ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1. Прошу вас выслать нам для ознакомления расценки на приобретение оборудования. 2. Расходы произвести за счет средств, предусмотренных бюджетом. 3. При необходимости проверка продукции должна проводиться в соответствии с техническими условиями на продукцию. 4. Перед сдачей объекта под охрану проверять,закрыты ли окна, форточки и двери. 5. Покупатель обязуется принять продукцию по количеству и по качеству в соответствии с требованиями инструкций. 6. При этом транспортные расходы по централизованной доставке относятся на предприятие. 7. Арендатор обязуется заключить все необходимые договора на страхование. 8. Разработать программу учета потребляемых средств на объектах здравоохранения, народного образования и на объектах культуры.

ЗАДАНИЕ 20. Отредактируйте предложения, устранив ошибки в порядке слов предложения.

1. При невыполнении данного пункта договора заказчик обязуется выплатить в размере 0,1% стоимости готовой продукции неустойку за хранение продукции. 2. В связи с передачей объекта в ведение МП «Волгопроммаш» и предоставленных расчетов прошу выделить 200 млн. рублей. 3. В свою очередь Подрядчик несет материальную ответственность за повреждения энергосистемы, находящейся в ведении Заказчика в полном объеме. 4. Во время работы специалистов исполнителя Заказчик обеспечивает рабочими местами в помещениях АТС и измерительными приборами. 5. Датой передачи собственности считается дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика. 6. Срок гарантии нормальной работы продукции устанавливается с даты подписания акта о приемке сторонами законченных работ в полном объеме. 7. Каждая из сторон имеет право прекратить действие Договора, уведомив не менее чем за 20 рабочих дней, другую сторону в письменном виде.

ЗАДАНИЕ 21. Отредактируйте предложения с деепричастными оборотами, где нужно заменяя их придаточными предложениями или устойчивыми оборотами.

1. Ссылаясь на нашу договоренность, платеж будет произведен через инкассо. 2. Отвечая на Ваше письмо относительно финансового положения компании, нами была собрана следующая информация. 3.Принимая во внимание наше длительное сотрудничество, товар будет поставлен Вам со скидкой 5%. 4. Подписывая договора, оплата гарантируется. 5. Направляя на рассмотрение данный вопрос, нам необходимо увеличение годового фонда минимум на сорок тонн. 6. Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска.

Доклад: Бюджетные организации

Доклад

Елесина Наталья, гр.432

Бюджетные организации

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной

власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного

самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных,

научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность

которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета

государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.

Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной

деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от

вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным

имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального

казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными

учреждениями.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры,

здравоохранения, организации государственного управления, военно-

промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной

является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета

по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.

Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных

подразделений и юридических лиц, контролируемых органами власти и

финансируемых за счет бюджетных средств. Понятие бюджетной организации не

имеет строго юридического смысла и призвано отразить различные

организационно-правовые формы, используемые в настоящее время органами

власти.

Для каждой бюджетной организации установлено одно вышестоящее ведомство

(вышестоящая бюджетная организации), выполняющее функции собственника от лица

субъекта Российской Федерации.

Бюджетные организации классифицируются по виду оказываемых бюджетных услуг.

Деятельность бюджетных организаций субъекта Российской Федерации может быть

условно разделена на ведение хозяйственной деятельности, выполнение

регулирующих функций и функций по администрированию. В ряде случаев бюджетные

организации совмещают различные виды деятельности (оказывают различные виды

бюджетных услуг).

Для выделенных групп бюджетных организаций определяются характер

взаимодействия с вышестоящим ведомством, механизм формирования бюджета и его

исполнения, право на осуществление заимствований и полномочия по управлению

активами

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат

детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью,

обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме

этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств,

практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им

доход помимо бюджетного финансирования.

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых,

базовому признаку некоммерческих организаций — основная деятельность их не

преследует цели получения прибыли. Во-вторых, отсутствие распределения

полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует

из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их

собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из

соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется

на достижение целей, определенных собственником, установленных

изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может

быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Финансы организаций – совокупность экономико-денежных отношений,

связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных

средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В

основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу

движения денежных средств между различными участниками общественного

производства.

Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации:

1. Денежные отношения внутри организации – связаны с

взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием

расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от

бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности

(создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других

внутренних фондов).

2. Денежные отношения с вышестоящими структурами –

наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с

перераспределением доходов бюджетов, средств различных спец. фондов, а так же

с финансированием в порядке перераспределения средств от главных

распорядителей федерального бюджета.

3. Денежные отношения со страховой компанией – связаны с

уплатой страховых взносов, в выплатой страхового совмещения при возникновении

риска.

4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по

получению средств соответствующего бюджета или бюджета государственного

внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных

ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).

5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами

— денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными

организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная

с расчетами с клиентами, но по объему платежей – это самая большая группа

денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет

формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий

создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в

распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем

осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные

функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в

праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их

вклад в национальный доход незначителен.

6. Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов

на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.

Основные функции финансов бюджетных организаций:

1. Распределительная

2. Контрольная

Распределение – связующее звено между деятельностью бюджетной организации и

потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего

финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное

распределение (формирование фондов). Контроль осуществляется на всех стадиях

использования фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием

средств фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными

комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и

полноту налоговых выплат), налоговая полиция. Кроме государственных служб

контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное

управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие

внутренние лица).

Бюджетное учреждение характеризуется следующими признаками:

— учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного учреждения,

могут являться органы государственной власти РФ, органы государственной

власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

— бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих, социально-

культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера;

— деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего

бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

— основой для выделения и расходования бюджетных средств является смета

(документ, который составляется для определения цены и ее обоснования при

заключении договора подряда) доходов и расходов, утверждаемая в установленном

порядке.

Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с

утвержденной сметой доходов и расходов. Наличие сметы обеспечивает

эффективное бюджетное планирование и строго целевое использование выделенных

средств. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы

бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных

внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности,

в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от

использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной

за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной

деятельности.

Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в

расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Бюджетному учреждению не предоставлено право распоряжаться имеющимися в

наличии средствами по своему усмотрению.

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных

организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной

системы Российской Федерации.

Бюджетные учреждения могут иметь средства не только в виде бюджетных

ассигнований, но и за счет внебюджетных поступлений. Последние разделяются на

подгруппы:

— целевые средства и безвозмездные поступления;

— средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;

— средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;

— а также средства, полученные от предпринимательской деятельности;

1) Целевые средства являются специфическим источником приобретения активов и

финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные средства,

целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или ограниченного

промежутка времени, если за счет целевых средств финансируются отдельные

мероприятия.

2) Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений,

подлежат учету в кредитных организациях на лицевых счетах, открываемых

бюджетным учреждениям на балансовых счетах. Такие средства при наступлении

определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению.

К ним, например, относятся средства, изъятые в ходе дознания,

предварительного следствия, не являющиеся вещественными доказательствами, при

наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которые может

быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба

или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также залоговые

суммы, вносимые обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора.

3) Для учета средств, поступающих в бюджетные учреждения от государственных

внебюджетных фондов, предназначен субсчет 115, который может применяться

органами социальной защиты населения при получении средств из Пенсионного

фонда РФ на выплату пенсий и пособий, а также учреждениями здравоохранения

при осуществлении медицинского обслуживания населения за счет средств Фонда

социального страхования РФ.

4) Предпринимательская деятельность не может являться основным видом

деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с

хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований

руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы

получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов

связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В

принципе средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться

на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако в течение

срока задержки финансирования суммы выручки от реализации продукции,

произведенной бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение

расходов по соответствующим бюджетным сметам. Кроме того, получение средств

от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать

социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений,

а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных

мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.

В соответствии с ГК РФ предпринимательской является «самостоятельная,

осуществляемая на свои риск деятельность, направленная на систематическое

получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения

работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в

установленном законом порядке».

Предпринимательская деятельность предусмотрена следующими нормативными актами

и учредительными документами:

— Законы РФ «Об образовании», «Основы законодательства РФ о культуре»;

— Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании, «О науке и

государственной научно-технической политике»;

— иные правовые акты.

К предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов

(дивидендов, процентов) по ним;

Для учреждений образования не является предпринимательской платная

деятельность, доходы от которой реинвестируются в данное образовательное

учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и

совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату)

в данном образовательном учреждении. Суммы, направленные образовательными

учреждениями на нужды обеспечения, развития и совершенствования

образовательного процесса в данном образовательном учреждении, уменьшают

налогооблагаемую базу.

Если полученные доходы не реинвестируются в образовательную деятельность, то

деятельность по получению этих доходов рассматривается как

предпринимательская и подлежит налогообложению в порядке, установленном для

бюджетных учреждений.

Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных счетах,

открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных организациях

(для бюджетных учреждений, не переведенных на систему финансирования через

органы федерального казначейства).

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

— оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми

актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий

работников;

— перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами,

законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного

самоуправления;

— командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

— оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или

муниципальным контрактам;

— оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без

заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не

допускается.

Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров

оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или

муниципальных контрактов.

Литература:

1) Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учеб.

Пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. Ред.

Д.А. Панкова, Е.А. Головковой.- 3-е изд., стер.- М.: Новое знание, 2004.- 409

с.- (Экономическое образование).

2) Бюджетный Кодекс РФ

3) Гражданский Кодекс РФ.

4) Щадилова С.Н. Бухгалтерский учет для всех, 2003.

Предпринимательская деятельность является одним из основных источников финансирования бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение, призванное осуществлять функции некоммерческого характера, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

В условиях недофинансирования государством многих социально значимых направлений при формировании расходных статей бюджета одним из источников доходов бюджетных учреждений становятся доходы от предпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход. Платные услуги — одна из немногих возможностей бюджетного учреждения увеличить расходы и тем самым поддержать материально-техническую и социальную инфраструктуру на приемлемом уровне.

В смете доходов и расходов отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности (п.3 ст.161 БК РФ).

Анализируя п.4 ст.41 БК РФ, нужно отметить, что к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст.42 БК РФ установлено, что доходы от оказания платных услуг отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг, вида предпринимательской деятельности, приносящей доход. Как следует из того же п. 2 ст.42 БК РФ, доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения в части, остающейся после налогообложения таких доходов. Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности, при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений (п.1 ст.232 БК РФ).

При расходовании бюджетных средств необходимо учитывать, что согласно ст.70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на указанные в законе цели. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. За нецелевое использование бюджетных средств к бюджетному учреждению могут быть применены меры ответственности, предусмотренные ст. 282 БК РФ. Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг направляются в качестве средств целевого бюджетного финансирования этим бюджетным учреждениям только после уплаты с таких доходов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Л.П. Воробьева

Повышение эффективности деятельности сферы образования и науки возможно только в условиях постоянного увеличения объемов средств, направляемых на развитие материально-технической базы и социальной сферы. Источниками могут являться как бюджетное финансирование, так и доходы от внебюджетной деятельности.
Исходя из сложившихся экономических условий, для решения поставленных задач учебные заведения, в большинстве состоящие на бюджете, ведут предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную Уставом. Доход от оказания платных услуг, самостоятельной научной и хозяйственной деятельности учебных заведений, в основном, направляется на решение проблем материально-технического оснащения учебных заведений и на другие расходы, связанные с реинвестированием.
Некоммерческие организации (учреждения), финансируемые полностью или частично за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы) являются бюджетными организациями. В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Источники финансирования бюджетных учреждений можно подразделить на две основные группы: бюджетные и внебюджетные. Среди бюджетных источников финансирования можно выделить три уровня бюджета, в зависимости от того, из какого бюджета поступают денежные средства. Внебюджетные источники подразделяются на целевые средства и средства от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, причем в числе последних необходимо выделить доходы от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению, и непредпринимательской деятельности, не облагаемые налогами (рис. 1).
На схеме (рис. 1) введены следующие обозначения:

1 — в случае выделения финансирования из регионального и муниципального бюджетов образовательным учреждениям федерального подчинения, в бухгалтерском учете такое финансирование считается и учитывается как целевые средства;
2 — в случае выделения финансирования из федерального и муниципального бюджетов образовательным учреждениям регионального подчинения, в бухгалтерском учете такое финансирование считается и учитывается как целевые средства;
3 — в случае выделения финансирования из федерального и регионального бюджетов образовательным учреждениям муниципального подчинения, в бухгалтерском учете такое финансирование считается и учитывается как целевые средства;
4 — субвенции — средства бюджета, выделенные учреждениям, являются целевыми;
5 — по Закону РФ «Об образовании» и Гражданскому кодексу РФ аренда имущества относится к предпринимательской деятельности, а в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается как дополнительное финансирование и считается пополнением соответствующего бюджета;
6 — в бухгалтерском учете изначально все операции, приносящие доход, должны отражаться как предпринимательская деятельность, но при условии равенства доходов и расходов или полного реинвестирования сумм превышения доходов над расходами на развитие образовательного процесса данная деятельность образовательных учреждений признается непредпринимательской;
7 — целевые средства включаются в объект налогообложения по платным услугам (родительская плата за детей в детских садах, музыкальных школах), при неполном реинвестировании суммы превышения доходов над расходами формируют налоговую базу для исчисления налога на прибыль.

Рис. 1. Схема финансирования образовательного учреждения

Так как бюджетные средства не облагаются налогами, и целевые средства обычно не облагаются налогами (за исключением некоторых случаев), то наиболее актуальными становятся вопросы об отнесении внебюджетной деятельности учреждения к предпринимательской или непредпринимательской, взаимосвязи между ними и отражении их в учете (рис. 2).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений) бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Рассмотрим платные образовательные услуги. Деятельность образовательных учреждений определена в статьях 45, 46, 47 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений).

Рис. 2. Взаимосвязь предпринимательской и непредпринимательской деятельности в образовательном учреждении

Согласно статье 45 Закона Российской Федерации «Об образовании» государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 ноября 2002 года N 03-01-01/12-403

О доходах бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности

Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями по вопросу определения порядка направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизма расходования данных средств сообщает.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, относятся к неналоговым доходам бюджетов.
Статьей 31 Кодекса установлен принцип самостоятельности бюджетов, который, в частности, означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяются самостоятельно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации. При этом при осуществлении указанной работы вышеназванные органы могут использовать опыт и соответствующие механизмы, отработанные на федеральном уровне.
Одновременно обращаем внимание, что статьей 29 Кодекса установлен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который включает в себя единство правовой базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Т.Г.Нестеренко
Н.С.Максимова

Текст документа сверен по:
«Бухгалтерский учет в бюджетных
и некоммерческих организациях»,
N 1, январь, 2003 год

ПОНЯТИЕ О РАСХОДАХ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Одной из главных задач бухгалтерского учета в бюджетных организациях является достоянный учет и контроль за осуществлением расходов. С целью выполнения этой задачи все расходы бюджетных организаций группируются по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам.

В бюджетных учреждениях все расходы учитываются в соответствии с бюджетной классификацией, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 г. № 604. Состав расходов бюджетных организаций подробно рассмотрен в п. 2.4.2 подраздела 2.4.

Расходы бюджетных организаций определяются как сумма средств, использованных бюджетной организацией в процессе хозяйственной деятельности в пределах сумм, предусмотренных сметой. Учет расходов в бюджетных учреждениях имеет характерное отличие — разделение их на кассовые и фактические.

Кассовыми расходами считаются все суммы, выданные учреждением банка или органами Госказначейства с текущих бюджетных, регистрационных счетов как путем безналичной оплаты счетов, так и наличными.

Фактические расходы — это действительные расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной зарплате и стипендиям.

Приведем пример кассовых и фактических расходов в разрезе кодов экономической классификации (КЭКР) (табл. 4.1).

Таблица 4.1.

КЭКР

Фактические расходы

Кассовые расходы

Начислена заработная плата

Получены в кассу денежные средства для выплаты заработной платы, перечислена зарплата на картсчета в случае использования пластиковых карт

Начислены взносы в Пенсионный фонд, фонд соцстрахования от несчастного случая на производстве, в фонд страхования в связи с временной потерей трудоспособности, фонд соцстрахования на случай безработицы

Получены в кассу (или перечислены) средства для выплаты по больничным листам, перечислены со счета взносы в страховые фонды, Пенсионный фонд

Списаны канцелярские, хозяйственные принадлежности

Перечислены по счетам поставщикам за канцтовары, хозяйственные товары

Списаны использованные медикаменты

Перечислены поставщикам за медикаменты

Списаны продукты питания

Перечислены поставщикам за продукты питания

Списан бензин, запчасти, начислен налог с владельцев транспортных средств

Перечислены по счетам поставщикам, уплачен налог

Списаны расходы на текущий ремонт помещения согласно акту выполненных работ

Перечислены по счету исполнителю

Списаны командировочные расходы согласно авансовому отчету

Получены наличные (перечислены на картсчета) для выдачи под отчет

Списана сумма расходов за фактическое количество потребленной тепло-энергии на основании подтверждающих документов

Перечислены согласно платежному документу теплоснабжающей организации

Начислена стипендия студентам, аспирантам

Получены средства в кассу для выплаты стипендии

Списаны расходы при оприходовании материальных ценностей согласно накладной

Перечислены поставщикам за мебель, компьютерную технику

На практике же. как правило, осуществление кассовых и фактических расходов не совпадает во времени. Кассовые расходы отражаются в учете в момент получения наличных средств или перечисления денежных средств бюджетного или регистрационного счета. Возмещение кассовых расходов отражается в момент зачисления на такой счет сумм, внесенных, например, по объявлению о взносе наличных или перечисленных дебиторами согласно платежному поручению. Фактические — в момент их совершения согласно актам списания, накладным, актам выполненных работ, приема-передачи, счетов-фактур и т. д. Например, фактические расходы по КЭКР 1110, 1120, 1300, как правило, опережают во времени кассовые. Связано это с тем, что начисление зарплаты, стипендии и взносов на социальное страхование осуществляется раньше, чем перечисление платежей и получение денежных средств в кассу для выплаты.

Кассовые расходы будут соответствовать фактическим во времени при приобретении основных средств, поскольку приобретенные основные средства сразу списываются на фактические расходы.

По другим кодам экономической классификации расходов бюджета чаще всего кассовые расходы опережают фактические. Так, при приобретении бензина, канцелярских, хозяйственных товаров, медикаментов, продуктов питания вначале происходит оплата по счету (кассовый расход), затем приход оплаченных ценностей, а затем уже их списание (фактический расход).

Если фактические расходы превышают кассовые — это свидетельствует о погашении дебиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода, либо о создании из-за получения товаров, работ, услуг без предварительной оплаты кредиторской задолженности на конец отчетного периода. Кроме того, по статьям расходов на питание, медикаменты, канцтовары, расходы на содержание автотранспорта, капитальный ремонт, превышение фактических расходов над кассовыми может быть следствием списания в отчетном периоде имущества, которое было приобретено раньше.

Если фактические расходы меньше кассовых — это свидетельствует о погашении кредиторской задолженности, которая числилась на начало отчетного периода, либо о создании из-за проведения предоплаты дебиторской задолженности на конец отчетного периода. Осуществление предоплаты бюджетными учреждениями ограничено месячным сроком в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 06.04.1998 г. № 83.

Кассовые и фактические расходы взаимоувязываемы и неразрывно связаны между собой. Такое разделение и одновременно взаимосвязь позволяют при анализе расходов иметь более четкую картину использования бюджетных средств, контроля за их целевым использованием.

Увязать кассовые расходы с фактическими в разрезе КЭКР можно по формуле:

Увязывая подобным образом кассовые и фактические расходы по всем КЭКР и в отдельности по расходам, произведенным за счет доходов общего фонда бюджета и специального фонда бюджета (по каждому виду доходов), можно не только получить представление о причинах несоответствия сумм кассовых и фактических расходов за счет влияния дебиторско-кредиторской задолженности либо остатков материальных ценностей на начало и конец периода, за который производится увязка, но и выявить свои ошибки. Если, допустим, стоимость запчастей, приобретенных за счет средств спецфонда, списана на бюджетные расходы, то при увязке кассовых расходов с фактическими по расходам, произведенным за счет доходов общего фонда бюджета по КЭКР 1135, расходы не увяжутся на сумму неверного списания. На такую же сумму не увяжутся расходы по КЭКР 1135, произведенные за счет доходов специального фонда бюджета. В конце года такая ошибка может привести к искажению результатов исполнения сметы по общему и специальному фондам бюджета. Если начисленная зарплата, отраженная в учете как фактический расход по КЭКР 1111, получена за счет средств, предназначавшихся для расхода по КЭКР.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *