20. ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА

Проверочная закупка — это оперативно-розыскное мероприятие, которое при наличии определенных оснований и условий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», может быть проведена оперативными сотрудниками правоохранительных органов в отношении любого гражданина. Данное мероприятие представляет собой совокупность действий по искусственному созданию органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (сотрудником оперативного подразделения), ситуации мнимой сделки купли-продажи, в ходе которой с целью получить оперативно значимую информацию с ведома и под контролем органа, осуществляющего ОРД, приобретается товар (без цели потребления и сбыта) у лица — объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.)

Информация о том, что такое «проверочная закупка» и «как проводится проверочная закупка», время от времени становится предметом заинтересованности посетителей сети Интернет. Об этом, в частности, свидетельствует статистика ключевых слов Яндекса и Google.

В настоящее время проверочная закупка занимает достойное место в арсенале методов правоохранительных органов, направленных на выявление и пресечение преступлений.

Проверочная закупка — это оперативно-розыскное мероприятие (далее ОРМ), которое при наличии определенных оснований и условий, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон об ОРД), может быть проведена оперативными сотрудниками правоохранительных органов в отношении любого гражданина.

Проверочная закупка представляет собой совокупность действий по искусственному созданию органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (сотрудником оперативного подразделения), ситуации мнимой сделки купли-продажи, в ходе которой с целью получить оперативно значимую информацию с ведома и под контролем органа, осуществляющего ОРД, приобретается товар (без цели потребления и сбыта) у лица — объекта оперативной заинтересованности, обоснованно подозреваемого в противозаконной деятельности (обмане потребителей, торговле запрещенными товарами и т. д.)

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и объекты, как находящиеся в гражданском обороте, так и изъятые из него (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.).

Оперативно-розыскная специфика данного ОРМ в том, что с его помощью можно не только добывать предметы и документы, подлежащие использованию в качестве доказательств в уголовном, административном процессе, производстве о нарушениях режима в учреждениях, исполняющих уголовные наказания, но и пресечь противоправные действия объектов ОРД.

Как отмечалось выше, проверочная закупка является одним из основных и наиболее распространенных оперативных мероприятий, так как факты сбыта объектов, изъятых из гражданского оборота (оружие, боеприпасы, наркотики и т.п.) можно выявить и процессуально зафиксировать лишь при задержании лиц, причастных к противоправной деятельности, с поличным путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В роли покупателя может выступать как оперативный сотрудник, так и любой другой гражданин, давший согласие сотрудничать с оперативным подразделением. Возможность участия граждан в проверочной закупке предусмотрена статьями 15 и 17 Закона об ОРД.

Проверочная закупка сочетается с другими оперативно-розыскными мероприятиями — опросом, наблюдением, обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспорта, получением образцов для сравнительного исследования, прослушиванием телефонных переговоров, контролируемой поставкой, оперативным экспериментом. В некоторых случаях проведению проверочной закупки предшествует оперативное внедрение.

Как правило, если точно известно, что сбываемый преступниками «товар» изъят из гражданского оборота (оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, поддельные деньги, документы и др.), сбытчики в ходе проверочной закупки задерживаются непосредственно после осуществления сделки.

Вместе с тем, для пресечения незаконного оборота некоторых объектов (например, наркотиков или психотропных веществ) производят, несколько закупок — «пробную» и «повторные». Это объясняется тем, что при осуществлении «пробной» проверочной закупки еще не установлено, действительно ли приобретаемый товар является наркотическим средством, к какому виду относится и какова его масса (получение данных сведений необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и правильной квалификации уголовно-противоправного деяния). Такую информацию возможно получить только после специального исследования приобретенного вещества.

После того, как исследование проведено и получены положительные результаты, проводится «повторная» проверочная закупка, целью которой является задержание лица, причастного к сбыту наркотических средств, с поличным.

Одним из тактических приемов осуществления проверочной закупки наркотических средств является, в частности, возможность привлечения к участию в ней в качестве «покупателей» граждан из числа употребляющих наркотики и ранее осуществлявших добровольную сдачу наркотиков. Последнее обстоятельство освобождает их от уголовной ответственности. Участие в проверочной закупке таких граждан — вынужденное, но подчас необходимое условие, так как считается, что знакомство сбытчика с «покупателем» притупляет бдительность сбытчика, обеспечивает совершение сделки под контролем оперативно-розыскного подразделения.

Рассмотрим алгоритм действий следователя и сотрудников оперативно-розыскного подразделения при осуществлении оперативно-тактической операции, при которой целью реализации дела оперативной разработки является проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на задержание и изобличение лиц, причастных к незаконному сбыту наркотических средств. Центральным звеном в такой оперативно-тактической комбинации является оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка».

Имеется несколько вариантов последовательности действий, проводимых в рамках проверочной закупки.

1. После проведения «пробной» проверочной закупки задержание сбытчика наркотиков не производится. В отношении него возбуждается уголовное дело. Поводом и основанием для этого служат результаты таких ОРМ, как проверочная закупка, в ходе которой получен образец для сравнительного исследования в виде приобретенного вещества, и исследование предметов и документов, позволяющее сделать вывод о том, что приобретенное вещество является наркотическим средством, установить вид и массу этого средства.

После возбуждения уголовного дела в порядке статьи 165 УПК РФ получается разрешение суда на производство обыска по месту жительства сбытчика. До производства обыска оперативное подразделение проводит «повторную» проверочную закупку (по согласованию со следователем, но без получения от него поручения о производстве ОРМ), после которой сбытчик задерживается по подозрению в совершении незаконного сбыта наркотиков. По результатам второй проверочной закупки возбуждается еще одно уголовное дело. Однако при этом обыск по месту жительства проводится в рамках первого уголовного дела. В последующем два уголовных дела соединяются в одном производстве.

2. После проведения «пробной» проверочной закупки задержание сбытчика не производится. По результатам данной проверочной закупки возбуждается уголовное дело в порядке статей 144 — 146 УПК РФ (по факту совершения преступления). В рамках исполнения поручения следователя проводится «повторная» проверочная закупка, после чего сбытчик задерживается. По результатам «повторной» проверочной закупки уголовное дело либо не возбуждается, либо возбуждается и в последующем соединяется с первым в одном производстве.

3. После проведения нескольких проверочных закупок их результаты передаются в следственное подразделение, где проводится их проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела. После возбуждения уголовного дела сбытчик задерживается следователем и привлекается к уголовной ответственности.

При этом ситуация, при которой преступные действия не пресекаются и сбытчик не задерживается, несмотря на положительные результаты «пробной» проверочной закупки, в настоящее время оцениваются по-разному: либо, как противоречащая закону, либо – как не противоречащая. Это объясняется тем, что еще не сложилась единая практика проведения неоднократных ОРМ в отношении одного лица в рамках дела оперативного учета и ее однозначной оценки со стороны надзирающих прокуроров и судей, как правомерной практики.

В связи с эти необходимо согласиться с мнением авторов, которые полагают, что решение данной проблемы весьма актуально с точки зрения прокурорского надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Давая оценку подобной ситуации и принимая соответствующее решение, прокурор должен учесть имеющую место коллизию. С одной стороны, в каждом случае проведения проверочной закупки прокурор обязан требовать немедленной легализации ее результатов и возбуждения уголовного дела. Нарушение данного требования может оцениваться как сокрытие преступления. С другой стороны, прокурор должен способствовать решению задач по пресечению преступления в полном объеме, по всестороннему установлению всех обстоятельств по уголовному делу и доказанности деяния. (См.: Новик В.В. Современные вопросы доказывания наркопреступлений // Вестник криминалистики / Отв. Ред. А.Г. Филиппов. – М.: Спарк. 2006. – С. 69).

Вместе с тем, как совершенно справедливо полагают некоторые специалисты (см., например: Новик В.В. Современные вопросы доказывания наркопреступлений // Вестник криминалистики / Отв. Ред. А.Г. Филиппов. – М.: Спарк, 2006), более корректной и не противоречащей закону является следующая последовательность и содержание следственных действий и ОРМ:

  • «пробная» проверочная закупка, без задержания сбытчика;
  • возбуждение уголовного дела по результатам «пробной» проверочной закупки;
  • проведение по поручению следователя «повторной» проверочной закупки и иных ОРМ;
  • задержание подозреваемого — сбытчика.
  • допрос подозреваемого, проведение у него обыска и проведение иных следственных действий.

Проверочная закупка включает также составление соответствующих документов, фиксирующих ее проведение и результаты.

Производство проверочной закупки можно разделить на три этапа.

Подготовительный этап, который включает:

  • проверку первичной информации;
  • вынесение постановления о проведении проверочной закупки;
  • составление акта осмотра денежных купюр, предназначенных для передачи сбытчику при совершении сделки с объектами, изъятыми из гражданского оборота. В акте фиксируются номера купюр, к акту прилагаются их ксерокопии, а также контрольный образец специальных следообразующих средств, которыми обрабатываются денежные купюры (данный образец отбирается на марлю и упаковывается надлежащим образом). В акте отмечается, что специальное химическое вещество образует свечение зеленого цвета в ультрафиолетовых лучах после обработки специальным средством денежных купюр, врученных закупщику;
  • составление протокола (акта) личного досмотра закупщика, подтверждающего отсутствие у него объектов, аналогичных тем, которые сбывают преступники, что необходимо для нейтрализации в процессе последующего доказывания преступной деятельности возможной версии стороны защиты о том, что эти объекты были приобретены не при проверочной закупке, а из другого источника;
  • составление протокола (акта) об оснащении закупщика техническими средствами с целью фиксации разговора между закупщиком и сбытчиком. В данном документе должны быть отражены данные о технических характеристиках записывающего устройства и аудиокассеты или цифрового носителя информации;
  • в случае возможности осуществления фиксации сделки (процесса переговоров, вручения денег, получения закупаемых объектов) с помощью видеосъемки осуществляется подготовка соответствующих технических средств. Использование видеосъемки оформляется актом наблюдения, в котором указываются сведения о технических характеристиках применяемых технических средств и упаковке магнитного носителя (к акту может быть приложена справка специалиста о примененных технических средствах).

На втором этапе реализуется оперативный замысел, т.е. осуществляются действия, непосредственно направленные на получение необходимого результата (сбытчику передаются деньги (или их эквивалент в виде другого имущества), а взамен получают приобретаемый «товар».

Заключительный этап может иметь два варианта, в зависимости от того, планируется ли задержание сбытчика немедленно после совершения сделки или нет.

В случае «приобретения товара» оперативным сотрудником он составляет подробный рапорт о проверочной закупке и ее результатах. Если «покупателем» был содействующий гражданин, то составляется акт проверочной закупки с фиксацией в нем факта выдачи приобретенного наркотика.

К рапорту или акту проверочной закупки прилагаются:

  • протокол личного досмотра лица, осуществлявшего закупку «товара», с указанием факта изъятия приобретенного объекта;
  • стенограмма аудиозаписи разговора между сбытчиком и «покупателем» в ходе проверочной закупки;
  • объяснение «покупателя»;
  • объяснения иных участников проверочной закупки;
  • рапорт или справку специалиста, фиксировавшего контакт сбытчика и «продавца» на видео- или фотоаппаратуру;
  • акт о выдаче звукозаписывающего устройства «закупщиком»;
  • кассеты с аудио-, видео- и фотоматериалами;
  • приобретенные объекты, изъятые у «закупщика» после осуществления сделки. Они должны быть упакованы надлежащим образом и снабжены пояснительными надписями и подписями лиц, присутствующими при изъятии.
  • образец специального средства, использованного для пометки денежных купюр.

Если в результате проверочной закупки сбытчик задерживается, производятся его личный обыск или административный досмотр лица (в зависимости от того, проводится ли задержание в ходе предварительного следствия или до возбуждения уголовного дела). В ходе личного обыска осматриваются одежда и вещи задержанного с целью обнаружения следов преступления, иных предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами по делу или иметь ориентирующее значение (например, могут быть обнаружены документы, анализ которых позволит установить круг лиц, с которыми контактирует задержанный).

При использовании в ходе проверочной закупки «меченых» денег в ходе освидетельствования задержанный осматривается в ультрафиолетовых лучах, фиксируются места и цвет свечения на теле и одежде. Затем производятся смывы раздельно с правой и левой руки, иных мест. Также производится срез ногтевых пластин. Одежда со следами красящего вещества изымается.

С целью доказывания принадлежности закупленных объектов задержанному у него отбираются образцы для последующего сравнительного исследования:

  • смывы с рук;
  • срезы ногтевых пластин;
  • смывы с губ и рта;
  • получение образцов биологических жидкостей (крови, мочи, слюны).

Изъятые образцы упаковываются раздельно друг от друга и опечатываются. Отдельно также упаковывается контрольный образец материала, с помощью которого производился смыв (например, марля, пропитанная водно-спиртовой смесью).

Кроме указанных мероприятий необходимо осмотреть место, где осуществлялась незаконная деятельность, о чем составить соответствующих протокол.

К участию в проверочной закупке на разных ее этапах (во всех вышеперечисленных процедурах с целью их удостоверения) привлекаются, при необходимости и возможности их приглашения, посторонние лица, так называемые «представителями общественности» или понятые.

Если проверочная закупка проводится в ходе расследования уголовного дела, после задержания, как правило, производится допрос подозреваемого лица. В качестве свидетелей допрашиваются участники оперативно-розыскных мероприятий. В отношении изъятых при личном обыске (досмотре) и обыске по месту жительства объектов и образцов для сравнительного исследования назначаются соответствующие судебные экспертизы.

Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы в Facebook, Twitter, ВКонтакте или Одноклассниках.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram, смотрите в Youtube и Instagram.
Если вышеизложенная информация оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Несмотря на неоднократные заверения о прекращении нападок на бизнес, на практике количество проверок контролирующими органами не уменьшается. Чаще всего предпринимателям приходится сталкиваться с представителями прокуратуры, налоговой инспекции, Роспотребнадзора, трудовой инспекции, Роскомнадзора и МЧС.

В данной статье я поделюсь советами, которые могут быть полезны предпринимателям, внезапно столкнувшимся с сотрудниками контролирующих органов у себя в офисе или на производстве.

Правило № 1. Не паниковать и вести себя нейтрально-добродушно

Каким бы банальным не казался данный совет, сдержанное и нейтральное поведение в ходе проверки поможет избежать ошибок, вызванных эмоциональным перенапряжением. Нужно понимать, что сотрудники проверяющих органов – простые люди, выполняющие свою работу. Они, разумеется, вам не друзья, но и врагами они также не являются.

Агрессивное поведение лишь отвлечет ваше внимание и не позволит контролировать ситуацию, что зачастую является залогом успеха. Умеренно добродушная беседа позволит вам выяснить прямую, а может быть, и косвенную цель проверки, что даст вам дополнительное время для планирования дальнейших шагов.

Правы вы или нет, но запомните навсегда – никогда не оказывайте сотрудникам проверяющих органов силового противодействия. Ни к чему хорошему это не приведет и может вылиться в ответственность по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), вплоть до лишения свободы сроком в 10 лет. Если по вашему мнению в ходе проверки допускаются грубые нарушения закона, это может стать основанием для оспаривания результатов такой проверки и привлечения контролеров к ответственности. Смотрите в этой связи правило № 6.

Правило № 7. Связаться с юристом

Российское регулирование в области государственных проверок чрезвычайно разнообразно и разобщено – это и отдельный закон «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)», отраслевые акты (например, глава 14 НК РФ) и многочисленные методические рекомендации, изданные для отдельных видов проверок.

Ошибки, совершенные в самом начале: предоставление лишних документов, разглашение ценной информации, пропуск срока для заявления возражений и прочего, могут быть трудно исправимы в дальнейшем. Поэтому наличие в вашей команде хорошего юриста необходимо. Опять же присутствие внутреннего юриста или внешнего консультанта непосредственно во время самой проверки поможет сдержать пыл контролеров и задать правильный тон беседы.

Правило № 4. Отвечать на вопросы контролеров строго в рамках трудовой функции

Представители контролирующих органов любят задавать наводящие вопросы и выпытывать нужную им информацию. При этом отличным источником такой информации выступают сами сотрудники проверяемой компании, готовые делиться своими мыслями и догадками. Такая сговорчивость усугубляется стрессом и в итоге может дорого обойтись работодателю.

Поэтому важно, чтобы каждый работник отвечал только на те вопросы, которые непосредственно относятся к его трудовой функции, закрепленной в трудовом договоре и должностных инструкциях. Например, штатный программист по характеру работы не должны знать о том, с какой целью компанией приобретались прокатные станки и сколько они стоили. Даже если он догадывается, лучше всего ответить «Не уверен, это не входит в круг моих должностных обязанностей».

Разумеется, следует заблаговременно провести беседу с работниками, рассказать им, как стоит себя вести при общении с контролерами, успокоить тем, что ст. 307 УК РФ («Заведомо ложные показания») к ним неприменима и для верности грамотно оформить должностные инструкции работников. Более того, каждый работник компании всегда может воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и отказаться свидетельствовать против себя и своих близких.

Правило № 5. Передавать документы только по описи

Все документы компании должны передаваться контролерам строго по акту приема-передачи. Такой акт должен содержать список всех передаваемых документов, с указанием количества страниц, а также обозначением того, передаются оригиналы или копии документов. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителями компании и контролирующего органа. Один экземпляр акта остается в компании. Это необходимо для того, чтобы в случае утери проверяющим органом копий вы смогли доказать, что они были переданы в ходе проверки.

Обратите внимание, что оригиналы документов подлежат изъятию в исключительных случаях. Например, налоговые органы вправе произвести выемку подлинников лишь в случае, если для осуществления контроля недостаточно копий, и у налогового органа есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (п. 8 ст. 94 НК РФ). При этом при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. Такое же правило установлено для работников полиции (п. 1 ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Также помните, что документы, в отношении которых в компании установлен режим коммерческой тайны, могут изыматься только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК РФ). При правильном оформлении режим коммерческой тайны может «покрывать» значительный объем сведений, как минимум, например, клиентскую базу и внутренние производственные политики.

Кто проверяет? Что проверяют?

Многие граждане думают, что к ИП в любой момент может нагрянуть проверка от любого надзорного органа, чтобы застать его врасплох, поэтому и не спешат открывать своё дело. На самом деле это заблуждение, так как большинство проверок осуществляется в соответствии с заранее составленным графиком, с которым можно ознакомиться на сайте Генеральной прокуратуры.

Нормативная база по вопросам проверок, их сроков, прав и обязанностей сторон прописана в законе №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с этим законом засилье надзорных органов упразднено, бизнесменов проверяют с установленной периодичностью. Кроме того, действует мораторий на проверки малого бизнеса в 2019 году, так что предпринимателей новичков побеспокоят только через 3 года работы. При этом визит контролеров может состояться и значительно позже. Государственные органы практикуют риск-ориентированный подход. В график включают бизнесменов, отчеты или деятельность которых вызывают сомнения.

Федеральных надзорных служб очень много, в каждой сфере деятельности своя, но для ИП наиболее распространенными являются:

  • ФНС;
  • Роспотребнадзор;
  • Отдел экономической безопасности МВД;
  • МЧС;
  • Роструд;
  • Ростехнадзор;
  • Прокуратура;
  • Роскомнадзор;
  • Ространснадзор;
  • Росздравнадзор;
  • Россельхознадзор.

Если одна из этих служб нагрянет к ИП, то первое, что будет интересовать сотрудников, это законно или незаконно он занимается предпринимательской деятельностью, получил ли разрешительную документацию. Поэтому все первостепенные документы, такие как лист записи ЕГРИП, выписки, лицензии, стоит всегда держать под рукой. Что ещё часто проверят федеральные службы?

ФНС

Контрольные мероприятия налоговой службы не включают в общедоступный перечень проверок. Узнать заранее о визите ревизоров нельзя. Закон 294-ФЗ не распространяется на этот вид надзора, о чем прямо указано в первой его статье. Однако спрогнозировать появление инспекторов можно, опираясь на приказ ФНС РФ № ММ-3-06/333@ от 30.05.07.

Те бизнесмены, которые сдают «нулевую» отчётность или платят наёмным рабочим заработную плату ниже МРОТ, чаще всего подвергаются налоговым проверкам ИП. Если в ходе камеральной проверки инспекторы просто ведут переписку с налогоплательщиком, высылая требования на представление тех или иных документов, то при выездной проверке внутренний аудит деятельности будет проверяться на месте и более углублённо. Больше всего сотрудников ФНС будут интересовать:

  • документы, подтверждающие расходы, если ИП на УСН «Доход-Расход» или ЕСХН;
  • полнота отражения доходов;
  • документы об оплате пошлины на ввоз товара из-за границы;
  • соблюдение кассовой дисциплины;
  • совпадение среднесписочной численности сотрудников с фактической;
  • обоснованность затрат, учтенных при расчете обязательств перед бюджетом;
  • верность начисления страховых взносов с трудовых выплат;
  • реальность сделок;
  • верность формирования налоговых регистров, первичной отчетности и др.

Все проверочные мероприятия могут длиться от 2 до 6 месяцев. При необходимости их могут приостанавливать или продлять. Правила регламентируются главой 14 НК РФ.

Внимание! Закон запрещает налоговикам проверять один и тот же налог более одного раза за налоговый период. Даже закрытого предпринимателя могут проверить в течение первых 3 лет после прекращения работы, особенно если за ним числится задолженность.

Роспотребнадзор

Служба следит за соблюдением прав потребителя получать качественный товар, и контролирует соблюдение санитарных норм в местах реализации товаров и услуг. Поэтому проверки Роспотребнадзора часто бывают в точках продажи продуктов питания и в учреждениях общепита. Чтобы избежать нарушений, организатору таких предприятий нужно строго следить:

  • чтобы на прилавках не было продуктов с истёкшим сроком годности;
  • за правильным хранением скоропортящихся продуктов;
  • чтобы повара на кухне имели санитарные книжки и спецодежду;
  • за наличием всех ценников на прилавках;
  • чтобы любому потребителю была доступна книга жалоб.

Спровоцировать внеплановую проверку могут грубые нарушения, следствие которых стало, например, массовое отравление людей. Клиент также может подать жалобу в Роспотребнадзор на наличие в магазине просроченных продуктов, антисанитарию и т. д. Это можно сделать даже через официальный сайт ведомства.

Стоит также помнить, что в 2019 году служба получила право проведения контрольных закупок. Явиться в точку продаж инспекторы могут под видом рядовых покупателей (закон 81-ФЗ от 18.04.18).

МЧС

В связи, с последними трагическими событиями в ТРЦ в Кемерово тема соблюдения пожарной безопасности особенно актуальна. Волна проверок от пожарной инспекции вполне ожидаема не только в местах массового скопления народа, но и, вообще, во всех учреждениях, которые посещают люди. Неудивительно, если после этого многим владельцам помещений придётся организовать у себя систему противодействия пожарам в соответствии с законом, а не откупиться от властей, как это было прежде.

Контроль осуществляется территориальными подразделениями МЧС РФ в соответствии с графиком проверок на 2019 год. Порядок надзора закреплен Административным регламентом № 323 от 14.06.16. Внеплановые визиты ревизоров допускаются в случае поступления жалоб или появления информации об угрозах в СМИ.

Заострить особое внимание следует на таких вещах:

  1. В каждой комнате должен стоять огнетушитель, ответственный должен уметь им пользоваться.
  2. Инструктажи пожарной безопасности с персоналом должны проводиться регулярно.
  3. На видном месте должна присутствовать информация: телефон службы МЧС (01, 010), инструкция при обнаружении возгорания, план эвакуации.
  4. В помещении должны висеть указатели выхода, лестницы. Все запасные выходы должны быть открыты.
  5. Пожарная сигнализация должна быть исправна.
  6. Отделка стен, потолка и пола коридоров эвакуации не должна быть легко воспламеняемой.

Важно! Ни в коем случае нельзя пренебрегать пожарной безопасностью! Лучше один раз добросовестно всё организовать, чем потом иметь дело со страшными последствиями.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *