Дискриминация по признаку инвалидности

УДК 364.24

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ ИНВАЛИДОВ: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Козырева И.А., Чабанова С.С.

ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина», г. Сыктывкар, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы занятости инвалидов, варианты, индикаторы, условия и факторы проявления прямой и косвенной дискриминации лиц с инвалидностью в сфере труда и занятости. Теоретический анализ проблемы реализации инвалидов на рынке труда дополняется некоторыми данными собственного социологического исследования.

Ключевые слова: инвалиды, трудовая занятость, прямая дискриминация, косвенная дискриминация, барьеры трудоустройства.

Возможность для человека с инвалидностью реализовать себя на рынке труда и быть полезным обществу основана на признании его достоинства, равных и неотъемлемых прав, присущих всем гражданам, без какого бы то ни было различия. Государство сегодня, бесспорно, предпринимает специальные меры, направленные на стимулирование трудоустройства людей с инвалидностью. Однако задачи профессиональной интеграции данной социальной группы и создания условий для их полного и эффективного участия в профессиональной жизни наравне с другими людьми остаются труднодостижимыми. В настоящее время люди с инвалидностью все еще испытывают различные виды трудовой дискриминации и в основном составляют часть вторичного рынка в системе сегментации труда, который характеризуется низкой оплатой труда, нестабильной работой, невысокими шансами получения квалификации, трудоустройства и продвижения по служебной лестнице.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, дискриминация по признаку инвалидности —

это любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области1.

Право инвалида на труд подразумевает возможность реализовывать свои способности к труду и работать по любой доступной ему профессии. Следовательно, государство должно обеспечить реализацию этой возможности без выделения каких-либо приоритетов в данной сфере, кроме ограничений, установленных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н, содержащим медицинские противопоказания к допуску к работам, которые

1 Конвенция о правах инвалидов: принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2006 г. // Российская газета. 2006. 24 окт.

распространяются на всех граждан, включая инвалидов1.

Комитет по правам человека ООН в ряде своих решений указывал, что необходимо проводить различия между прямой дискриминацией, когда в отношении конкретной группы людей видны явные преимущества, установленные законом, и косвенной, когда закон нейтрален, но непропорционально затрагивает определенную категорию лиц по сравнению с другими. Так, например, прямой дискриминацией считается ситуация, когда с одним человеком по причине его инвалидности обращаются хуже, чем с другим лицом в такой же ситуации. Установленным проявлением косвенной дискриминации предлагается считать ситуацию, когда нейтральное положение, критерий или практика могут поставить одних лиц в особо неблагоприятные условия по сравнению с другими, если только это объективно не оправдано законной целью, а средства достижения этой цели не являются соразмерными и необходимыми .

Таким образом, в отношении инвалидов прямая дискриминация выражается в несвязанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, а косвенная дискриминация имеет место, когда нормативно-правовые акты или работодатель устанавливают равное обращение в случаях, требующих дифференцированного подхода для обеспечения равенства возможностей.

Р.Н. Жаворонков, помимо прямой и косвенной дискриминации, считает необходимым выделять как самостоятельные формы дискриминационной практики вертикальную, горизонтальную, статистическую, индивидуальную, а также множественную дискриминацию . Вертикальная дискриминация выражается в покровительстве или ущемлении прав инвалидов со стороны руководства. Горизонтальная дискриминация — это негативное отношение со стороны коллег, находящихся в равном с инвалидом

1 Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и пери-

положении . Социологические исследования свидетельствуют, что в отношении инвалидов осуществляется в основном статистическая дискриминация, т.е. когда работодатели принимают решения, исходя из неких обобщенных представлений об инвалидах. Индивидуальная дискриминация заключается в предубеждении руководителя по отношению к инвалиду, вызванного причинами личного характера. Множественная дискриминация — это усиленный вариант дискриминации по нескольким основаниям, представляет собой дискриминацию, которую могут испытывать женщины-инвалиды, инвалиды пенсионного возраста и др.

На современном рынке труда, в основе которого лежит соотношение спроса на труд и предложения рабочей силы, инвалиды, за редким исключением, не могут выдержать конкуренции и испытывают серьезные трудности в поиске работы. Исследования показывают, что при самостоятельном трудоустройстве инвалидов возникает ряд проблем дискриминационного характера со стороны работодателей: психологическая дискриминация — работодатель может принять заявление, но делает это столь неохотно, что инвалид не в состоянии произвести должного впечатления из-за ожидаемого отказа; статистическая дискриминация — работодатель может заочно вычеркнуть инвалида из предполагаемых кандидатов, будучи уверенным, что статистические данные предполагают, что инвалиды в среднем работают менее эффективно; дискриминация по требованиям — работодатель сознательно завышает критерии для нанимающихся на выполнение определенного вида работы под предлогом сохранения определенного стандарта рабочей силы; чистая дискриминация — работодатель отказывает в приеме на работу всем инвалидам, потому что считает, что инвалид не может выполнить эту работу либо создаст дополнительные проблемы для работодателя; дискриминация, оправдывающаяся социальной политикой, -работодатель не принимает на работу инвалидов под тем предлогом, что у них есть другие формы дохода (пособия, пенсии и т.п.); дискриминация

одических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: Приказ Мин-здравсоцразвития России № 302н от 12 апр. 2011 г. // Российская газета. 2011. 28 окт.

——-

по возражению других» — работодатель не принимает на работу инвалидов, так как другие работники отказываются трудиться рядом с ним

Факторами, обусловливающими возникновение дискриминации на этапе приема на работу, по мнению специалистов, являются различная эластичность предложения у групп работников, обладающих неодинаковой трудовой мобильностью, профессиональная сегрегация, основанная на том, что представители разных работников имеют неравный доступ к тем или иным профессиям или должностям, а также личное предубеждение, которое могут испытывать не только наниматели (менеджеры), но и работники фирмы, а также потребители ее продукции (клиенты). Проведенное во Франции исследование свидетельствует: из тех соискателей, кто упомянул в резюме о своих ограниченных возможностях, лишь 2% были приглашены на собеседование .

Анализируя социальную ситуацию на рынке труда, Ф.С. Исмагилова и Л.В. Маркова определяют, что в основе дискриминации инвалидов на рынке труда лежат, прежде всего, «отношенче-ские» барьеры, к категории которых относят все виды препятствий, кроме средовых (физических): экономические, образовательные, информационные, барьеры социального отчуждения, «поскольку они формируются в сфере социального взаимодействия отдельных людей или групп» .

На основании закона о социальной защите инвалидов1 работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. За неисполнение этой обязанности установлена административная ответственность. Однако сегодня эта форма регулирования не всегда достигает цели наиболее полного и рационального устройства инвалидов. Приняв на работу в соответствии с квотой 2-4 % людей с инвалидностью, в большинстве случаев компания (организация) прекращает набор инвалидов, так как она выполнила условия законодательства, а нанимать дополнительное количество

инвалидов считает невыгодным по причине невысокой конкурентоспособности на рынке труда лиц с ограниченными возможностями. В результате устроиться на работу может только определенный постоянный процент инвалидов. Если учесть, что в России лица с инвалидностью составляют 10% населения, а инвалидами ежегодно признаются еще около 3,5 млн. человек, получается, что доля трудоустроенных инвалидов благодаря данной процедуре крайне мала .

Давая оценку системы квотирования, необходимо отметить, что она требует трудоустройство инвалида, невзирая на его деловые качества. Более того, законодатель не определил каких-либо конкретных требований к созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Как следствие, некоторые работодатели в счет квоты для приема на работу инвалидов выделяют вакансии по профессиям, по которым отсутствует вероятность подбора кандидатуры работника не только из числа инвалидов, но и среди обычных граждан, ищущих работу. В связи с этим инвалиды трудоустраиваются в счет квот, как правило, на неквалифицированные и низкооплачиваемые должности, либо работодатели, чтобы избежать санкций, оформляют их на работу формально, выплачивая минимальную заработную плату, но не обеспечивая реальную занятость. Так, согласно результатам социологического исследования, проведенного кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «СГУ им. Пити-рима Сорокина» в 2016 году, лишь 15 % инвалидов работают по специальности, 60 % из них имеют высшее и среднее профессиональное образование, половина (53 %) лиц с инвалидностью имеют официальный статус безработного, при этом каждый третий (34 %) имеет статус безработного свыше одного года и при поступлении на работу факт наличия инвалидности предпочли бы скрыть 15 % опрошенных инвалидов, стоящих на учете в Центре занятости населения. Таким образом, можно сделать вывод, что рабочие места, выделяемые работодателями в рамках квот, мало соответствуют профессиональной подготовке и потребностям инвалидов, что в

1 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 нояб. 1995 г. ст.

24. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559/ (дата обращения: 03.02.2017 г.).

принципе говорит о наличии косвенных признаков дискриминации инвалидов на рынке труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время на федеральном уровне регулируются только общие условия квотирования, а необходима конкретизация норм, включая правила предоставления и выполнения квоты с позиции антидискриминационной политики по отношению к инвалидам на рынке труда.

Для обеспечения индивидуального подхода с использованием объективных показателей в 2014 г. утверждены новые требования к специальным рабочим местам инвалидов, перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности, новая классификация и критерии установления группы инвалидности. Требования к оснащению специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов изложены с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности конкретного инвалида, профессии (должности) инвалида, характера выполняемых инвалидом трудовых функций1. Отказ инвалиду, квалификация которого соответствует вакантной должности, в создании специальных условий на рабочем месте признается в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов формой косвенной дискриминации.

Однако к факторам, препятствующим трудоустройству инвалидов, следует отнести не только содержание и характер труда, которые определяют профессиональное и социокультурное развитие работника, а также условия труда (социально-экономические, социально-гигиенические, социально-психологические), непосредственно влияющие на отношение к труду, к которым относится и отсутствие доступной среды. Согласно исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», в настоящее время инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут пользоваться только 53% объектов социальной инфраструктуры. Более того, даже среди формально приспособленных для их нужд объектов, значительная часть (61%) оказались оборудованными с теми или иными дефектами. Если говорить об инвалидах по зрению, то доступность окружающей среды для данной категории инвалидов находится на уровне 32% .

1 Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и

Еще одним дискриминирующим фактором для людей с инвалидностью является дефицит информации. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации и беспрепятственный доступ к ней, в том числе с использованием специальных, адаптированных носителей, однако качество информационной среды рынка труда, в том числе слабо отработанные коммуникативные каналы, выступает серьезным препятствием для профессиональной интеграции лиц с инвалидностью и еще больше сегрегирует человека с ограниченными возможностями в процессе трудовых отношений. Практика показывает, что введение новых законодательных актов и реализация действующего законодательства, касающегося социальной защиты инвалидов, не сопровождается доступной информационной поддержкой, структурированной и перманентной разъяснительной работой, широким просвещением населения о правах и возможностях, что в конечном итоге депривирует инвалидов не только от возможностей карьеры и заработка, но и любой другой социально значимой активности.

Таким образом, на основе анализа методологических положений и теоретических исследований можно сделать вывод о том, что основные проблемы низкой трудовой занятости инвалидов заключаются не в характеристике инвалидов как неконкурентоспособной рабочей силы, а в отношении общества к данной проблеме. Объективно обусловленная пониженная конкурентоспособность инвалидов и присущий рынку труда инвалидов дисбаланс спроса и предложения рабочей силы требуют не столько принятия государством мер по содействию инвалидам в реализации их права на труд, сколько преодоление «средовых» и «отношенческих» барьеров, лежащих в основе дискриминационных практик по отношению к лицам с инвалидностью на рынке труда.

ЛИТЕРАТУРА

ограничений их жизнедеятельности: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 685н от 19.11.2013 г. // Российская газета. 2014. 11 апр.

——-

(дата обращения: 03.12.2016).

5. Проблемы работы и трудоустройства людей с ограниченными возможностями: доклад Секретариата Совета по правам человека. М., 2014.

6. Исмагилова Ф.С., Маркова Л.В. «Барьерная» среда рынка труда как препятствие для профессиональной интеграции инвалидов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3. Общественные науки. 2012. № 3 (106).

7. Тологаева А.Ю. Аутсорсинг как один из эффективных способов трудоустройства инвалидов в коммерческом секторе // Отечественный журнал социальной работы. 2015. № 1.

8. Национальный Доступная среда. URL: http://russia-rating.ru/info/ (дата обращения: 03.01.2017).

THE ANALYSIS OF DIRECT AND INDIRECT DISCRIMINATION PROBLEMS IN DISABLED PERSONS’ EMPLOYMENT

Kozyreva I.A., Chabanova S.S.

Syktyvkar State University by Pitirim Sorokin, Syktyvkar, Russian Federation

Key words: people with disabilities, employment, direct discrimination, indirect discrimination, employment barriers.

(data obrashhenija: 03.12.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Чем является дискриминация

Дискриминация означает необоснованное юридически и необоснованное объективными причинами неодинаковое отношение. Каждое такое действие является нарушением принципа одинакового отношения и является попранием основных прав и свобод человека.

Прямая дискриминация

Прямая дискриминация имеет место в случае, когда отношение к лицу было, есть или могло бы быть менее благоприятным чем к другим лицам находящимся в сходной ситуации в связи со своим расовым или этническим происхождением, религией или вероисповедованием, а также полом, инвалидностью, возрастом или сексуальной ориентацией. Например объявление о работе ясно говорит о том, что лица другой чем польская национальность не будут приняты.

В практике такая форма дискриминации выступает давольно редко, чаще встречается другой вид — опосредованная дискриминация. Другие формы неравного отношения это домогательство и дискриминация через ассоциацию.

Косвенная дискриминация

Косвенная дискриминация имеет место тогда, когда нейтральная на первый взгляд норма права или действие на практике приводит к неблагоприятной ситуации для лица или отдельной группы лиц по сравнению с другими лицами, юридически и объективно необоснованно, а средства служащие достижению этой цели не являются пропорциональными и неизбежными. Например в ходе разговора о трудоустройстве задаются вопросы несвязанные с характером данной работы об истории и традиции Польши, которые для лиц по национальности другой чем польская могут быть особенно сложными ввиду незнания польской культуры.

Дискриминация через ассоциацию

Использование дискриминационной практики против лица, которое не обладает чертами и особенностями, юридически защищенными, однако также может быть признано представителем дискриминированной группы либо ассоциироваться с ней. Также «связь” с лицом, отличающимся данной чертой может быть основанием для дискриминации. Например, жена чернокожего мужчины может подвергаться дискриминации на работе по причине цета кожи своего партнера.

Домогательство

Это поведение, целью или результатом которого является унижение достоинства или оскорбление лица и создание по отношению к нему угрожающей, враждебной и унижающей атмосферы. Например, работник из восточных стран является объектом унизительных шуток, касающихся его внешного вида, акцента, происхождения.

Многократная дискриминация

Когда кто-либо является жертвой дискриминации по нескольким признакам — например, к нему плохо относятся не только по поводу расы, но также пола. Примером может быть женщина из Азии, которой предлогают ниже оплачиваемую работу, несмотря на то, что у неё достаточная квалификация для работы на более высокой должности, но эту работу получает мужчина — поляк с более низкой квалификацией, чем у неё.

Положительная дискриминация

Положительная дискриминация означает, что государство применяет некоторые временные решения, предпринимает действия или вводит определенные правовые меры имеющие целью выравнивание возможностей лиц принадлежащих к определенным группам меньшинств например лиц другой национальности, целью уменьшения фактического неравенства, которому эти лица подвержены. Такая дискриминация разрешена, однако может применяться исключительно в определенный период времени, поскольку может переродится в дискриминацию лиц принадлежащих к мажоритарным группам, ранее привилегированным.

Примеры дискриминации
  • Отказ в трудоустройстве лица другого этнического происхождения имеющего требуемые на данной работе одинаковые или более высокие по сравнению с другими кандидатами квалификации.
  • Отказ в найме квартиры только потому, что это лицо другой национальности.
  • Унижающее, оскорбительное отношение к лицу с другим цветом кожи путем его оругивания, насмехания, приставания или нарушения физической неприкосновенности.
  • Отказ во входе в клуб, ресторан, магазин и т.п. лицу другого этнического происхождения.
Исключения от принципа равного отношения

Допускается возможность отказаться от принципа равного отношения – в области трудоустройства. В случае, когда специфика данной профессии требует, чтобы кандидат соответствовал определенным требованиям, то есть был такой а не другой расы, владел данным языком, был определенного вероисповедования, различие в отношении не является дискриминацией. На пример для данной роли в фильме требуется мужчина – Азиат, в совершенстве владеющий вьетнамским языком, или на пример в ресторане предлагающем кухню типичную для данной культуры требуется официант определенной внешности подчеркивающей аутентичность этого места.

Правительство вводит наказание за дискриминацию людей с ограниченными возможностями здоровья при оказании им различных услуг. Соответствующий законопроект был рассмотрен на заседании кабинета министров. Если инвалид не может купить определенный товар или получить услугу из-за проблем со здоровьем, а представители компании откажут ему в помощи, их ждет штраф: для должностных лиц — до 30 тыс., а для юридических — до 100 тыс. рублей. Документ разработало Минтруда и социальной защиты.
В документе, разработанном Минтруда, идет речь о наказании за отказ в помощи или игнорирование человека, которому она нужна. Например, возможна ситуация, когда инвалид-колясочник не видит снизу стоимость товара, лежащего в магазине на верхней полке. Или человек с болезнью Паркинсона не может потрогать товар или рассмотреть его. Персонал магазина в такой ситуации обязан помочь.

Также авиакомпании неоднократно отказывались перевозить инвалидов-колясочников, а людей с ментальными нарушениями выгоняли из кафе и ресторанов из-за того, что те могут нанести вред имиджу компании. В таких ситуациях пострадавший сможет обратиться в Роспотребнадзор с соответствующей жалобой и требованием оштрафовать.
В соответствии с законопроектом, в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесут поправки за отказ в предоставлении в удобной форме товаров или услуг для такой категории граждан. Документ предлагает дополнить статью 14.8 КоАП новой нормой, которая будет предусматривать штрафы за отказ инвалидам в доступе к товарам, работе или услугам по причине их физического состояния. За такое правонарушение правительство предлагает ввести денежные санкции в размере от 15 тыс. рублей до 30 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей — для юридических.

— Изменения, которые сегодня рассматриваются, устанавливают ответственность за отказ обслуживать клиента из-за возраста или состояния здоровья. К сожалению, бывают ситуации, когда от таких людей просто отмахиваются. У них есть особые запросы, особые потребности, и не всегда удобен стандартный способ получения услуги. Персонал должен на это откликнуться, помочь, а не игнорировать просьбы, — сказал Дмитрий Медведев. — Регулярно пенсионеры и инвалиды сталкиваются с тем, что их отказываются обслуживать, относятся равнодушно, не учитывают особые потребности.

В материалах правительства отмечается, что принятие поправок в КоАП обеспечит особые меры защиты уязвимых категорий граждан.
Председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко отметила, что случаев, когда инвалидам отказывают в посещении кафе, ресторанов, баров и так далее, не сосчитать.
— Слепых не пускают с собаками-поводырями в общественный транспорт. Я не видела ни одного приспособленного для колясочников отделения «Почты России». Повседневные объекты инфраструктуры практически не приспособлены для нужд инвалидов, — сказала эксперт. — Отдельный разговор — про неправильно установленные пандусы. Никакой ответственности за то, что пандус невозможно использовать по назначению, что он может быть опасен для жизни, до сих пор не было. А это широко распространенное нарушение.
Елена Клочко пояснила, что статья о запрете на дискриминацию инвалидов 181 закона «О защите прав инвалидов» до сих пор не работала потому, что для этого не было инструментов. Одним из них должно стать дополнение к КоАП. Оно четко определит, что такое дискриминация, и обозначит организации, которые уполномочены проводить проверки: Роспотребнадзор, Росздравнадзор и Рособрнадзор.
По мнению Елены Клочко, штрафы по этой статье должны быть существенными. Иначе некоторые организации предпочтут их заплатить, чем устранить нарушение. Для физических лиц ощутимым может быть штраф до 10 тыс. рублей, а для юридических — от 30 тыс. рублей, полагает эксперт.
— Создаваемая с помощью таких мер безбарьерная среда принесет пользу не только инвалидам, но и всему обществу. Легче станет и пожилым, и беременным, и больным, и людям с маленькими детьми, — добавила Елена Клочко.
Согласно данным Росстата, по состоянию на 2018 год, в России насчитывается 12,1 млн людей с ограниченными возможностями здоровья.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *