33 картины Ван Гога, которые должен знать каждый

М. Ерицян

Винсент Ван Гог — человек сильных эмоций и тяжелых психических состояний, и один из самых известных художников в истории искусства. В 27 лет он начал лихорадочно рисовать все, что его окружало. Он рисовал много и с жаром. Его картины не признавались. А он все равно продолжал водить по холсту кистью. Результат его жизни — более 800 картин, из которых 463 были созданы в последние 3 года жизни.

Ван Гог умер в нищете, думая, что его работы оказались вне искусства. Сегодня его имя — это символ эпохи постимпрессионизма, а картины продаются за рекордные деньги: всем знакомые «Звездная ночь», автопортреты разных годов, «Ирисы» и»Крестьянка», прекрасная крестьянка.

1. Крестьянка

2. Едоки картофеля, 1885 г.

3. Жёлтый дом 1888 г.

4. Звёздная ночь над Роной

5. Спальня в Арле

6. Пшеничное поле с кипарисами

7. Пшеничное поле с воронами

8. Ночное кафе

9. Цветущие ветки миндаля

10. Автопортрет 1889 г.

11. Красные виноградники в Арле

12. Церковь в Овере

13. Дорога с кипарисом и звездой

14. Цветущий сад с тополями

15. Корни деревьев

16. Сад Добиньи

17. Башмаки

18. Череп с горящей сигаретой

19. Маки 1887 г.

20. Луковичные поля

21. Воспоминание о саде в Эттене

22. Девушка в белом

23. Дома с соломенными крышами на холме

24. Стул Ван Гога, 1888 г.

25. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

26. Алискамп

27. Сад доктора Гаше в Овере

28. Закат в Монмажуре

29. Автопортрет без бороды

30. Звездная ночь

31. Подсолнухи

32. Ночная терраса кафе

33. Портрет доктора Гаше

Церковь в Овере

Ван Гог весной 1890 года обосновался в деревне близ Парижа под названием Овер-сюр-Уазе, прожив там последние месяцы жизни.

Написанная на холсте маслом, церковь в готическом стиле занимает на картине главное место и отличается высокой детализацией всех элементов здания. На картине изображена женщина, идущая в сторону церкви. Она прорисована поверхностно, так как играет второстепенную роль.

Самая эффектная и противоречивая особенность — диссонанс между яркой солнечной поляной, покрытой травой, и темным ночным небом, что вызывает разногласия касательно времени суток, изображенных на картине.

Когда художник умер, картина была передана его другу Полю Гаше, затем хранилась в Лувре. Сейчас на нее можно полюбоваться в музее Орсе.

Вид на море у Схевенингена

Картина является одной из ранних работ художника, написанных красками. На ней Винсент запечатлел бурю, бушующую на море. Работа над произведением протекала в тяжелых погодных условиях: из-за сильного ветра постоянно поднимался от земли песок. Сделав набросок, Ван Гог завершил ее уже в помещении. Но мелкие частицы песка прилипли к картине, и их пришлось отчищать.

На холсте передано состояние природы во время бури: хмурые тучи, нависшие над морем, сквозь которые пробиваются маленькие лучики солнца, освещая волны. Силуэты людей и лодок кажутся размытыми из-за слабого освещения. Серо-зеленое небо и море почти сливаются, и лишь слегка выделяется желтоватый берег.

Картина входит в коллекцию амстердамского Музея Винсента Ван Гога.

Дорога с кипарисом и звездой

Задумка написать картину с видом ночной природы и кипарисами возникла у Винсента в 1888 году в Арле, но осуществил он ее только через два года, незадолго до смерти.

Кипарисы очаровывали художника совершенством линий и формой. Предчувствие приближающейся кончины воплощено в метафоре, проецирующей человеческую жизнь в масштабы вселенной.

Справа на небе виден растущий месяц, слева — угасающая бледная звезда, практически исчезнувшая с полотна, а посередине растет кипарис, разделяющий их как грань между началом и концом существования.

Дерево такое высокое, что верхушка уходит за пределы холста, будто пытаясь дотянуться до бесконечности.

Едоки картофеля

Грустная реалистичность этого произведения надолго оставляет ощущение отчаянной тоски и обреченности. Полотно написано в 1885 году и относится к начальному периоду творчества Ван Гога. На картине художник изобразил крестьянскую семью де Гроотов, с которыми часто общался.

Отражая суровую сельскую жизнь, Ван Гог использует мрачные цвета в зеленовато-коричневых тонах. Он пишет тяжелыми агрессивными мазками, изображая мозолистые рабочие руки и морщинистые задумчивые лица.

Картина наполнена глубоким символизмом. Тусклый свет лампы олицетворяет угасающую надежду, а решетки на окнах показывают, что из этого нищенского существования нет выхода. Задумкой Ван Гога было передать, что, несмотря на сложный быт, это честные и достойные люди.

Подсолнухи

Художник создал эту известную картину в 1889 году. Она наполнена светом и эмоциями. Однако слишком яркие желтые цвета критики считают проявлением психического заболевания, которым уже тогда страдал гений.

Небрежно поставленные в вазу подсолнухи нарисованы жизненно, их хочется поправить в вазе. Они вызывают сильные чувства, словно пытаясь увести зрителя в иррациональный мир воспаленного воображения. Винсент говорил, что некоторые сюжеты подсказывает ему голос, звучащий изнутри, и ему приходится рисовать, чтобы заглушить эти звуки.

Картина написана на холсте маслом с использованием толстых мазков, создающих объемное изображение.

Произведение хранится в собрании филадельфийского Музея изобразительных искусств.

Ирисы

На замечательной картине Ван Гога, написанной в 1889 году в клинике для душевнобольных, изображен фрагмент поля с цветами, на котором ирисы являются основой композиции.

Стилистика произведения отличается от других его работ, мрачных и пессимистичных. Она жизнерадостная и легкая, похожая на технику японских гравюр тонкими контурами, оригинальным ракурсом и нереалистично прорисованными областями, заполненными одним цветом.

Объекты на картине статичны, но взгляд бессознательно устремляется в левую верхнюю часть. Особенностью картины является ее симметричная композиция, в которой ирисы расположены по средней линии, а цветы в левом верхнем углу сочетаются с землей.

Это гениальное произведение можно увидеть в Музее Гетти, находящемся в Калифорнии.

Ночное кафе

На картине, написанной в 1888 году, изображен интерьер кафе рядом с вокзалом города Арля.

Гениальная задумка заключается в том, что эмоциональное состояние, связанное с этим местом, передано с помощью цветовых акцентов. В будущем такой стиль назовут экспрессионизмом. Как пояснил Ван Гог, он хотел передать атмосферу нравственного падения пьяниц и безысходного одиночества с помощью зеленого цвета.

Красный цвет стен символизирует ужас и смятение, а желтый отражает спертую, удушливую, пропитанную сигаретным дымом обстановку.

Нечеткие силуэты и небрежные очертания предметов создают ощущение, будто на все происходящее в кафе зритель смотрит глазами одного из подвыпивших посетителей.

«Размышление с кистью в руках» – так говорил о своем творчестве Поль Сезанн. Его слова как нельзя лучше характеризуют постимпрессионизм. Художники перестали видеть суть искусства в фиксации моментов. Целью становится глубокое изучение происходящего и передача собственного восприятия от увиденного.

Поль Гоген «Женщина, держащая плод”

Определение этого направления

Что такое постимпрессионизм? Так называют направление во французской живописи, появившееся во второй трети 19 века. Место будничных стоп-кадров без сюжета занимают осмысленные живописцами истории, и их картины становятся рассказами о сокровенном.

Поль Гоген раскрывал суть искусства, сравнивая его с зеркалом. Представитель постимпрессионизма увлекался не внешним, а внутренним. Художники задумываются о том, как вернуть в живопись содержание, которому не придавали значения импрессионисты.

Сам термин «постимпрессионизм» появился благодаря критику из Англии Роджеру Фрайю. Он дал такое название направлению в 1910 году после посещения выставки в Лондоне, где познакомился с работами Ван Гога, Сезанна, Сера и других живописцев.

Новый стиль возник в конце 19 века. В 1886 году произошло два важных события в мире искусства – последняя выставка импрессионистов и публикация «Манифеста символизма», подготовленного французским поэтом Жаном Мореасом.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи развивались параллельно. Новое направление вобрало в себя черты предшественника, но некоторые принципы художники-постимпрессионисты отвергали категорически. Целью искусства они считали поиск новых выразительных средств, лучше подходящих эпохе. Живописцы большее внимание стали уделять философским вопросам. Общей программы и школы не появилось, определение тоже не сформировалось, но всех художников объединяла заинтересованность идейно-нравственными ценностями.

«Ирисы» Ван Гога

Особенности направления

Последователи стиля в отличие от натуралистов отказались сохранять на полотнах только видимое. Постимпрессионисты обратились к импрессионизму, который начался с творчества Клода Моне. Они активно использовали знания предшественников, но различия появились быстро. Техника живописи, способы нанесения мазков, тонкости передачи цветов, работа на открытом воздухе – все это оставалось одинаковым. Основные особенности постимпрессионизма связаны с философскими вопросами.

Отличие заключается в нежелании посвящать творчество сиюминутным ощущениям. Если кратко, для живописцев на первый план выходит состояние художника, а не желание подражать природе. Импрессионист задумывается, в каком мире он живет, как вернуть прошлые художественные традиции.

Поль Сезанн

Этого художника называют «отцом постимпрессионизма». Сегодня полотна художника находятся в музеях по всему миру и уходят за баснословные суммы на аукционах. В отличие от Винсента Ван Гога признание французский художник получил при жизни. Но начинались истории живописцев одинаково – критики их творчество не жаловали.

«Автопортрет”

Работы Поля Сезанна украшали первую выставку импрессионистов. После нее он вернулся в родной Прованс. В течение 20 лет художник вел затворнический образ жизни и работал не переставая. В результате 150 полотен, отправленных в Париж, были приняты молодым поколением тепло. Постимпрессионист работает над автопортретами, увлеченно пишет родственников и друзей. Он не оставляет без внимания пейзажи и натюрморты. Фантастические образы он ненавидит, считая, что жизнь важно показывать без прикрас.

«Пьеро и Арлекин»

Картина «Пьеро и Арлекин» посвящена двум людям искусства. Актеры изображены не на сцене, а перед выступлением. Полю Сезанну позировали сын и его знакомый. Натурщикам пришлось непросто – художник требовал часами оставаться неподвижными. Арлекин кажется гордым и недоброжелательным, а Пьеро опечаленным под грузом собственных мыслей. Понятно, что фигуры находятся в одном пространстве, но они настолько дисгармонично смотрятся рядом, что их сравнение кажется неуместным. Герои принадлежат параллельным мирам.

Поль Сезанн считал, что художник должен овладеть простыми формами, чтобы писать мастерски. В природе встречаются чаще всего конусы, цилиндры и шары. Разнообразие и богатство красок помогает завершить авторский замысел.

Поль Гоген

Поль Гоген начал заниматься искусством в зрелом возрасте. Он оставил службу в банке после 30 лет, чтобы посвятить время живописи. Сначала он писал под влиянием импрессионизма, но потом выработал собственный узнаваемый стиль. С 1891 года художник живет на Таити, где пишет полотна, вдохновленный безмятежностью местных жителей и экзотической красотой природы.

Французский живописец выбирает яркие краски. Орнамент на одежде пересекается с узором листьев. Изображенная женщина неразрывно связана с окружающим миром. Стиль Гогена называют ковровым из-за орнаментальности и плоскостности.

«Таитянские женщины на побережье»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *