Джованни Лоренцо Бернини – биография и интересные факты творчества


Бернини, Джованни Лоренцо
Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 1598-1680 гг.) — знаменитый итальянский архитектор, скульптор и художник, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении. Родился в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини в Неаполе. Учился у отца. В 1605 году семья переехала в Рим. Особое влияние на юношу оказала живопись болонской школы, а также скульптура поздней античности. Он быстро завоевал признание при папском дворе и в 1622 году получил почетный орден Христа, давший ему титул кавалера. Уже ранние скульптуры Бернини (Похищение Прозерпины, 1621–1622; Давид, 1623–1624; Аполлон и Дафна, 1624; все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета.
Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, в Галерее Боргезе, Рим) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д’Эсте (1650–1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Мастер оставил также целый ряд экспрессивных автопортретов в разном возрасте – скульптурных, живописных и графических (картина из Галереи Боргезе, ок. 1622; поздний бюст в петербургском Эрмитаже; и др.). Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников; именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово «карикатура» (caricatura). Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (портрет Людовика XIV).
Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 был назначен главным архитектором собора святого Петра. Он возвел под его куполом (в 1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия».
Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – Экстаз святой Терезы (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Позднее мастер вернулся к монументальным работам в соборе святого Петра, создав здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. 1674) – с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре. В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Образ Святой Крови (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови, излившейся из ран Спасителя.

По эскизам Бернини (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-«живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – «Тритона» на площади Барберини (1642–1643) и «Четырех рек» на площади Навона (1648–1651); «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира; церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле.
Приглашенный в 1665 году в Париж, Бернини выполнил проекты нового фасада Лувра, а позднее (в 1671–1677) – памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Тем не менее, идея данного памятника (осуществленного лишь в сравнительно скромном варианте, установленном в парке Версаля) явилась ключевым этапом в развитии барочного конного монумента.
Театральное, игровое начало, присущее творчеству Бернини в целом, нашло непосредственное выражение и в написанных им (с начала 1630-х годов) 40 комедиях, которые он ставил в виде домашних спектаклей (из них сохранилась лишь одна, Импрессарио). Мастер был также высокоодаренным художником и инженером сцены, придумавшим ряд механических устройств, производящих сложные зрелищные эффекты.
Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680.
Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство XVII-XVIII вв. Бернини был творцом нового светского стиля — барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве.
Скульптуры Джованни Лоренцо Бернини:
«Похищение Прозерпины» (1621—1622)
Когда смотришь на всю скульптуру, кажется что Прозерпина совсем крошечная в руках Плутона. Чуть ли не ребенок у него на плече.
А когда присматриваешься к деталям, все очень даже соразмерно. И по современным меркам довольно крупные бедра Прозерпины
кажутся удивительно изящными под руками Плутона. Руки, к слову, совершенно невозможно прекрасные. Казалось бы — похищение, довольно агрессивная композиция, бородатый по самые брови Плутон. А держит Прозерпину очень бережно.
Бережно-то бережно, но так, чтобы не убежала : )




«Аполлон и Дафна»
Одна из самых хрупких скульптур, олицетворяющих, как ни странно, страсть и целомудрие.
Среброкудрый Аполлон имел глупость задирать малыша Амура, шутливо подначивая, мол, зачем такому крохе стрелы. Сам Аполлон, если вы не знаете, стрелы мечет пуще того Леголаза. На что Амур ответил, что его стрелы так же не знают промаха. Апполлон не поверил ребенку и очень скоро получил стрелу . Пронзенный чувством, его взгляд пал на нимфу Дафну. И Аполлона понесло. И сам он стремглав ломанулся со всей своей божественной дурью дабы возлюбить прекрасную незнакомку. Дафна была мудрой нимфой и от полоумных богов привыкла спасаться бегством. Но убежать у нее не получилось. И вот когда Аполлон уже был готов настигнуть беглянку, Дафна взмолилась своей матери богине Гее и тут же превратилась в лавр. Раздосадованный Аполлон в сердцах сплел себе из ее листьев венок, который и носит непременно.




«Экстаз святой Терезы»
Алтарная композиция изображает Святую Терезу Авильскую. Это испанская монахиня, жившая в 17 веке.
Очень интересен сюжет скульптурной композиции, в основу которого был положен интересный опыт, который сама Тереза описала в письмах следующим образом:
«Слева подле себя я видела ангела в телесном облике…Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами…В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу.»
«Спящий гермафродит»
«Фавн» или «Пьяный сатир»
Мраморная статуя эллинистической эпохи, созданная неизвестным скульптором пергамской школы ок. 200 г. до н. э. и изображающая в натуральную величину фавна, заснувшего в довольно непристойной позе. Не исключено, что это римская копия высокого качества.
Статуя была обнаружена в 1620-е гг. в Риме, близ мавзолея Адриана (ныне замок Святого Ангела), и поступила в частное собрание папы Урбана VIII из семейства Барберини. Винкельман предположил, что эту статую, в числе прочих, свергли со стен мавзолея его защитники во время осады Рима готами в 537 г. (о таком своеобразном способе защиты упоминает историк Прокопий). Считается, что Адриан, вошедший в историю как поклонник Антиноя, питал слабость к гомоэротическому искусству.
Несмотря на всю свою выразительность, при поступлении в папское собрание статуя была сильно повреждена: не хватало правой ноги, некоторых фрагментов рук и головы. Недостающие части были восстановлены трудами нескольких поколений ваятелей XVII и XVIII вв. Экспрессивная поза сближает «Фавна» с барочными произведениями Караваджо и Бернини настолько, что долгое время считалось, что её восстановлением занимался именно Бернини. До 1799 г. статуя располагалась в римском палаццо Барберини, где поражала гостей Рима своей неслыханной непристойностью: ноги фавна кажутся нарочито раздвинутыми, чтобы взгляд зрителя устремлялся на гениталии. Возможно, этот эффект был усилен во время реставрации.
В 1799 году скульптор Винченцо Пацетти обратился к Люсьену Бонапарту с предложением приобрести у него статую. Барберини оспорили права Пацетти на распоряжение скульптурой и после шумного судебного процесса и запрета на вывоз статуи из Италии (за который горячо высказывался сам Канова) сами же продали «Фавна» баварскому принцу Людвигу, который, не дожидаясь его доставки в Мюнхен, поручил Лео фон Кленце выделить в строящейся глиптотеке особое помещение для его размещения. В 1827 г. «Фавн» и «Аполлон» из барбериниевской коллекции заняли почётное место в мюнхенской глиптотеке.

По всей Европе разбросаны многочисленные копии знаменитой статуи. Среди них выделяется своим высоким качеством луврская копия работы Бушардона (1726), в которой, в отличие от оригинала, присутствует левая рука. Большой каскад фонтанов в Петергофе украшает позолоченная копия «Пьяного сатира».
«Экстаз блаженной Людовики Альбертони»
Вакхическая сцена: «Дети дразнят Фавна»
«Эней, Анхиз и Асканий»
«Истина»
«Нептун и Тритон»
«Давид»
«Автопортрет в аду»

Архитектура Бернини

В 1655 году, со смертью Иннокентия X, в творческой судьбе Бернини вновь наступил поворотный момент. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». В стремлении преобразить облик Вечного города, новый понтифик вознамерился не только перестроить сеть римских дорог, но и украсить Рим новыми архитектурными формами. Толчком городской реорганизации послужил готовящийся визит в Рим королевы Кристины Швеции, отрекшейся от королевского престола у себя на родине, и возжелавшей принять католичество. В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве, и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Помимо этого, Бернини изменил фасад стоящей на одноименной площади базилике Санта Мария дель Пополо, придав ей барочные архитектурные формы.

Порта дель Пополо. Внешняя и внутренняя сторона ворот

Бернини вновь стал любимым художником папского двора и, фактически, величайшим архитектором, сумевшим реализовать практически все амбициозные проекты Александра VII. Как и при Урбане VIII, он обрел полное покровительство Папы, исполнив невероятно большое количество заказов понтифика. Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Сегодня это здание на Квиринальском холме, строительство которого окончательно было завершено лишь в 1733 году и известное как Palazzina del Fuga, используется под правительственные офисы и частные квартиры для президентов Итальянской республики. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).

Но наиболее масштабным проектом Бернини, реализованным при Александре VII, стала внушительная круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане, символизирующая собой объятия церкви, собирающей в своем лоне весь мир.

Круговая колоннада на площади перед Собором Святого Петра в Ватикане © Diliff / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Площадь Святого Петра в Ватикане

Помимо строительства колоннады, в апсиде главного нефа Ватиканского собора гениальный мастер возвел один из главных своих шедевров – скульптурную композицию Кафедры Святого Петра. Выполненная из позолоченной бронзы, внутри она содержит деревянный трон Святого Апостола – древнехристианскую реликвию, подаренную в 875г. папе Иоанну VIII первым королем западно-франкского королевства Карлом II Лысым.

Кафедра Святого Петра

Не менее известной работой Бернини этого периода стал обелиск Минервы (1667), установленный у базилики Санта Мария сопра Минерва, недалеко от Пантеона. Эту скульптуру маленького слоника с водруженной на его спину гранитной стелой, видели многие, но не все знают, почему она называется «Цыпленок Минервы» и какая история связана с ней. Узнать об этом можно в этой статье.

В свои зрелые годы Джан Лоренцо Бернини стал наиболее известным архитектором и скульптором в Европе. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. В 1664 году французский министр Жан-Батист Кольбер от имени Людовика XIV убедил Папу предоставить своего любимца королю с целью возглавить проект нового фасада королевского дворца Лувра, и 26 апреля 1665 года Бернини отправился в Париж. Однако расхождение во мнениях по ключевым архитектурным вопросам привело к определенной напряженности в рабочих отношениях между мастером и руководящей комиссией по реконструкции Лувра. По этой причине уже 20 октября Бернини вернулся в Рим, став лишь свидетелем закладки фундаментов, на которых так и не было ничего построено.

Последние годы жизни и творчества Бернини

Хотя архитектурные проекты, представленные в Париже, и были отвергнуты, шестимесячное пребывание Джан Лоренцо Бернини во Франции явилось переломным моментом во франко-итальянских культурных отношениях. Результатом этой поездки стали несколько работ мастера – он изваял портретный бюст короля Людовика XIV, представленный в Версальском дворце, и переделал конную статую Франко Жирардона «Марк Курций (в образе Людовика XIV), бросающийся в пропасть» (1669-1671), которая сегодня находится в Версальском парке дворца.

Марк Курций, бросающийся в пропасть © Public domain / Wikimedia Commons

Одним из последних масштабных проектов Бернини была работа над десятью статуями ангелов Страсти, которые впоследствии были помещены на разработанный им новый парапет моста Святого Ангела в Риме. Заказ, полученный от папы Климента IX в 1669 году, должен был превратить мост в путь созерцания для шествующих по нему христиан во время проведения церковных литургий Великого поста.

Мост Святого Ангела в Риме

Советуем прочитать:

Мост Святого Ангела в Риме

Среди наиболее известных работ Бернини последних лет – алтарь часовни Святого причастия (1673-1674) с двумя коленопреклоненными ангелами в базилике Святого Петра, бюст Габриэле Фонсека в церкви Сан Лоренцо в Лусине и, конечно же, «Экстаз Блаженной Людовики Альбертони» (1674) в базилике Сан Франческо а Рипа в Трастевере.

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони. Базилика Сан Франческо а Рипа © Public domain / Wikimedia Commons

Советуем прочитать:

Экстаз Блаженной Людовики Альбертони

В возрасте 80-ти лет, почти исчерпавший творческие силы, Бернини изваял великолепную скульптурную группу из разноцветного мрамора – надгробный памятник, посвященный своему другу и покровителю папе Александру VII, находящийся в Соборе Святого Петра в Ватикане. Последняя наиболее значимая работа Джан Лоренцо изображает Папу в окружении аллегорических фигур – Истины, Справедливости, Благоразумия и Милосердия. У ног молящегося понтифика с песочными часами в руке находится завернутый в мантию, выполненную из красного мрамора, скелет – символ смерти. Этот монументальный памятник, являющийся, по мнению многих искусствоведов, венцом погребального искусства, превзойти более не смог никто в мире.

Надгробный памятник Александру VII в Соборе Святого Петра в Ватикане © Mariordo (Mario Roberto Durán Ortiz) / Wikimedia Commons

В 1680 году здоровье Бернини значительно ухудшилось – у него отнялась правая рука. Тем не менее, он иронично говорил об этом, замечая что «рука отдыхает после стольких лет работы». Джан Лоренцо Бернини скончался 28 ноября 1680 года и был захоронен в базилике Санта Мария Маджоре.

Надгробная плита в базилике Санта Мария Маджоре © АВТОР

Надгробие человека, сотворившего Рим, украшает всего лишь скромная мраморная плита в полу, расположенная недалеко от главного алтаря. Многие, проходя мимо, ее даже не замечают…
Предлагаем Вашему вниманию посмотреть фильм, снятый итальянским телевидением, о жизни и творчестве Джованни Лоренцо Бернини.

Автор статьи: ©39rim.ru

Предыдущая статья

Рим в мае: погода, праздники, концерты

Следующая статья

Амфитеатр в Древнем Риме: история и значимость

Делимся опытом!

Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.

  • Найти Авиабилеты: Aviasales и Momondo
  • Искать отели: Booking и Hotellook
  • Экскурсии: Tripster или Tezeks
  • Билеты в музеи: Musement, GYG и Tiqets
  • Арендовать авто: Rentalcars и Discover Cars
  • Выбрать страховку: Cherehapa и Sravni
  • Шатлы из аэропорта: Terravision
  • Трансферы: Kiwitaxi.ru и Iway

Детство Джовани Бернини

Джованни родился в 1598 году и был шестым из тринадцати детей Анджелики Галанте и Пьетро Бернини. Детство Бернини прошло в Неаполе. Он начал лепить с раннего возраста, работая со своим отцом, успешным скульптором-маньеристом, который выполнял престижные заказы в Неаполе и в Риме.

Семья Бернини переехала в Рим в 1606 году, когда Папа пригласил Пьетро поработать над базиликой Санта Мария Маджоре. Первая скульптура Бернини — «Коза Амальтея с младенцем Юпитером и Фавном» была начата, когда Бернини было одиннадцать лет.

Джовани Бернини. Коза Амальтея с младенцем Юпитером и Фавном. 1606

Этот период оказал значительное влияние на художественную карьеру Бернини, поскольку работы для художников в то время в Риме было много — папы финансировали модернизацию и восстановление города.

Зрелый период

Первая зрелая работа Бернини — скульптура Святого Лаврентия, завершенная в 1617 году.

Джовани Бернини. Скульптура Святого Лаврентия. 1617

Она была описана как «акт благочестивой преданности» своему покровителю и продемонстрировала важность религии и тему преданности, к которой Бернини обращался постоянно. Он был глубоко религиозным католиком.

Проклятая душа (1619)

Этот бюст был создан в начале карьеры Бернини, когда художнику был двадцать один год. Кричащее лицо человека, черты искажены диким выражением ужаса или даже агонии.

Джовани Бернини. Проклятая душа.1619

Он создан вместе с бюстом «Блаженная душа», изображающем молодую красивую женщину, смотрящую с блаженной радостью. Вместе они сопоставляют двойственность человеческих эмоций, противоположных спектров между благословением и проклятием. Одна часть смотрит в ад, другая направляет взгляд в сторону Бога.

Джовани Бернини. Блаженная душа. 1619

Проклятая душа, как полагают некоторые, является автопортретом. Бернини смотрел в зеркало, и некоторые считают, что даже порезал руку, чтобы изобразить мучительное выражение лица. Созданные в начале карьеры, эти работы объединили многие элементы, которые будут присутствовать во всех будущих работах Бернини — религиозное спасение, сильные человеческие эмоции и технические навыки в чувственных изображениях человеческого тела.

Столь драматическое изображение плоти было новым в искусстве, в отличие от предыдущих маньеристских стилей, которые часто пытались воссоздать древние римские и греческие традиции. Бернини и другие художники в стиле барокко, такие как Караваджо и Рубенс, проложили путь к новому способу изображения человеческого тела с акцентом на чувственность.

Похищение сабинянок — мраморная скульптура флорентийского скульптора-маньериста Джама Болоньи. 1579

С 1618 по 1625 год художник плодотворно работал, создавая такие шедевры, как «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна». Наряду с этими масштабными скульптурами Бернини создавал портретные бюсты.

Похищение Прозерпины (1621-22)

Эта скульптура изображает историю из Метаморфоз Овидия, в которой Плутон влюбляется в богиню Прозерпину и похищает ее в подземный мир, в котором правит. Плутон изображен с царственной короной и скипетром, его охраняет трехглавая собака Цербер. Плутон хватает Прозерпину за талию и бедро, а она отталкивает его голову.

Джовани Бернини. Похищение Прозерпины. 1621-22

Доменико Бернини, сын Джовани, описал скульптуру как «удивительный контраст нежности и жестокости», который можно увидеть в деталях пальцев Плутона, сжимающих бедро Прозерпины. Необычайная иллюзия, поскольку твердый и холодный мрамор кажется мягким и деликатным.

Джовани говорил, что «белый мрамор должен принимать облик человека, он должен иметь цвет, дух и жизнь». Это и отличало его бюсты от более традиционных форм и прокладывало путь для нового стиля.

Давид (1623-24)

Скульптура Давида изображает библейский момент незадолго до того, как молодой человек бросил камень, поразивший гигантского Голиафа. Действие, которое сделает его царем. Его тело искривлено, а выражение лица выражает концентрацию и напряжение. Глаза устремлены на цель, а его тело напряжено, как пружина. Доспехи лежат у его ног согласно тексту Библии, в котором говорится, что Давид снял доспехи, чтобы они не сковывали движений.

Джовани Бернини. Давид. 1623-24

Дэвид был популярным персонажем изображений художников Ренессанса и скульпторов, таких как Донателло, Верроккьо и Микеланджело. Но скульптура Бернини в корне отличалась от уравновешенных, обращенных к зрителю традиционных форм. Кроме того, Бернини показывает не обычный момент после победы Давида над Голиафом, а напряженный решающий момент. Он показывает фигуру как часть более широкой истории, создавая иллюзию движения через позу и выражение лица. Кроме того, зрителю предлагается пройтись вокруг, рассматривая ее с разных сторон, чтобы в полной мере оценить каждую деталь.

Аполлон и Дафна (1622-25)

Скульптуру «Аполлон и Дафна» Бернини закончил в двадцать семь лет. Она также демонстрирует историю из Метаморфоз Овидия. Аполлон, Бог Света и Поэзии, пронзенный стрелой Амура, безумно влюбляется в речную нимфу Дафну. Однако Дафна предана богине Диане и обещала оставаться девственницей всю жизнь, поэтому, когда Аполлон преследует ее, она молит Богов о помощи.

Джовани Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-25

Эта скульптура показывает кульминацию истории, когда Боги помогают Дафне, и, чтобы избежать насилия Аполлона, превращают ее в лавровое дерево. Согласно истории, «оцепенение охватило ее тело, и тонкая кора закрыла ее нежную грудь, а волосы превратились в движущиеся листья».

Мастерству художника, выраженному в движении и драме между двумя существами, не было аналогов. Дафна изображена сзади из плоти и кожи, но только прогуливаясь вокруг скульптуры зритель может увидеть, что на ее волосах и вытянутой руке растут листья и корни. Это создает театральный эффект, момент интенсивного действия и эмоций, которые показывают умелое обращение Бернини с мрамором.

Джовани Бернини. Аполлон и Дафна. 1622-25

В 1629 году Бернини стал главным архитектором Fabric di San Pietro, учреждения, ответственного за поддержание базилики Святого Петра. Его связь с римским двором длилась в течение пятидесяти лет.

Джовани Бернини. Констанция Бонарелли. 1635

В процессе работы над бюстом Джовани завязал роман с моделью — женой своего помощника Костанцией Бонарелли. Бюст подчеркивал желание и близость между Костанцией и скульптором, которая в итоге закончилась скандалом. Когда Джовани узнал, что у Костанции был роман и с его братом Луиджи, то в ярости избил его до полусмерти, а затем приказал слуге порезать лицо Костанции.

Это был большой скандал, но благодаря дружеским отношениям с Папой художник не был наказан. Ему было приказано жениться, и в 1639 году он вступил в брак с Катериной Тезио. которая в итоге родила ему одиннадцать детей, Луиджи был изгнан из Рима, а Костанция осуждена за прелюбодеяние и заключена в тюрьму.

Экстаз Святой Терезы (1647-52)

Мы видим испанскую монахиню и мистическую святую Терезу из Авилы. Крылатый ангел держит копье, которым пронзил сердце Терезы, и выражение экстаза заливает ее лицо.
Экстаз, описанный в письме святой Терезы, восхищал зрителей, но возникли разногласия по поводу того, изображает ли скульптура сексуальный опыт. Скульптор изображает не только духовный экстаз, но и физический, который является результатом божественного вмешательства.

Джовани Бернини. Экстаз святой Терезы. 1651

Работу можно рассматривать как чрезмерно театральную, но Гомбрих утверждает, что художник преднамеренно отбросил традиции и изобразил момент обостренных эмоций, которые художники ранее не предпринимали. Это стало ключевой особенностью периода барокко, которая также присутствовала в работах Караваджо, Рубенса и Веласкеса.

Наследие Джованни Лоренцо Бернини

Джовани Бернини. Спящий Гермафродит. 1620

У Бернини были свои критики. Некоторые осуждали его расточительность. Ученые, такие как Иоганн Винкельман, считали, что искусство должно привлекать внимание, тогда как искусство художника чрезмерно привлекало чувства.

Первоначально, «барокко» считалось уничижительным термином в отношении театральной природы работ Бернини и других художников. Однако к концу XIX и началу XX веков искусствоведы начали переоценивать работы скульптора, положительно описывая движение барокко. Он оказал значительное влияние на будущих художников, его внимание к чувственности, плоти и человеческому телу проложило путь для многих новаторов. В частности, немецкие экспрессионисты находились под сильным влиянием Бернини и барокко. Современные художники, такие как Ян Гамильтон Финли и Джефф Кунс, также ссылаются на его работы. Его технические умения продолжают изучаться.

Настойчивое стремление найти красоту в наблюдении за природой, а не в изучении классических статуй или картин эпохи Возрождения, отличалось от традиционного подхода к искусству и сделало Бернини бесспорным отцом скульптуры барокко.

Главная История Рима Эпоха Возрождения Джованни Лоренцо Бернини – биография и интересные факты творчества Дата последнего обновления: 18.06.2020

Бернини: скульптуры, биография и творчество, архитектура в Риме и Ватикане

Его часто называют создателем барокко, хотя, наверное, сам великий мастер об этом даже не догадывался. Превознесенный как наследник Микеланджело и универсальный художник, Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) был одинаково виртуозен во многих сферах изобразительного искусства – скульптуре, живописи и архитектуре. И хотя сам Бернини считал, что всего лишь следит за ходом мысли и творчеством классических мастеров, тем не менее, его произведения стали новой вехой в истории и имели далеко идущие последствия.

Несмотря на то, что даже при ближайшем рассмотрении трудно понять различия между классическим искусством и искусством барокко, в работах Бернини всегда видны отличительные черты его непревзойденного стиля. Используя в своих произведениях драматические сюжеты, взятые из истории и мифологии, его творения получали явно выраженный эффект драматического натурализма. И именно это отличает работы Бернини, ставшего главным символом итальянского барокко в скульптуре и архитектуре.

На день рождения мне подарили поездку в Рим.
Накануне решила перечитать Дэна Брауна»Ангелы и Демоны.»
И вот мы с внуком в вечном городе…
В первый же день отправляемся по следам Лэнгдона.
1. Желая спасти кардиналов,Лэнгтон отправляется на поиски гробницы с дьявольской дырой.
Его путь лежит в Пантион,где похоронен Санти Рафаэль(1483-1520).Над захоронением-статуя Мадонны,бюст Рафаэля,рядом-могила невесты Рафаэля,Марии Бибиенской.(фото ниже)
Пантеон-древнейший католический храм с отверстием в куполе(его называют дьявольской дырой)
Храм реконструирован в 609 году(первый храм относится к 27г до н.э.).
2. Далее путь лежал в церковь Санто Мария де Пополо,где находится гробница банкира Агостино Киджи,спроектированная и выполненная Рафаэлем.

Площадь дель Пополо нашли легко,шли пешком.
Площадь в виде элипса,в центре возвышается четырехгранный столб,
вывезенный римлянами из Египта.Кстати,подобные обелиски расставлены
по всему Риму.
На противоположной стороне площади -огромная каменная арка.
На самом верху вырублена сверкающая звезда над камнями,сложенными пирамидой.
Именно эти символы искал герой книги .

Поднимаемся по ступенькам в церковь.Находим часовню Киджи.Это самый красивый неф.
Все выполнено из коричневого мрамора,потолок усыпан сверкающими звездами…Все
убранство создано Лоренцо Бернини,величайшим скульптором Ватикана.



Это могила Рафаэля.
Это знаменитая скульптура Бернини»Аваакум и Ангел»,изваянная из белоснежного мрамора.
3. Далее путь лежит на площадь Святого Петра. В Ватикан.
Площадь уникальна! Коллонада-это апофеоз творчества Бернини!
Над колоннами высятся 140 статуй святых.
В центре площади— огромнейший обелиск,привезенный имп. Калигулой из Египта в 37году.


Дух захватывает,когда смотришь на Ватиканский Собор!!!
Купол работы Микельанджело—это несравнимо ни с чем!!!
Швейцарские гвардейцы в костюмах,выполненных по эскизам Микельанджело,охраняют Ватикан.
Это барельеф в виде головы ангела-работа Бернини.Это Дыхание Бога-Бернини изваял ветер.
Ангел надувает щеки,и с его губ срываются порывы ветра…..
Барельеф расположен недалеко от обелиска,на сером граните площади.
По книге Дэна Брауна именно здесь был убит второй кардинал.
Надо было идти дальше по следам Лэнгдона.
Но решили пойти в Собор.
И как же нам повезло!!!Мы попали на мессу!
Сам собор для посещений был закрыт,хотя кое-что посмотреть было можно.
В этот день,25 ноября,мессу вели на украинском языке представители катол.духовенства, ,
приехавшие с Украины.В центре восседал Папа.
3. Прослушав мессу,решили продолжить путь Лэнгтона.
Третий кардинал был убит в церкви Санта Мария делла Виттория.Здесь находилась известная работа Бернини»Экстаз Святой Терезы».Сюжет был явно не для Ватикана,и скульптуру перенесли в небольшую церковь.Над Терезой изображен ангел с огненным копьем.
4.Четыре элемента стихии…земля,воздух,огонь….Убиты три кардинала,и на груди
каждого выжигали клеймо…
Последней вехой оставалась вода…На площади Навона находится один из самых
знаменитых шедевров Бернини-фонтан «Четыре реки».
Скульптор прославил 4 самые крупные реки:Нил,Ганг,Дунай и Ла-Плату.

Эту глыбу-фонтан окружают 4 языческих фигуры .В центре-огромный обелиск,
на вершине которого -белая голубка(в языческих представлениях-это ангел мира).
Фонтан-последняя веха Пути Лэнгтона…здесь в фонтане убит четвертый кардинал.
Предотвратить убийства Лэнгтону не удалось…
Но ему надо было найти священное убежище иллюминатов— ХРАМ СВЕТА.
И мы пешком идем к этому Храму.Идем по аллее вдоль Тибра….
Это здание,на берегу Тибра.одно из самых знаменитых сооружений Рима.
Это Замок Святого Ангела.Проити к нему нужно через знаменитый мост Ангелов.
который украшен двенадцатью Ангелами работы Бернини.
Замок связан подземными ходами в Ватикан.
Сколько легенд и тайн связано с этим замком!!!
По версии Брауна,этот замок и был Храмом Света для иллюминатов.
А великий Бернини,как и Галилео Галелей,были иллюминати….
Вот и закончился маршрут по Лэнгтону….
Но путешествие по Риму продолжается…..

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *