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными территориальными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть мониторинга объектов в интересах данного субъекта Федерации. Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых и специализированных подсистем на данной территории, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе.

Данные для обеспечения информационных систем федерального (регионального) уровня передаются в соответствующие федеральные (региональные) центры указанных подсистем.

Обобщение информации, получаемой территориальными центрами базовых и специальных подсистем, осуществляется по дайной территории в информационно-аналитических центрах территориальных органов Минприроды России по согласованию с территориальными (региональными) подразделениями федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ.

Для оценки антропогенного воздействия объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг), осуществляющие свое функционирование в рамках соответствующих базовых и специализированных подсистем ЕГСЭМ.

Решение о необходимости указанных систем мониторинга на предприятии принимается органами, выдающими лицензии на природопользование и проведение мониторинга состояния окружающей среды.

Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной деятельности, который обеспечивает их регламентное функционирование.

Региональный уровень ЕГСЭМ может быть образован для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер, с определением территориальных подсистем ЕГСЭМ, участвующих в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:

  • • необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их границы не совпадают с границами субъектов Федерации;
  • • сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств;
  • • целесообразностью создания мощных региональных функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Федерации.

На федеральном уровне ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:

  • • обобщение информации, получаемой па территориальном или региональном уровнях;
  • • обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;
  • • информационное обеспечение управления в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами исполнительной и представительной власти;
  • • информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;
  • • обеспечение функционирования подсистем экологического мониторинга, имеющих федеральное значение, а также специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней;
  • • обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе глобальных, системах экологического мониторинга.

Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев базовых и специализированных подсистем мониторинга территориального уровня, а также федеральных центров специализированных подсистем, не имеющих территориального уровня, осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах соответствующих подсистем ЕГСЭМ, функционирующих на единой организационной, методической и информационной основе. Федеральный информационно-аналитический центр Минприроды России осуществляет сводный анализ информации, передаваемой из информационно-управляющих центров соответствующих подсистем ЕГСЭМ федерального и территориального уровней в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими функционирование ЕГСЭМ, и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Обмен данными между информационными центрами подсистем ЕГСЭМ осуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга, полученным за счет бюджетных средств.

Экологический мониторинг– информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

Основные целиэкологического мониторингасостоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

• оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

• создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

• наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

• наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

• наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

• оценка фактического состояния природной среды;

• прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозирующего состояния природной среды.

Экологические мониторинги окружающей среды могут разрабатываться на уровне промышленного объекта, города, района, области, края, республики в составе федерации.

При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

• источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную среду – выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких загрязняющих и опасных веществ и т.д.;

• переносы загрязняющих веществ – процессы атмосферного переноса; процессы переноса и миграции в водной среде;

• процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих веществ – миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов; биохимический круговорот и т.д.;

• данные о состоянии антропогенных источников эмиссии – мощность источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия поступления эмиссии в окружающую среду.

Глобальная система мониторинга окружающей среды — это сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества (основные положения и цели программы были сформулированы в 1974 году на Первом межправительственном совещании по мониторингу). Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

• импактном (изучение сильных воздействий локальном масштабе – И);

• региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона – Р);

• фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность – Ф).

При выборе загрязняющих веществ для наблюдений определяют их приоритетность в зависимости от среды наблюдения (прил. 2).

В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.

1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т.д.), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

5. Урбанизированная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т.д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.

Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип организации – природно — экосистемный.

Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и экосистем, являются:

• оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и экосистем;

• выявление изменений природных условий в результате антропогенной деятельности на территории;

• исследование изменений экологического климата (многолетнего экологического состояния) территорий.

На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

Узнать детали

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *